Рабочая программа по учебному предмету Литература (базовый уровень СОО) (10-11 класс)

Приложение № 1
к основной образовательной программе среднего
общего образования МАОУ СОШ № 208 с
углубленным изучением отдельных предметов,
утвержденной приказом № 46/4 от 01.09.2020 г.

Рабочая программа по литературе (базовый уровень)
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Литература
на уровне среднего общего образования
1.1. Личностные результаты освоения программы по литературе:
Личностные результаты освоения образовательной программы по литературе отражают:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия
в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.

1.2. Метапредметные результаты освоения программы по литературе:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях:
 использовать различные приемы систематизации учебного материала в процессе
обучения (составление планов, таблиц, схем и т.п.);
 использовать полученные знания и умения для решения разнообразных жизненных
задач.
2) Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты:
 вести диалог о прочитанном в русле обсуждаемой проблематики; участвовать в
дискуссии на литературные темы; делать сообщения, доклады.
3) Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания:
 внимательно читать и понимать художественный текст, развернуто характеризовать
впечатления от прочитанного, выражать личное отношение к нему;
 устанавливать связи литературы с фактами социальной жизни, идеологическими
течениями и особенностями культурного развития страны в конкретную историческую
эпоху;
 выявлять черты литературного направления в конкретном произведении;
 выявлять тематику, проблематику и идею произведения с использованием
различных приемов анализа и интерпретации художественного текста; выявлять
возможности неоднозначной интерпретации (определение мотивов поведения и поступков
персонажей, определение особенностей композиции и функций различных элементов
текста, характеристика средств художественной изобразительности, указание
внутритекстовых связей и построение обоснованных межтекстовых сопоставлений и т.п.);
 характеризовать особенности сюжета; определять стадии развития действия в
эпическом и драматическом произведениях (завязка, кульминация, развязка);
 характеризовать систему образов;
 характеризовать конфликт (внешний и внутренний) в произведениях разных
литературных родов;
 характеризовать героя художественного произведения, его внешность и внутренние
качества, его поступки, отношения героя с другими персонажами, роль персонажа в сюжете
и конфликте произведения
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

 определять роль пейзажа и интерьера в произведении;
 выделять ключевые эпизоды или сцены в тексте произведения;
 выделять художественные детали и выявлять их художественную функцию;
 давать личностную интерпретацию лирического стихотворения, определять
выраженное в нем настроение, характеризовать образ лирического героя;
 определять стихотворный размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест);
определять количество стоп; различать рифмованный и белый стихи, указывать
стихотворения, написанные тоническим стихом;
 определять наиболее существенные особенности языка художественного
произведения;
 осмысливать авторскую позицию в ее целостном выражении и в конкретные формах
донесения ее до читателя (смысл названия произведений, именование героев, речевая
характеристика героя, авторские отступления, ремарки, герои-резонеры, авторский курсив
и т.п.)
 использовать в процессе анализа факты биографии писателя и сведения об историкокультурном контексте его творчества;
 определять родо-жанровую принадлежность произведения и анализировать
произведения с учетом их разной жанровой принадлежности, выделять их родо-жанровые
признаки;
 использовать понятийный аппарат современного литературоведения в процессе
чтения и интерпретации художественных произведений;
 сравнивать различные литературные явления и факты: литературные эпохи,
направления, произведения и их фрагменты, сюжеты, персонажей, темы и проблемы,
жанры, стили, приемы, микроэлементы текста, различные критические интерпретации
произведений;
 оценивать и сравнивать художественные интерпретации литературного
произведения в произведениях других видах искусства (графика и живопись, театр, кино,
музыка);
 рассматривать изученные произведения в рамках единого историко-литературного
процесса, соотносить особенности произведений со временем их написания на основе
знания основных этапов истории отечественной литературы: от древнерусской литературы
до литературы рубежа XIX–XX веков.
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников:
 составлять тезисы, аннотации, конспективный и реферативный тексты;
 применять различные виды цитирования, делать ссылки на источник информации.
5) Умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности:
 использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных
систем;
 самостоятельно развивать читательскую компетенцию, культуру восприятия и
понимания литературных и научных текстов, навыки самостоятельного толкования
прочитанного в устной и письменной формах, умения по работе с художественными и
научными (литературоведческими) текстами, разными информационными источниками.
6) Владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства:
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

 выразительно читать произведения литературы, в том числе наизусть не менее 10
лирических стихотворений и фрагментов из произведений крупных жанровых форм;
 обогащать собственную речь в процессе чтения и обсуждения лучших образцов
отечественной и зарубежной литературы (использовать различные виды цитирования,
составлять словари писателя, подбирать афоризмы и т.п.);
 владеть различными видами пересказа текста (подробный, сжатый, выборочный,
творческий);
 отвечать на вопросы по прочитанному произведению и самостоятельно
формулировать систему вопросов к нему;
 давать собственную аргументированную оценку прочитанного и оформлять ее в
устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания
аналитического и интерпретационного характера;
 писать сочинения в различных жанрах, в том числе сочинение-рассуждение объемом
не менее 350 слов в рамках заданной темы с опорой на прочитанные произведения;
 уметь редактировать свои и чужие тексты, устраняя выявленные недочеты.
7) Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения:
 давать эстетическую оценку прочитанному художественному тексту;
 формировать и обогащать собственный круг чтения.

1.3. Предметные результаты освоения программы по литературе
Предметные результаты изучения литературы отражают:
1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение
знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской и мировой классической литературы,
их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование
национальной и мировой;
6)
сформированность
представлений
об
изобразительно-выразительных
возможностях русского языка;
7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного
произведения;
8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных
высказываниях;
9) овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном
произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального
понимания;
10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы.

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

2. Содержание учебного предмета Литература на уровне среднего
общего образования
Рабочая программа учебного курса Литература построена на произведениях из трех
списков: A, B и C, предложенных в Примерной основной образовательной программе
среднего общего образования: список A представляет собой перечень конкретных
произведений, занявших в силу традиции особое место в школьном преподавании русской
литературы; список B представляет собой перечень авторов, чьи произведения и творческие
биографии имеют давнюю историю изучения в школьном курсе литературы; список
содержит примеры тех произведений, которые могут изучаться - конкретное произведение
каждого автора выбирается составителем программы; список C представляет собой
перечень тем и литературных явлений, выделенных по историко-литературному принципу.
Также в программе учтены произведения региональной литературы (выделены курсивом)
10 класс
Ф. И. Тютчев. Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа...», «Певучесть есть в
морских волнах...», «Умом Россию не понять...», «Silentium!”, “День и ночь», «Есть в осени
первоначальной...», «Еще в полях белеет снег...», «Предопределение», «С поляны коршун
поднялся...», «Фонтан», «Эти бедные селенья...», «К.Б.» («Я встретил вас — и все былое...»,
«Нам не дано предугадать...», «О, как убийственно мы любим...».
А. А. Фет. Стихотворения: «Еще майская ночь», «Как беден наш язык! Хочу и не
могу...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Учись у них — у дуба, у
березы...», «Шепот, робкое дыханье...», «Это утро, радость эта...», «Я пришел к тебе с
приветом...», «Я тебе ничего не скажу...», «На стоге сена ночью южной...», «Одним толчком
согнать ладью живую...».
А. К Толстой. Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Край ты мой,
родимый край...», «Меня, во мраке и в пыли...», «Двух станов не боец, но только гость
случайный…»
Н. А. Некрасов. Стихотворения: «В дороге», «Тройка», «На Волге», «Вчерашний
день, часу в шестом...», «Я не люблю иронии твоей...», «Мы с тобой бестолковые люди...»,
«Еду ли ночью по улице тёмной...», «Внимая ужасам войны...», «Поэт и Гражданин»,
«Размышления у парадного подъезда», «Зелёный Шум», «Влас», «Элегия» («Пускай нам
говорит изменчивая мода...»), «Блажен незлобивый поэт...», «О Муза! я у двери гроба...».
Поэма «Русские женщины». Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
А. Н. Островский. Драмы «Гроза», «Бесприданница».
А. И. Гончаров. «Обыкновенная история», «Обломов» (обзор), «Обрыв» (обзор).
И. С. Тургенев. «Рудин» (обзор), «Дворянское гнездо» (обзор). «Отцы и дети».
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Именинник».
Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание», «Подросток».
А. В. Сухово-Кобылин. «Свадьба Кречинского».
В. М. Гаршин «Красный цветок», «Attalea princeps».
Д. В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик».
Н. Г. Чернышевский. «Что делать?».
М. Е. Салтыков-Щедрин. Цикл «Сказки для детей изрядного возраста», «История
одного города», «Господа Головлевы».
Н. С. Лесков. «Человек на часах», «Тупейный художник», «Очарованный
странник».
Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир», «Смерть Ивана Ильича», «Анна
Каренина» (обзор), «Казаки», «Хаджи-Мурат» (для самостоятельного чтения)
А. П. Чехов. Рассказы: «Смерть чиновника», «Тоска», «Спать хочется», «Студент»,
«Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой»,
«Попрыгунья». Пьесы: «Вишневый сад», «Чайка».
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

В. А. Гиляровский «Москва и москвичи»
Г. И. Успенский. Эссе «Выпрямила», рассказ «Пятница».
Драматургия Н. Ф. Новикова (Черешнева). Пьесы «Бабушкина усадьба»,
«Весенние голоса», «Ключи горячие», «Тучка золотая».
О. де Бальзак. Романы «Гобсек». «Шагреневая кожа».
Ч. Диккенс «Лавка древностей», «Рождественская история».
Г. Ибсен. Пьеса «Нора».
Метерлинк. Пьеса «Слепые».
Г. де Мопассан. «Милый друг».
Ф. Стендаль. Роман «Пармская обитель».
Г. Флобер. Роман «Мадам Бовари».
Д. Б. Шоу. «Пигмалион».
Ш. Бодлер. Стихотворения: «Альбатрос», «Соответствия» и «Лебедь».
Поль Верлен. Стихотворения: «Марина», «Среди необозримой равнины»,
«Впечатления ночи».
Артюр Рембо. Сонет «Гласные».
Р. Гамзатов. «Журавли», «Матери», «Родной язык».
11 класс
И. А. Бунин. Повесть «Деревня», Рассказы «Господин из Сан-Франциско»,
«Солнечный удар», «Тёмные аллеи», «Чистый понедельник». Роман «Жизнь Арсеньева»
(обзор).
А. И. Куприн. Повести «Олеся», «Поединок». Рассказ «Гранатовый браслет».
Л. А. Андреев. Рассказ «Большой шлем».
И. С. Шмелев. Повесть «Человек из ресторана».
Б. К. Зайцев. Повести и рассказы «Голубая звезда», «Моя жизнь и Диана», «Волки».
В. В. Набоков. Рассказы «Облако, озеро, башня», «Весна в Фиальте», Роман
«Машенька».
В. Я. Брюсов. Стихотворения «Юному поэту», «Антоний», «Сумерки», «Я».
К. Д. Бальмонт. Стихотворения «Сонеты солнца», «Придорожные травы», «Я не
знаю мудрости», «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Лунный луч», «Фантазия».
А. Белый «На горах», «Отчаянье», И. Ф. Анненский «Мучительный сонет»,
«Смычок и струны», Ф. Сологуб «В тихий вечер на распутьи двух дорог…», «Не трогай в
темноте…».
Н. С. Гумилёв. Стихотворения: «Капитаны», «Канцона вторая», «Дон Жуан»,
«Мои читатели», «Шестое чувство», «Жираф», «Заблудившийся трамвай».
Лирика И. Северянина, В. Ф. Ходасевича (И. Северянин. «Я, гений Игорь
Северянин…», «Ананасы в шампанском!..», В. Ф. Ходасевич. («Акробат»,
«Воспоминанье»).
В. В. Каменский. «Нагой среди одетых»
М. Горький. «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Карамора», пьеса
«На дне», «Несвоевременные мысли».
А. А. Блок. Стихотворения "В ресторане", "Вхожу я в темные храмы...", "Девушка
пела в церковном хоре...", "Когда Вы стоите на моем пути...", "На железной дороге", цикл
"На поле Куликовом", "Незнакомка", "Ночь, улица, фонарь, аптека...", "О, весна, без конца
и без краю...", "О доблестях, о подвигах, о славе...", "Она пришла с мороза...";
"Предчувствую Тебя. Года проходят мимо...", "Рожденные в года глухие...", "Россия", "Русь
моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться...", "Пушкинскому Дому", "Скифы". Поэма
«Двенадцать».
Статья А. А. Блока «Интеллигенция и революция».
С. А. Есенин. Стихотворения: «Гой, ты, Русь, моя родная…», «Письмо матери»,
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

«Мой край задумчивый и нежный…», «Край любимый, сердцу снятся…», «Русь»,
«Запели тёсаные дроги…», «Учусь постигнуть в каждом миге…», «О Русь, взмахни
крылами…», «Ветры, ветры, о снежные ветры…», «Не жалею, не зову, не плачу…»,
«Несказанное, синее, нежное…», «Русь Советская», «Русь уходящая», «Спит ковыль…»,
«Сорокоуст», «Низкий дом с голубыми ставнями…», «Письмо к женщине», «Собаке
Качалова», «Заметался пожар голубой…», «Ты такая ж простая, как все…», «Пускай ты
выпита другим…», «Дорогая, сядем рядом…», «Мне грустно на тебя смотреть…», «Вечер
чёрные брови насопил…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…»,
«Мы теперь уходим понемногу…». Поэмы «Анна Снегина», «Черный человек».
В. В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Нате!»,
«Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Разговор
с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа
о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах».
А. А. Фадеев. Роман «Разгром».
И. Э. Бабель. Сборник рассказов «Конармия».
Е. И. Замятин. Роман «Мы».
М. М. Зощенко. Рассказы «Аристократка», «Стакан», «История болезни»,
«Монтёр»,
«Баня», «Беспокойный старичок», «Нервные люди», «Жертва революции».
А. А. Платонов. Повесть «Сокровенный человек», Повесть «Котлован».
М. А. Булгаков. Роман «Белая гвардия», пьеса «Дни Турбиных» (обзор). Повести
«Роковые яйца», «Собачье сердце» (обзор). Роман «Мастер и Маргарита».
М. И. Цветаева. Стихотворения: «Идёшь, на меня похожий…», «Моим стихам,
написанным так рано…», «Стихи к Пушкину», «Тоска по родине! Давно…», «Мне
нравится, что Вы больны не мной…», «Стихи о Москве». Очерк «Мой Пушкин».
О. Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre-Dame», «Умывался ночью на
дворе…», «Куда как страшно нам с тобой…», «Как светотени мученик Рембрандт…»,
«Айя-София», «Мы живём, под собою не чуя страны...», «Я вернулся в мой город, знакомый
до слёз…».
Б. Л. Пастернак. Стихотворения: «На ранних поездах», «Февраль. Достать чернил
и плакать…», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво». Роман «Доктор Живаго» (обзор).
А. А. Ахматова. Стихотворения: «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Песня
последней встречи», «Муж хлестал меня узорчатым…», «Я не любви твоей прошу…», «Ты
письмо моё, милый, не комкай…», «Сколько просьб у любимой всегда…», «Есть в близости
людей заветная черта…», «Я научилась просто, мудро жить…», «Молитва», «Мне голос
был…», «Мужество», «Родная земля». Поэма «Реквием».
Н. А. Заболоцкий. Стихотворения: "В жилищах наших", "Вчера, о смерти
размышляя...", "Где-то в поле, возле Магадана...", "Движение", "Лицо коня",
"Метаморфозы". "Новый Быт", "Рыбная лавка", "Искусство", "Я не ищу гармонии в
природе..."
М. А. Шолохов. «Донские рассказы»: «Родинка», «Чужая кровь», «Шибалково
семя», роман «Тихий Дон».
Олдос Хаксли. «О дивный новый мир».
А. Т. Твардовский. Поэмы «Страна Муравия», «Василий Тёркин». Стихотворения:
"В тот день, когда окончилась война...", "Вся суть в одном - единственном завете...",
"Дробится рваный цоколь монумента...", "О сущем", "Памяти матери", "Я знаю, никакой
моей вины...", «Под вражьим тяжким колесом», «Две строчки», «Земляку», «Я убит подо
Ржевом».
А. И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича», рассказ «Матрёнин
двор». Роман «Архипелаг ГУЛАГ» (обзор).
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

В. Шаламов. "На представку", "Серафим", "Красный крест", "Тифозный карантин",
"Последний бой майора Пугачева".
И. А. Бродский. Стихотворения: "Конец прекрасной эпохи", "На смерть Жукова",
"На столетие Анны Ахматовой", "Ни страны, ни погоста...", "Рождественский романс", "Я
входил вместо дикого зверя в клетку..."
В. П. Некрасов. «В окопах Сталинграда».
Б. А. Можаев «Живой», В. И. Белов «Привычное дело».
В. Г. Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой».
В. М. Шукшин. Рассказы «Чудик», «Алёша Бесконвойный», «Обида», «Срезал»,
«Забуксовал».
А. В. Вампилов. Пьеса «Утиная охота». М.М. Рощин Пьеса «Валентин и
Валентина».
Ф. А. Абрамов. Повести «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька».
К. Д. Воробьёв «Убиты под Москвой», В. Л. Кондратьев «Сашка», Е. И. Носов
«Усвятские шлемоносцы».
Л. К. Татьяничева. «Гордые», «Я вглядываюсь в прошлое без грусти…», «Высокие
полдни».
Ю. В. Трифонов «Обмен».
Н. Г. Никонов «След рыси».
В. С. Высоцкий. «Баллада о любви», «Братские могилы», «Высота».
Б. Ш. Окуджава. «Молитва», «До свидания, мальчики…», «Живописцы», «На фоне
Пушкина снимается семейство…»
А. А. Тарковский «К стихам», «Ночной дождь», «Я учился траве, раскрывая
тетрадь...»
Б. Акунин «Азазель», Б.П. Екимов повесть «Пиночет», М. Петросян Роман «Дом,
в котором...», Т.Н. Толстая Рассказы: «Поэт и муза», «Серафим», «На золотом крыльце
сидели».
Н. Коляда «Нелюдимо наше море… или Корабль дураков».
А. Иванов «Пищеблок».
М. Карим. «В ночь лунного затмения».
У. Эко. Роман «Имя розы» (обзор).
Эрнест Хемингуэй. Повесть «Старик и море».
Э. М. Ремарк «На Западном фронте без перемен»
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отведенных на
изучение каждой темы
10 класс
№
Модуль (тема)
Количество часов
1.
Русская поэзия середины и второй половины XIX века
10
2.
Реализм XIX века. Творчество Н. А. Островского, И. А. 15
Гончарова
3.
Реализм XIX века. Творчество И. С. Тургенева
10
4.
Реализм XIX века. Творчество Ф. М. Достоевского
12
5.
Реализм XIX в. Творчество писателей конца XIX века
12
6.
Реализм XIX в. Творчество писателей конца XIX века
8
7.
Реализм XIX века. Творчество Л. Н. Толстого
12
8.
Реализм XIX века. Творчество А. П. Чехова, В. А. 12
Гиляровского, Г. И. Успенского, Н. Ф. Новикова
9.
Мировая литература
14
Общее количество часов: 105
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

11 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Модуль (тема)
Мировая литература рубежа XIX—XX веков
Русская литература начала XX века
Особенности поэзии начала XX века
Новокрестьянская поэзия
Литературный процесс 1920-х годов
Общая характеристика литературы 1930-х годов
Мировая литература 30-х годов
Литература периода Великой Отечественной
войны
Полвека русской поэзии
Проза писателей-деревенщиков
Русская проза 1950-2000-х годов
Современный литературный процесс
Общее количество часов:

Количество часов
2
12
12
6
15
12
6
10
10
5
10
5
105

Тематическое планирование (10 класс)
№
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Тема урока
ВВЕДЕНИЕ Русская литература второй половины XIX века в контексте мировой
культуры. Становление и развитие реализма в русской литературе XIX в. Основные темы
и проблемы русской литературы XIX в.
Ф. И. ТЮТЧЕВ. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик.
Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с
Природой и Историей
Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический
фрагмент. Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных
творений
А.А.ФЕТ. Жизнь и творчество. Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета —
практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер
реалистического пейзажа.
Гармония и музыкальность поэтической речи, способы их достижения. Тема смерти и
мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике. Теория литературы. Углубление
понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.
А.К.ТОЛСТОЙ. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого.
Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях
писателя. Влияние фольклора и романтической традиции.
Теория литературы. Композиция лирического произведения
Н.А.НЕКРАСОВ. Общая характеристика творчества. Лирика Н. А. Некрасова.
Своеобразие образа лирического героя. Лирическое отражение русской действительности
в художественном мире Н. А. Некрасова.

Интимная лирика поэта, её непреходящее значение. Лирическое отражение
русской действительности в художественном мире Н. А. Некрасова. Поэмы
Некрасова, их содержание, поэтический язык
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Смысл названия и принципы фольклорного
восприятия мира в поэме. Художественные особенности. Своеобразие языка и
стиха, стилизация УНТ. Особенности композиции

10.
11.

Контрольная работа №1 (анализ стихотворения)
А. Н. ОСТРОВСКИЙ. Общая характеристика творчества. Новаторство Островскогодраматурга. Отражение русской действительности в комедиях драматурга.

12.

Драма «Гроза». Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Жанровое своеобразие
13.

Речевая характеристика персонажей. Особенности типизации в пьесах. Непреходящее
значение созданных А. Н. Островским характеров. Социальная значимость сатиры

14.

Катерина
в
системе
образов.
Внутренний
конфликт
Катерины.
Народнопоэтическое и религиозное в образе. Нравственная проблематика пьесы:
тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы

15.

«Бесприданница». Новый вариант темы «горячего сердца». Власть денег как движущий
мотив сюжетного действия. Новый тип конфликта
«Бесприданница». Проблема бедности и богатства как определяющий момент биографии
героев. Обобщающий смысл названия драмы
И.А.ГОНЧАРОВ. Общая характеристика творчества. «Обыкновенная история»,
«Обломов», «Обрыв» как своеобразная трилогия о судьбах родины и русского человека

16.
17.
18.
19.
20.
21.

22.

23.

«Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». Характеры и судьбы героев.
Поиски положительных начал в русской жизни.
«Обломов». Место романа в трилогии писателя. Функция экспозиции.
Художественное время и пространство в романе
Сонный рай Обломовки. Обломов и Захар — удвоение темы духовного
омертвения.
Принцип сюжетной антитезы (Обломов — Штольц, Обломов — Ольга).
Переосмысление проблемы любви. Образ Ольги Ильинской как воплощение
авторской точки зрения на проблему женской эмансипации. Символика романа
Авторский приговор идеалам Обломова. Русское прочтение классического
конфликта сон-смерть. Наследование Гончаровым повествовательной манеры
Пушкина, Лермонтова. Объективность повествовательной манеры
Монографический характер повествования. Материализация психологического
состояния героев. Функция пейзажа. Авторская позиция и способы ее выражения в
романе. Роман «Обломов» в зеркале критики. Авторский лиризм

24.
25.

Контрольное сочинение № 1
И.С.ТУРГЕНЕВ. Жизнь и творчество. Художественный мир писателя. Особенности
реализма писателя. Эстетические и этические позиции И. С. Тургенева, его участие в
журнальной полемике.

26.

Герой и эпоха в романах. Противоречия в характере Рудина. Наталья Ласунская
(«Рудин») - тип тургеневской женщины, ее увлеченность романтическими
идеалами. «Дворянское гнездо». История короткой счастливой любви

27.

«Отцы и дети». Смысл названия романа. Споры о путях спасения России. Полемический
пафос произведения. Идея разрыва времен

28.

Духовный конфликт между поколениями, отраженный в заглавии и легший в
основу романа
Противоречивость позиции Базарова. Его сторонники и противники. Трагическое
одиночество героя

29.
30.
31.

32.

33.
34.

Любовный конфликт как идейное испытание героя. Идейно-эстетическая позиция автора
Своеобразие композиции и функции природы в романе. Эстетизация пейзажа.
Прозаизация стиля. Следование пушкинской традиции. Романтический субъективизм.
Портретные характеристики персонажей.
Споры вокруг романа и авторская позиция И. С. Тургенева. И. С. Тургенев как
пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д.
И. Писарева).
Контрольное сочинение № 2
ЛРК №1. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Именинник». Роман в контексте русской литературной
классики XIX века. Роль интеллигенции в современном мире и проблемы обновления
русской жизни. Типологические и структурные связи «Именинника» с романом «Рудин»

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

35.
36.
37.

38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.

45.
46.
47.
48.

49.
50.

51.

Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ. Жизнь и творчество (обзор). Художественный мир писателя.
Особенности творческой манеры. Основные мотивы произведений
Острое чувство нравственной ответственности в произведениях писателя, философская
глубина творчества. Поиски «человека в человеке» в его произведениях
«Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история.
Русская действительность в художественном мире романа. Нравственно-философская
проблематика
Утверждение самоценности человеческой личности. «Маленькие люди» в романе,
проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя
Социальные и философские корни теории Родиона Раскольникова.
Трагические противоречия характера главного героя. Преступления и наказания в романе.
Аллегорическая функция снов
Идейные и психологические двойники Раскольникова.
Этико-эстетический идеал Достоевского (образ Сони). Христианская концепция писателя.
Своеобразие воплощения авторской позиции. Петербург Достоевского
Символическая структура романа. Исповедальное начало как способ самораскрытия
души. Полифонизм романа и диалоги героев
«Подросток» – один из романов «Пятикнижия» Достоевского. Проблема «отцов и детей».
Формирование личности главного героя. Народная правда и идея нравственного
«благообразия»
Мировое значение творчества Достоевского. Споры вокруг наследия Достоевского в
современном мире. Достоевский и культура ХХ века
Контрольное сочинение № 3
А.В.СУХОВО-КОБЫЛИН. «Свадьба Кречинского». Трилогия А. В. Сухово-Кобылина
— новое слово в русской драматургии
В.М.ГАРШИН. «Красный цветок» – рассказ о непримиримой борьбе человека со злом.
«Attalea princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и
жизнеутверждающий пафос произведения
Д.В.ГРИГОРОВИЧ. Горькая судьба крестьянства и городской бедноты в его
произведениях. «Гуттаперчевый мальчик». Проблематика и специфика композиции
Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКИЙ. Очерк жизни и творчества. Роман «Что делать?». Творческая
история романа. Жанровое своеобразие. Значение романа в истории литературы и
революционного движения. Диалоги с «проницательным читателем». Композиция
романа. Мир старых пошлых людей в романе. Новые люди. «Особенный человек»
М.Е.САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. Общий очерк творчества. Русская действительность в
художественном мире М. Е. Салтыкова-Щедрина. Мировоззрение писателя. Цикл
«Сказки для детей изрядного возраста». Своеобразие фантастики в сказках. Социальнополитическая и нравственная проблематика, сатирический пафос

52.

«История одного города». Проблема народа в произведениях писателя. О народе
историческом и народе как носителе идеи демократизма

53.

«Господа Головлевы». Образы «литературных негодяев» в произведениях писателя.
Проблема совести и нравственного возрождения человека
Н.С.ЛЕСКОВ. Художественный мир. Художественное своеобразие творчества писателя.
Жанр новеллы как ведущий жанр в творчестве. Особенности повествования, ориентация на
сказ, на устную форму народной речи. Особенности сюжетосложения у Н. Лескова.
Содержательный смысл поэтики писателя. Самобытные характеры и необычные судьбы,
любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования
Лескова о русском человеке. «Человек на часах», «Тупейный художник», «Очарованный
странник»

54.

55.

Л.Н.ТОЛСТОЙ. Характеристика творчества. Религиозные и нравственные
искания писателя. Становление типа толстовского героя — просвещенного
правдоискателя, ищущего совершенства.

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

56.

57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.

64.

65.
66.
67.

«Война и мир». Творческая история. Жанр и стиль. Образ автора как объединяющее идейностилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской
патриархальной демократии.
Соединение народа как «тела» нации с её «умом» —просвещенным дворянством на почве
общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя
Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий, Толстовская
мысль об истории. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души»
Духовные искания героев. Рационализм Андрея Болконского и эмоциональноинтуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым.
Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен
Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах
Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева
Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и
патриотизм истинный
«Смерть Ивана Ильича». Своеобразие нравственно-этических воззрений Л.Н. Толстого.
Понимание Л.Н. Толстым цели и назначения человека на земле. Роль сюжета,
композиции, психологизма в раскрытии идейно-нравственной проблематики новеллы.
Основная идея новеллы
«Анна Каренина». «Мысль семейная» в романе. Нравственный закон в жизни человека и
философская проблематика романа. Всемирное значение Толстого — художника и
мыслителя.
Контрольное сочинение № 4
УВЧ №2. Л. Н. Толстой «Казаки», «Хаджи-Мурат»
А.П.ЧЕХОВ. Общая характеристика творчества, своеобразие воспроизведения русской
действительности. Рассказы. Жанровое своеобразие малой формы. «Мелочи жизни» в
изображении писателя

68.

Особенности поэтики писателя, связанные с использованием малых прозаических
жанров. Роль художественной детали. Своеобразие чеховского психологизма. Юмор,
способы создания комического эффекта. Особенности изображения «маленького
человека» в прозе А. П. Чехова. Проблема истинных и ложных ценностей

69.

Драматургия А. П. Чехова. Новаторство чеховской драматургии. Ослабленность
внешнего действия и внутренние психологические конфликты. Значение подтекста. Роль
ремарок и художественных деталей. Особенности конфликта и развития сюжетного
действия.

70.

«Вишневый сад». Сочетание
Несостоявшиеся судьбы» героев.

71.
72.
73.

Причины человеческой недееспособности — основная проблема пьесы
Проблема соотношения старых и нового владельцев сада.
Эмоциональный смысл финала. Значение образов-символов, не поддающихся
однозначной интерпретации. Неоднозначное прочтение пьесы критикой. Современные
трактовки чеховских пьес.
«Чайка»: тематика и проблематика пьесы. Символы и детали
В.А.ГИЛЯРОВСКИЙ. Книга «Москва и москвичи»
Г.И.УСПЕНСКИЙ. Рассказ «Пятница». Мистический рассказ о людях, «скомканных»
как русской действительностью, так и западноевропейским капиталистическим строем.
Эссе «Выпрямила»: процесс духовного «распрямления» и прорастания через ряд
ассоциаций к осознанию высшего назначения человека как нравственного существа

74.
75.
76.

77.

78.
79.

комического

и

драматического

в

пьесе.

ЛРК № 2. Драматургия Н. Ф. Новикова (Черешнева). Пьесы «Бабушкина усадьба»,
«Весенние голоса», «Ключи горячие», «Тучка золотая». Чеховская традиция в
произведениях уральского драматурга
Контрольное сочинение № 5
Мировое значение русской литературы. Русская литература как составная часть
мирового литературного процесса, ее своеобразие и самобытность, тесная
взаимосвязь с литературами других народов

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

80.
81.

О. де БАЛЬЗАК. Сведения о жизни и творчестве О. Де Бальзака.
Романы «Гобсек». Изображение губительной власти денег, разрушающей
человеческие души и семьи, противопоставляющей детей и родителей

82.

Роман «Шагреневая кожа». Изображение губительной власти денег, разрушающей
человеческие души и семьи, противопоставляющей детей и родителей. Проблема мнимых
и подлинных жизненных ценностей
Ч.ДИККЕНС — крупнейший английский романист XIX века. Юмор Диккенса. «Лавка
древностей». Вечная борьба между добром и злом. Смех как выражение оптимизма
писателя.

83.

84.

Реальное и сказочное в «Рождественской истории» Диккенса. Скряга Скрудж,
его холодный дом, встреча с духами прошлого, настоящего и будущего и его
превращение в доброго Скруджа.

85.
86.

Образ Скруджа и галерея образов скупцов в мировой литературе
Г. ИБСЕН — основоположник европейской «новой драматургии». Три этапа его
творчества: романтический, реалистический и символический.
Пьеса «Нора». Новаторство Ибсена-драматурга, его значение в мировой литературе
МЕТЕРЛИ́НК — бельгийский драматург-символист. Символика образов, созданных
драматургом в пьесе «Слепые»
Система образов, созданных драматургом в пьесе «Слепые»
Г. де МОПАССАН (1850-1893) Слово о писателе. «Милый друг». Новелла об
обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота
сюжета
Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции.
Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.
Ф. СТЕНДАЛЬ. Жизненный путь и личность. Становление писателя, активное участие в
романтическом русле. Синтез романтизма и реализма в его зрелом творчестве
Роман «Пармская обитель». Италия в жизни и творчестве писателя. Изображение
современной действительности и «миф Италии»; социально-политический и поэтический
миры романа. Фабрицио дель Донго как характерный романтический герой Ф. Стендаля
Г.ФЛОБЕР. Романы Г. Флобера. Реалистический показ в них жизни общества,
мастерство в раскрытии характеров героев.
Роман «Мадам Бовари». Эмма, ее судьба. Трагизм столкновения иллюзий героини с
реальной действительностью. Использование несобственной прямой речи как особого
способа в раскрытии психологии героев. Использование несобственной прямой речи как
особого способа в раскрытии психологии героев
Д.Б.ШОУ. Вера драматурга в человека, возможность его творческого развития и
совершенствования. «Пигмалион». Проблема духовного потенциала личности и его
реализации
Символизм — литературное течение конца XIX в. Ш. Бодлер — родоначальник
французского символизма в поэзии. Стихотворения Бодлера «Альбатрос»,
«Соответствия» и «Лебедь». Образы-символы в этих стихотворениях
Поль Верлен и Артюр Рембо. Стихотворения Верлена «Марина», «Среди необозримой
равнины», «Впечатления ночи». Музыкальность их звучания. «Спящий в ложбине» - одно
из ранних стихотворений Рембо. Сонет Рембо «Гласные». Выявление соответствий между
звуками и цветом, сопоставление их с возникающими в памяти видениями и образами.
Р. Гамзатов. Краткий рассказ о поэте. Возвращение к истокам, основам жизни.
Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества. Особенности
художественной образности дагестанского поэта.
Контрольная работа №3 (рецензия)
Структурный анализ своеобразия литературы второй половины XIX века (метод анализа
бинарных оппозиций)
Подведение итогов за курс 10 класса

87.
88.
89.
90.

91.
92.
93.

94.
95.

96.

97.

98.

99.

100.
101.
102.

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

Тематическое планирование (11 класс)
Темы
№
I Мировая литература рубежа 19-20 веков.
Русская литература в контексте мировой художественной культуры 20
1.
столетия.
Основные направления развития русской литературы (русская советская;
литература, официально не признанная властью; литература русского
2.
зарубежья). Основные темы и проблемы.
II Русская литература начала 20 века.
Направления философской мысли начала столетия и их отражение в
3.
различных видах искусства. Реализм и модернизм в литературе.
4.
Жизнь и творчество И. А. Бунина.
5.
Философичность и тонкий лиризм поэзии И.А. Бунина.
Бунинская концепция мира и человека. Проблематика, художественные
6.
особенности бунинского неореализма.
Изображение кризиса человеческой цивилизации в рассказе "Господин из
7.
Сан-Франциско".
Анализ художественных особенностей рассказа "Господин из Сан8.
Франциско".
9.
Тема любви в творчестве И.А. Бунина.
10.
Жизнь и творчество А.И. Куприна.
11.
Поэтическое изображение природы в повести "Олеся". Образ героини.
12.
Трагизм любовной темы в повестях А.И. Куприна.
13.
Любовь как высшая ценность мира в рассказе "Гранатовый браслет".
14.
Жизнь и творчество М. Горького.
Романтический пафос рассказов М. Горького. Идейный смысл и
15.
художественные особенности рассказа "Старуха Изергиль".
"На дне" как социально-философская драма. Проверочная работа на знание
16.
текста пьесы.
"Три правды" в пьесе и их трагическое столкновение. Новаторство
17.
Горького-драматурга.
18.
Сочинение по творчеству И.А. Бунина, А.И. Куприна, М. Горького.
19.
Сочинение по творчеству И.А. Бунина, А.И. Куприна, М. Горького.
III
Серебряный век русской поэзии.
Символизм, его истоки. Творчество "старших символистов": Н. Минского,
20.
Д. Мережковского, З. Гиппиус, В. Брюсова, К. Бальмонта.
21.
Творчество "младосимволистов": А. Белого, А. Блока, В. Иванова.
22.
Анализ стихотворения (по выбору учащегося).
Акмеизм. Обзор раннего творчества Н. Гумилёва, С. Городецкого, А.
23.
Ахматовой и др.
24.
Анализ стихотворения Н. Гумилёва (по выбору учащегося).
Футуризм. Группы футуристов: эгофутуристы, кубофутуристы,
25.
"Центрифуга".
26.
Новое поэтические формы в творчестве И. Северянина.
27.
Жизнь и творчество А. Блока.
28.
Лирика А. Блока как "трилогия вочеловечия".
29.
Романтический миф "Стихов о прекрасной Долине".
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

30.
31.
32.
33.
34.
IV
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
V
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
VI
53.
54.
55.
56.
57.
VII
58.
59.
60.
61.

"Страшный Мир" в поэзии А. Блока. Мотив утраты идеала и поиска новых
путей.
Россия в лирике А. Блока.
Поэма "Двенадцать". История создания. Герои, сюжет, композиция.
Авторская позиция и способы её выражения.
Многозначность финала поэмы.
Сочинение по творчеству А. Блока.
Новокрестьянская поэзия.
Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии. Анализ
стихотворений Н.А. Клюева "Рождество избы", "Вы обещали нам сады…".
Жизнь и творчество С.А. Есенина.
Идея "узловой завязи" природы и человека в лирике поэта.
Русь как главная тема творчества поэта.
Любовная лирика С. Есенина.
Идейный смысл и художественные особенности поэмы "Анна Снегина".
Сочинение по творчеству С. Есенина.
Сочинение по творчеству С. Есенина.
Литературный процесс 1920-х годов.
Общая характеристика литературного процесса 20-х годов. Литературные
направления и объединения.
Тема революции и Гражданской войны в творчестве М. Шолохова.
("Донские рассказы").
Трагизм восприятия революционных событий в романе И. Бабеля
"Конармия".
Своеобразие художественного мира Е. Замятина. Центральный конфликт
романа "Мы".
Особенности жанра "Антиутопия".
Жизнь и творчество В. Маяковского.
Антивоенный и антимещанский пафос ранней лирики поэта. Бунтарство и
одиночество лирического героя.
"Штурм социалистического рая" в лирике В. Маяковского. Тема любви в
творчестве поэта.
Сатирическая лирика и драматургия В. Маяковского.
Сочинение по творчеству писателей и поэтов 1920-х годов.
Общая характеристика литературы 30-х годов 20 века.
Творческие поиски и писательские судьбы в 30-е годы.
Поэзия 30-х годов.
Тема русской истории в литературе 30-х гг.
Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве
М. Шолохова и Н. Островского.
Творчество писателей русского зарубежья. Христианские философскохудожественные произведения И. Шмелёва.
Мировая литература 30-х годов.
Жизнь и творчество М. А. Булгакова.
История создания, проблематика, герои романа "Мастер и Маргарита".
Особенности жанра и композиции романа. Библейский сюжет в
интерпретации автора.
Своеобразие булгаковской дьяволиады.

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
VIII
73.
74.
IX
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.

90.
91.
92.
93.

Проблемы творчества и судьбы художника. Трагическая любовь в
конфликте с пошлостью и несвободой.
Сочинение по творчеству М.А. Булгакова.
Сочинение по творчеству М.А. Булгакова.
Тематика, проблематика, художественные особенности повести А.П.
Платонова "Котлован".
Тематика, проблематика, художественное своеобразие лирики А. А.
Ахматовой.
Трагедия поэта и народа в поэме "Реквием". Евангельские мотивы и образы.
Жизнь и творчество М.И. Цветаевой.
Роман-эпопея "Тихий Дон" М.А. Шолохова как произведение о трагедии
Гражданской войны. Система образов.
Образ главного героя. Проблема гуманизма в романе "Тихий Дон".
Сочинение по творчеству поэтов и писателей 30-х годов 20 века.
Сочинение по творчеству поэтов и писателей 30-х годов 20 века.
Литература периода Великой Отечественной войны.
Поэзия периода Великой Отечественной войны. Своеобразие лирического
героя А. Ахматовой, К. Симонова, О. Бергольц.
Правда о человеке на войне (анализ очерков, рассказов М. Шолохова, А.
Толстого).
Литература 50-90-х годов.
Новое осмысление военной темы в произведениях В. Быкова ("Сотников"),
В. Кондратьева ("Сашка").
Испытание на человечность как главная тема произведений Ю. Бондарева, Б.
Васильева, Г. Бакланова.
Сочинение по произведениям о Великой Отечественной войне.
Сочинение по произведениям о Великой Отечественной войне.
Нравственная проблематика и художественные особенности "деревенской
прозы" (по произведениям В. Белова, В. Астафьева, Ф. Абрамова).
Образы духовной истины бытия в рассказах В. М. Шукшина.
Проблема нравственного выбора в повести Ю. В. Трифонова "Обмен".
Нравственная проблематика пьес А. Володина, А. Арбузова, В. Розова.
Авторская песня, ее особенности. Творчество Б. Окуджавы.
Жизнь и творчество Б. Л. Пастернака.
Тематика, проблематика, своеобразие поэтики и лирики Б. Пастернака.
Роман "Доктор Живаго". История создания и публикации. Система образов
романа. Образы-символы.
Образ и судьба главного героя – Юрия Живаго. Цена "Стихотворений Юрия
Живаго" и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа.
Размышления о настоящем и будущем Родины в лирике А.Т. Твардовского.
Жизнь, творчество, личность А. И. Солженицына.
Своеобразие раскрытия "лагерной" темы в повести "Один день Ивана
Денисовича". Образ Шухова. Проблема национального характера в контексте
трагической эпохи.
Человек и тоталитарная система в произведении "Архипелаг ГУЛАГ".
Сочинение "Испытание на человечность в нечеловеческих обстоятельствах".
Сочинение "Испытание на человечность в нечеловеческих обстоятельствах".

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

94.

95.
96.
97.
98.
99.

Взаимоотношения человека и природы в произведениях В. Распутина. Тема
"отцов и детей" в повести "Последний срок".
Литература конца 20- начала 21 веков.
Проблемы смысла жизни в произведениях Т. Толстой, Л. Петрушевской, В.
Токаревой.
Поэзия конца 20- начала 21 века. Основные направления и тенденции
развития.
Итоговое сочинение.
Итоговое сочинение.
Анализ сочинений. Подведение итогов.

МАОУ СОШ № 208 Подписано цифровой
подписью: МАОУ СОШ №
С УГЛУБЛЕННЫМ 208 С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ
ИЗУЧЕНИЕМ
ПРЕДМЕТОВ
ОТДЕЛЬНЫХ
Дата: 2021.09.25 19:17:22
ПРЕДМЕТОВ
+05'00'

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».