Главная Написать нам Публичный доклад Карта сайта Вход
Версия для слабовидящих

Русский язык 5 класс

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Программы для основной школы в рамках образовательной программы «Школа 2100» под редакцией Р. Н. Бунеева.

Цели обучения:

- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; интереса и любви к русскому языку;

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка, об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

- формирование умений опознавать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;

- умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

По изученным разделам ученики должны знать:

- фонетика: фонетический состав слова, принципы слогоделения;

- лексика: слово как основная единица языка; лексическое значение слова; тематические группы имен существительных; тематические группы глаголов;

- орфоэпия: нормы произношения изученных групп слов;

- морфемика и словообразование: определение морфемы, морфемное строение слова, значение отдельных морфем; понятие формы слова; основные способы образования имён существительных (морфологические); основные способы образования глаголов (морфологические); последовательность морфемного и словообразовательного разборов;

- морфология: грамматическое значение слова (в сопоставлении с лексическим); определение части речи по морфологическим признакам, ее функции в предложении; самостоятельные и служебные слова; имя существительное как часть речи (общее значение, морфологические признаки, функция в предложении); морфологический разбор имени существительного; местоимение-существительное как часть речи (общее значение, морфологические признаки, функция в предложении); морфологический разбор местоимения-существительного; глагол как часть речи (общее значение, морфологические признаки, функция в предложении); морфологический разбор глагола;

- синтаксис: функции слова, словосочетания и предложения; определение грамматической основы предложения; главные и второстепенные члены предложения; понятие распространенных /нераспространенных предложений; функции вводных слов в предложении; функции обращения; признаки сложного предложения; подчинительная связь между словами; главное и зависимое слова; простое глагольное и составное глагольное сказуемое; дополнение; сложное предложение с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью между частями; понятие главного и придаточного предложений; придаточное изъяснительное; простое и составное именное сказуемое;

- речь: понятие диалога, понятие монолога, текст, структура текста, абзац и его функции; способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь; стилистическая окраска слова (слова нейтральные и стилистически окрашенные, книжные и разговорные); стили речи: разговорный, художественный, научный;

- орфография: правила правописания слов с изученными орфограммами;

- пунктуация: пунктуационные правила, указанные в программе.

Учащиеся должны уметь:

- фонетика: производить фонетический разбор слова; соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением;

- орфоэпия: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарём;

- лексика: пользоваться толковым словарём, словарём синонимов, антонимов; толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы; давать элементарный анализ лексического значения слова;

- морфемика и словообразование: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова; выделять основу слова; образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов; образовывать новые слова с помощью приставок; сложения основ;

- морфология: различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи;

- синтаксис: выделять словосочетание в предложении; определять главное и зависимое слово; образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом, местоимением-существительным в качестве главного и зависимого слова; определять вид предложения по цели высказывания, интонации; определять грамматическую основу предложения; определять вид предложения по количеству грамматических основ, по типу связи между частями сложного предложения; определять вид предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения; определять однородные члены, вводные слова и обращения; составлять простые и сложные предложения изученных типов; строить предложение с придаточным;

- речь: читать учебно-научный и художественный тексы изучающим чтением; владеть отдельными приемами ознакомительного чтения учебно-научного теста; выделять в учебно-научном тесте ключевые слова, составлять план; выделять тему, основную мысль (авторский замысел) в художественном тексте, пересказывать текст подробно и сжато; понимать основные отличия текстов описаний, повествований, писать элементарные тексты этих типов; определять стиль текста; письменно излагать художественный и учебно-научный текст, пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций (однородные члены предложения, соединённые разными способами, обращения, вводные слова, риторические вопросы, бессоюзные и союзные сложные предложения), последовательно развить мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы; озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков;

- орфография: видеть изученные орфограммы в словах и между словами, писать слова с изученными орфограммами; обосновывать написанное; находить и исправлять орфографические ошибки в словах с изученными орфограммами;

- пунктуация: видеть изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила.

Основные виды контроля:

- диктант (контрольный, объяснительный, словарный, творческий, свободный, предупредительный, схематический, графический);

- комплексный анализ текста;

- сочинение;

- изложение с творческим заданием;

- тест; - устное высказывание;

- тренировочные упражнения.

На изучение программного материала выделяется 204 ч; в неделю - 6 ч, из них на развитие речи - 14 ч (сочинение - 7 ч; изложение - 7 ч), контрольные - 9 ч.

Учебное и учебно-методическое обеспечение

1. Бунеев, Р. Н. Русский язык : учебник для 5 класса основной школы : в 2 ч. / Р. Н. Бунеев [и др.] ; под науч. ред. академика РАО А. А. Леонтьева. - М. : Баласс, 2010.

2. Бунеева, Е. В. Русский язык. 5 класс : метод. рекомендации для учителя / Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова. - Изд. 2-е, доп. - М. : Баласс, 2006.

3. Барова, Е. С. Сборник диктантов для 5-7 классов : пособие для учителя и учащихся / Е. С. Барова ; под ред. Е. В. Бунеевой. - М. : Баласс, 2005.

4. Барова, Е. С. Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. 5 класс : в 2 ч. / Е. С. Барова, М. Р. Богданова. - М. : Баласс, 2006.

5. Балашова, Л. В. Русский язык и культура общения : практикум : в 2 ч. / Л. В. Балашова ; под ред. О. Б. Сиротиной. - Саратов : Лицей, 2002.

6. Гайбарян, О. Е. Диктанты с грамматическими заданиями / О. Е. Гайбарян, А. В. Кузнецова. - М. ; Ростов н/Д. : МарТ, 2003.

7. Комиссарова, Л. Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык». 5 класс : пособие для учащихся / Л. Ю. Комиссарова. - М. : Баласс, 2009.

8. Лекант, П. А. Справочник школьника по русскому языку : 5-11 классы / П. А. Лекант, Н. Б. Самсонов ; под ред. П. А. Леканта. - Изд. 2-е, испр. - М. : Оникс : Мир и образование, 2006.

9. Розенталь, Д. Э. Сборник упражнений и диктантов по русскому языку : 5-11 классы / Д. Э. Розенталь. - М. : Оникс : Мир и образование, 2005.

10. Светлышева, В. Н. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации : 5-7 классы / В. Н. Светлышева, О. А. Давыдова. - Изд. 3-е, стереотип. - М. : Дрофа, 2001.

11. Черников, И. Н. Сборник диктантов с лингвистическим заданием для старших классов / И. Н. Черников, С. С. Петровская, Г. М. Шипицына. - М. : Русское слово, 2003.