Рабочая программа по учебному предмету География (5-9 класс)

Приложение № 3
к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ № 208 с углубленным
изучением отдельных предметов,
утвержденное приказом № 122/1
от 28.08.2021 г.

Рабочая программа по географии
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета География на
уровне основного общего образования
1.1. Личностные результаты освоения программы по географии:
Личностные результаты освоения образовательной программы по географии отражают:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, 6 культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

1.2. Метапредметные результаты освоения программы по географии:
освоения основной образовательной программы основного общего образования отражают:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
 использовать различные приемы систематизации учебного материала в процессе
обучения (составление планов, таблиц, схем и т.п.);
 использовать полученные знания и умения для решения разнообразных жизненных
задач.
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
 осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
 определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
 корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
 различать изученные географические объекты, процессы и явления
 называть географические следствия воздействия Солнца и Луны, формы, размеров и
движения Земли на мир живой и неживой природы, причины смены дня и ночи и времен
года
 устанавливать эмпирические зависимости на основе анализа результатов наблюдений
 классифицировать горные породы и минералы по происхождению, а равнины и горы по
высоте
 сформированность знаний об основных географических закономерностях
 сформированность умений устанавливать взаимосвязи между изученными природными,
социальными и экономическими явлениями и процессами, реально наблюдаемыми
географическими явлениями и процессами
 сформированность умений объяснять изученные географические объекты и явления.
 различать изученные географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи
между ними
 классифицировать отдельные географические объекты и явления по заданным
признакам;
 сравнивать изученные географические объекты и явления по заданным признакам
 устанавливать эмпирические зависимости на основе анализа результатов наблюдений за
погодой
 примеры проявления закономерностей зональности и азональности, ритмичности и
целостности географической оболочки
 описывать закономерности изменения в пространстве рельефа, климата, внутренних вод
и органического мира
МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов 2021-2022 учебный год

2

 выявлять взаимосвязи между компонентами природы в пределах отдельных территорий
с использованием различных источников географической информации
 различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и
населения материков и океанов, отдельных регионов и стран
 сравнивать особенности природных комплексов и населения, материальной и духовной
культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным
условиям
 объяснять особенности компонентов природных комплексов, населения и хозяйства
отдельных территорий
 классифицировать типы климата по заданным показателям
 оценивать влияние географического положения России на особенности природы, жизнь
и хозяйственную деятельность населения
 использовать знания о государственной территории и исключительной экономической
зоне России, о мировом, поясном, декретном и зональном времени для решения
практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни
 распознавать географические процессы и явления, определяющие особенности природы
страны
 классифицировать типы почв типы климата и моря России по географическому
положению
 сравнивать особенности компонентов природы отдельных частей страны
 распознавать демографические процессы и явления, характеризующие динамику
численности населения России и ее отдельных регионов
 проводить классификацию населенных пунктов и регионов России по заданным
основаниям
 использовать знания о естественном и механическом движении населения,
половозрастной структуре и размещении населения, городском и сельском населении,
этническом и религиозном составе населения для решения практико-ориентированных
задач в контексте реальной жизни
 распознавать показатели, характеризующие отраслевую, и территориальную структуру
хозяйства России
 использовать знания о факторах размещения хозяйства для объяснения особенностей
отраслевой и территориальной структуры хозяйства России, регионов, размещения
отдельных предприятий
 характеризовать основные особенности хозяйства России
 оценивать влияние географического положения регионов России на особенности
природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения
 объяснять географические различия населения и хозяйства отдельных территорий
 сравнивать географические особенности природноресурсного капитала, населения и
хозяйства отдельных регионов России
 классифицировать субъекты РФ по уровню социальноэкономического развития на
основе статистических данных
 объяснять современные социально-экономические и экологические проблемы отдельных
территорий и пути их решения
 оценивать место и роль России в мировом хозяйстве
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
 представлять результаты наблюдений в различной форме (табличной, графической,
географического описания)
 определять направления, расстояния и географические координаты по картам и плану
местности
МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов 2021-2022 учебный год

3

 использовать условные обозначения планов и легенды карты для получения
информации, необходимой для решения учебных и (или) практико-ориентированных
задач
 описывать по физической карте полушарий, физической карте России, глобусу
местоположение крупнейших форм рельефа
 использовать знания об особенностях отдельных компонентов природы Земли для
решения учебных и практических задач
 описывать по физической карте полушарий, физической карте России, карте океанов,
глобусу местоположение крупнейших географических объектов
 описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов
 описывать положение на карте крупных стран и природных районов на отдельных
материках
 представлять в различных формах (таблицы, графики, географическое описание)
географическую информацию, необходимую для решения учебных и (или) практикоориентированных задач
 представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического
описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач
8) смысловое чтение;
 интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и географических
исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках информации
 находить информацию, необходимую для решения учебных и (или) практикоориентированных задач и извлекать ее из различных источников
 получать информацию об отдельных компонентах природы Земли с использованием
карт различного содержания
 выбирать и использовать источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, необходимые для изучения
особенностей природы, населения и хозяйства отдельных территорий) использовать их
для решения различных учебных и практико-ориентированных задач
 интегрировать и интерпретировать информацию об особенностях природы и населения
отдельных территорий, представленную в одном или нескольких источниках
информации
 выбирать и использовать источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения), необходимые для изучения
особенностей природы и (или) населения и (или) хозяйства России
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
 вести диалог о изученном в русле обсуждаемой проблематики; участвовать в дискуссии
на географические темы; делать сообщения, доклады.
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
 отвечать на вопросы по изученному материалу и самостоятельно формулировать
систему вопросов к нему;
 давать собственную аргументированную оценку изученного и оформлять ее в устной и
письменной речи.

МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов 2021-2022 учебный год

4

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
 находить в различных источниках информации (включая Интернет-ресурсы) факты,
позволяющие оценить вклад российских путешественников в развитие знаний о Земле
 использовать компьютерные базы данных для изучения особенностей природы,
населения и хозяйства отдельных территорий
 использовать различные источники географической информации компьютерные базы
данных для решения различных учебных и практико-ориентированных задач
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
 приводить примеры изменений в геосферах в результате деятельности человека на
примере своей местности, России и мира
 приводить примеры современных проблем человечества и своей страны, для решения
которых необходимы географические исследования, в том числе проблем охраны
окружающей среды
 приводить примеры опасных природных явлений в геосферах и средств их
предупреждения
 приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий
 оценивать последствия изменений компонентов природы в результате деятельности
человека с использованием разных источников географической информации
 распознавать показатели, характеризующие состояние окружающей среды
 использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных
территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни

1.3. Предметные результаты освоения программы по географии
Предметные результаты изучения географии отражают:
1) формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о
географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для
решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи
охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как
основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и
быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о
целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени,
основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в
отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов
географической среды, в том числе ее экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической
карты как одного из языков международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний
в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного
оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории
МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов 2021-2022 учебный год

5

проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и
техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к
возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и
акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в
окружающей среде

МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов 2021-2022 учебный год

6

2. Содержание учебного предмета Географии на уровне основного общего
образования
2.1. Содержание учебного предмета
Развитие географических знаний о Земле.
Введение. Географическое изучение Земли
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция,
Древний Рим). Появление первых географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов,
русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.
Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в
Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий.
Географические открытия XVII–XIX вв. (исследования и открытия на территории
Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое
русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).
Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов,
океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев
атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера).
Географические знания в современном мире. Современные географические методы
исследования Земли.
Земля-планета Солнечной системы
Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и
жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения
Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года.
Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь – как система измерения больших
промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и
ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки,
календарный год.
Изображение земной поверхности.
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта,
аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование
на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение
азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные
знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного
кабинета/комнаты. Географическая карта – особый источник информации. Содержание и
значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть:
параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические
координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных
объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.
Природа Земли.
Литосфера. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли.
Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их
значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной
поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры.
Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы
рельефа – горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени.
Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной
высоты равнин. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной
высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов. Рифтовые
области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения
глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия.
МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов 2021-2022 учебный год

7

Гидросфера. Строение и состав гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды.
Мировой океан и его части. Свойства вод Мирового океана – температура и соленость.
Движение воды в океане – волны, течения. Воды суши. Реки на географической карте и в
природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их
происхождение. Ледники. Горное и покровное оледенение, многолетняя мерзлота. Подземные
воды. Межпластовые и грунтовые воды. Болота. Каналы. Водохранилища. Человек и
гидросфера.
Атмосфера. Строение воздушной оболочки Земли. Температура воздуха. Нагревание
воздуха. Суточный и годовой ход температур и его графическое отображение. Среднесуточная,
среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость температуры от географической
широты. Тепловые пояса. Вода в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Атмосферное
давление. Ветер. Постоянные и переменные ветра. Графическое отображение направления
ветра. Роза ветров. Циркуляция атмосферы. Влажность воздуха. Понятие погоды. Наблюдения
и прогноз погоды. Метеостанция/метеоприборы (проведение наблюдений и измерений,
фиксация результатов наблюдений, обработка результатов наблюдений). Понятие климата.
Погода и климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты
местности.Климаты Земли. Влияние климата на здоровье людей. Человек и атмосфера.
Биосфера. Биосфера – живая оболочка Земли. Особенности жизни в океане. Жизнь на
поверхности суши: особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных
пространствах. Воздействие организмов на земные оболочки. Воздействие человека на природу.
Охрана природы.
Географическая оболочка как среда жизни. Понятие о географической оболочке.
Взаимодействие оболочек Земли. Строение географической оболочки. Понятие о природном
комплексе. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные
комплексы своей местности. Закономерности географической оболочки: географическая
зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Влияние человека на ландшафт.
Человечество на Земле.
Численность населения Земли. Расовый состав. Нации и народы планеты. Страны на карте
мира.
Освоение Земли человеком.
Что изучают в курсе географии материков и океанов? Методы географических
исследований и источники географической информации. Разнообразие современных карт.
Важнейшие географические открытия и путешествия в древности (древние египтяне, греки,
финикийцы, идеи и труды Парменида, Эратосфена, вклад Кратеса Малосского, Страбона).
Важнейшие географические открытия и путешествия в эпоху Средневековья (норманны,
М. Поло, А. Никитин, Б. Диаш, М. Бехайм, Х. Колумб, А. Веспуччи, Васко да Гама, Ф. Магеллан,
Э. Кортес, Д. Кабот, Г. Меркатор, В. Баренц, Г. Гудзон, А. Тасман, С. Дежнев).
Важнейшие географические открытия и путешествия в XVI–XIX вв. (А. Макензи, В.
Атласов и Л. Морозко, С. Ремезов, В. Беринг и А. Чириков, Д. Кук, В.М. Головнин, Ф.П. Литке,
С.О. Макаров, Н.Н. Миклухо-Маклай, М.В. Ломоносов, Г.И. Шелихов, П.П. Семенов-ТяньШанский, Н.М. Пржевальский.
А. Гумбольдт, Э. Бонплан, Г.И. Лангсдорф и Н.Г. Рубцов, Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П.
Лазарев, Д. Ливингстон, В.В. Юнкер, Е.П. Ковалевский, А.В. Елисеев, экспедиция на корабле
“Челленджер”, Ф. Нансен, Р. Амундсен, Р. Скотт, Р. Пири и Ф. Кук).
Важнейшие географические открытия и путешествия в XX веке (И.Д. Папанин, Н.И.
Вавилов, Р. Амундсен, Р. Скотт, И.М. Сомов и А.Ф. Трешников (руководители 1 и 2 советской
антарктической экспедиций), В.А. Обручев).
Описание и нанесение на контурную карту географических объектов одного из изученных
маршрутов.
Главные закономерности природы Земли.
Географическая оболочка. Свойства и особенности строения географической оболочки.
Общие географические закономерности целостность, зональность, ритмичность и их значение.
МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов 2021-2022 учебный год

8

Географическая зональность. Природные зоны Земли (выявление по картам зональности в
природе материков). Высотная поясность.
Литосфера и рельеф Земли. История Земли как планеты. Литосферные плиты.
Сейсмические пояса Земли. Строение земной коры. Типы земной коры, их отличия.
Формирование современного рельефа Земли. Влияние строения земной коры на облик Земли.
Атмосфера и климаты Земли. Распределение температуры, осадков, поясов
атмосферного давления на Земле и их отражение на климатических картах. Разнообразие
климата на Земле. Климатообразующие факторы. Характеристика воздушных масс Земли.
Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли. Влияние климатических
условий на жизнь людей. Влияние современной хозяйственной деятельности людей на климат
Земли. Расчет угла падения солнечных лучей в зависимости от географической широты,
абсолютной высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры
воздуха тропосферы на заданной высоте, расчет средних значений (температуры воздуха,
амплитуды и др. показателей).
Мировой океан – основная часть гидросферы. Мировой океан и его части. Этапы
изучения Мирового океана. Океанические течения. Система океанических течений. Тихий
океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Атлантический
океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Северный
Ледовитый океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности.
Индийский океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности.
Человечество на Земле Заселение Земли человеком. Современная численность населения
мира. Размещение населения. Понятие «плотность населения». Народы и религии мира.
Человеческие расы. Языковая классификация народов мира. Мировые и национальные религии.
Хозяйственная деятельность населения. География видов хозяйственной деятельности. Города
и сельские поселения. Многообразие стран, их основные типы. Культурноисторические
регионы мира
Материки и страны
Южные материки. Особенности южных материков Земли.
Африка. Географическое положение Африки и история исследования. Рельеф и полезные
ископаемые. Климат и внутренние воды. Характеристика и оценка климата отдельных
территорий Африки для жизни людей. Природные зоны Африки. Эндемики. Определение
причин природного разнообразия материка. Население Африки, политическая карта.
Особенности стран Северной Африки (регион высоких гор, сурового климата, пустынь и
оазисов, а также родина древних цивилизаций, современный район добычи нефти и газа).
Особенности стран Западной и Центральной Африки (регион саванн и непроходимых
гилей, с развитой охотой на диких животных, эксплуатация местного населения на плантациях
и при добыче полезных ископаемых).
Особенности стран Восточной Африки (регион вулканов и разломов, национальных
парков, центр происхождения культурных растений и древних государств).
Особенности стран Южной Африки (регион гор причудливой формы и пустынь, с
развитой мировой добычей алмазов и самой богатой страной континента (ЮАР)).
Австралия и Океания. Географическое положение, история исследования, особенности
природы материка. Эндемики.
Австралийский Союз (географический уникум – страна-материк; самый маленький
материк, но одна из крупнейших по территории стран мира; выделение особого культурного
типа австралийско-новозеландского города, отсутствие соседства отсталых и развитых
территорий, слабо связанных друг с другом; высокоразвитая экономика страны основывается
на своих ресурсах).
Океания (уникальное природное образование – крупнейшее в мире скопление островов;
специфические особенности трех островных групп: Меланезия – «черные острова» (так как
проживающие здесь папуасы и меланезийцы имеют более темную кожу по сравнению с
МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов 2021-2022 учебный год

9

другими жителями Океании), Микронезия и Полинезия – «маленькие» и «многочисленные
острова»).
Южная Америка. Географическое положение, история исследования и особенности
рельефа материка. Климат и внутренние воды. Южная Америка – самый влажный материк.
Природные зоны. Высотная поясность Анд. Эндемики. Изменение природы. Население Южной
Америки (влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения).
Страны востока и запада материка (особенности образа жизни населения и хозяйственной
деятельности).
Антарктида. Антарктида – уникальный материк на Земле (самый холодный и удаленный,
с шельфовыми ледниками и антарктическими оазисами). Освоение человеком Антарктиды.
Цели международных исследований материка в 20-21 веке. Современные исследования и
разработки в Антарктиде.
Северные материки. Особенности северных материков Земли.
Северная Америка. Географическое положение, история открытия и исследования
Северной Америки (Новый Свет). Особенности рельефа и полезные ископаемые. Климат,
внутренние воды. Природные зоны. Меридиональное расположение природных зон на
территории Северной Америки. Изменения природы под влиянием деятельности человека.
Эндемики. Особенности природы материка. Особенности населения (коренное население и
потомки переселенцев).
Характеристика двух стран материка: Канады и Мексики. Описание США – как одной из
ведущих стран современного мира.
Евразия. Географическое положение, история исследования материка. Рельеф и полезные
ископаемые Евразии. Климатические особенности материка. Влияние климата на
хозяйственную деятельность людей. Реки, озера материка. Многолетняя мерзлота, современное
оледенение. Природные зоны материка. Эндемики.
Зарубежная Европа. Страны Северной Европы (население, образ жизни и культура
региона, влияние моря и теплого течения на жизнь и хозяйственную деятельность людей).
Страны Средней Европы (население, образ жизни и культура региона, высокое развитие
стран региона, один из главных центров мировой экономики).
Страны Восточной Европы (население, образ жизни и культура региона, благоприятные
условия для развития хозяйства, поставщики сырья, сельскохозяйственной продукции и
продовольствия в более развитые европейские страны).
Страны Южной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние южного
прибрежного положения на жизнь и хозяйственную деятельность людей (международный
туризм, экспорт субтропических культур (цитрусовых, маслин)), продуктов их переработки
(оливковое масло, консервы, соки), вывоз продукции легкой промышленности (одежды,
обуви)).
Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии (особенности положения региона (на
границе трех частей света), население, образ жизни и культура региона (центр возникновения
двух мировых религий), специфичность природных условий и ресурсов и их отражение на
жизни людей (наличие пустынь, оазисов, нефти и газа), горячая точка планеты).
Страны Центральной Азии (влияние большой площади территории, имеющей различные
природные условия, на население (его неоднородность), образ жизни (постсоветское
экономическое наследие, сложная политическая ситуация) и культуру региона).
Страны Восточной Азии (население (большая численность населения), образ жизни
(влияние колониального и полуколониального прошлого, глубоких феодальных корней,
периода длительной самоизоляции Японии и Китая) и культура региона (многообразие и тесное
переплетение религий: даосизм и конфуцианство, буддизм и ламаизм, синтоизм, католицизм).
Страны Южной Азии (влияние рельефа на расселение людей (концентрация населения в
плодородных речных долинах), население (большая численность и «молодость»), образ жизни
(распространение сельского образа жизни (даже в городах) и культура региона (центр
МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов 2021-2022 учебный год

10

возникновения древних религий – буддизма и индуизма; одна из самых «бедных и голодных
территорий мира»).
Страны Юго-Восточной Азии (использование выгодности положения в развитии стран
региона (например, в Сингапуре расположены одни из самых крупных аэропортов и портов
мира), население (главный очаг мировой эмиграции), образ жизни (характерны резкие различия
в уровне жизни населения – от минимального в Мьянме до самого высокого в Сингапуре) и
культура региона (влияние соседей на регион – двух мощных центров цивилизаций – Индии и
Китая).
Взаимодействие природы и общества.
Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей.
Степень воздействия человека на природу на разных материках. Необходимость
международного сотрудничества в использовании природы и ее охраны. Развитие
природоохранной деятельности на современном этапе (Международный союз охраны природы,
Международная Гидрографическая Организация, ЮНЕСКО и др.).
Географическое положение и границы России
Характеристика географического положения России. Водные пространства, омывающие
территорию России. Государственные границы территории России. Россия на карте часовых
поясов. Часовые зоны России. Местное, поясное время, его роль в хозяйстве и жизни людей.
История освоения и заселения территории России в XI – XVI вв. История освоения и заселения
территории России в XVII – XVIII вв. История освоения и заселения территории России в XIX –
XXI вв.
Природа России.
Рельеф и полезные ископаемые России. Геологическое строение территории России.
Геохронологическая таблица. Тектоническое строение территории России. Основные формы
рельефа России, взаимосвязь с тектоническими структурами. Факторы образования
современного рельефа. Закономерности размещения полезных ископаемых на территории
России. Изображение рельефа на картах разного масштаба. Построение профиля рельефа.
Климат России. Характерные особенности климата России и климатообразующие
факторы. Закономерности циркуляции воздушных масс на территории России (циклон,
антициклон, атмосферный фронт). Закономерности распределения основных элементов
климата на территории России. Суммарная солнечная радиация. Определение величин
суммарной солнечной радиации на разных территориях России. Климатические пояса и типы
климата России. Человек и климат. Неблагоприятные и опасные климатические явления.
Прогноз и прогнозирование. Значение прогнозирования погоды. Работа с климатическими и
синоптическими картами, картодиаграммами. Определение зенитального положения Солнца.
Внутренние воды России. Разнообразие внутренних вод России. Особенности
российских рек. Разнообразие рек России. Режим рек. Озера. Классификация озер. Подземные
воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники, каналы и крупные водохранилища. Водные
ресурсы в жизни человека.
Почвы России. Образование почв и их разнообразие на территории России.
Почвообразующие факторы и закономерности распространения почв. Земельные и почвенные
ресурсы России. Значение рационального использования и охраны почв.
Растительный и животный мир России. Разнообразие растительного и животного мира
России. Охрана растительного и животного мира. Биологические ресурсы России.
Природно-территориальные комплексы России.
Природное районирование. Природно-территориальные комплексы (ПТК): природные,
природно-антропогенные и антропогенные. Природное районирование территории России.
Природные зоны России. Зона арктических пустынь, тундры и лесотундры. Разнообразие лесов
России: тайга, смешанные и широколиственные леса. Лесостепи, степи и полупустыни.
Высотная поясность.
МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов 2021-2022 учебный год

11

Крупные природные комплексы России. Русская равнина (одна из крупнейших по
площади равнин мира, древняя равнина; разнообразие рельефа; благоприятный климат; влияние
западного переноса на увлажнение территории; разнообразие внутренних вод и ландшафтов).
Север Русской равнины (пологая равнина, богатая полезными ископаемыми; влияние
теплого течения на жизнь портовых городов; полярные ночь и день; особенности расселения
населения (к речным долинам: переувлажненность, плодородие почв на заливных лугах,
транспортные пути, рыбные ресурсы)).
Центр Русской равнины (всхолмленная равнина с возвышенностями; центр Русского
государства, особенности ГП: на водоразделе (между бассейнами Черного, Балтийского, Белого
и Каспийского морей).
Юг Русской равнины (равнина с оврагами и балками, на формирование которых повлияли
и природные факторы (всхолмленность рельефа, легкоразмываемые грунты), и социальноэкономические (чрезмерная вырубка лесов, распашка лугов); богатство почвенными
(черноземы) и минеральными (железные руды) ресурсами и их влияние на природу, и жизнь
людей).
Южные моря России: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение.
Крым (географическое положение, история освоения полуострова, особенности природы
(равнинная, предгорная и горная части; особенности климата; природные отличия территории
полуострова; уникальность природы)).
Кавказ (предгорная и горная части; молодые горы с самой высокой точкой страны;
особенности климата в западных и восточных частях; высотная поясность; природные отличия
территории; уникальность природы Черноморского побережья).
Урал (особенности географического положения; район древнего горообразования;
богатство полезными ископаемыми; суровость климата на севере и влияние континентальности
на юге; высотная поясность и широтная зональность).
Урал (изменение природных особенностей с запада на восток, с севера на юг).
Обобщение знаний по особенностям природы европейской части России.
Моря Северного Ледовитого океана: история освоения, особенности природы морей,
ресурсы, значение. Северный морской путь.
Западная Сибирь (крупнейшая равнина мира; преобладающая высота рельефа;
зависимость размещения внутренних вод от рельефа и от зонального соотношения тепла и
влаги; природные зоны – размещение, влияние рельефа, наибольшая по площади, изменения в
составе природных зон, сравнение состава природных зон с Русской равниной).
Западная Сибирь: природные ресурсы, проблемы рационального использования и
экологические проблемы.
Средняя Сибирь (сложность и многообразие геологического строения, развитие физикогеографических процессов (речные долины с хорошо выраженными террасами и
многочисленные мелкие долины), климат резко континентальный, многолетняя мерзлота,
характер полезных ископаемых и формирование природных комплексов).
Северо-Восточная Сибирь (разнообразие и контрастность рельефа (котловинность
рельефа, горные хребты, переходящие в северные низменности; суровость климата;
многолетняя мерзлота; реки и озера; влияние климата на природу; особенности природы).
Горы Южной Сибири (географическое положение, контрастный горный рельеф,
континентальный климат и их влияние на особенности формирования природы района).
Алтай, Саяны, Прибайкалье, Забайкалье (особенности положения, геологическое строение
и история развития, климат и внутренние воды, характерные типы почв, особенности природы).
Байкал. Уникальное творение природы. Особенности природы. Образование котловины.
Байкал – как объект Всемирного природного наследия (уникальность, современные
экологические проблемы и пути решения).
Дальний Восток (положение на Тихоокеанском побережье; сочетание горных хребтов и
межгорных равнин; преобладание муссонного климата на юге и муссонообразного и морского
МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов 2021-2022 учебный год

12

на севере, распространение равнинных, лесных и тундровых, горно-лесных и гольцовых
ландшафтов).
Чукотка, Приамурье, Приморье (географическое положение, история исследования,
особенности природы).
Камчатка, Сахалин, Курильские острова (географическое положение, история
исследования, особенности природы).
Население России.
Численность населения и ее изменение в разные исторические периоды. Воспроизводство
населения. Показатели рождаемости, смертности, естественного и миграционного
прироста / убыли. Характеристика половозрастной структуры населения России. Миграции
населения в России. Особенности географии рынка труда России. Этнический состав населения
России. Разнообразие этнического состава населения России. Религии народов России.
Географические особенности размещения населения России. Городское и сельское население.
Расселение и урбанизация. Типы населенных пунктов. Города России их классификация.
География своей местности.
Географическое положение и рельеф. История освоения. Климатические особенности
своего региона проживания. Реки и озера, каналы и водохранилища. Природные зоны.
Характеристика основных природных комплексов своей местности. Природные ресурсы.
Экологические проблемы и пути их решения. Особенности населения своего региона.
Хозяйство России.
Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование. Экономическая и
социальная география в жизни современного общества. Понятие хозяйства. Отраслевая
структура хозяйства. Сферы хозяйства. Этапы развития хозяйства. Этапы развития экономики
России. Географическое районирование. Административно-территориальное устройство
Российской Федерации.
География отраслей промышленности.Главные отрасли и межотраслевые
комплексы. Сельское хозяйство. Отраслевой состав сельского хозяйства. Растениеводство.
Животноводство. Отраслевой состав животноводства. География животноводства.
Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Пищевая и легкая промышленность. Лесной
комплекс. Состав комплекса. Основные места лесозаготовок. Целлюлозно-бумажная
промышленность. Топливно-энергетический комплекс. Топливно-энергетический комплекс.
Угольная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность. Электроэнергетика. Типы
электростанций. Особенности размещения электростанция. Единая энергосистема страны.
Перспективы развития. Металлургический комплекс. Черная и цветная металлургия.
Особенности размещения. Проблемы и перспективы развития отрасли. Машиностроительный
комплекс. Специализация. Кооперирование. Связи с другими отраслями. Особенности
размещения. ВПК. Отраслевые особенности военно-промышленного комплекса. Химическая
промышленность. Состав отрасли. Особенности размещения. Перспективы развития.
Транспорт. Виды транспорта. Значение для хозяйства. Транспортная сеть. Проблемы
транспортного комплекса. Информационная инфраструктура. Информация и общество в
современном мире. Типы телекоммуникационных сетей. Сфера обслуживания. Рекреационное
хозяйство. Территориальное (географическое) разделение труда.
Хозяйство своей местности.
Особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика
хозяйства своего региона. Особенности территориальной структуры хозяйства,
специализация района. География важнейших отраслей хозяйства своей местности.
Районы России.
Европейская часть России. Центральная Россия: особенности формирования
территории, ЭГП, природно-ресурсный потенциал, особенности населения, географический
фактор в расселении, народные промыслы. Этапы развития хозяйства Центрального района.
Хозяйство Центрального района. Специализация хозяйства. География важнейших отраслей
хозяйства.
МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов 2021-2022 учебный год

13

Города Центрального района. Древние города, промышленные и научные центры.
Функциональное значение городов. Москва – столица Российской Федерации.
Центрально-Черноземный район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал,
население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства,
специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Волго-Вятский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и
характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация
района. География важнейших отраслей хозяйства.
Северо-Западный район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население,
древние города района и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры
хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Калининградская область: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и
характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство района. Особенности территориальной
структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.
Моря Атлантического океана, омывающие Россию: транспортное значение, ресурсы.
Европейский Север: история освоения, особенности ЭГП, природно-ресурсный
потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры
хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Поволжье: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и
характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация
района. География важнейших отраслей хозяйства.
Крым: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика
хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры хозяйства,
специализация. География важнейших отраслей хозяйства.
Северный Кавказ: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и
характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры
хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.
Южные моря России: транспортное значение, ресурсы.
Уральский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы освоения,
население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства,
специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Азиатская часть России.
Западная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы
освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры
хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Моря Северного Ледовитого океана: транспортное значение, ресурсы.
Восточная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы
освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры
хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Моря Тихого океана: транспортное значение, ресурсы.
Дальний Восток: формирование территории, этапы и проблемы освоения, особенности
ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности
территориальной структуры хозяйства, специализация района. Роль территории Дальнего
Востока в социально-экономическом развитии РФ. География важнейших отраслей хозяйства.
Россия в мире.
Россия в современном мире (место России в мире по уровню экономического развития,
участие в экономических и политических организациях). Россия в мировом хозяйстве (главные
внешнеэкономические партнеры страны, структура и география экспорта и импорта товаров и
услуг). Россия в мировой политике. Россия и страны СНГ.

МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов 2021-2022 учебный год

14

2.2 Воспитательный потенциал учебного предмета География
 Установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя
через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных
элементов, проблемного вопроса, Кейс-технологий, метода дизайн-мышления, подготовку
сообщений из рубрики «Это интересно», «Мир вокруг нас».
 Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений через создание специальных тематических проектов, рассчитанных на различные виды
сотрудничества, организация работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией. Выполнение практических работ на уроках естественного цикла, позволяет
обратить внимание школьников на важность процессов в жизни человека, выполнение
проектов по различным темам позволяет акцентировать
внимание
учащихся
на
установлении причинно-следственных связей между объектами.
 Проведение событийных уроков, уроков-экскурсий, которые позволяют разнообразить
формы работы на уроке, повысить мотивацию к изучаемому предмету, позволяет воспитывать
любовь к Родине, науке, промышленным и сельскохозяйственным технологиям страны.
 Включение в урок интерактивных форм работы: групповая работа, парная
работа, игровая, что позволяет установить доброжелательную обстановку на уроке,
позволяет обучающимся в процессе общения не только получать знания, но и приобретать
опыт.
 Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение
«Правил внутреннего распорядка
обучающихся»,
принятие
правил
работы
в
группе, взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;
 Использование ИКТ технологий обучения, обеспечивающих современные активности
обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных приложениях,
мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы, обучающие сайты,
уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.)
 Использование технологии «Портфолио», с целью развития самостоятельности,
рефлексии и самооценки, планирования деятельности, видения правильного вектора для
дальнейшего развития способностей.
 Применение в рамках урока методики «смыслового чтения текста», позволяет не
только повысить результаты предметных результатов, но и усилить воспитательный потенциал
урокачерез полное осмысление прочитанного текста и последующее его обсуждение.
 Поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках выполнения
проектов даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической
проблемы,
навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения (участие в конкурсах,
выставках, соревнованиях, научно-практических конференциях).
 Использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная
агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые
видеоролики по темам урока).
 Сотрудничество педагога и обучающихся на учебном занятии позволяет не только
приобретать знания, опыт и навыки, но и обеспечивать переход в социально значимые
виды групповой, парной и самостоятельной деятельности. Тесная связь обучения и
воспитания позволяет создать все условия
для
развития
высоконравственной,
творческой всесторонне развитой личности.
МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов 2021-2022 учебный год

15

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отведенных на
изучение каждой темы
5 класс
№

Модуль (тема)

Количество часов

1.

Географическое изучение Земли

6

2.

Земля – планета Солнечной системы.

4

3.

Изображения земной поверхности

12

4.

Литосфера

12
Общее количество часов

6 класс
№

Модуль (тема)

34

Количество часов

1.

Гидросфера

11

2.

Атмосфера

13

3.

Биосфера

4

4.

Географическая оболочка

6
Общее количество часов

7 класс
№

Модуль (тема)

34

Количество часов

1.

Географическая оболочка

2

2.

Главные закономерности природы Земли

14

3.

Человечество на Земле

4

4.

Материки и страны

47

5.

Взаимодействие природы и общества

1

Общее количество часов

68

8 класс
№

Модуль (тема)

Количество часов

1.

Географическое положение и границы России

9

2.

Природа России

50

3.

Население России

9
Общее количество часов

МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов 2021-2022 учебный год

68

16

9 класс
№

Модуль (тема)

Количество часов

1.

Общая характеристика хозяйства России.

6

2.

География отраслей промышленности

20

3.

Регионы России

37

4.

Россия в современном мире.

3
Общее количество часов

66

Тематическое планирование (5 класс)
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Тема урока
Введение Зачем нам география и как мы будем ее изучать.
География в древности и в эпоху Средневековья.
Великие географические открытия
Географические открытия XVII–XIX вв
Современные географические исследования и открытия
Обобщение знаний по модулю «Географическое изучение Земли»
Форма и размеры Земли и их географические следствия.
Движение Земли
Географические полюсы, тропики и полярные круги. Пояса освещенности.
Обобщающее повторение по модулю «Земля – планета Солнечной системы.»
Ориентирование на местности.
План местности. Условные знаки.
Способы изображения неровностей земной поверхности на планах и картах
Масштаб топографического плана и карты и его виды
Практическая работа №1 «Работа с планом местности»
Практическая работа №2 «Составление простейшего плана местности»
Географическая карта.
Градусная сетка: параллели и меридианы на глобусе и картах.
Географическая широта
Географическая долгота
Практическая работа №3 «Решение географических задач по плану и карте»
Обобщение и повторение по модулю «Изображения земной поверхности»
Земная кора – верхняя часть литосферы. Внутреннее строение Земли.
Минералы и горные породы.
Практическая работа №4 «Определение горных пород и описание их свойств»
Движение литосферных плит
Вулканы и землетрясения.
Рельеф Земли. Равнины.
Рельеф Земли. Горы.
Рельеф дна Мирового океана.
Практическая работа №5 «Решение практических задач по карте»
Человек и литосфера.
Влияние антропогенных отходов на рельеф. Сохранение природных рельефов от
загрязнений ТКО
Обобщение знаний по модулю «Литосфера – твердая оболочка Земли»

МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов 2021-2022 учебный год

17

Тематическое планирование (6 класс)
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Тема урока
Состав и строение гидросферы. Мировой круговорот воды
Части Мирового океана.
Свойства вод океана. Движение вод в океане.
Реки
Озера и болота.
Практическая работа №6 "Составление описания внутренних вод"
Подземные воды.
Влияние ТКО на состояние подземных вод.
Ледники.
Человек и гидросфера. Современные исследования в гидросфере.
Обобщение по модулю «Гидросфера»
Состав и строение атмосферы.
Температура воздуха.
Суточный и годовой ход температуры воздуха
Практическая работа №7 "Построение графика хода температуры и вычисления
средней температуры"
Атмосферное давление.
Ветер.
Практическая работа № 8 «Построение розы ветров.»
Водяной пар в атмосфере.
Облака и атмосферные осадки.
Практическая работа № 9 «Построение диаграммы количества осадков по
многолетним данным.»
Погода и климат.
Причины, влияющие на климат
Обобщение по модулю «Атмосфера»
Биосфера: состав и границы.
Почва: понятие, состав, строение. Охрана почв
Растительный и животный мир Земли.
Проблемы охраны биосферы. Человек – часть биосферы.
Географическая оболочка Земли и ее составные части.
Свойства и закономерности географической оболочки
Природный комплекс.
Практическая работа № 10 «Составление характеристики природного комплекса.»
Природные зоны. Влияние ТКО на Биосферу.
Роль ЮНЕСКО в сохранении Всемирного природного и культурного наследия.
Обобщение по модулю «Биосфера» и «Географическая оболочка»

МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов 2021-2022 учебный год

18

Тематическое планирование (7 класс)
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.

32.
33.

Тема урока
Географическая оболочка – результат взаимодействия сфер Земли. Строение и
свойства географической оболочки
Географическая зональность: широтная зональность (природные зоны) и высотная
поясность.
История формирования рельефа Земли. Литосферные плиты и образование
континентальной и океанической земной коры.
Платформы, древние и молодые плиты. Области складчатости
Рельеф Земли. Практическая работа №1: "Описание по карте рельефа одного из
материков"
Климатообразующие факторы. Географическая широта как основной
климатообразующий фактор
Воздушные массы, их типы. Циркуляция атмосферы как важный климатообразующий
фактор
Преобладающие ветры. Влияние на климат характера подстилающей поверхности,
океанических течений и рельефа.
Климатические пояса Земли. Климатограммы Практическая работа №2: "Сравнение
климата двух климатических поясов".
Свойства вод Мирового океана и закономерности их изменения. Схема поверхностных
течений
Мировой океан и атмосфера. Жизнь в Океане, закономерности ее пространственного
распространения.
Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый и Южный океан
Загрязнение ТКО океанов и морей.
Уровень загрязнения океанов ТКО.
Современные методы отчистки океанов от ТКО
Обобщение знаний по модулю " Главные закономерности природы Земли "
Заселение Земли человеком. Современная численность населения мира.
Размещение населения. Понятие «плотность населения».
Народы и религии мира.
Хозяйственная деятельность населения. География видов хозяйственной деятельности.
Города и сельские поселения
Общие особенности природы Южных материков.
Географическое положение. Исследование Африки.
Рельеф и полезные ископаемые.
Климат. Внутренние воды.
Природные зоны.
Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки.
Население.
Страны Северной Африки. Алжир.
Страны Восточной Африки. Эфиопия.
Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия. Практическая работа №4:
"Определение природных богатств стран Африки".
Страны Южной Африки. Южно–Африканская Республика. Практическая работа №5:
"Описание по картам основных видов деятельности населения одной из стран
Африки".
Описание по картам основных видов деятельности населения стран Африки
Географическое положение. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые

МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов 2021-2022 учебный год

19

34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

Австралии.
Климат. Внутренние воды.
Природные зоны. Своеобразие органического мира.
Австралийский Союз. Практическая работа №6: "Сравнительная характеристика двух
регионов Австралии"
Океания. Природа, население и страны Океании.
Географическое положение Южной Америки. Из истории открытия и исследования
материка.
Рельеф и полезные ископаемые.
Климат. Внутренние воды.
Природные зоны.
Население.
Страны востока материка. Бразилия. Практическая работа №7 "Описание по карте
Бразилии или Аргентины".
Страны Анд. Перу.
Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды.
Общие особенности природы Северных материков.
Географическое положение Северной Америки. Из истории открытия и исследования
материка.
Рельеф и полезные ископаемые.
Климат. Внутренние воды.
Природные зоны. Население.
Соединенные Штаты Америки. Канада.
Центральная Америка. Мексика. Практическая работа №8 "Характеристика основных
видов природных ресурсов Северной Америки".
Географическое положение. Исследования Центральной Азии.
Особенности рельефа, его развитие.
Климат. Внутренние воды
Природные зоны. Народы и страны Евразии
Страны Северной Европы
Страны Западной Европы. Великобритания
Франция. Германия. Практическая работа №9: "Сравнительная характеристика стран
Европы".
Страны Восточной Европы
Страны Южной Европы. Италия
Страны Юго–Западной Азии. Практическая работа №10: "Группировка стран Азии по
различным признакам".
Страны Центральной Азии
Страны Восточной Азии. Китай.
Япония.
Страны Южной Азии. Индия
Страны Юго–Восточной Азии. Индонезия.
Глобальные проблемы человечества (экологическая, сырьевая, энергетическая,
продовольственная) Сортировка твердых бытовых отходов.

МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов 2021-2022 учебный год

20

Тематическое планирование (8 класс)
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.

32.
33.
34.
35.
36.

Тема урока
Что изучает физическая география России.
Территориальные воды. Исключительная экономическая зона России.
Государственная граница России. Морские и сухопутные границы. Континентальный
шельф.
Моря, омывающие берега России Практическая работа №1 "Сравнительная
характеристика морей"
Географическое положение России
История формирования, освоения и изучения территории России.
Россия на карте часовых поясов Практическая работа №2 "Часовые пояса"
Современное административно–территориальное устройство России.
Обобщение знаний по модулю"Россия на карте мира"
Природные условия и природные ресурсы. Классификация природных ресурсов
Геологическое строение территории России. Минеральные ресурсы России
Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России.
Формирование Уральских гор и современного облика Урала.
Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа.
Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования.
Влияние рельефа на хозяйственную деятельность людей. Изменение рельефа под
влиянием деятельности человека. Антропогенные формы рельефа
Типы климата, факторы их формирования, климатические пояса России.
Распределение тепла и влаги на территории России. Разнообразие климата России
Практическая работа №3 "Определение типов климата России"
Климат и хозяйственная деятельность людей .Агроклиматические ресурсы
Климат родного края
Внутренние воды и моря России водные ресурсы, особенности их размещения на
территории России
Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота
Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека.
Практическая работа №4 "Характеристики рек"
Загрязнение рек ТКО
Образование почв и их разнообразие
Закономерности распространения почв
Почвенные ресурсы России. Почвы Свердловской области, их особенности.
Практическая работа №5 "Построение почвенного профиля"
Способы уменьшения загрязнения почв бытовыми отходами.
Растения и животные России.
Биологические ресурсы и влияние человека на них.
Особо охраняемые территории (ООПТ). Особенности природных условий и ресурсов
Свердловской области, крупные геологические формы и реки Свердловской области.
Особо охраняемые территории Свердловской области.
Природно-ресурсные потенциал России.
Особо охраняемые территории Свердловской области.
Разнообразие природных комплексов России.
Природные зоны России.
Разнообразие лесов России. Проявления природной зональности и высотной
поясности на территории Свердловской области. Животные и растения тайги,
характерные для окрестностей г. Екатеринбурга.

МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов 2021-2022 учебный год

21

37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

Безлесные зоны на юге России.
Высотная поясность
Восточно–Европейская (Русская) равнина. Особенности географического положения.
История освоения
Особенности природы Русской равнины
Природные комплексы Восточно–Европейской равнины. Памятники природы
равнины
Природные ресурсы равнины и проблемы их рационального использования
Кавказ— самые высокие горы России. Географическое положение
Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа
Особенности природы высокогорий. Природные ресурсы.
Урал— «каменный пояс Русской земли». Особенности географического положения,
история освоения
Природные ресурсы
Своеобразие природы Урала. Природные уникумы
Экологическая проблема Урала
Западно–Сибирская равнина. Особенности географического положения
Особенности природы Западно–Сибирской равнины
Природные ресурсы равнины и условия их освоения
Восточная Сибирь, величие и суровость природы. История освоения Восточной
Сибири
Особенности природы Восточной Сибири. Климат
Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения
Дальний Восток— край контрастов. Особенности географического положения.
История освоения
Особенности природы Дальнего Востока. Природные комплексы и уникумы Дальнего
Востока.
Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком
Обобщение знаний по модулю«Природные комплексы России»
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Воздействие человека на
природу. Рациональное природопользование.
Россия на экологической карте. Экология и здоровье человека
Численность, естественное движение населения
Половой и возрастной состав населения России
Миграции населения. Прогнозы изменения численности населения России.
Народы и основные религии России
Географические особенности размещения населения: России Основная полоса (зона)
расселения.
Городское и сельское население. Города
Обобщение по модулю «Физическая география России».

МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов 2021-2022 учебный год

22

Тематическое планирование (9 класс)
№
1.

Тема урока
Состав, отраслевая, функциональная и территориальная структура хозяйства.

2.
3.

ВВП, ВРП и ИЧР как показатели уровня развития страны и регионов.
Факторы размещения производства. Человеческий и производственный капитал
России.
География основных типов экономики на территории России
Проблемы природно–ресурсной основы экономики страны
Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России.
Практическая работа №2 "Характеристика экономических, политических и
культурных связей Свердловской области".
Научный комплекс
Роль, значение и проблемы развития машиностроения
Факторы размещения машиностроения. География машиностроения
Роль, значение и проблемы ТЭК
Топливная промышленность Практическая работа №3 "Описание угольного бассейна"
Электроэнергетика
Состав и значение комплексов
Решение географических задач
Металлургический комплекс
Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия
Цветная металлургия
Химико–лесной комплекс. Химическая промышленность
Факторы размещения предприятий химической промышленности
Лесная промышленность
Состав и значение АПК
Земледелие и животноводство
Пищевая и легкая промышленность. Знакомство с предприятиями пищевой, легкой и
тяжелой промышленности на примере предприятий г. Екатеринбурга.
Состав транспортного комплекса. Роль транспорта
Железнодорожный и автомобильный транспорт
Водный и другие виды транспорта
Связь. Сфера обслуживания. Жилищно–коммунальное хозяйство. Рекреационное
хозяйство
Влияние свалок на социальные показатели города
Макрорегионы России.
Центральная Россия. Географическое положение.
Особенности природно-ресурсного потенциала
Население и хозяйство. Проблемы и перспективы развития района.
Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион
Волго–Вятский и Центрально–Черноземный районы. Географическое положение
Особенности природно-ресурсного потенциала.
Население и хозяйство. Проблемы и перспективы развития района.
Северо–Западный район. Географическое положение
Особенности природно-ресурсного потенциала
Население и хозяйство. Проблемы и перспективы развития района.
Калининградская область
Европейский Север. Географическое положение

4.
5.
6.

7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.

МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов 2021-2022 учебный год

23

42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.

Население. Хозяйство. Проблемы и перспективы развития района.
Поволжье. Географическое положение.
Особенности природно-ресурсного потенциала
Население и хозяйство
Европейский Юг. Крым.
Кавказ. Географическое положение
Особенности природно-ресурсного потенциала
Население и хозяйство. Проблемы и перспективы развития района.
Урал. Географическое положение
Особенности природно-ресурсного потенциала.
Население и хозяйство. Проблемы и перспективы развития района.
Азиатская часть России
Общая характеристика
Этапы, проблемы и перспективы развития экономики
Западная Сибирь. Географическое положение
Особенности природно-ресурсного потенциала.
Население и хозяйство. Проблемы и перспективы развития района.
Восточная Сибирь. Географическое положение
Особенности природно-ресурсного потенциала.
Население и хозяйство. Проблемы и перспективы развития района.
Дальний Восток. Географическое положение
Особенности природно-ресурсного потенциала.
Население и хозяйство. Проблемы и перспективы развития района.
Значение освоения Арктической зоны России для развития страны
Место России в мировой политике и экономике. Отношение к отходам в странах
третьего мира.
МАОУ СОШ №
208 С
УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ

МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов 2021-2022 учебный год

Подписано цифровой
подписью: МАОУ СОШ
№ 208 С
УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
Дата: 2021.09.25
18:42:20 +05'00'

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».