Рабочая программа учебного предмета Мировая художественная культура (10-11 класс)

Приложение № 3
к основной образовательной программе
среднего общего образования
МАОУ СОШ № 208 с углубленным
изучением отдельных предметов,
утвержденное приказом № 122/2
от 28.08.2021 г.

Рабочая программа по мировой художественной культуре
1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета Мировая
художественная культура на уровне среднего общего образования
1.1. Личностные результаты изучения искусства подразумевают:
1) обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;
обобщенное представление об эстетических идеалах, художественных ценностях произведений разных
видов искусства;
2) инициативность и самостоятельность в решении разно уровневых учебно-творческих задач;
3) наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости
и заинтересованного отношения к искусству;
4) умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о
художественных явлениях социума;
5) соответствующий возрасту уровень культуры восприятия искусства во всем разнообразии его видов,
основных форм и жанров;
6) сформированные навыки проектирования индивидуальной и коллективной художественнотворческой деятельности; контроль собственных учебных действий и самостоятельность в постановке
творческих задач;
7) активность по отношению к личностным достижениям в области разных видов искусства;
8) участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным
интересам сверстников.

1.2. Метапредметные результаты изучения мировой художественной культуры
отражают:
1) понимание роли искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом
развитии современного социума;
2) общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т.
д.); развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и
внешкольной деятельности;
3) самостоятельность при организации содержательного и увлекательного культурного досуга;
4) соответствующий возрасту уровень духовной культуры и уравновешенность эмоциональноволевой сферы;
5) оригинальный, творческий подход к решению различных учебных и реальных, жизненных
проблем;
6) расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;
7) усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

8) эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение
красоты в человеческие отношения и др.).

1.3. Предметные результаты изучения мировой художественной культуры
включают:
1) постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений
искусства;
2) обобщенное понимание художественных явлений действительности во всем их многообразии;
3) общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов;
4) освоение знаний о выдающихся деятелях отечественного и зарубежного искусства;
5) овладение умениями и навыками для эмоционального воплощения художественно-творческих идей в
разных видах искусства;
6) осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения в
отношении проблем искусства и жизни;
7) многообразный опыт художественно-творческой деятельности в разных видах искусства;
8) участие в разработке и реализации художественно-творческих проектов класса, школы и др.;
9) развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти, в том числе
зрительной, слуховой и др.;
10) эмоциональное восприятие существующих традиционных и современных видов искусства в их
взаимопроникновении.

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

2. Содержание учебного предмета Мировая художественная культура на уровне
среднего общего образования
2.1. Содержание учебного предмета Мировая художественная культура
Раздел I. Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций
Искусство первобытного человека. Причины возникновения художественного
творчества. Первые художники Земли. Эволюция пещерной живописи. Древние образы и
символы. Первобытная магия. Живопись Альтамиры. Зарождение архитектуры: дольмены,
менгиры, кромлехи. Причины возникновения музыкального творчества. Предпосылки
возникновения танца.
Искусство Древней Передней Азии. Возникновение письменности. Библиотека царя
Ашшурбанипала. Зиккураты как символическое воплощение устройства мира. Рельефы и
мозаики, их основная тематика и назначение. Популярные музыкальные инструменты.
Архитектура Древнего Египта. Возведение пирамид — главное архитектурное
достижение эпохи Древнего царства. Архитектурные комплексы эпохи Среднего и Нового
царств в Карнаке и Луксоре.
Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта. Ритуальное назначение
скульптуры. Особенности изображения богов, фараонов и людей. Назначение рельефных и
фресковых композиций. Сокровища гробницы Тутанхамона. Роль музыки в жизни общества.
Популярные музыкальные инструменты.
Искусство Мезоамерики. Важнейшие культурные достижения цивилизации ольмеков
(ступенчатые пирамиды, каменная скульптура). Дворцы ацтекских правителей. Ювелирное
искусство. Искусство майя. Искусство инков.
Раздел II. Искусство Античности
Эгейское искусство.Кносский дворец — выдающийся памятник мирового зодчества.
Львиные ворота в Микенах. Фрески Кносского дворца. Вазопись стиля Камарес.
Архитектурный облик Древней Эллады.Архитектура архаики: греческая ордерная
система. Дорический, ионический, коринфский ордеры. Афинский Акрополь. Театр Диониса.
Назначение и особенность композиции Большого алтаря Зевса в Пергаме.
Изобразительное искусство Древней Греции.Шедевры и мастера вазописи.
Геометрический орнамент. Чернофигурная и краснофигурная вазопись. Идеал физической
силы и духовной красоты. Обостренный интерес к внутреннему миру человека.
Архитектурные достижения Древнего Рима.Римский Форум. Инженерные сооружение.
Архитектурный облик Колизея и Пантеона. Триумфальные арки. Термы.
Изобразительное искусство Древнего Рима.Римский скульптурный портрет. Мастерство
в передаче портретного сходства, внутреннего мира человека. Фресковые и мозаичные
композиции.
Театр и музыка Античности.Трагики и комедиографы греческого театра: Эсхил,
Софокл, Еврипид, Аристофан. Искусство актеров пантомимы. Странствующие певцы —
сказители эпических преданий. Римская музыка и поэзия.
Раздел III. Искусство Средних веков
Мир византийского искусства. Сочетание элементов античного и восточного зодчества.
Базилика, ее назначение, устройство, характерные черты. Понятие о крестово-купольном типе
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

храма. Собор Святой Софии в Константинополе. Основные темы и сюжеты византийских
мозаик. Происхождение икон. Шедевры византийской иконописи. Церковная музыка.
Основные виды церковного пения. Нотное письмо. Светская музыка.
Архитектура западноевропейского Средневековья. Романский стиль архитектуры.
Характерные особенности архитектурных сооружений. Типы построек: базилики, феодальные
замки, городские укрепления. Архитектура готики. Готические соборы — центры
общественной и духовной жизни средневекового города. Шедевры готики.
Изобразительное искусство Средних веков. Скульптура романского стиля. Основные
сюжеты и образы. Изображения диковинных существ. Скульптура готики. Преобладание
религиозной тематики. Развитие искусства скульптурного портрета. Техника витражной
живописи. Излюбленные орнаменты витражных окон.
Театр и музыка Средних веков. Литургическая драма. Основные сюжеты и их
иносказательный смысл. Средневековый фарс. Остроумное комедийное начало и
поучительный смысл театрального жанра. Высокая духовность музыки. Понятие о
григорианском хорале. Католическая месса. Появление и развитие многоголосия. Вокальная
лирика трубадуров, труверов, миннезингеров. Разнообразие жанров песенного творчества и их
главная тематика.
Искусство Киевской Руси. Связь художественной культуры с язычеством и
важнейшими историческими событиями. Творческое переосмысление художественных
традиций Византии. Характерные черты архитектуры. Зодчество Великого Новгорода.
Мозаики и фрески Софии Киевской. Искусство иконописи. Следование византийскому канону,
выработка собственного стиля.
Развитие русского регионального искусства. Искусство Великого Новгорода.
Творчество Феофана Грека. Искусство Владимиро-Суздальского княжества. Успенский и
Дмитриевский соборы во Владимире. Консолидирующая роль Москвы в развитии русской
культуры. Творчество Андрея Рублева.
Искусство единого Российского государства. Создание архитектурного ансамбля
Московского Кремля. Новизна архитектурного решения при возведении Успенского собора.
Храмы и светские постройки Соборной площади Московского Кремля. Шедевры творчества
Дионисия. Москва — «Третий Рим» как центр христианского мира и общерусской культуры.
Покровский собор (храм Василия Блаженного) — архитектурная жемчужина Москвы.
Создание нового типа каменного шатрового храма (церковь Вознесения в Коломенском).
Характерные особенности архитектуры 17 века. Мастерство деревянного зодчества.
Творчество Симона Ушакова.
Театр и музыка Древней Руси. Народное творчество, праздники и обрядовые действа —
истоки русского театра. Характер первых придворных постановок. Языческие и христианские
традиции музыкальной культуры. Колокольные звоны. Пение как составная часть церковного
богослужения. Знаменный распев. Много распевность. Светская музыка и наиболее
популярные инструменты.
Раздел IV. Искусство средневекового Востока
Искусство Индии. Ступа — один из древнейших типов культовых сооружений
буддизма. Пещерные храмы для моления (чайтьи). Богатство и роскошь скульптурного
убранства. Проникновение к архитектуре мусульманских традиций. Росписи в пещерных
храмах Аджанты. Миниатюрная живопись Индии. Истоки индийской музыки. Спектакль как
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

единство музыки, пения и танца.
Искусство Китая. Характерные особенности китайского зодчества, его органическая
связь с природой. Китайская стена, ее назначение. Особенности китайской скульптуры и ее
связь с буддийской религией. Характерные черты китайской живописи и графики.
Искусство Страны восходящего солнца. Выработка собственного архитектурного стиля.
Иероглифическая каллиграфия. Садово-парковое искусство. Сад камней в Киото. Цветная
гравюра на дереве. Скульптура нэцкэ.
Искусство исламских стран. Использование в мусульманском зодчестве достижений
древних цивилизаций. Типичные архитектурные сооружения исламских стран. Основные
виды изобразительного искусства. Арабеска. Любовная лирика народов Востока и ее мировое
значение. Рубаи Омара Хайяма. Своеобразие традиционной музыкальной культуры.
Раздел V. Искусство Возрождения
Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения. Характерные
особенности и значение творчества Джотто. Построение пространства по законам
перспективы на примере произведений Мазаччо. Значение творчества Боттичелли.
Художественные достоинства произведений на библейские и мифологические сюжеты.
Скульптурные шедевры Донателло.
Архитектура итальянского Возрождения. Собор Санта-Мария дель Фьоре —
архитектурный символ Флоренции. Оригинальность и новизна творчества Брунеллески.
Браманте как основоположник архитектуры Высокого Возрождения. Возведение собора
Святого Петра — главного католического храма. Архитектурный облик Венеции.
Титаны Высокого Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи. Бунтующий
гений Микеланджело. Рафаэль — «первый среди великих».
Мастера венецианской живописи. Беллини как основоположник венецианской школы
живописи. Художественное мастерство Джорджоне. Художественный мир Тициана. Богатство
тематики и жанровое разнообразие в творчестве. Веронезе — певец праздничной Венеции.
Трагический гуманизм Позднего Возрождения. Характерные черты маньеризма и его мастера.
Искусство Северного Возрождения. Ренессанс в архитектуре Северной Европы.
Живопись нидерландских и немецких мастеров. Братья Хуберт и Ян ван Эйк. Многогранность
и оригинальность творческого дарования Босха. Творческие искания Брейгеля. Творчество
Дюрера. Искусство портрета в творчестве художника. Интерес к изображению мира живой
природы.
Музыка и театр эпохи Возрождения. Основные жанры духовной и светской музыки.
Разработка новых правил полифонического исполнения.
Начало профессионального
композиторского творчества. Возникновение новых музыкальных жанров. Первые оперные
представления. Итальянская комедия дель арте. Синтез актерского слова, акробатики, танцев,
пантомимы, музыки и пения. Актерская импровизация — основа сценического искусства.
Театр Шекспира — синтез античного и средневекового искусства. Мир человеческих чувств и
сильных страстей в пьесах Шекспира. Значение шекспировского театра.

2.2. Воспитательный потенциал предмета Мировая художественная
культура на уровне среднего общего образования предполагает следующее:
1. установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных элементов,
проблемного вопроса, биографий художников, скульпторов, композиторов, режиссеров,
архитекторов, подготовку сообщений из рубрики «Это интересно», «Мир вокруг нас»;
2. привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений
через создание специальных тематических проектов, рассчитанных на различные виды
сотрудничества, организация работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией, развитие умения зрительного восприятия, пространственного мышления,
фантазии, умения выражать в отчетливых образах решение творческих задач;
3. проведение событийных уроков, уроков-экскурсий, которые позволяют разнообразить
формы работы на уроке, повысить мотивацию к изучению предмета Мировая художественная
культура, позволяет воспитывать любовь к Родине, к искусству, эстетического отношения к
окружающему миру и к искусству, развитие умения видеть прекрасное всюду и воспитание
потребности в этом;
4. включение в урок интерактивных форм работы: групповая работа, парная работа,
игровую, что позволяет установить доброжелательную обстановку на уроке, позволяет
обучающимся в процессе общения не только получать знания, но и приобретать опыт;
5. побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение
«Правил внутреннего распорядка
обучающихся»,
принятие
правил
работы
в
группе, взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся, воспитание аккуратности,
настойчивости в работе;
6. использование ИКТ технологий обучения, обеспечивающих современные активности
обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных приложениях,
мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы, обучающие сайты,
уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.);
7. использование технологии «Портфолио», с целью развития самостоятельности, рефлексии
и самооценки, планирования деятельности, видения правильного вектора для дальнейшего
развития способностей;
8. поддержку исследовательской деятельности школьников в рамках выполнения
проектов
даёт
школьникам
возможность
приобрести навык
самостоятельного
решения теоретической проблемы, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения (участие в конкурсах,
выставках,
научно-практических
конференциях),
развитие
понимания
явлений
художественной культуры и их роли в жизни общества;
9. использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная
агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые
видеоролики по темам урока);
10. сотрудничество педагога и обучающихся на учебном занятии, позволяющее не только
приобретать знания, опыт и навыки, но и обеспечивать переход в социально значимые
виды групповой, парной и самостоятельной деятельности. Тесная связь обучения и
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

воспитания позволяет создать все условия
творческой всесторонне развитой личности.

для

развития в ысоконравственной,

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

3. Тематическое планирование
3.1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отведенных
на изучение каждой темы
10 класс
№ п/п

Тема

1.

Художественная культура первобытного мира и древнейших
цивилизаций
Художественная культура Античности
Художественная культура Средних веков
Художественная культура средневекового Востока
Художественная культура Возрождения

2.
3.
4.
5.
Всего

Количество
часов
5
6
10
4
10
35

11 класс
Тема

№ п/п
1.
2.
3.

Художественная культура Нового времени
Художественная культура конца XIX -- XX вв
Культурные традиции родного края
Всего

Количество
часов
15
13
5
33

Поурочное планирование (10 класс)
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Тема урока
Искусство первобытного человека.
Художественная культура Древней и Передней Азии.
Художественная культура Древнего Египта. Архитектура.
Художественная культура Древнего Египта. Изобразительное искусство и музыка.
Художественная культура Мезоамерики.
Проверочная работа по теме: "Художественная культура древнейших цивилизаций"
Художественная культура Античности. Эгейское искусство.
Художественная культура Античности. Архитектурный облик Древней Эллады.
Художественная культура Античности. Изобразительное искусство Древней Греции.
Художественная культура Античности. Архитектурные достижения Древнего Рима.
Художественная культура Античности. Изобразительное искусство Древнего Рима.
Художественная культура Античности. Театральное искусство.
Проверочная работа по теме: "Художественная культура Античности"
Художественная культура европейского Средневековья. Мир византийской культуры.
Художественная культура европейского Средневековья. Западноевропейская
архитектура.
Художественная культура европейского Средневековья. Изобразительное искусство.

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Художественная культура европейского Средневековья. Театральное искусство и
музыка.
Проверочная работа по теме: "Художественная культура европейского Средневековья"
Художественная культура Киевской Руси.
Развитие русского регионального искусства.
Искусство единого Российского государства.
Театр и музыка Средневековой Руси.
Проверочная работа по теме: "Художественная культура Средневековой Руси.
Художественная культура средневекового Востока. Искусство Индии.
Художественная культура средневекового Востока. Искусство Китая.
Художественная культура средневекового Востока. Искусство Страны восходящего
солнца -Японии.
Художественная культура средневекового Востока. Искусство исламских государств.
Проверочная работа по теме: "Художественная культура средневекового Востока"
Художественная культура Возрождения. Изобразительное искусство Проторенессанса
и Раннего Возрождения.
Художественная культура Возрождения. Архитектура итальянского Возрождения.
Художественная культура Возрождения. Титаны Высокого Возрождения.
Художественная культура Возрождения. Мастера веницианской живописи. Музыка и
театр эпохи Возрождения.
Искусство Северного Возрождения.
Проверочная работа по теме: "Художественная культура Возрождения"

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

Поурочное планирование (11 класс)
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Тема урока
Романтическое направление в европейской литературе.
Романтизм в изобразительном искусстве.
Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма.
Импрессионизм: поиск ускользающей красоты.
Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма
От реальности к символизму.
Постимпрессионизм предшественник модернизма в живописи. Фовизм – «дикий».
Кубизм принципиально новое направление в живописи. Сюрреализм, где источник
вдохновения подсознание человека.
Проверочная работа по теме «Основные течения в европейской художественной культуре
XIX – начала XX в.»
Литературное и музыкальное наследие классической русской художественной культуры.
Отечественная классическая архитектура и живопись.
Течения и направления в русской культуре XVI-нач.XIX в.
Проверочная работа по теме «Шедевры русской художественной культуры 1-й пол. XIX
века»
Художественная культура России пореформенной эпохи. Предпосылки, основные
направления и образы в художественном творчестве.
Литература пореформенной эпохи.
Живопись пореформенной эпохи.
Архитектура пореформенной эпохи.
Музыка пореформенной эпохи.
Символизм в литературе и музыке.
Основоположник символизма в живописи М. А. Врубель.
Художественный экспериментаторы в живописи.
Авангард в поэзии и музыкальном искусстве.
Неоклассицизм в поэзии и архитектуре. Художественное объединение «Мир искусства».
Тема Родины в творчестве художников и музыкантов.
Проверочная работа по теме «Художественная культура России пореформенной эпохи».
Литературная классика ХХ века: полюсы добра и зла. Музыкальное искусство в нотах и без
нот.
Театр и киноискусство ХХ в. Культурная дополняемость.
Художественная культура Америки: обаяние молодости.
Проверочная работа по теме: «Европа и Америка: художественная культура ХХ в.»
Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры.
Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет и образы войны в искусстве
второй половины XX в.
Общечеловеческие ценности и «русская тема» в советском искусстве периода «оттепели»
Итоговая проверочная работа № 4 по изученному материалу за год.
Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий XX в.
Защита презентаций.
МАОУ СОШ № 208

Подписано цифровой
подписью: МАОУ СОШ №
208 С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
Дата: 2021.09.25 19:31:41
+05'00'

С УГЛУБЛЕННЫМ
_____________________________________________________________________________________
ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
ПРЕДМЕТОВ
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».