Приложение № 3
к основной образовательной программе начального
общего образования МАОУ СОШ № 208 с
углубленным изучением отдельных предметов
(Приказ №122 от 28.08.2021)
Рабочая программа по родному (русскому) языку
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык» на
уровне начального общего образования
Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
обеспечивает:
-воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры,
включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление
красоты и величия русского языка;
-приобщение к литературному наследию русского народа;
-обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в
соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
-расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении,
формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных
функционально - смысловых типов и жанров.
1.1. Личностные результаты освоения предмета «Родной язык (русский)» на уровне
начального общего образования отражают:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
1.2. Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7)активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного
русского литературного языка:
- произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);
- осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;
соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:
- выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует
обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
- проведение синонимических замен с учётом особенностей текста; выявление и
исправление речевых ошибок в устной речи;
- редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью
более точной передачи смысла;
совершенствование умений пользоваться словарями:
- использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова,
для уточнения нормы формообразования;
- использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и
антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;
- использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного
произношения слова, вариантов произношения;
- использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование учебных
этимологических словарей для уточнения происхождения слова;
- использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов;
соблюдение основных норм русского речевого этикета:
- соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого
этикета;
- различение
этикетных форм обращения в
официальной и неофициальной
речевой ситуации.
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые
величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с
аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной
избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Родной язык (русский)».
1.3. Предметные результаты
1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в
культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о
единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания;
2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи,
правилами речевого этикета;
3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как
развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его
функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка,
формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как
показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и
условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для
успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания
для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими,
стилистическими),
приобретение
опыта
использования языковых норм в речевой практике:
- соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:
- употребление отдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение
отдельных форм множественного числа имен существительных;
- употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и
будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых
нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;
- выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с
нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде,
падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое
выражено глаголом в форме прошедшего времени);
- редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;
Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного
русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):
- соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;
- соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;
Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности
(говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:
- владение различными приемами слушания научно-познавательных и художественных
текстов об истории языка и культуре русского народа;
- владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
- чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов
(народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение
языковых особенностей текстов;
- умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять
главные факты от второстепенных;
выделять
наиболее
существенные
факты;
устанавливать логическую связь между фактами;
- умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать
причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;
составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста;
владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;
- умения информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказ с
изменением лица;
- уместное использование коммуникативных приемов устного общения: убеждение,
уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
- уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и завершение диалога
и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
- умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление,
комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
- создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;
- создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по
городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с
народными промыслами);
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
- создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в
письменной форме и представление его в устной форме;
- оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления;
- редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы;
сопоставление чернового и отредактированного текстов.
Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:
- распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная
с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие
предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
- понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и
сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и
произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление
эпитетов и сравнений в речи;
- понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру,
менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное
употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
- понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их
употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
- понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках
изученного).
2. Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык» на уровне начального
общего образования
2.1. Основные содержательные линии программы учебного предмета «Русский
родной язык»
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка
опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области
«Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные
содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными
линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют
преимущественно практико-ориентированный характер.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:
Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание,
обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об
изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о
взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной
специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и
других народов России и мира.
Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее
наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков
использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование
первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка,
развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского
литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок
ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм
современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного
и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх
видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших
школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении);
расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих
содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений
понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных
функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
2.2. Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык» по годам обучения
Первый год обучения
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного
русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок».
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) Дом в старину: что
как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2) Как
называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.)
Имена в
малых жанрах
фольклора (в
пословицах, поговорках,
загадках,
прибаутках).
Раздел 2. Язык в действии
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по
предупреждению
ошибок в произношении слов). Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение
за сочетаемостью
слов (пропедевтическая
работа по
предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Секреты речи и текста
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая
форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо
попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов
(вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Второй год обучения
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки,
санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие
домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш,
решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например,
тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них
сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети
(например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами
и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда
(например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и
поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов,
имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в
Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).
Проектное задание: «Почему это так называется?».
Раздел 2. Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в
поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.
Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в
которых есть слова с необычным произношением и ударением».
Разные
способы
толкования
значения
слов.
Наблюдение
за
сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение
инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например,
как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебнонаучной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды
ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический
повтор, местоименный повтор.
Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об
участии в народных праздниках.
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.
Третий год обучения
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми
(например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).
Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия
ветра, дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова,
называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие
музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например,
Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение
за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и
фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).
Раздел 2. Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и
различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка,
книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на
практическом уровне).
Специфика
грамматических
категорий
русского
языка (например,
категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение
нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных.
Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например,
родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое
овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
предложно- падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на
практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только
форму множественного числа (в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста
Особенности устного выступления.
Создание
текстов-повествований:
о путешествии
по городам;
об
участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в
рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и
формы (в пределах изученного в основном курсе).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их
фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.).
Четвёртый год обучения
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный,
доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец,
сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с
качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки
до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и
поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий
смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в
произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские
слова в языках других народов.
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение
опыта поиска информации о происхождении слов);
«Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»;
«Русские слова в языках других народов».
Раздел 2. Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и
будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией
синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на
пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного).
Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. Информативная
функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка
прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление
чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных
словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
3.Тематическое планирование с учетом программы воспитания с указанием
количества часов, отведенных на изучение каждой темы
3.1. Воспитательный потенциал учебного предмета «Родной язык (русский)» на
уровне начального общего образования предполагает следующее:
1. Установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя
через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных
элементов, проблемного вопроса,
биография
поэтов,
писателей,
подготовку
сообщений из рубрики «Это интересно», «Мир вокруг нас».
2. Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений
через создание специальных тематических проектов, рассчитанных на различные виды
сотрудничества, организация работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией. Выполнение проектов по различным темам позволяет акцентировать
внимание учащихся на установлении причинно-следственных связей между объектами.
3. Проведение событийных уроков, уроков-экскурсий, которые позволяют разнообразить
формы работы на уроке, повысить мотивацию к изучаемому предмету, позволяет
воспитывать любовь к Родине, науке и искусству.
4. Включение в урок интерактивных форм работы: групповая работа, парная работа,
игровая, что позволяет установить доброжелательную обстановку на уроке, позволяет
обучающимся в процессе общения не только получать знания, но и приобретать опыт.
5. Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение
«Правил внутреннего распорядка
обучающихся»,
принятие
правил
работы
в
группе, взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся.
6. Использование ИКТ технологий обучения, обеспечивающих современные активности
обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных приложениях,
мультимедийные презентации).
7. Применение в рамках урока методики «смыслового чтения текста», позволяет не только
повысить
результаты предметных результатов, но и усилить воспитательный потенциал
урокачерез полное осмысление прочитанного текста и последующее его обсуждение.
8. Поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках выполнения
проектов
даст
школьникам
возможность
приобрести навык
самостоятельного
решения теоретической проблемы, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения (участие в конкурсах,
выставках, соревнованиях).
9. Сотрудничество педагога и обучающихся на учебном занятии позволяет не только
приобретать знания, опыт и навыки, но и обеспечивать переход в социально значимые
виды групповой, парной и самостоятельной деятельности. Тесная связь обучения и
воспитания позволяет создать все условия
для
развития
высоконравственной,
творческой всесторонне развитой личности.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
3.2. Тематическое планирование
1 класс
№
1.
2.
3.
№
1.
2.
3.
№
1.
2.
3.
№
1.
2.
3.
Модуль (тема)
Русский язык: прошлое и настоящее
Язык в действии
Секреты речи и текста
Общее количество часов:
2 класс
Модуль (тема)
Русский язык: прошлое и настоящее
Язык в действии
Секреты речи и текста
Общее количество часов:
3 класс
Модуль (тема)
Русский язык: прошлое и настоящее
Язык в действии
Секреты речи и текста
Общее количество часов:
4 класс
Модуль (тема)
Русский язык: прошлое и настоящее
Язык в действии
Секреты речи и текста
Общее количество часов:
Количество часов
7
4
5
16
Количество часов
7
4
6
17
Количество часов
6
5
6
17
Количество часов
6
4
7
17
1 класс
№п/п
Тема
1
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного
алфавита.
2
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и
заставок.
3
Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок».
4
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта. Дом в старину: что
как называлось
5
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта. Как называлось то,
во что одевались в старину
6
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
7
Проектное задание: «Словарь в картинках».
8
Как нельзя произносить слова
9
Смыслоразличительная роль ударения
10
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
11
Наблюдение за сочетаемостью слов
12
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая
форма устной речи.
13
Стандартные обороты речи для участия в диалоге. Как вежливо попросить?
14
Стандартные обороты речи для участия в диалоге. Как похвалить товарища?
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
15
Стандартные обороты речи для участия в диалоге. Как правильно поблагодарить?
16
Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание)
2 класс
№п/п
Тема
1
Слова, называющие игры, забавы, игрушки в старину
2
Слова, называющие предметы традиционного русского быта. Слова, называющие
домашнюю утварь и орудия труда
3
Слова, называющие то, что ели в старину
4
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с
предметами и явлениями традиционного русского быта.
5
Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других
народов.
6
Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную
образную форму
7
Проектное задание: «Почему это так называется?».
8
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в
поэтическом тексте.
9
Смыслоразличительная роль ударения. Работа со словарем ударений.
10
Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в
которых есть слова с необычным произношением и ударением»
11
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
12
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др.,
13
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения.
14
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи.
15
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический
повтор, местоименный повтор.
16
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.
17
Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об
участии в народных праздниках
3 класс
№п/п
Тема
1
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми
2
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры. Слова,
называющие занятия людей
3
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова,
называющие музыкальные инструменты
4
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения. Уточнение значений,
наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной
литературы
5
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
6
Проект: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии»
7
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и
различную оценку, как специфика русского языка
8
Специфика грамматических категорий русского языка
9
Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм
имен существительных.
10
Существительные, имеющие только форму единственного или только форму
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
11
12
13
множественного числа
Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов,
образования предложно-падежных форм существительных
Создание текстов-повествований
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и
формы
Создание текстов-рассуждений
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования содержания
Особенности устного выступления.
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов
14
15
16
17
4 класс
1
Слова, связанные с качествами и чувствами людей
2
Пословицы и поговорки, фразеологизмы, связанные с родственными отношениями
3
Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но
различную образную форму.
4
Русские традиционные эпитеты. Наблюдение за их использованием в произведениях
фольклора
5
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России
6
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке»; «Сравнение
толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»
7
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и
будущего времени глаголов
8
Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний
и предложений
9
История возникновения и функции знаков препинания.
10
Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста
11
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
12
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
13
Составление плана текста, не разделенного на абзацы.
14
Информационная переработка прослушанного текста: пересказ с изменением лица.
15
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
16
Оценивание устных и письменных речевых высказываний
17
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания
и формы. Использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
МАОУ СОШ № 208 Подписано цифровой
подписью: МАОУ СОШ №
С УГЛУБЛЕННЫМ 208 С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ
ИЗУЧЕНИЕМ
ПРЕДМЕТОВ
ОТДЕЛЬНЫХ
Дата: 2021.09.28 09:49:08
+05'00'
ПРЕДМЕТОВ
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов