Литература (5-9 класс)

Приложение № 3
к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ № 208 с углубленным
изучением отдельных предметов,
утвержденное приказом № 122/1
от 28.08.2021 г.

Рабочая программа по литературе
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Литература
на уровне основного общего образования
1.1.
Личностные результаты освоения программы по литературе:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни
в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

1.2. Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Литература»
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие
мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими
поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.

1.3. Предметные результаты освоения учебного предмета «Литература»
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования предметными результатами изучения предмета
«Литература» являются:
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся
произведений российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим
вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания
аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении
прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную
картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Год формирования
5 – 6 классы
6 – 7 классы

7 – 9 классы

8 – 9 классы
5 – 7 классы

5 – 9 классы

Перечень умений
определять тему и основную мысль произведения
владеть различными видами пересказа

пересказывать сюжет; выявлять особенности
композиции, основной конфликт, вычленять фабулу

характеризовать героев-персонажей, давать их
сравнительные характеристики; оценивать систему
персонажей

выявлять особенности языка и стиля писателя

объяснять
свое
понимание
нравственнофилософской, социально-исторической и эстетической
проблематики произведений

вести учебные дискуссии

постепенно переходя к анализу текста; анализировать
литературные произведения разных жанров

находить основные изобразительно-выразительные
средства, характерные для творческой манеры писателя,
определять их художественные функции

выделять в произведениях элементы художественной
формы и обнаруживать связи между ними

определять
родо-жанровую
специфику
художественного произведения

выразительно читать с листа и
наизусть
произведения/фрагменты произведений художественной
литературы,
передавая
личное
отношение
к
произведению

ориентироваться
в
информационном
образовательном пространстве: работать



_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

с
энциклопедиями,
словарями,
справочниками,
специальной литературой

выявлять и осмыслять формы авторской оценки
героев, событий, характер авторских взаимоотношений с
«читателем» как адресатом произведения

представлять развернутый устный или письменный
Каждый год на своем
ответ на поставленные вопросы
уровне

собирать материал и обрабатывать информацию,
необходимую для составления плана, тезисного плана,
конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения,
эссе, литературно-творческой работы, создания проекта
на заранее объявленную или самостоятельно/под
руководством учителя выбранную литературную или
публицистическую тему, для организации дискуссии

выражать личное отношение к художественному
произведению, аргументировать свою точку зрения

пользоваться
каталогами
библиотек,
библиографическими указателями, системой поиска в
Интернете
Каждый год, используя  пользоваться основными теоретико-литературными
умения, сформированные терминами и понятиями как инструментом анализа и
интерпретации художественного текста
ранее

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

2. Содержание учебного предмета «Литература» на уровне основного
общего образования
2.1. Содержание учебного предмета
Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трех списков: А,
В и С. Знаком * отмечены произведения, изучение которых предполагается на
углубленном уровне.
А
В
С
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
«Слово
о полку Игореве» (9
кл.)

Древнерусская литература:
«Повесть временных лет»
(отрывки), «Повесть о
разорении Рязани Батыем»,
«Сказание о Борисе и Глебе»,
«Хождение за три моря»
Афанасия Никитина*,
«Житие протопопа Аввакума,
им самим написанное» *
(5—9 кл.)

Д. И. Фонвизин.
«Недоросль»
(9 кл.)
Н. М. Карамзин.
«Бедная Лиза»
(8—9 кл.)

М. В. Ломоносов.
«Послание к Анакреонту»,
«Предисловие о пользе книг
церковных…» *,
«Вечернее размышление о
Божием величестве…»,
«Утреннее размышление…»,
«Стихи, сочиненные на дороге
в Петергоф»,
«Ода на день восшествия…
императрицы Елисаветы
Петровны…»,
«Письмо о пользе стекла»
(отрывок)
(9 кл.).
Г. Р. Державин. «На смерть
князя Мещерского»,
«Властителям и судиям»,
«Фелица»,
«Желание»,
«Река времен в своем
стремленьи…»,
«Памятник» (9 кл.).
Н. М. Карамзин. «Письма
русского путешественника» (7
кл.)

Русский фольклор
Малые жанры:
считалочка, колыбельная песня,
скороговорка, пословица и
поговорка, закличка, побасенка.
Сказки:
«Дочь-семилетка»,
«Лисичка со скалочкой»,
«Жена-доказчица»,
«Василиса Прекрасная»,
«Чивы-чивы-чивычок» (5 кл.).
Былины:
«Добрыня Никитич и змей» *,
«Исцеление Ильи Муромца»,
«Садко» (6 кл.). Песни

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

И. А. Крылов.
Басни:
«Петух и Жемчужное зерно»,
«Лисица и Виноград»,
«Волк и Ягненок»,
«Свинья под Дубом»,
«Ворона и Лисица»,
«Стрекоза и Муравей»,
«Волк на псарне» (5 кл.).
Комедия «Подщипа»
(отрывок) (9 кл.)
В. А. Жуковский: «Кубок»,
А. С. Грибоедов.
«Горе от ума» (9 кл.)
«Светлана», «Людмила»,
«Лесной царь»; «Певец во
стане русских воинов»,
«Ночной смотр» (6—9 кл.)
А. С. Пушкин.
А. С. Пушкин: стихотворений
«Евгений Онегин» (9
различной тематики,
кл.),
представляющих разные
«Дубровский» (6 кл.), периоды:
«Капитанская дочка» «Воспоминания в Царском
(8 кл.).
Селе», «Вольность»,
Стихотворения: «К
«Деревня», «Разлука», «19
Чаадаеву» («Любви,
октября» («Роняет лес
надежды, тихой
багряный свой убор…»), «И.
славы…»), «Песнь о
И. Пущину» («Мой первый
вещем Олеге», «К***» друг…»), «…Вновь я
(«Я помню чудное
посетил…», «Поэт», «К
мгновенье…»),
Овидию», «Узник», «Анчар»,
«Зимний вечер»,
«В чужбине свято
«Пророк», «Во
наблюдая…», «Из
глубине сибирских
Пиндемонти», «К морю»,
руд…», «Я вас любил: «Зимняя дорога», «Няне»,
любовь еще, быть
«Стансы», «На холмах Грузии
может…»),«Зимнее
лежит ночная мгла…»,
утро», «Я памятник
«Поэту», «Эхо», «Туча»
себе воздвиг
«Маленькие трагедии»:
нерукотворный…»
«Моцарт и Сальери», «Скупой
(5—9 кл.)
рыцарь», «Каменный гость» *,
«Пир во время чумы» *.
«Повести Белкина»
Поэмы: «Цыганы»,
«Полтава», «Медный
всадник»
Сказки: «Сказка о рыбаке и
рыбке», «Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях»
«История Пугачевского
бунта»

Поэзия пушкинской эпохи
Д. В. Давыдов. «Песня», «Песня
старого гусара».
К. Ф. Рылеев. «Ах, тошно
мне…», Дума «Петр Великий в
Острогожске». «Тюрьма мне в
честь, не в укоризну…» <Князю
Е. П. Оболенскому>.
А. В. Кольцов. «Лес».
Д. В. Веневитинов. «Тебе
знаком ли сын богов…».
А. И. Полежаев. «Песнь
погибающего пловца», «Песня».
П. А. Вяземский. «Первый
снег», «Дорожная».
А. А. Дельвиг. «Элегия»,
«Песня», «Смерть, души
успокоенье…».
Н. М. Языков. «Песня»,
«Водопад».
Е. А. Баратынский.
«Две доли», «Мой дар убог и
голос мой негромок…», «Муза»,
«Болящий дух врачует
песнопенье…», «Все мысль да
мысль!..», «Пироскаф»

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

М. Ю. Лермонтов.
«Герой нашего
времени» (9 кл.).
Стихотворения:
«Парус», «Смерть
Поэта», «Бородино»,
«Узник», «Тучи»,
«Утес», «Выхожу
один я на дорогу…»
(5—9 кл.)

Н. В. Гоголь.
Ревизор» (8 кл.),
«Мертвые души» (9
кл.)

Ф. И. Тютчев.
Стихотворения:
«Весенняя гроза»
(«Люблю грозу в
начале мая…»),
«Silentium!» («Молчи,
скрывайся и таи…»),
«Умом Россию не
понять…» (5—8 кл.)
А. А. Фет.
Стихотворения:
«Шепот, робкое
дыханье…», «Как
беден наш язык! Хочу
и не могу…» (5—8
кл.)

М. Ю. Лермонтов. «Казачья
колыбельная песня», «Три
пальмы», «Они любили друг
друга так долго и нежно…»,
«На севере диком стоит
одиноко…», «Как часто,
пестрою толпою окружен…»,
«Валерик», «Есть речи —
значенье…», «Когда
волнуется желтеющая
нива…», «Ветка Палестины»,
«Молитва» («В минуту жизни
трудную…»), «Дубовый
листок оторвался от ветки
родимой», «Родина», «Сон»
(5—9 кл.). Поэмы:
«Песня про царя Ивана
Васильевича, молодого
опричника и удалого купца
Калашникова», «Мцыри»,
«Демон» (7—9 кл.)
Н. В. Гоголь. Повести: «Ночь
перед Рождеством»,
«Петербургские повести»:
«Нос», «Портрет», «Невский
проспект»,
«Тарас Бульба»,
«Старосветские помещики»,
«Шинель» (6—9 кл.)
Ф. И. Тютчев. «Эти бедные
селенья…», «Странник», «Еще
в полях белеет снег…»,
«Фонтан», «Есть в осени
первоначальной…»,
«Певучесть есть в морских
волнах…», «Нам не дано
предугадать…», «К. Б.» («Я
встретил вас — и все
былое…»)
А. А. Фет. «Серенада», «Кот
поет, глаза прищуря»,
«Облаком волнистым…»,
«На стоге сена, ночью
южной…»,
«Я пришел к тебе с
приветом…» (5—8 кл.)

Литературные сказки XIX—
XX вв.
Т. Габбе «Город мастеров»

Поэзия второй половины XIX
в.
А. К. Толстой. «Илья Муромец»,
«О по- ходе Владимира на
Корсунь», «Василий Шибанов»,
«Одарив весьма обильно…»

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

Н. А. Некрасов.
Стихотворения:
«Крестьянские дети»,
«Вчерашний день,
часу в шестом…»,
«Несжатая полоса»

Н. А. Некрасов. «Железная
дорога», «Плач детей»,
«Влас», «В полном разгаре
страда деревенская…».
Поэма «Мороз, Красный нос»
(5—8 кл.)
И. С. Тургенев. «Бежин луг»,
«Муму», 2 стихотворения в
прозе: «Два богача», «Русский
язык» (6—7 кл.)
Н. С. Лесков. «Зверь», «Лев
старца Герасима», «Скоморох
Памфалон», «Дурачок» (6—8
кл.).
М. Е. Салтыков-Щедрин.
«Повесть о том, как один
мужик двух генералов
прокормил», «Премудрый
пискарь» (8 кл.).
Л. Н. Толстой. «Детство»,
«Кавказский пленник» (5—8
кл.).
А. П. Чехов. «Ванька»,
«Тоска», «Мальчики» (6—8
кл.)
А. А. Блок. «Гамлет», «Ты
помнишь? В нашей бухте
сонной…», «Имя
Пушкинского дома…» (8 кл.).
А. А. Ахматова. «Смуглый
отрок бродил по аллеям…»,
«Перед весной бывают дни
такие…», «Родная земля» и
др. (7—9 кл.).
Н. С. Гумилев. «Рабочий» (8
кл.).
М. И. Цветаева. «Книги в
красном переплете», «Стихи
растут, как звезды и как
розы…», «Тоска по родине…»
(6—8 кл.).
О. Э. Мандельштам. «Я не
слышал рассказов
Осианна…», «Золотистого
меда струя из бутылки
текла…» *, «Бессонница.
Гомер. Тугие паруса…» (5—6
кл.).
В. В. Маяковский. «Хорошее
отношение к лошадям»,

Проза второй половины XIX в.
Вс. М. Гаршин. «Сигнал»

Проза конца XIX — начала XX
в.
М. Горький. «Детство», «Сказки
об Италии», «Пепе».
А. И. Куприн. «Чудесный
доктор», «Синяя звезда».
Л. Н. Андреев. «Ангелочек». И.
А. Бунин. «Подснежник» (7 кл.),
«Святые Горы» (9 кл.).
А. С. Грин. «Алые паруса» (7
кл.). В. Г. Короленко. «В дурном
обществе».

Поэзия конца XIX — начала
XX в.
И. А. Бунин. «В лесу», «И
цветы, и шмели, и трава, и
колосья…».
Поэзия 20—50­х годов ХХ в.
Б. Л. Пастернак. «Снег идет»,
«Рассвет», «О, знал бы я, что так
бывает», «Рождественская

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

«Военно-морская любовь»,
«Юбилейное» (7—9 кл.).
С. А. Есенин. «Весенний
вечер», «Нивы сжаты, рощи
голы…» *,
«С добрым утром!», «Гой ты,
Русь моя родная…», «Спит
ковыль. Равнина дорогая…»,
«Каждый труд благослови,
удача…», «Греция» (Сонет)
(5—6 кл.).
М. А. Булгаков. «Собачье
сердце» (8 кл.).
А. П. Платонов. «Песчаная
учительница» (8 кл.).
М. М. Зощенко. «Собачий
нюх» (8 кл.).
А. Т. Твардовский. Отрывок
из поэмы «Дом у дороги»,
«Василий Теркин» («Книга
про бойца») (6—8 кл.).
А. И. Солженицын.
«Матренин двор» (8 кл.).
В. М. Шукшин. «Чудик»,
«Экзамен», «Забуксовал» (7—
9 кл.)

звезда».
Н. А. Заболоцкий. «Некрасивая
девочка», «Детство» (5—9 кл.)
Проза о Великой
Отечественной войне
В. О. Богомолов. «Иван» (6 кл.).
В. П. Астафьев. Из книги
«Последний поклон» (главы
«Конь с розовой гривой»,
«Последний поклон») (7 кл.).
Художественная проза о
человеке и природе, их
взаимоотношениях
М. М. Пришвин. «Кладовая
солнца», «Глаза земли»,
«Голубая стрекоза» (5—6 кл.).
Проза о детях
В. Г. Распутин. «Уроки
французского» (5 кл.).
Ю. П. Казаков. «Тихое утро» (6
кл.).
Поэзия второй половины ХХ в.
К. М. Симонов. «Ты помнишь,
Алеша, дороги Смоленщины…».
Н. М. Рубцов. «Тихая моя
родина».
Б. Ш. Окуджава. «До свидания,
мальчики» (6 кл.).
И. А. Бродский. «Рождество».
С. Я. Маршак. «Дон Кихот» (5
кл.).
Ю. В. Друнина. «Зинка», «Кто
говорит, что умер Дон Кихот?..»
(5 кл.).
Д. С. Самойлов. «Пестель, поэт
и Анна» (9 кл.).
Проза русской эмиграции
И. С. Шмелев. «Богомолье».
Проза и поэзия о подростках и
для подростков последних
десятилетий
Б. А. Алмазов. «Простите
меня!» (6 кл.).
Е. В. Мурашова. «Класс
коррекции».
О. Г. Громова. «Сахарный
ребенок» (5—8 кл.)
Литература народов России
К. А. Кулиев. «Что б ни
делалось на свете…».

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

Муса Джалиль. Из «Моабитской
тетради»: «Путь джигита»,
«Случается порой», «Звонок».
Расул Гамзатов. «Журавли» (6
кл.)
Зарубежная литература

У. Шекспир. «Ромео
и Джульетта» (8 кл.)
А. де СентЭкзюпери.
«Маленький принц»
(6—7 кл.)

Гомер. «Илиада» и «Одиссея»
(фрагменты) (6—7 кл.).
*Вергилий. «Энеида»
(фрагмент).
Софокл. «Царь Эдип».
Античная лирика:
Поэты Спарты, Алкей, Сапфо,
Анакреонт, Ювенал, Гораций,
Овидий (8 кл.)
Данте. «Божественная
комедия» (фрагменты) (8 кл.).
М. де Сервантес. «Дон
Кихот» (главы)
(7 кл.)
Сонеты
Шекспира, Данте, Петрарки
Д. Дефо. «Робинзон Крузо»
(главы)
(7 кл.).
Дж. Свифт. «Путешествия
Гулливера» (фрагменты) (7
кл.).
Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во
дворянстве» (9 кл.).
И.-В. Гете. «Фауст»
(фрагменты по выбору) (9 кл.).
Х.-К. Андерсен. Сказка
«Снежная королева» (5 кл.).
Дж. Г. Байрон.
«Паломничество ЧайльдГарольда» (фрагменты),
«Стансы к Августе»,
«Стансы» («Кто биться не
может за волю свою…»),
«Хочу я быть ребенком
вольным…»
(9 кл.)

Зарубежный фольклор, легенды,
баллады, саги, песни
«Песнь о Роланде».
«Легенды о короле Артуре».
«Английские народные
баллады».
«Калевала» (фрагменты) (6 кл.)
Священные книги
человечества
Главы Ветхого Завета. Главы
Нового Завета. Главы Корана (5
кл.)
У. Шекспир. «Гамлет».
Р. Стивенсон. «Вересковый мед»
Зарубежная сказочная и
фантастическая проза
Э. Т. А. Гофман. «Крошка Цахес
по прозванию Циннобер»,
«Щелкунчик» (9 кл.).
Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит» (7
кл.).
К. Льюис. «Хроники Нарнии» (5
кл.).
Зарубежная новеллистика
П. Мериме. «Маттео Фальконе»
(6 кл.).
О. Генри. «Дары волхвов».
А. Конан Дойл. «Пляшущие
человечки» (7—9 кл.).
Зарубежная романистика
XIX—ХХ вв.
В. Скотт. «Айвенго» (6 кл.),
«Уэверли» (9 кл.).
Ж. Верн. «Таинственный
остров».
Р. Брэдбери. «Марсианские
хроники» (7—8 кл.).
Г. Сенкевич. «Камо грядеши» (8
кл.).
Зарубежная проза о детях и
подростках
М. М. Додж. «Серебряные

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

коньки» (5 кл.).
Ч. Диккенс. «Оливер Твист».
М. Твен. «Приключения Тома
Сойера».
У. Голдинг. «Повелитель мух»
(6 кл.).
Э. Портер. «Поллианна» (5 кл.).
Зарубежная проза о животных
Джек Лондон. «Зов предков» (6
кл.).
Современная зарубежная проза
М. Парр. «Тоня Глиммердал» (6
кл.). Др. Шерон. «Привет, давай
поговорим»

2.2. Воспитательный потенциал предмета Родной язык (русский) на
уровне основного общего образования предполагает следующее:
1. установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через
живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных
элементов, проблемного вопроса, подготовку сообщений из рубрики «Это интересно»,
«Мир вокруг нас»;
2. привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений через создание специальных тематических проектов, рассчитанных на различные
виды сотрудничества, организация работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией, выполнение лабораторных и практических работ, позволяющих обратить
внимание школьников на важность процессов в жизни человека, выполнение проектов по
различным темам позволяет акцентировать внимание учащихся на установлении
причинно-следственных связей между объектами;
3. проведение событийных уроков, уроков-экскурсий, которые позволяют
разнообразить формы работы на уроке, повысить мотивацию к изучению предмета родной
язык, позволяет воспитывать любовь к Родине, к науке, к окружающему миру,
способствуют формированию практических умений, формируют качество личности,
самостоятельность, любознательность, имеют воспитательное значение: эстетическое,
нравственное, патриотическое;
4. включение в урок интерактивных форм работы: групповая работа, парная
работа, игровую, что позволяет установить доброжелательную обстановку на уроке,
позволяет обучающимся в процессе общения не только получать знания, но и приобретать
опыт;
5. побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение «Правил
внутреннего распорядка обучающихся», принятие правил работы в группе,
взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся, воспитание аккуратности, осторожности
при работе с лабораторным оборудованием и объектами изучения;
6. использование ИКТ технологий обучения, обеспечивающих современные
активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных
приложениях, мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы,
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

обучающие сайты, уроки онлайн, видео лекции, онлайн-конференции и др.);
7. использование технологии «Портфолио», с целью развития самостоятельности,
рефлексии и самооценки, планирования деятельности, видения правильного вектора для
дальнейшего развития способностей;
8. поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках выполнения
проектов даёт школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным
в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения (участие в конкурсах, выставках,
научно-практических конференциях);
9. использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная
агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые
видеоролики по темам урока);
10.
сотрудничество педагога и обучающихся на учебном занятии позволяет не
только приобретать знания, опыт и навыки, но и обеспечивать переход в социально
значимые виды групповой, парной и самостоятельной деятельности. Тесная связь
обучения и воспитания позволяет создать все условия для развития высоконравственной,
творческой всесторонне развитой личности.

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

3. Тематическое планирование с указанием количества часов на
изучение каждой темы
5 класс
Детство человечества: от игры к творчеству и самосовершенствованию
№
1.
2.

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

18.
19.
20.
21.

22.
23.
24.
25.
26.
27.

Тема урока
Вводная беседа о содержании нового предмета «Литература как школа красоты»
Мифы Древней Греции:
Миф о сотворении мира; Миф об Олимпе; Миф о боге Аполлоне и музах; Миф о
потопе
Диалог времен. Мифологические образы в русской поэзии.
Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза». А. С. Пушкин. «Земля и море»
Считалки: особенности жанра
Изучаем теорию литературы. Жест и движение в фольклоре и в литературе
А. С. Пушкин. «На статую играющего в бабки», «На статую играющего в
свайку»
Колыбельные песни: особенности жанра. Сочиняем колыбельные песни
Изучаем теорию литературы. Ритм, стопа, стих. Тест на понимание терминов:
ритм, стопа, стих
Диалог времен. Колыбельная песня в литературе. М. Ю. Лермонтов. «Казачья
колыбельная песня».
Изучаем теорию литературы. Жест и движение в фольклоре и в литературе
Изучаем теорию литературы. Двусложная стопа, хорей, ямб
М. Ю. Лермонтов. «Молитва». Самостоятельная работа: рисуем метрическую
схему
Диалог искусств. Поэзия и музыка
Скороговорка: особенности жанра. Заучивание скороговорок наизусть.
Сочинение скороговорок
Изучаем теорию литературы. Звукопись в скороговорке
А. С. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…» (отрывок из романа «Евгений
Онегин»).
Изучаем теорию литературы. Звукопись в поэзии. Звукоподражание,
аллитерация и ассонанс. Тест на понимание терминов: звукоподражание,
аллитерация и ассонанс
Пишем лирические этюды на темы: «Осенние дожди»; «Отражение в осенней
луже»; «Портреты октября и ноября»
Дразнилка: особенности жанра. Изучаем теорию литературы. Понятие о рифме
Дразнилка: особенности жанра. Изучаем теорию литературы. Понятие о рифме
А. С. Пушкин. «Няне», «Зимнее утро». Изучаем теорию литературы. Виды
рифмовки. Строфа.
Самостоятельная работа: рисуем схему рифмовки, определение видов рифм
А. С. Пушкин. «Зимний вечер», «Зимняя дорога».
Заклички: особенности жанра. Изучаем теорию литературы. Олицетворение
С. А. Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы…», «С добрым утром!»
Загадки: особенности жанра
Изучаем теорию литературы. Эпитет, сравнение, метафора.
Тест: эпитет, сравнение, метафора, гипербола, олицетворение
Пословицы и поговорки: особенности жанра.

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

28.
29.
30.

31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.

38.
39.

40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.

52.
53.
54.
55.

Пословицы и поговорки из собрания В. И. Даля
Изучаем теорию литературы. Мудрые изречения, афоризмы. М. М. Пришвин.
«Времена года. Старая листва»
Побасенки: особенности жанра. Сочинение побасенок от лица героев
Изучаем теорию литературы. Диалог в литературном произведении. Речь героя и
речь рассказчика. Автор — герой — рассказчик — читатель.
А. С. Пушкин. «Глухой глухого звал к суду судьи глухого…», «Золото и булат».
Народные сказки: особенности жанра. «Дочь-семилетка», «Лисичка со
скалочкой», «Жена-доказчица», «Василиса Прекрасная».
Внеклассное чтение. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Русская
народная сказка
Написание лирических этюдов на заданные темы: «Есть ли у первого снега цвет
и запах?» и др.
«Чивы-чивы-чивычок». Русская народная сказка. Сравнение со «Сказкой о
рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина
Изучаем теорию литературы. Фольклор и литература — сходство и отличия
Изучаем теорию литературы. Отличие народной сказки от авторской. А. С.
Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Эзоп. «Лисица и Виноград»;
Федр. «Петух к Жемчужине»;
Ж. де Лафонтен. «Цикада и Муравей»
И. А. Крылов. «Стрекоза и Муравей», «Лисица и Виноград», «Петух и
Жемчужное зерно», «Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом»
Рождение книги. Слово и книга. Духовная литература.
Книги Ветхого Завета: Сотворение мира (фрагменты из «Книги Бытия»);
Изгнание из рая; Всемирный потоп
Книги Нового Завета: Притча о сеятеле; Притча о богатом и Лазаре
Коран — священная книга мусульман. Из Суры 2. Корова;
из Суры 2. <О всемогуществе Аллаха>
Х.-К. Андерсен. «Снежная королева».
Христианская символика сказки.
Духовно-нравственный потенциал сказки.
Победа над силами зла – главная ценность человеческой жизни.
Сочинение по сказке «Снежная королева»
К. С. Льюис. «Лев, Колдунья и Платяной шкаф» («Хроники Нарнии»)
А. С. Пушкин. «Подражание Корану».
Духовный потенциал Вечных книг в произведениях литературы.
Игрушка в традиционной культуре. Изображение игрушки в литературном
произведении
Изучаем теорию литературы. Игрушка как герой литературного произведения
В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Публицистический этюд на тему
взаимоотношений детей и родителей: «Когда дети и родители могут стать
настоящими друзьями?»; «Мой взрослый друг»
Изучаем теорию литературы. Понятие о сюжете в литературном произведении.
Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник».
Этюд отзыв на рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»
Изучаем теорию литературы. Деталь в литературном произведении
А. П. Гайдар. «Тимур и его команда». Этюд рассуждение: возможны и нужны ли
в наше время игры, подобные тимуровским?

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

56.

57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

№
1.
2.

3.

4.
5.

6.

7.
8.
9.

10.

11.

Э. Портер. «Поллианна» (фрагменты).
Этюд на развитие чувств и восприятия:
«Самые радостные и самые грустные воспоминания моего детства»
В. Распутин. «Уроки французского»
Написание рецензии на экранизацию произведения
А. Т. Твардовский. Отрывок из поэмы «Дом у дороги».
Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети»
Этюды лирические: «Грибная пора», «В лесу», «Летние радости» и др.
Изучаем теорию литературы. Трехсложные размеры
Внеклассное чтение
А. И. Куприн. «Чудесный доктор»
П. П. Бажов. «Каменный цветок», «Горный мастер»
Изучаем теорию литературы. Жанр сказа
Б. Шергин. «Миша Ласкин». Этюды о мастерах и мастерстве
Т. Габбе. «Город мастеров, или Сказка о двух горбунах». Изучаем теорию
литературы. Особенности жанра пьесы.
Заключительный урок. Духовные основы игры, творчества, искусства.
6 класс
Герои и подвиги в мировой литературе
Тема урока
Вводный урок. Герои и подвиги. Героический эпос
Мифы о героях и героический эпос Древней Греции Мифы о подвигах Геракла:
«Лернейская гидра», «Скотный двор царя Авгия», «Цербер».
Герой в сознании древних греков
Легенды о Троянской войне. Гомер. «Илиада».
Диалог искусств. Щит Ахилла в литературе и изобразительном искусстве
Изучаем теорию литературы. Поэтический язык и его особенности.
Изучаем теорию литературы. Гекзаметр
Диалог времен. Героические образы «Илиады» в русской лирике.
О. Э. Мандельштам. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…». С. А. Есенин.
«Греция» (Сонет).
К. А. Кулиев. «Что бы ни делалось на свете…».
Карело-финский эпос.
«Калевала».
Диалог наук. Литература — география. Соотнесение ландшафтных и
климатических особенностей и особенности мифологии народа.
Сравнение с известными мифами о сотворении мира
Изучаем теорию литературы. Героический эпос. Особенности жанра. Эпические
герои.
Эпос русского Средневековья. Былины. Читательская конференция по
прочитанным самостоятельно былинам
Былины Киевского цикла.
«Исцеление Ильи Муромца». Эпическое начало, образ рассказчика в былинах.
Образы русских богатырей. Понятие о герое и героическом в былине
Былины Новгородского цикла.
«Садко». Отражении истории Великого Новгорода в былине. Понятие о герое в
былине Новгородского цикла
Изучаем теорию литературы. Былина как жанр

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

12.

13.
14.
15.

16.

17.
18.
19.
20.
21.
22.

23.

24.
25.
26.

27.
28.
29.

30.
31.
32.
33.

Диалог искусств. Образы богатырей в русской культуре.
А. К. Толстой. «Илья Муромец».
Сравнение образа богатыря в стихотворении и в былине
«Повесть временных лет» и ее герои.
«Повесть временных лет», «Предание о смерти князя Олега».
Диалог времен. Летописные образы в русской литературе.
А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».
«Чудо Георгия о змие».
Диалог времен и культур. Геракл и святой Георгий.
Образ героя и представление о героическом в раннем Средневековье и
Античности
Древнерусская воинская повесть.
«Повесть о разорении Рязани Батыем». Образ героя и представление о
героическом в древнерусской повести
Героический эпос европейского Средневековья
«Песнь о Роланде»
Рыцарский роман. Легенды о короле Артуре. Нормы рыцарской доблести и
рыцарского этикета.
Т. Мэлори. «Смерть Артура» (фрагменты). Диалог культур. О нормах
рыцарской доблести и рыцарского этикета
Герои средневековых народных баллад.
«Робин Гуд и лесники», «Лорд Рональд».
Изучаем теорию литературы. Жанр народной баллады. Рефрен. Зияния.
Литературная баллада и ее герои. Ф. Шиллер. «Кубок». Переложение В. А.
Жуковского
Отличие литературной баллады от фольклорной. Изучаем теорию литературы.
Поэтический перевод. Поэтические переложения В. А. Жуковского
Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мед». Лирический сюжет, жанровые признаки
баллады, признаки героической баллады. Представление о героическом и герое
как защитнике национальных интересов
М. Сервантес де Сааведра. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».
Изучаем теорию литературы. Литературная пародия.
Диалог времен. Образ Дон Кихота в русской литературе ХХ в.
М. М. Пришвин. «Правда» (из книги
«Глаза земли»).
С. Я. Маршак. «Дон Кихот». Ю. В. Друнина. «Кто говорит, что умер Дон
Кихот?..»
Героическая традиция и тема рыцарства в литературе Нового времени
В. Скотт. «Айвенго».
Изучаем теорию литературы. Исторический роман
А. С. Пушкин. «Скупой рыцарь».
Изучаем теорию литературы.
Как автор пьесы выражает свое отношение к героям?
Тема благородного разбойника в литературе
А. С. Пушкин. «Дубровский».
Исторический комментарий произведения
Образ В. Дубровского как благородного разбойника
Герои в эпических произведениях Нового времени Н. В. Гоголь. «Тарас
Бульба».

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.

История Запорожской Сечи, её роль в формировании характера человека. Доля
вымысла в повествовании.
Остап и Андрий. Антитеза как средство создания характеров
Образ Тараса Бульбы. Тема верности и предательства героев повести
Изучаем теорию литературы. Пейзаж в литературном произведении
П. Мериме. «Маттео Фальконе» Исследование: поиск связующей нити (сюжета)
в произведении.
Сравнительный анализ произведений: «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя и «Маттео
Фальконе» П. Мериме
Изучаем теорию литературы. Сюжет в литературном произведении. Жанр
новеллы.
М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и
удалого купца Калашникова»
Исследование: поиск вставных фольклорных жанров внутри произведения и
жанровых признаков произведения
А. К. Толстой. «Василий Шибанов»
Жанровые черты баллады в произведении
И. С. Тургенев. «Муму».
Тема человеческого достоинства в литературе XIX века
Образ Герасима как человека с огромным чувством внутреннего достоинства.
Черты былинного богатыря в образе Герасима. Финал произведения.
Изучаем теорию литературы. Прототипы литературных героев.
Н. С. Лесков. «Зверь». жанр святочных рассказов в творчестве Н. С. Лескова
«Сравнение «медвежьей забавы» в романе А. С. Пушкина «Дубровский» и в
рассказе Н. С. Лескова «Зверь».
А. Конан Дойл. «Пляшущие человечки». Особенности сюжета рассказа.
Изучаем теорию литературы. Детектив как жанр литературы.
Дж. Лондон. «Зов предков». Животное как герой произведения.
Изучаем теорию литературы. Приключенческая литература.
М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Сравнительная характеристика героев
произведения.
М. И. Цветаева. «Книги в красном переплете». Контекст литературного
произведения
Изучаем теорию литературы. Понятие «герой» в литературоведении.
А. П. Чехов. «Мальчики». Устаревшее и вечное в рассказе. Героика в жизни и
книгах.
Вс. М. Гаршин. «Сигнал». Поиск ответов на сложные и неоднозначные
вопросы, встающие перед человеком.
Изучаем теорию литературы. Сюжет и фабула.
М. Горький. «Сказки об Италии. Пепе».
А. Т. Твардовский. «Василий Теркин». Исторический комментарий к поэме.
Образ Василия Тёркина. Герой ли он?
Особенности поэтической речи А. Т. Твардовского
Ю. В. Друнина. «Зинка».
Историко-географический комментарий.
М. Джалиль. Из «Моабитской тетради»: «Путь джигита», «Случается порой»,
«Звонок». Р. Гамзатов. «Журавли». Анализ поэтического текста.
В. О. Богомолов. «Иван».
Диалог искусств. Литература и кино.

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

64.

65.
66.
67.
68.

Б. Ш. Окуджава. «До свидания, мальчики».
«Война и мир в песнях Булата Окуджавы». Диалог искусств. Поэзия и песня.
Изучаем теорию литературы. Эссе как жанр.
Ю. П. Казаков. «Тихое утро». связь описаний природы с событиями рассказа
Б. А. Алмазов. «Простите меня!»
У. Голдинг. «Повелитель мух». Нравственный выбор героев. Сравнительная
характеристика героев произведения
Внеклассное чтение.
М. Парр. «Тоня Глиммердал»
Заключительный урок.
7 класс
Пути-дороги: жизненный путь человека в литературе

1.
2.
3.

4.
5.

6.
7.
8.

9.

10.
11.
12.
13.

14.
15.
16.

Введение. Что такое жизненный путь человека
Гомер. «Одиссея» (фрагменты).
Путешествие как отражение жизненного пути героя
Диалог времен. Мотивы «Одиссеи» Гомера в русской поэзии.
О. Э. Мандельштам. «Золотистого меда струя…» Осмысление темы странствия
и перемещения во времени в стихотворении. Изучаем теорию литературы.
Духовные стихи
«Житие и хождение Даниила, игумена земли Русской».
Диалог времен. Тема паломничества в русской поэзии XIX века.
Ф. И. Тютчев. «Странник».
М. Ю. Лермонтов. «Ветка Палестины»
«Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
Жанровая специфика хождений. Изучаем теорию литературы. Особенности
жанра древнерусских хождений
Жанр романа-путешествия.
Н. М. Карамзин. «Письма русского путешественника». Изучаем теорию
литературы.
Жанр романа-путешествия
Диалог времен.
Традиция древнерусских паломничеств в повести И. С. Шмелева «Богомолье».
Литературные аналогии в произведении.
Н. В. Гоголь: жизнь и творчество.
Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Ночь перед Рождеством»:
образы героев произведения.
Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Ночь перед Рождеством».
Особенности языка рассказчика и героев.
Внеклассное чтение
С. Лагерлёф. «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими
гусями по Швеции».
Д. Дефо. «Робинзон Крузо».
Опыт сравнительного анализа произведений. Сравнение романа Голдинга
«Повелитель мух» с романом Дефо «Робинзон Крузо»
Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера» (фрагменты). Изучаем теорию
литературы.
Понятие об аллегории.

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

17.
18.
19.
20.
21.
22.

23.

24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

31.
32.
33.
34.
35.

36.

37.

Ж. Верн. «Таинственный остров».
Анализ жанровой специфики произведения. Изучаем теорию литературы.
Научная фантастика
Р. Брэдбери. «Марсианские хроники» —«И по-прежнему лучами серебрит
простор луна»
Внеклассное чтение
Р. Брэдбери. «451 градус по Фаренгейту».
А. С. Грин. «Алые паруса». Анализ жанровой специфики произведения.
Изучаем теорию литературы. Повесть-феерия
Внеклассное чтение
Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или туда и обратно». Сравнительный анализ повести
Толкина и других необычных путешествий, описанных в литературных
произведениях
«Возвращение на Родину»
Б. Л. Пастернак. «На ранних поездах». А. С. Пушкин — о духовной родине
поэта. Лицей, Москва.
А. С. Пушкин. «Разлука».
Изучаем теорию литературы. Разностопные стихи.
А. С. Пушкин: жизнь и творчество
А. С. Пушкин. «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «И. И.
Пущину» («Мой первый друг…»),
А. С. Пушкин. «Деревня», «Вновь я посетил…». Изучаем теорию литературы.
Белый стих как средство художественной выразительности.
Свидетельства современников. И. И. Пущин. «Записки о Пушкине».
М. Ю. Лермонтов: жизнь и творчество
М. Ю. Лермонтов. «Парус», «Утес»,
«Листок», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Родина», «Тучи», «Сон».
Изучаем теорию литературы.
Образ лирического героя.
Сравнение событий, изображенных в стихотворении «Сон», с обстоятельствами
жизни Лермонтова
И. С. Тургенев. «Бежин луг» (из «Записок охотника»).
Образы мальчиков в рассказе. Изучаем теорию литературы. Портрет и пейзаж в
литературном произведении
Внеклассное чтение.
И. С. Тургенев. «Живые мощи».
И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе.
Изучаем теорию литературы. Жанр стихотворений в прозе
Поэтический диалог: Ф. И. Тютчев — А. К. Толстой.
Изучаем теорию литературы. Литературный диалог и литературная полемика.
А. А. Фет. «Чудная картина…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Облаком
волнистым…», «На стоге сена ночью южной…»
Осмысление понятия литературного диалога и литературной полемики в
контексте сравнительного анализа стихотворений
С. А. Есенин. «Гой ты, Русь моя родная…»,
«Я покинул родимый дом», «Я иду до ной, на затылке кепи…», «Каждый труд
благослови, удача» — лирические стихотворения о любви и тоске по уходящей
Руси.
Тема возвращения на родину в лирике С. А. Есенина. Сравнение лирической и
реальной биографии поэта.

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

38.

39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.

46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». Анализ
лексического строя, подбор синонимических рядов — углубленное понимание
смысла стихотворения. Изучаем теорию литературы. Повторы. Анафора.
Эпифора
М. В. Исаковский. «Летят перелетные птицы…».
М. М. Пришвин. «Времена года» (фрагменты), «Глаза земли» (фрагменты),
«Голубая стрекоза».
Внеклассное чтение.
«Кладовая солнца». Изучаем теорию литературы. Рассказ, повесть, роман.
В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»,
«Последний поклон» (из книги «Последний поклон»)
Н. М. Рубцов. «Тихая моя родина».
М. И. Цветаева. «Тоска по Родине. Давно…»
Трагедия вынужденной эмиграции.
Б. Л. Пастернак. «Снег идет», «Рассвет», «Рождественская звезда». Диалог
поэзии и живописи — изображение Рождества в поэзии и на картинах
известных художников
И. А. Бродский. «Рождество», «Рождественский романс».
Диалог искусств. Литература и музыка
Внеклассное чтение
И. С. Шмелев. «Рождество» (из книги «Лето Господне»)
О. Генри. «Дары волхвов». Изучаем теорию литературы. Жанровые
особенности произведения
А. П. Чехов. «Ванька», «Тоска».
В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям».
Этюд «Взаимопонимание». Изучаем теорию литературы. Акцентный стих.
Н. А. Некрасов. «Вчерашний день, часу в шестом…», «Железная дорога»,
«Плач детей».
Н. А. Некрасов. «Влас», «Несжатая полоса»,
«В полном разгаре страда деревенская
Н. А. Некрасов. Поэма «Мороз, Красный нос». Образ Мороза Ивановича в
фольклоре и поэме Н. А. Некрасова
Ч. Диккенс. «Оливер Твист». Элементы разного рода комического в
произведении. Изучаем теорию литературы. Юмор, сатира, ирония
Ф. М. Достоевский: жизнь и творчество
Ф. М. Достоевский. «Мальчики», главы из романа «Братья Карамазовы».
Нравственная глубина произведения.
Л. Н. Толстой. «Детство». Анализ соотношения правды и вымысла в
произведении, его биографическая основа и отход от нее
Герои повести Льва Толстого и их прототипы
Изучаем теорию литературы. Правда и вымысел в автобиографических
произведениях
Максим Горький. «Детство».
Тема детства в повестях Л. Н. Толстого и М. Горького.
И. А. Бунин. Стихотворение «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…».
Рассказ «Подснежник».
Н. А. Заболоцкий. «Некрасивая девочка», «Детство», «О красоте человеческих
лиц». Изучаем теорию литературы. Эстетика — наука о прекрасном
А. де Сент-Экзюпери.

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

65.
66.
67.
68.

«Маленький принц». Нравственная глубина произведения. Изучаем теорию
литературы. Сказка-притча
О. Г. Громова: жизнь и творчество. История создания произведения «Сахарный
ребенок»
О. Г. Громова. «Сахарный ребенок». Изучаем теорию литературы. Мемуарная и
документально-художественная литература.
Внеклассное чтение
Е. В. Мурашова. «Класс коррекции». Как быть равным в обществе разных
Заключительный урок
8 класс
Идеалы людей, культур и эпох в шедеврах мировой литературы

№
1.
2.
3.
4.

5.

6.
7.

8.
9.

10.

11.
12.

13.
14.
15.
16.
17.

Тема урока
Понятие об идеале.
Представление о красоте разных народов в разные эпохи с древности до XIX века
А. И. Куприн. «Синяя звезда»
Поэты о поэзии
А. С. Пушкин. «Поэт».
М. И. Цветаева. «Стихи растут, как звезды и как розы».
Б. Л. Пастернак. «О, знал бы я, что так бывает».
Изучаем теорию литературы.
Художественная литература
как вид искусства. Искусство и наука
Спартанские поэты. Тиртей. Поэзия острова Лесбос. Алкей. Сапфо
Рождение лирики. Анакреонт.
Диалог времен и культур. Анакреонт и русская поэзия.
М. В. Ломоносов. «Послание к Анакреонту».
А. С. Пушкин. <Переводы и переложения из Анакреонта>
Изучаем теорию литературы.
Анакреонт и анакреонтика
Древнеримская лирика. Гораций.
Диалог времен и культур. Стихотворение Горация «Памятник» в русской
традиции.
Ода Горация «К Мельпомене» в переводе Ломоносова.
Г. Р. Державин. «Памятник».
А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».
Изучаем теорию литературы. Ода
Публий Овидий Назон. Фрагмент из 3-й книги элегий.
Диалог времен и культур. Образ Овидия в творчестве А. С. Пушкина. А. С.
Пушкин. «К Овидию» Изучаем теорию литературы. Элегия
Изучаем теорию литературы. Жанры лирической поэзии.
Изучаем теорию литературы. Понятие о пафосе
Изучаем теорию литературы. Лирика и эпос как роды литературы. Античность,
Древняя Греция, Древний Рим, жанры лирики, роды литературы и т. д.
Древнегреческий театр.
Софокл. «Царь Эдип» (трагедия)
Изучаем теорию литературы. Драма как род литературы. Трагедия и комедия.
Единство времени, места и действия.

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

18.

19.
20.

21.
22.
23.
24.
25.
26.

27.
28.
29.
30.
31.

32.
33.

34.

35.
36.
37.

38.
39.
40.
41.

Диалог эпох и культур. Изображение жизни первых христиан в литературе
Нового времени.
Г. Сенкевич. «Камо грядеши»
Изменение представлений об идеальной любви и отношении к женщине главного
героя романа, Идеал красоты в представлении разных героев романа
Диалог эпох и культур. Традиции древних житий и христианские идеалы в
творчестве Н. С. Лескова.
Н. С. Лесков. «Лев старца Герасима», «Дурачок».
Идеалы европейского Средневековья: «Можно ли оправдать измену в любви?»,
«Всегда ли нераздельны понятия о любви и верности?».
«Легенда о Тристане и Изольде» (фрагменты)
Данте Алигьери. «Божественная комедия», «Сонет»
Ф. Петрарка. «Сонеты».
Изучаем теорию литературы. Особенности жанра сонета.
Театр эпохи Возрождения.
У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Поиск идеала, который не разделяет
большинство героев
Диалог искусств. Вечное звучание трагедии
У. Шекспир. «Гамлет»
Поиск идеала Гамлета и остальных героев трагедии
У. Шекспир. Сонет 130. Сонет 66.
Диалог культур и эпох. Образ Гамлета в русской поэзии.
А. А. Блок. «Гамлет».
Б. Л. Пастернак. «Гул затих, я вышел на подмостки…».
*Эссе. Тема искусства как служения в творчестве Б. Л. Пастернака.
По стихотворениям «Гамлет» и «О, знал бы я, что так бывает…»
Диалог времен. Жанр сонета в русской поэзии.
А. С. Пушкин. «Сонет»
Идеал в русской литературе пушкинской эпохи. Идеал свободы в лирике
Пушкина.
А. С. Пушкин. Тема свободы: «Узник», «Вольность», «Анчар», «В чужбине свято
наблюдая…», «Из Пиндемонти»
Составление сложного плана исследовательской работы на примере сочинения
«Тема свободы
в творчестве А. С. Пушкина» Понятие свободы и неволи в романе А. С. Пушкина
«Дубровский», «Свободны ли герои маленькой трагедии А. С. Пушкина «Скупой
рыцарь»?»
Изучаем теорию литературы. Комплексный анализ лирического стихотворения
на примере стихотворения А. С. Пушкина «Из Пиндемонти»
Диалог культур и народов. А. С. Пушкин. «Маленькие трагедии»
Диалог искусств.
Вольфганг Амадей Моцарт. «Реквием» Этюд. Впечатления в образах от музыки
«Реквиема» Моцарта
А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Изучаем теорию литературы. Комплексный
анализ драматического произведения
А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Связь произведения и биографии писателя.
«Лета к суровой прозе клонят» ... (История создания повести)
Историческое произведение нового типа. (Взаимосвязь темы повести
«Капитанская дочка» с сюжетом, композицией, формой повествования)

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.

51.

52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.

64.
65.
66.
67.
68.

Роль и значение эпиграфов.
Символика повести.
Проблема долга и чести (Гринев и Швабрин).
«Старинные люди» в повести. Смысл названия (Маша Миронова).
Пугачев в повести А. С. Пушкина. (Авторское отношение к Пугачеву)
Подготовка к сочинению.
Диалог искусств. Литература — театр — кино. Фильм «Русский бунт» А.
Прошкина и повесть А. С. Пушкина
А. С. Пушкин. Фрагменты из «Истории Пугачева»
Изучаем теорию литературы. Комплексный анализ эпического произведения на
примере повести А. С. Пушкина
«Капитанская дочка»
Вечер в Александринке... История создания и первая постановка комедии Н. В.
Гоголя «Ревизор». Изучаем теорию литературы. Комедия как жанр драмы.
Проблема идеала в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
«К нам едет ревизор...» Аналитическое чтение второго действия комедии
«Нам нужно бы кое-что предпринять...» (Триумф Хлестакова)
Хлестаковщина в действии. Разоблачение чиновничества.
Обучающее сочинение по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
М. Е. Салтыков-Щедрин.
«Как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пискарь»
Изучаем теорию литературы.
Эзопов язык. Жанр фельетона.
М. М. Зощенко. «Собачий нюх».
Диалог искусств. Литература — театр — кино.
Изучаем теорию литературы. Гротеск.
М. А. Булгаков. «Собачье сердце».
Жестокий опыт или рождение новой жизни?
Н. С. Гумилев. «Рабочий».
Идеал мужества в стихотворении Н. С. Гумилева.
А. П. Платонов. «Песчаная учительница».
Выражение утопических идеалов в рассказе А. П. Платонова
Диалог искусств и эпох. Образ женской красоты в русском изобразительном
искусстве и литературе 30-х годов
ХХ века
В. В. Маяковский. «Военно-морская любовь».
Н. А. Заболоцкий. «На рейде». Комплексный анализ стихотворений
А. И. Солженицын. «Матренин двор».
«Не стоит село без праведника».
Образ праведника в русской литературе
В. М. Шукшин. «Чудик». Выражение идеала в рассказе В. М. Шукшина
Диалог искусств. Литература и кино. Фильмы Шукшина
Итоговый урок

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

9 класс
Введение в историю русской и мировой литературы (линейный курс)
№
1.
2.
3.

4.
5.
6.

7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

15.
16.
17.
18.
19.

20.

21.

22.

Тема урока
Вводный урок. Знакомство с линейным курсом истории русской литературы. От
устной культуры — к письменной: возникновение древнерусской словесности
«Повесть временных лет» Изучаем теорию литературы. Летопись как жанр
древнерусской словесности
Образ святого в летописи и в житии.
«Сказание о Борисе и Глебе». Изучаем теорию литературы. Житие как жанр
древнерусской словесности
Отражение исторического события в литературе.
Ипатьевская летопись. О походе Игоря Святославича (фрагмент).
«Слово о полку Игореве»: анализ сюжета и композиции произведения
«Слово о полку Игореве»: анализ изобразительных средств и образной
структуры «Слова…», символический смысла сна, колорита, звукописи в
произведении. Диалог искусств. Иллюстрации Фаворского. Опера А. Бородина
«Князь Игорь»
«Задонщина» (отрывки в переводе на современный язык).
«Повесть о Горе-Злосчастии». Жанровая специфики «Повести…» в сравнении с
произведениями разных жанров. Вопрос о новаторстве автора
Изучаем теорию литературы. Литература переходного этапа: сказочные
мотивы, былинный стих, грешный герой
Протопоп Аввакум: старинный идеал и литературное новаторство. «Житие
протопопа Аввакума, им самим написанное».
Опрос и контрольное тестирование по разделу «Древнерусская словесность»
Диалог времен. Традиции древнерусской словесности в русской литературе.
И. А. Бунин. «Святые горы». В. М. Шукшин. «Экзамен». Соотнесение
произведений ХХ века с произведениями и жанрами древнерусской литературы
Европейский классицизм. Изучаем теорию литературы. Жанры и стили эпохи
классицизма. Закон трех единств. Нормы и правила классицизма. Жанры
трагедии и комедии в классицизме.
Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве»: исторический и лингвистический
комментарий к тексту
Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве»: нравственная сила произведения
Возникновение новой русской литературы. Русский классицизм.
Изучаем теорию литературы. Силлабическая, тоническая и силлабо- тоническая
системы стихосложения.
М. В. Ломоносов. Творческая биография. «Вечернее размышление о Божием
величестве…», «Утреннее размышление…», «Стихи, сочиненные на дороге в
Петергоф». «Письмо о пользе стекла» (отрывок).
«Ода на день восшествия… Елисаветы Петровны…». Литературоведческий
комментарий. Изучаем теорию литературы. Жанр оды в творчестве Ломоносова
и особенности русского классицизма
Европейское Просвещение и становление русской литературы XVIII века.
Эпоха Просвещения. Хронологические границы. Основные принципы.
Писатели эпохи Просвещения. Эпоха Просвещения в России.
Д. И. Фонвизин. Творческая биография. «Недоросль». Исторический и
лингвистический комментарий к тексту.

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.

«Недоросль» - комедия классицизма
Сочинение исследование по комедиям Фонвизина и Мольера
Сентиментализм. Истоки русской прозы. Н. М. Карамзин. Творческая
биография.
«Бедная Лиза». Исторический и лингвистический комментарий к тексту
Сентиментализм. Предромантизм. «Истоки русской прозы».
Творчество И.-В. Гете и Ф. Шиллера
И.-В. Гете. «Фауст»
Литература конца XVIII — начала XIX века
И. А. Крылов. Творческая биография. «Подщипа» (отрывок)
Г. Р. Державин. Творческая биография. «На смерть князя Мещерского»
«Властителям и судиям», «Бог», «Желание», «Река времен в своем
стремленьи…».
Комментированное чтение. Ода «Фелица»
Эпоха романтизма.
Э. Т. А. Гофман. «Крошка Цахес по прозванию Циннобер»
Внеклассное чтение. Э. Т. А. Гофман. «Щелкунчик и Мышиный король»
Романтизм в искусстве, философии, политике. «Русские писатели конца XVIII
века и романтические веяния»
В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов», «Сельское кладбище»
«Лесной царь», «Ночной смотр», «Людмила». Особенности жанра баллады.
Сочинение исследование «Сравнительный анализ баллад В. А. Жуковского
«Людмила» и «Светлана»
К. Н. Батюшков. Творческая биография. «К Д<ашко>ву», «Тень друга», «Мой
гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов…».
Русская литература и зрелый европейский романтизм (обзор)
Новый период романтической эпохи. Торжество английского романтизма.
Исторические романы В. Скотта и русская литература
Поэзия Дж. Г. Байрона.
«Паломничество Чайльд-Гарольда», «Стансы к Августе», «Стансы («Кто биться
не может за волю свою…»)», «Хочу я быть ребенком вольным…»
Романтический герой и просветительская комедия. А. С. Грибоедов. Творческая
биография.
«Горе от ума». Сюжет, система образов.
Герой-романтик в просветительской комедии.
Образ главного героя: Чацкий. Разные интерпретации этого образа. В. Г.
Белинский. «Горе от ума». И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»
А. С. Пушкин и золотой век русской литературы. Художественный мир поэта
А. С. Пушкин. «Цыганы». Понятие «свободы» в поэмах А. С. Пушкина
«Кавказский пленник» и «Цыганы»; сравнительный анализ главных героев поэм
Михайловская ссылка (1824—1826). А. С. Пушкин. «К морю», «Я вас любил,
любовь еще быть может…»
Тема поэта и поэзии в лирике михайловского периода.
А. С. Пушкин. «Пророк», «Стансы», «Друзьям», «Арион». «Элегия»
1830-е годы: последний период творчества. Болдинская осень 1830 года.
А. С. Пушкин. «Повести Белкина»
Реализм Пушкина. Вторая Болдинская осень, 1833 год.
А. С. Пушкин. «Медный всадник». Тема «маленького человека» в поэме.
«Пиковая дама». Диалог искусств. Литература и музыка. Опера Чайковского

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

69.

70.
71.
72.
73.

74.

75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.

«Пиковая дама»
«Душа в заветной лире...». Итоги жизни Пушкина в литературе.
А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Историко-культурный комментарий (по
главам)
А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Историко-культурный комментарий (по
главам)
А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Историко-культурный комментарий (по
главам)
А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Историко-культурный комментарий (по
главам)
Сочинение по роману «Евгений Онегин» на одну из тем по выбору
Поэты пушкинской поры и поэты пушкинской плеяды (обзор) Д. В. Давыдов.
«Песня», «Песня старого гусара».
К. Ф. Рылеев. «Ах, тошно мне…», «Петр Великий в Острогожске», «Дума»,
«Тюрьма мне в честь, не в укоризну…», <Князю Е. П. Оболенскому>.
А. В. Кольцов. «Лес»
Д. В. Веневитинов. «Тебе знаком ли сын богов…».
А. И. Полежаев. «Песнь погибающего пловца», «Песня»
П. А. Вяземский. «Первый снег», «Дорожная»
Е. А. Баратынский. «Две доли», «Мой дар убог и голос мой негромок…»,
«Муза», «Болящий дух врачует песнопенье…»,
«Все мысль да мысль!..», «Пироскаф»
А. А. Дельвиг. «Элегия», «Песня»,
«Смерть, души успокоенье…».
Диалог искусств. Литература и музыка. Романсы А. А. Алябьева («Соловей»)
и М. И. Глинки («Не осенний частый дождичек») на стихи Дельвига.
Н. М. Языков. «Песня», «Водопад»
М. Ю. Лермонтов. Художественный мир поэта.
«Смерть Поэта», «Маскарад»,
«Демон», сборник «Стихотворения» (1840)
Поэма «Мцыри».
Письменный сопоставительный анализ
стихотворений М. Ю. Лермонтова
«Бородино» и «Валерик»
«Последний романтик» Генрих Гейне. М. Ю. Лермонтов. Переводы из Гейне:
«Они любили друг друга так долго и нежно…», «На севере диком стоит
одиноко…»
М. Ю. Лермонтов. «Выхожу один я на дорогу…»: комплексный анализ.
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Комплексный анализ
произведения. Сюжет и фабула
Образ Печорина в романе
Тема Кавказа и Кавказской войны в романе «Герой нашего времени»
Значение диалогов и монологов в романе
Значение пейзажа в романе
Связь портретов героев с их характерами
Особенности языка «Дневника Печорина»
Роль Максима Максимыча в романе
Сочинение-исследование на любую из предложенных тем

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.

Европейская литературная ситуация конца 20-х — начала 30-х годов XIX века.
Романтизм, натурализм, реализм.
В. Гюго. «Отверженные».
О. де Бальзак. «Гобсек», «Отец Горио».
От пушкинской эпохи к гоголевскому периоду истории русской литературы.
. Н. В. Гоголь. Художественный мир писателя
Н. В. Гоголь. «Шинель»: комплексный анализ.
Проблема «маленького человека». Сравнение образа маленького человека у
Достоевского и Гоголя
Н. В. Гоголь. «Мертвые души». Комплексный анализ произведения
История создания поэмы «Мёртвые души».
Образы помещиков в поэме.
Губернский город и его жители.
Образ Чичикова.
Внесюжетные элементы поэмы. Образ автора в поэме.
Сочинение по поэме «Мёртвые души».
Заключительный урок. Обобщение пройденного
МАОУ СОШ №
208 С
УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ

Подписано цифровой
подписью: МАОУ СОШ
№ 208 С
УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
Дата: 2021.09.27
07:34:04 +05'00'

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».