МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 208 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ ПРИНЯТА на заседании Педагогического совета, протокол № 1 от 26.08.2021 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 2081 ________________ Т.С. Чуб Приказ № 122/4 от «28» августа 2021 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Студия эстрадного танца» от 7 до 12 лет художественной направленности Екатеринбург, 2021 1 РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы: художественная. Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребѐнка, для его гармоничного духовного и физического развития. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актѐрском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Новизна программы. Отличительными чертами данной программы является то, что она содержит в себе материал не по одному конкретному танцевальному направлению, а знакомит детей с разными хореографическими стилями и их особенностями в соответствии с их хронологическими этапами возникновения и развития. Актуальность данной программы заключается в предоставлении ребѐнку спектра возможностей по реализации его интересов и способностей в сфере хореографии; в обеспечении потребностей в формировании общей культуры безопасной и продуктивной организации их свободного времени, создании самостоятельного творческого коллектива, презентации результатов его деятельности на различных уровнях (районном, городском, областном и др.). Востребованность программы со стороны воспитанников и их родителей в значительной степени определяется: интересом к классическим эталонам искусства, определяющим развитие современной музыки, театра, танца; стремлением к самостоятельным пробам детей в освоении классических и современных направлений хореографии; поиском форм, способов, средств поддержки культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, формирования ценностного отношения к физическому и психическому здоровью человека. Педагогическая целесообразность образовательной программы Искусство танца развивает ребенка многосторонне и гармонично: воспитывает любовь к прекрасному, позволяет самовыразиться, проявить и продемонстрировать свои способности, укрепляет здоровье, дает уверенность в себе, формирует осанку, красоту тела, придает грациозность в походке и движениям. Многоплановость и многожанровость хореографического искусства (от «классики» до «модерна», от сценических постановок до «уличных танцев») позволяет каждому ребѐнку проявить свои способности и индивидуальность и, вместе с тем, найти друзей по интересам, почувствовать себя частью слаженной, «двигающейся в такт» группы. Программа разработана на основе нормативно-правовой документации: • Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»; • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р г. 2 Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; • Приказ Минобрнауки России от 09.01 2014 №2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы»). • Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 №ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптивных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). Адресат Программа разработана для обучающихся 7-10 лет. Программа строится с учетом личностных (возрастных) потребностей обучающихся 7-10 лет. Для занятий формируются группы по возрасту от 14 до 17 человек, специальных требований к начальному уровню подготовки обучающихся при приеме в творческое объединение нет. Психологические особенности возрастной группы 7 - 10 лет: У младших школьников возрастает скорость движений, но точность еще не высока, много ―лишних‖ не сознательных движений. Дети плохо различают и запоминают внешние сходные физические упражнения, движения; плохо их дифференцируют по основным параметрам управления. Не достаточно развиты в младшем школьном возрасте мышление, распределение и переключение внимания, что затрудняет обучение и усвоение двигательных навыков. Без учета особенностей данного возраста трудно избежать отрицательных результатов. Если в этот период не работать над точностью, ловкостью и координацией движений, то в процессе интенсивного роста ребенка возникает диспропорция в управлении двигательным аппаратом. Неуклюжесть детей может быть причиной застенчивости, робости, неуверенности в себе в старшем возрасте, что, в свою очередь, мешает социальной адаптации ребенка. В младшем школьном возрасте важна профилактика нарушения осанки, так как этот возраст наиболее подвержен отрицательному влиянию средовых факторов в силу незавершенности окостенения позвоночника, недостаточной сформированности мышечного корсета и адаптации к длительному сидению за партой. Формирование 3 правильной осанки весьма важно для укрепления общего здоровья детей, так как заболевания сердечно – сосудистой и дыхательной систем среди школьников взаимосвязаны с нарушением их осанки. В этом возрасте закладываются основы управления движениями, формируются умения и навыки, отсутствие которых невозможно сформировать в старшем возрасте. младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития большинства двигательных способностей. сенситивным периодом развития координационных способностей является возрастной период у девочек с 7 до 10 лет, у мальчиков с 7 до 12-13 лет. Выбор методов и форм проведения занятий на данном этапе обусловлен возрастными особенностями воспитанников: это игровые формы, направленные на раскрепощение, снятие страха оценки, формирование доброжелательных отношений внутри учебной группы, на восприятие и осознание искусства, воплощение своих чувств и мыслей в образах; на развитие эмоционально-чувственной сферы, погружение в заданную ситуацию. Режим занятий Длительность одного занятия: 1, 2 и 3 год обучения - 2 академических часа, Периодичность занятий в неделю: 1 год обучения - 3 раза; 2 и 3 год обучения – 3 раза. Объем программы: 1 год обучения: стартовый уровень 216 часов, 2 и 3 год обучения: базовый 216 часов. 4 Уровневость программы: 1- ый год обучения «Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. 2- ой год обучения «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно- тематического направления программы. 3- й год обучения «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно- тематического направления программы. Формы обучения и виды занятий. Форма обучения: очная, возможна дистанционная. Виды занятий: практическое и репетиционное занятие, мастер-класс, беседа, видеоурок, экскурсия, викторина, коллективное посещение концертов, спектаклей, массовых мероприятий. На занятиях наряду с фронтальными методами используются работа в парах, индивидуальная работа, работа в микро-группах. и т.п. Программа предусматривает систематическое и последовательное обучение. Однако, преподаватель, придерживаясь содержания программы, может творчески подходить к проведению занятий. Это зависит от уровня общего и музыкального развития детей, мастерства педагога, условий работы. Программа предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического танца, изучение танцевальных элементов, исполнение детских бальных и народных танцев и воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации. В программу ритмики включены упражнения и движения классического, народного и бального танцев, доступные детям 7-10 летнего возраста, обеспечивающие формирование осанки учащихся, правильную постановку корпуса, ног, рук, головы, развивающие физические данные, координацию движений, тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие навык ориентации в пространстве. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Цель программы - развитие творческих способностей у детей, формирование готовности к самовыражению в танце, поддержание их физической формы и здоровья, создание условий для творческого развития личности. Задачи программы: Обучающие: познакомить с историей развития хореографического искусства; познакомить с жанрами хореографического искусства; познакомить с различными техниками исполнения хореографического материала; сформировать представление о системе базовых понятий хореографии, помочь овладеть техникой танца; познакомить с элементами классического, народного и эстрадного танца; познакомить детей с хореографическими терминами и основами современного танца; помочь овладеть основами музыкальной грамоты; способствовать интеграции в контекст культуры современного танца. Воспитательные: сформировать устойчивый интерес к искусству и занятиям хореографией; 5 развить умение давать правильные с морально-этической точки зрения оценки явлениям и событиям вокруг них; сформировать уважительное отношение к искусству разных стран и народов; воспитать терпение, волю, трудолюбие, ответственность, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, устойчивую потребность к физическим нагрузкам и здоровому образу жизни; сформировать умение работать в команде. Развивающие: развить чувственно-эмоциональные проявления, внимание, память, фантазию, воображение, стремление к творческой самореализации; улучшить моторику, развить координацию, пластичность, гибкость, грациозность, чувство ритма, хореографическую память, точность исполнения движений; сформировать физическую культуру тела, укрепить костно-мышечный аппарат обучающихся; развить художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное; сформировать организационно-управленческие умения и навыки; развить коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение. Предполагаемые результаты реализации программы. Личностные результаты освоения курса: а) сформированность у ребѐнка ценностных ориентиров в области хореографического искусства; б) уважительное отношение к творчеству, как своему, так и других людей; в) сформированность духовных и эстетических потребностей; г) владение различными приѐмами и средствами хореографической деятельности; д) приобретены навыки самостоятельной и групповой работы. Предметные результаты: а) сформированность первоначальных представлений о роли хореографического искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека; б) имеют представление о выразительных средствах хореографического искусства в) имеют представление о терминологии и классификации хореографического искусства; в) имеют представление о отечественной и мировой культуре, истории балета; Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с музыкой, литературой, историей. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: умеют: - проговаривать последовательность действий на занятии при выполнении творческих работ. - работать по предложенному педагогом плану. - совместно с наставником и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. - Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений. Познавательные УУД: умеют: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью наставника. - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя ИКТ, свой жизненный 6 опыт и информацию, полученную на занятиях. - сравнивать и группировать произведения хореографического искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). - преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе определенных условий самостоятельно выполнять творческие задания. Коммуникативные УУД Умеют пользоваться языком танца: а) донести свою позицию до собеседника; б) оформить свою мысль в устной форме: КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Год Реализаци обучени я я ДООП с 15.09. 1 по 31.05. с 01.09. 2 по 31.05. с 01.09. 3 по 31.05. Комплектован ие групп с 01.09. по 14. 09. Новогодни е каникулы с 01.01. по 08.01. с 01.01. по 08.01. с 01.01. по 08.01. Промежуточн ая аттестация Итоговая аттестаци я с 20.05. по 31.05. с 20.05. по 31.05. Летние каникул ы с 01.06. по 31.08. с 01.06. по 31.08. с 01.06. по 31.08. 7 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ № Наименование темы Введение в программу Азбука музыкального движения Элементы ритмики и Акробатики Элементы классического танца Элементы народного танца Элементы эстрадного танца Постановочная деятельность Беседы по хореографическому искусству Итоговое занятие Итого 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 год обучения 2 30 36 34 30 30 50 2 год обучения 2 14 3 год обучения 2 10 20 20 46 48 46 46 38 2 48 48 38 2 2 216 2 216 2 2 216 3.1 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КУРС «1 ГОД ОБУЧЕНИЯ – СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ» Цель – формирование устойчивой мотивации к занятиям хореографическим творчеством. Задачи: познакомить с назначением танцевального зала и сцены, правилами поведения; познакомить с основными танцевальными позициями рук и ног и научить выстраивать их; сформировать необходимые двигательные навыки, дать возможность почувствовать радость от ощущения своего тела; познакомить с хореографическими понятиями и терминами изучаемых движений; помочь овладеть языком пантомимических и танцевальных движений; научить ориентироваться на сценической площадке; заложить основы музыкальной культуры: познакомить с основными понятиями, увлечь, заинтересовать музыкой; развить музыкальные способности; познакомить с элементами современной хореографии: классического, народного и эстрадного танца; дать некоторые сведения по физиологии человеческого тела; познакомить с классификацией разминочных упражнений и научить правильному выполнению; познакомить с тренировочными комплексами общей физической подготовки и партерной гимнастики, а также упражнениями, входящими в них, научить правильному выполнению; познакомить с основными правилами подготовки тела к занятию танцами и комплексом упражнений для разогрева основных групп мышц; развить костно-мышечный аппарат, помочь устранить нарушения осанки и развить 8 физически; познакомить с правилами поведения танцора в гримерной и на сцене. Планируемые результаты: Личностные: понимание красоты как ценности; стремление к развитию и реализации своего творческого потенциала в процессе коллективного исполнения танцевальных образов; позитивная оценка своих танцевальных и творческих способностей; уважительное отношение к иному мнению; принятие ценностей здорового образа жизни; доброжелательное отношение к окружающим, сопереживание и сочувствие; стремление к взаимопомощи и взаимовыручке. Метапредметные: умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; работать индивидуально и в группе; умение оценить правильность выполнения поставленной задачи, видеть собственные возможности ее решения; стремление находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; владение основами самоконтроля, самооценки; умение организовывать свой рабочий день. Предметные: представление о современных хореографических стилях, знание их особенностей; владение элементами классического, народного и эстрадного танца, их отличительной чертой; владение хореографическими терминами проученных движений; умение ориентироваться на сценической площадке; владение правилами поведения в гримерной и на сцене; знание основных позиций рук и ног, умение их выстраивать; представление о строении человеческого тела; представление о классификации разминочных, тренировочных комплексов упражнений и умение правильно выполнять их; владение комплексом упражнений для разогрева основных групп мышц и умение подготовить свое тело к занятиям; владение базовыми понятиями музыкальной культуры. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ - СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ Количество часов № 1. 2. Формы аттестации/ контроля Тема Введение в предмет Азбука музыкального движения теория практика всего 2 - 2 6 24 30 Инструктаж по ТБ опрос (приложение 2) просмотр и контроль опрос (приложение 4;5) 9 2.1 2.2 2.3 3. 3.1 3.2 4. 4.1 4.2 5. 5.1 5.2 6. 7. 7.1 7.2 Элементы музыкальной грамоты. Музыкально ритмические упражнения. Слушание музыки. Элементы ритмики и Акробатики Упражнения на развитие координации и чувство ритма. Упражнения на гибкость, растяжку и укрепление всех групп мышц Элементы классического танца Экзерсис на середине зала Партерная гимнастика Элементы народного танца Элементы народных движений. Построения и перестроения Элементы эстрадного танца Постановочная деятельность Постановка и изучение танца Отработка движений танца 2 4 6 2 14 16 2 6 8 10 26 36 4 10 14 16 22 8 26 34 4 10 14 4 16 20 6 24 30 4 10 14 2 14 16 4 26 30 10 40 50 4 24 28 6 16 22 6 8. Беседы по хореографическому искусству 1 1 2 9. Итоговое занятие 1 1 2 Итого: просмотр и контроль зачѐт (приложение 1) просмотр и контроль зачѐт (приложение 4;5) просмотр и контроль зачѐт (приложение 4;5) просмотр и контроль опрос (приложение 4;5) просмотр и контроль концертная и конкурсная деятельность (приложение 3) Опрос по электронной презентации (приложение 2) Беседа (приложение 2) 216 часов 10 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА 1. Введение в программу. Знакомство с обучающимися. Правила поведения на занятии. Комплектование групп. Режим работы. Одежда для занятий. Безопасность труда. 2. Азбука музыкального движения. Теория: мелодия и движение, темп музыки, музыкальные размеры, контрастная музыка (быстрая - медленная, веселая – грустная). Практика: движения в различных темпах; определение характера музыки словами; передача изменения характера музыки в движениях. 3. Элементы ритмики и акробатики. Теория: объяснение правильности выполнения упражнений, развитие координации. Практика: различные шаги (с носка, на полупальцах, на пятках); бег (с высоким подниманием бедра, с захлестом); упражнения для укрепления различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, спины, живота, рук и ног); упражнения на координацию движений; полу шпагат, шпагат; упражнения на гибкость («лодочка», «колечко», «кошечка»); упражнения на растяжку мышц («бабочка», «лягушка» и др.). 4. Элементы классического танца. Теория: выработка осанки, выворотности, эластичности голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Позиции рук и ног. Практика: постановка корпуса, позиции ног и рук, Demi plie, Grand plie; Battemen ttendu(по I поз.,V поз.);Ronddejambeparterre( по точкам);Releve ( по I, II, V поз.);Portdebras ( I);Sotte ( по VI поз.). 5. Элементы народного танца. Теория: особенности народных движений; характерные положения рук и ног. Практика: шаг с притопом, «гармошка», «пружинка», переменный шаг, подскоки. 6. Элементы эстрадного танца. Теория: особенности движений эстрадного танца; характерные положения рук и ног, головы и корпуса. Практика: движения на координацию; прыжки; перестроение из одного рисунка в другой; движения по кругу, танцевальные движения в образах. 7. Постановочная деятельность. Теория: Постановка танцевальных композиций, этюдов. Практика: Импровизация этюдов. 8. Беседы по хореографическому искусству. Теория: Подготовка и проведение познавательных бесед, лекций, презентаций. Практика: Проведение викторин, опросов, тестов; посещение конкурсов и концертов. 9. Итоговое занятие. Теория: анализ деятельности группы за год (освоение программного материала, 11 результаты участия в конкурсах, личностный рост воспитанников); Практика: Выполнение танцевальных движений 3.2 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КУРС «2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ – БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ» Цель – раскрытие индивидуальности и совершенствование навыков танцора. Задачи: развить понимание ритмической и эмоционально-действенной связи музыки и танца, умения воспринимать тему-мелодию, интонации музыкальной темы; продолжить развитие двигательного аппарата, совершенствовать моторику, координацию движений; продолжать знакомство элементами современной хореографии и способствовать их освоению; продолжить работу над постановкой корпуса, ног, рук, головы; сформировать навык самостоятельного использования разминочных и тренировочных комплексов упражнений при подготовке тела к работе; развивать навыки общения, сопереживания, контактности, доброжелательности, взаимоуважения; развивать память (моторную, музыкальную, слуховую, зрительную, проприоцептивную, кинестетическую); способствовать формированию устойчивой мотивации к познавательной деятельности; активизировать воображение и творческую фантазию; развивать чувство коллективизма, сопричастности к общему делу, сотворчеству; развивать интерес к культуре и традициям народов мира. Планируемые результаты: Личностные: развитие художественного вкуса и устойчивого интереса к искусству танца; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей, самоконтроль; стремление к раскрытию своего творческого потенциала; ориентация в культурном многообразии окружающей действительности; позитивное отношение к своему здоровью, принятие норм и правил здорового образа жизни. Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать собственные действия в соответствии с поставленной задачей и условием еѐ реализации в процессе познания содержания танцевально-музыкальных образов; умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) с товарищами в студии; умение понимать причины успеха неуспеха своей деятельности, спокойно и 12 конструктивно воспринимать критику и советы педагога и товарищей; позитивная самооценка своих творческих возможностей; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения. Предметные: знание основных направлений и стилей хореографии, а также соответствующей им базовой лексики; овладение техникой исполнения танцевальных элементов, комбинаций и связок изучаемого направления; умение выполнять их в соответствующем ритме, темпе, характере; развитие основных физиологических качеств (координированность, грациозность, гибкость), необходимых для выполнения танцевального материала на высоком уровне. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ - БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Количество часов № Тема практика. всег о 2 - 2 4 10 14 теория 1 Введение в предмет 4.2 Азбука музыкального движения Элементы музыкальной грамоты. Музыкально — ритмические упражнения. Элементы ритмики и акробатики Упражнения на развитие координации и чувство ритма. Упражнения на гибкость, растяжку и укрепление всех групп мышц Элементы классического танца Экзерсис на середине зала Партерная гимнастика 4.3 Экзерсис у станка 2 2.1 2.2 3 3.1 3.2 4 4.1 5 5.1 Элементы народного танца Элементы народных движений. 2 4 6 2 6 8 6 14 20 2 6 8 4 8 12 12 34 46 4 8 12 4 18 22 4 8 12 12 34 46 4 16 20 Формы аттестации/ контроля Инструктаж по ТБ опрос (приложение 2) просмотр и контроль тестирование (приложение 4;5) просмотр и контроль зачѐт (приложение 1) просмотр и контроль зачѐт (приложение 4;5) просмотр и контроль зачѐт (приложение 4;5) 13 6.1 6.2 Построения и перестроения Работа в парах и группах Элементы эстрадного танца Импровизация Рисунок танца 6.3. Основные движения 5.2 5.3 6 7 7.1 7.2 Постановочная деятельность Постановка и изучение танца Отработка движений танца 2 8 10 6 10 16 10 36 46 просмотр и контроль 2 4 8 6 10 10 опрос (приложение 4;5) 4 22 26 12 26 38 8 14 22 4 12 16 8 Беседы по хореографическому искусству 1 1 2 9 Итоговое занятие 1 1 2 Итого: просмотр и контроль концертная и конкурсная деятельность (приложение 3) Викторина Опрос по электронной презентации (приложение 2) Беседа (приложение 2) 216 часов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА 1. Вводное занятие. Постановка цели и задач на учебный год; обсуждение репертуарного плана. Правила безопасности и правила поведения в классе хореографии. 2. Азбука музыкального движения. Теория: мелодия и движение, темп музыки, музыкальные размеры, Практика: Музыкально — ритмические упражнения. Элементы музыкальной грамоты. 3.Элементы ритмики и акробатики. Теория: объяснение правильности выполнения упражнений, развитие координации и чувства ритма. Практика: различные шаги (с носка, на полу пальцах, на пятках, с высоким подниманием колен, на внутренней и внешней поверхности стопы); бег (с высоким подниманием бедра, с за хлѐстом); упражнения для укрепления различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, спины, живота, рук и ног); упражнения на координацию движений; шпагаты; упражнения на гибкость; упражнения на растяжку мышц; упражнения с предметами; построения и перестроения. 4.Элементы классического танца. Теория: изученные движения на первом году обучения повторяются в более ускоренном темпе. 14 Практика: постановка корпуса, позиции ног и рук, Demiplie, Grandplie; Battementtendu (по I поз.,V поз.);Ronddejambeparterre( по точкам);Releve ( по I, II, V поз.);Portdebras ( I);Sotte ( по I, VI поз.). 5.Элементы народного танца. Теория: особенности народных движений; характерные положения рук и ног. Практика: шаг с притопом, «гармошка», «ковырялочка», переменный шаг, подскоки. 6.Элементы эстрадного танца. Теория: особенности эстрадного танца; характерные положения рук и ног Практика: движения на координацию; прыжки; перестроение из одного рисунка в другой; движения по кругу, танцевальные движения в образах. 7.Постановочная деятельность. Теория: Постановка танцевальных композиций. Практика: Проведение традиционного отчетного концерта коллектива в конце учебного года; участие в концертах, конкурсах, фестивалях и других мероприятиях районного, городского и областного уровня. 8.Беседы по хореографическому искусству. Теория: Подготовка и проведение познавательных бесед, лекций, презентаций. Практика: Проведение викторин, опросов, тестов; посещение конкурсов и концертов. 9.Итоговое занятие. Теория: анализ деятельности группы за год (освоение программного материала, результаты участия в конкурсах, личностный рост воспитанников); Практика: выполнение этюда. 3.3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КУРС «3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ – БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ» Цель – развитие способности к самостоятельному творчеству в области хореографического искусства. Задачи: продолжить знакомство с актуальными тенденциями и расширить знания в области современной хореографии; продолжить изучение элементов, связок и комбинаций, характерных для изучаемого стилевого направления; сформировать навык безошибочного исполнения изученных элементов синхронно и в быстром темпе; познакомить с терминологией новых движений; познакомить с методиками исполнения элементов на более углубленном и продвинутом уровне; продолжить формирование индивидуальной манеры движения; совершенствовать умение импровизации и самостоятельной разработки хореографической композиции и рисунка танца; способствовать развитию умений и навыков композиционного творчества; совершенствовать двигательный аппарат, моторику и координацию движений; развивать и совершенствовать умение самостоятельной подготовки мышц тела к работе; продолжить работу над развитием выворотности, гибкости, устойчивости, чѐткой координации; продолжить развитие выносливости, силы; 15 совершенствовать владение корпусом, движениями головы, рук; продолжить развитие музыкальности, эмоциональности исполнения; совершенствовать пластическую выразительность; совершенствовать сценическую и исполнительскую культуру; способствовать развитию умения самостоятельно искать выразительные средства для воплощения заданного образа; развивать культуру общения, умение построения межличностных отношений; совершенствовать умение планировать этапы своей творческой деятельности. Планируемые результаты: Личностные: развитый художественный вкус; приверженность принципам здорового образа жизни; потребность в систематических физических нагрузках; устойчивое стремление к самосовершенствованию и саморазвитию; чувство патриотизма и уважение к культуре других народов. Метапредметные: умение работать с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; самоконтроль, самодисциплина; уверенное владение практическими и организаторскими навыками, необходимыми при работе над постановкой танца в микрогруппах. Предметные: уверенное владение терминологией изученных движений различных стилевых направлений; уверенное владение методикой изученных движений и техникой их исполнения с учетом увеличения нагрузки и максимальной синхронности; уверенное владение навыками исполнения усложненных танцевальных комбинаций; уверенное владение навыками коллективного исполнительства; владение навыком самостоятельной разработки композиции будущего номера с учетом поиска и анализа музыкальной основы композиции, разработки драматургии танца, сочинения хореографического текста, разработки рисунка танца и сценографии, создания образа, событийного ряда. самостоятельное композиционное творчество: постановка композиций в микрогруппах (самостоятельная разработка и снятие танца с видеоматериалов); коучинг (помощь педагогу в проведении разминочных и тренировочных комплексов упражнений, а также в постановке композиций в младших группах); активная концертная деятельность и участие в фестивалях хореографического искусства. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 ГОД ОБУЧЕНИЯ - БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ № Тема Количество часов Формы аттестации/ контроля 3 год обучения теория практика. всего 1 Введение в предмет 2 - 2 Инструктаж по ТБ опрос (приложение 2) 16 2 2.1 2.2 3 3.1 3.2 4 4.1 4.2 5 5.1 5.2 5.3 6 6.1 6.2 6.3. 7 7.1 7.2 8 9 Азбука музыкального движения Элементы музыкальной грамоты. Музыкально — ритмические упражнения. Элементы ритмики и акробатики упражнения на развитие координации и чувство ритма. упражнения на гибкость, растяжку и укрепление всех групп мышц Элементы классического танца экзерсис на середине зала партерная гимнастика 4.3экзерсис у станка Элементы народного танца элементы народных движений. построения и перестроения работа в парах и группах Элементы эстрадного танца импровизация рисунок танца основные движения Постановочная деятельность постановка и изучение танца Отработка движений танца Беседы по хореографическому искусству Итоговое занятие Итого: 4 6 10 2 2 4 2 4 6 4 16 20 2 6 8 просмотр и контроль тестирование (приложение 4;5) просмотр и контроль зачѐт (приложение 1) 2 10 12 12 36 48 4 8 12 4 20 24 4 8 12 18 30 48 10 14 24 4 8 12 4 8 12 12 36 48 4 4 8 10 12 14 4 18 22 12 26 38 8 12 20 просмотр и контроль концертная и конкурсная деятельность 4 14 18 (приложение 3) просмотр и контроль зачѐт (приложение 4;5) просмотр и контроль зачѐт (приложение 4;5) 1 1 2 1 1 216 часов. 2 просмотр и контроль зачѐт (приложение 4;5) Викторина Опрос по электронной презентации (приложение 2) беседа (приложение 2) СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА 1. Вводное занятие. Постановка цели и задач на учебный год; обсуждение репертуарного плана. Правила 17 безопасности и правила поведения в классе хореографии. 2. Азбука музыкального движения. Теория: мелодия и движение, темп музыки, музыкальные размеры, Практика: Музыкально — ритмические упражнения. Элементы музыкальной грамоты. 3. Элементы ритмики и акробатики. Теория: объяснение правильности выполнения упражнений, развитие координации и чувства ритма. Практика: различные шаги (с носка, на полу пальцах, на пятках, с высоким подниманием колен, на внутренней и внешней поверхности стопы махи ногами); бег (с высоким подниманием бедра, с захлестом, спиной вперѐд, боком с приставным шагом); упражнения для укрепления различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, спины, живота, рук и ног); упражнения на координацию движений; шпагаты; упражнения на гибкость; упражнения на растяжку мышц; упражнения с предметами; построения и перестроения. 4. Элементы классического танца. Теория: изученные движения на втором году обучения повторяются в более ускоренном темпе. Практика: Demi plie, Grand plie;Battement tendu(по всем напр.);Rond de jambe par terre( en dehors и en dedans);Releve (по I, II, V поз.);Port de bras ( I, II,Ш );Sotte ( по I, II, VI поз.) 5. Элементы народного танца. Теория: знакомство с танцами народов мира, особенности народных движений; характерные положения корпуса рук и ног. Практика: шаг с притопом, «гармошка», «ковырялочка», «верѐвочка», переменный шаг, подскоки в ускоренном темпе. Шаги польки, галоп. 6. Элементы эстрадного танца. Теория: Постановка танцевальных композиций. Практика: Движения на координацию; прыжки; перестроение из одного рисунка в другой; движения по кругу, танцевальные движения в образах. 7. Постановочная деятельность. Теория: Постановка танцевальных композиций Практика: Проведение традиционного отчетного концерта коллектива в конце учебного года; участие в концертах, конкурсах, фестивалях и других мероприятиях районного, городского и областного уровня. 8. Беседы по хореографическому искусству. Теория: Подготовка и проведение познавательных бесед, лекций, презентаций. Практика: Проведение викторин, опросов, тестов; посещение конкурсов и концертов. 10. Итоговое занятие. Теория: анализ деятельности группы за год (освоение программного материала, результаты участия в конкурсах, личностный рост воспитанников); 18 Практика: перспективное планирование, выполнение номеров. 19 РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1. Материально-техническое обеспечение 1. №/№ 1 2 3 4 5 6 7 9 Оборудование Зал для занятий хореографией магнитофон с поддержкой usb для прослушивания аудио mp3 скакалки мячи Гимнастические палки Гимнастические коврики Хореографически й станок зеркала Единица измерения Количество на группу % использования в ходе реализации программы 1 100% шт 1 70% шт шт 15 15 30% 30% шт 15 30% шт 15 50% шт 1 30% шт 100% 1. Информационное обеспечение 1. https://www.sgu.ru/sites/default/files/education/programs/2017/02/b1.v.dv_.11.2_tanceva lnaya_improvizaciya_zaochno.pdf 2. https://xn--80aaaj0a3actv6b.xn-p1ai/%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%8B/7%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0 %B9-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9%D0%B2%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0 %BE%D0%BC-%D1%82%D0%B0/ 3. https://summercamp.ru/%D0%A2%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%B2%D0 %B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8 B_(%D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%BE%D1%81 %D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%B2_12-17_%D0%BB%D0%B5%D1%82) 4. https://www.maam.ru/detskijsad/tvorcheskie-zadanija-na-razvitie-tancevalnogotvorchestva.html 5. https://www.youtube.com/watch?v=fhcPw2dY74g 6. https://www.youtube.com/watch?v=HGWBDoPi-Wg 7. https://www.youtube.com/watch?v=FTj4S48mRYE 8. https://www.maam.ru/detskijsad/igra-dlja-sbrosa-yemocionalnogo-naprjazhenijaizobrazi-svo-nastroenie.html 9. https://infourok.ru/prezentaciya-k-zanyatiyu-azbuka-nastroeniya-3712085.html 10. https://www.youtube.com/watch?v=zmvh8lxWM40 20 11. https://www.youtube.com/watch?v=TaW9dqLbQzk 12. https://www.youtube.com/watch?v=mKfEFD3eOMs 13. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/09/23/uprazhneniya-dlya-razvitiyavyrazitelnosti-mimiki-zhestov-dvizheniy 14. https://www.youtube.com/watch?v=SYxxPJgqzfI 15. https://www.youtube.com/watch?v=YRNyJfVTZbE 16. https://www.youtube.com/watch?v=wvKZj54wyf4 17. https://www.youtube.com/watch?v=VaOt7AbGuSQ 18. https://www.leludi.ru/blog/6-uprazhnenij-po-akterskomu-masterstvu 19. https://www.leludi.ru/blog/6-uprazhnenij-po-akterskomu-masterstvu Кадровое обеспечение. 1. Фоменкова Мария Ивановна 2. Педагог дополнительного образования 3. Образование высшее, педагогический стаж – 4 года МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 1. Сценарии отчетных концертов. 2.Глоссарий понятий (терминология проученных движений) 3.Фонотека. 4. Видеотека: база клипов и танцевальных практик групп. 5. Видеозаписи выступления групп. 6. Электронная база презентаций: «Танцы народов мира», «Русский народный танец», «Классический танец», «Современный танец». ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Для реализации воспитательной работы используются различные формы: традиционные и дискуссионные (беседа, защита проекта, вечер отдыха) национально-обрядовые (народные праздники, посиделки, народные забавы) коллективно творческие дела и импровизации в зависимости от количества вовлеченных участников: индивидуальные (для одного обучающихся), групповые (для нескольких обучающихся), коллективные (для всего объединения), массовые (районные, городские). в зависимости от преимущественно используемых средств: игровые, формы концертной деятельности, формы общения (прямое, опосредованное и др.); в зависимости от преимущественно используемых методов: словесные (информации, собрания, и т. п.); наглядные (выставки, стенды и др.); практические (благотворительные и трудовые акции, оформление материалов для выставки, музея и т. п.). в зависимости от времени проведения: кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся); 21 в зависимости от времени подготовки: экспромтные (проводимые без участия детей в предварительной подготовке); предусматривающие предварительную работу и длительную подготовку учащихся; в зависимости от способа влияния педагога: непосредственные и опосредованные; в зависимости от субъекта организации: организаторами выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям; в зависимости от результата: направленные на информационный обмен; направленные на выработку общего решения; направленные на создание общественно значимого продукта». Формы работы с родителями: Родительское собрание — одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни объединения и родительского коллективов. Педагог направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов; на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей. Диспут, дискуссия — обмен мнениями по проблемам воспитания — одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием. Встречи родительской общественности с администрацией учреждения целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы. ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ № 1 2 Дата Сентябрь Октябрь Название мероприятия «Я дома, я на занятиях, я среди друзей» Почитаем наших бабушек, наших дедушек 3 4 5 Ноябрь Декабрь Январь 6 Февраль День народного единства России Безопасные игры Игры в зимний период, правила поведения на льду «Если хочешь быть здоров» 7 Март Здравствуй, господин Светофор! 8 Апрель 9 Май «Если очень захотеть, можно в космос полететь» Мы помним Форма Беседа, Участие в благотворительном концерте Презентация, беседа Опрос Беседа Проведение беседы, придумывание общей зарядки Игра по правилам дорожного движения Презентация, беседа Презентация, беседа 22 ПЛАН КУЛЬТУРНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ № 1 2 Дата Сентябрь Ноябрь Название мероприятия Посвящение в объединение «Серпантин» «Мы разные, но мы вместе» 3 4 Декабрь Февраль Участие в Новогодних мероприятиях «23 февраля – День защитника отечества» 5 Март «8 - марта» 6 Май Мы наследники Победы, славу Родины храним! Форма Игровая программа Праздник к дню толерантности Новогодние елки Участие в праздничном концерте Участие в праздничном концерте Участие в праздничном концерте Организация совместной деятельности родителей и детей Формы познавательной деятельности: общественные творческие отчеты, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания и т. д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение территории центра, создание библиотеки в объединении; ярмарка-распродажа семейных поделок, фотовыставки «Мир наших увлечений» и др. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, экскурсионные поездки. Семейные праздники и фестивали. ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ Формы взаимодействия Тема Сроки Собрание Родительские собрания Знакомство с творческим объединением, ТБ Сентябрь Открытое занятие Анкетирование родителей «Играй и танцуй» Выявление удовлетворенности качеством образовательных услуг. Ноябрь Апрель Открытое занятие с родителями. Флешмоб «Танцуем вместе». Май Индивидуальные консультации по вопросам обучения в объединении «Серпантин», оформление и пополнение в течение учебного года информационного стенда для родителей. «Мой ребенок» Сентябрь май 23 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка. Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкальноритмические упражнения и игры, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания. Программой предусмотрены занятия теоретическими дисциплинами: муз. грамота, беседы о хореографическом искусстве. Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений. Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На начальном этапе беседы краткие. С детьми 2-го и 3-го года обучения проводятся беседы - диалоги, обсуждения, которые помогают развитию способности логически мыслить. На этих занятиях дети получают информацию о хореографическом искусстве, его истории развития и традициях. Программой обучения предусматривается ведение тетрадей, в которых дети записывают музыкальные и танцевальные термины, изучаемые танцевальные жанры названия балетов, имена известных исполнителей, слушаемую музыку и другую необходимую информацию. Сочетание методов образует методику, наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей: Методика дифференцированного обучения: при такой организации учебновоспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого). Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого ребѐнка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе. Методика проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей); и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки. Методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме защиты проекта. 2. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Ведущими формами оценивания эффективности реализации программы и динамики продвижения воспитанников являются: входное оценивание– выявляет начальный уровень подготовленности обучающихся; промежуточное - уровень освоения программы за полугодие (или за год); итоговая аттестации – уровень освоения программы курса. Аттестация может проводиться как в форме контрольных (зачѐтных занятий), так и в форме концертов, конкурсов, выступлений на различных концертных площадках и уровнях. На протяжении всего года обучения ведется текущее оценивание (наблюдение, 24 устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), письменный контроль (проверочная работа), тестирование). Оценочные материалы Педагогическое оценивание проходит в следующих формах: Наблюдение; Тестирование устное; Устный опрос. Результаты фиксируются по следующим параметрам: усвоение знаний, умений, навыков по базовым разделам программы; Личностный рост, развитие общительности, работоспособности; Формирование художественных способностей, эстетического вкуса; При оценке знаний, умений и навыков, полученных ребенком за период обучения (полугодия), учитывается его участие в творческих конкурсах. Результаты освоения программы определяются по трем уровням: высокий; средний; низкий. Оценка проводится по пятибалльной шкале. Фиксируется в зачетных ведомостях, сравнение результатов за два полугодия показывают динамику освоения обучающимися Оценочные материалы к программе: Освоение содержания программы (Приложение № 1); Формирование общеучебных умений и навыков и обобщѐнных способов деятельности (Приложение № 2); Творческая деятельность (Приложение № 3); Развитие качеств личности (Приложение № 4); Индивидуальная карточка учета результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе (Приложение № 5). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Барышникова Т. «Азбука хореографии» (-М.: Айрис Пресс, 1999) 2. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Игры, которые лечат». (-М.: ТЦ Сфера, 2009) 3. Ваганова А. Я. «Основы классического танца» (-С.-П., 2000) 4. Васильева Т. К. «Секрет танца» (-С.-П.: Диамант, 1997) 5. Воронина И. «Историко-бытовой танец» (-М.: Искусство, 1980) 6. Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы». (М.: ВАКО, 2007) 7. «Игровые и рифмованные формы физических упражнений». Автор-составитель С.А. Авилова, Т.В. Калинина. (-Волгоград: Учитель, 2008) 8. Климов А. «Основы русского народного танца» (-М.: Искусство, 1981) 9. Ковалько В.И. «Школа физкультминуток: 1-4 классы». (-М.: ВАКО, 2009) 10. Петрусинский В.В. «Обучение, тренинг, досуг» (М.: Новая школа, 1998) 11. Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание» (-М.: Просвещение, 1989) 12. Шершнев В.Г. «От ритмики к танцу». (-М., 2008). Список литературы для детей и родителей 1. Бондаренко Л. «Методика хореографической работы в школе и внешкольных учреждениях». (-Киев: Музична Украiна, 1985) 2. Добовчук С.В. «Ритмическая гимнастика: учебное пособие». (- М.: МГИУ, 2008) 3. Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетова «Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие». (-М.: Издательство «Глобус», 2009) 4. Пустовойтова М.Б. «Ритмика для детей: учебно-методическое пособие». (-М.: ВЛАДОС, 2008) 5. Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. Са-фи-дансе. «Танцевально-игровая гимнастика для детей: учебно-методическое пособие». (- СПб.: Детство-пресс, 2001) 25 Приложение № 1 Освоение содержания программы. (подобный лист составляется на каждый год обучения) Год обучения Конец учебного года Начало учебного года 1-й год обучения Прыжок Чувство ритма Гибкость тела Выборочность Подъѐм стопы Балетный шаг Вводный контроль Середина учебного года № Список п/п учащихся 1. 2. 3. 4. Приложение № 2 Формирование общеучебных умений и навыков, обобщѐнных способов деятельности. (подобный лист составляется на каждый год обучения) Умение налаживать контакт в коллективе Умение вступать в диалог Учебнокоммуникативные умения и навыки Умение слушать педагога Умение делать выводы о результатах своей работы Умение осуществлять сбор информации Учебноинтеллектуальные умения и навыки Умение отличать новые знания от ранее полученных Общеучебные умения и навыки Навыки соблюдения техники безопасности Список учащихся Учебно-организационные умения и навыки № п\п 1. 2. 3. 4. 26 Приложение № 3 Творческая деятельность. (подобный лист составляется на каждый год обучения) Результат Название Творческие достижения Дата Участие Название Творческая активность Дата 3 уровень 2 уровень 1 уровень № Креативность п/ Список (творческий уровень) п учащихс выполнения заданий я 1. 2. 3. Приложение № 4 Развитие качеств личности. (подобный лист составляется на каждый год обучения) Заниженная Завышенная Самоконтроль Самооценка Конфликтность Отношение ребѐнка к общим делам детского коллектива Адекватная № Список Терпение, п/ учащихся воля, п внимание 1. 2. 3. 27 Приложение № 5 Индивидуальная карточка учета результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе (в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества) Фамилия, имя ребенка: Возраст: Название объединения: Программа: Ф.И.О. педагога: Дата начала наблюдения Сроки диагностики Показатели Год обучения Входная Промежуточная Итоговая 1. Теоретическая подготовка ребенка 1.1. Теоретические знания: а) упражнения на середине зала. в) партерная гимнастика 1.2. Владение специальной терминологией 2. Практическая подготовка ребенка 2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой: а) выворотность в) гибкость с) чувство ритма 2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением 3. Обще-учебные умения и навыки ребенка 3.1. Учебно-интеллектуальные умения: а) подбирать и анализировать специальную литературу; в) пользоваться компьютерными источниками информации; с) осуществлять проектно-исследовательскую работу 3.2. Учебно-коммуникативные умения: а) слушать и слышать педагога; в) выступать перед аудиторией; с) вести полемику, участвовать в дискуссии. 3.3. Учебно-организационные умения и навыки: а) умение организовать свое рабочее место; в) навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности; с) умение аккуратно выполнять работу. 28 4. Предметные достижения обучающегося: 4.1. На уровне детского объединения; 4.2. На уровне центра; 4.3. На уровне района, города; 4.4. На уровне города; 4.5. На уровне области, 4.6. На региональном уровне. 4.7 На международном уровне. МАОУ СОШ № 208 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ Подписано цифровой подписью: МАОУ СОШ № 208 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ Дата: 2021.09.27 21:06:44 +05'00'