Рабочая программа Родной язык (русский) (10-11 класс)

Приложение № 3
к основной образовательной программе
среднего общего образования
МАОУ СОШ № 208 с углубленным
изучением отдельных предметов,
утвержденное приказом № 122/2
от 28.08.2021 г.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Родному языку
(русскому) на уровне среднего общего образования
1.1. Личностные результаты освоения программы по родному языку
(русскому):
Личностные результаты освоения образовательной программы по родному языку
(русскому) отражают:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность
к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую
помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.

1.2. Метапредметные результаты освоения программы по родному языку
(русскому):
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.

1.3. Предметные результаты освоения программы по родному языку
(русскому)
Предметные результаты изучения родного языка (русского) отражают:
1) сформированность понятий о нормах родного языка и применение знаний о них в речевой
практике;
2) владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение, говорение и
письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
3) сформированность навыков свободного использования коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка;
4) сформированность понятий и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание
взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц
и грамматических категорий родного языка;
5) сформированность навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического,
морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического
анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста на родном
языке;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема

используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка,
основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,
орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их
использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
стремление к речевому самосовершенствованию;
8) сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
многоаспектного диалога;
9)обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего
народа, российской и мировой культуры.

2. Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» на уровне
среднего общего образования
2.1.Содержание учебного предмета
10 класс
Вводное занятие
Теоретическая часть. Родной (русский) язык – основа истории и сущность духовной
культуры народа. Слово – не только единица языка, но и сам язык, способность человека
выражать мысли и чувства на родном (русском) языке, охватывая все многообразие
материальной и духовной жизни.
Родной (русский) язык и разновидности его употребления
Теоретическая часть. Родной (русский) язык как система и развивающееся явление.
Строй и употребление родного (русского) языка. Соотносительность (вариативность) средств и
способов языкового выражения.
Стиль. Разговорный язык и литературный язык. Их взаимосвязь и различие.
Разновидности родного (русского) разговорного языка: территориальный диалект,
социально-профессиональный диалект, «полудиалект», просторечие, «общий» разговорный
язык. Диалектная основа языкового своеобразия региона. Черты южнорусского наречия и
курско-орловских говоров. Понятие о лингворегионализмах. Украинизмы в современной речи
жителей Белгородской области. Понятие о социолекте.
Практическая работа. Работа с публицистическими текстами о языке. Лингвистический
анализ публицистических и художественных текстов (в том числе писателей Черноземья).
Фиксация и анализ разговорной речи.
Стилистические возможности языковых средств родного (русского) языка
Теоретическая часть. Фонетика как раздел родного (русского) языка. Фонетические
процессы, характерные для региона. Понятие исторического чередования в области гласных и
согласных звуков. Отличие исторического чередования от фонетического.
Лексика и фразеология родного (русского) языка. Архаизмы, историзмы, неологизмы.
Славянизмы. «Поэтическая лексика». Прямое и переносное значение слова. «Макаронический
язык». Крылатые слова и выражения региона. Их источники.
Морфология и синтаксис родного (русского) языка. Стилистическое использование
морфологических форм существительных, прилагательных, местоимений. Выразительные
возможности глаголов. Причастия и деепричастия. Типы предложений, их соотносительность.
Порядок слов – основа синтаксической синонимики родного (русского) языка.
Практическая часть. Транскрипция звучащей речи. Лингвостилистический анализ
публицистических и художественных текстов (в том числе писателей Черноземья).
Коммуникативно-эстетические возможности родного (русского) языка
Теоретическая часть. Средства художественной изобразительности родного (русского)
языка. Изобразительность слова в его прямом значении (автология) и в переносном значении
(металогия). Тропы и фигуры родного (русского) языка. Основные формы «словесной
инструментовки»: аллитерация, ассонанс, звуковые повторы, звукопись. Ритм и интонация в
прозе и в стихах.
Народная этимология, обновление значения слова, каламбур как средства
художественной изобразительности родного (русского) языка.
Практическая
часть.
Лингвостилистический
анализ
публицистических
и
художественных текстов (в том числе писателей Черноземья).
Языковая культура как показатель духовно-нравственного развития личности
Теоретическая часть. Родной (русский) язык и культура речи. Современная концепция
культуры речи. Речевой этикет. Языковой паспорт говорящего.
Коммуникативные качества речи: правильность, точность, последовательность, чистота,
выразительность, богатство (разнообразие). Языковые средства, обеспечивающие или,
наоборот, нарушающие коммуникативные качества речи. Уместность того или иного способа
словесного выражения.

Практическая часть. Практикум по культуре речи (упражнения, задания). Составление
языкового паспорта говорящего.
11 класс
1. Вводное занятие
Теоретическая часть. Родной (русский) разговорный и литературный язык. Их
взаимосвязь и различия. Разновидности родного (русского) разговорного языка:
территориальный диалект, социально-про¬фессиональный диалект, жаргон, арго, просторечие,
«полудиалект», «общий» разговорный язык. Разновидности родного (русского) литературного
языка: официально-деловой, научный и публицистический стили, язык художественной
литературы («художественный стиль»).
Лингвостилистический анализ текста как средство изучения родного (русского) языка
Теоретическая часть.Текст как явление языкового употребления, сло¬весное
произведение.
Признаки
текста:
выраженность,
ограниченность,
связность,
цельность,
упорядоченность (структурность). Способы связи частей текста. Текст как единство
неязыкового содержания и его языкового (словесного) выражения.
Тема и содержание. Тема-предмет повествования, описания, рассуждения. Содержание
- раскрытие темы, материал действительности и соответствующий словесный материал,
отобранные и упорядоченные автором и отражающие его отношение к теме.
Тема и идея.
Идейно-смысловая и эстетическая стороны содержания.
Предметно-логическая и эмоционально-экспрессивная стороны содержания и их
словесное выражение». Различное соотношение этих сторон в произведениях.
Упорядоченность (строение, структура) словесного материала в тексте. «Ось тождества
и ось смежности» («парадигматическая и синтагматическая оси»). Необходимость учета при
рассмотрении строения текста таких соотнесенных категорий, как «тема-материал
действительности - языковой материал -композиция» и «идея-сюжет- словесный ряд -прием».
Практическая
работа.
Анализ
отрывков
художественных
произведений.
Лингвистический анализ публицистических и художественных текстов (в том числе писателей
Черноземья). Фиксация и анализ разговорной речи.
Лингвостилистический анализ лирического текста
Теоретическая часть. Лирика, ее отличительные черты. Народная лирика: песня
обрядовая и бытовая, частушка. Лирика литературная: ода, элегия, сатира, эпиграмма,
эпитафия.
Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные
возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции
порядка слов.
Средства словесной инструментовки: аллитерация, ассонанс, звуковые повторы,
звукопись.
Системы стихосложения. Русский народный стих.
Силлабическое
стихосложение.
Силлабо-тоническое
стихосложение.
Стопа,
двухсложные и трехсложные стопы. Размер стиха. Вольный стих. Пауза. Перенос. Цезура.
Анакруза. Клаузула. Рифма. Внутренняя рифма. Точная и неточная рифма Составная рифма.
Мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая рифма. Рифмы смежные, перекрестные,
охватные. Моноритм. Белый стих. Строфа. Четверостишие, двустишие, трехстишие, терцина,
октава, сонет, онегинская строфа. Астрофические стихи. Акцентный и свободный стих.
Ритм и интонация в стихах. Ограничения, накладываемые на выбор слов и
синтаксических конструкций требованиями стихосложения. Преодоление этих ограничений.
Путь к стиху от мелодии, звучания, некоего бессловесного «гула» (В. В. Маяковский) и от слова,
живых словосочетаний (А. Т. Твардовский).
Практическая часть. Анализ отрывков стихотворных произведений с включением
регионального компонента, работа со словарями и справочниками.
Лингвостилистический анализ прозаического текста

Теоретическая часть. Текст как явление употребления языка. Признаки текста.
Определение текста. Способы связи частей текста. Межтекстовые связи.
Лексика. Многозначность слова. Омонимы. Синонимы и антонимы. Паронимы.
Архаизмы, историзмы и неологизмы. Славянизмы. Общеупотребительные слова. Диалектные
слова. Эмоционально окрашенные слова. «Поэтическая лексика». Прямое и переносное
значения слов.
Морфология. Стилистическое использование морфологических форм существительных,
прилагательных, местоимений. Выразительные возможности глагола. Виды и времена.
«Переносное употребление» времен. Наклонения. Причастия и деепричастия.
Синтаксис. Типы предложений, их соотносительность. Соотносительность способов
выражения главных и второстепенных членов предложения. Бессоюзная и союзная связь,
сочинение и подчинение предложений.
Виды средств художественной изобразительности. Эпитет, сравнение, аллегория,
перифраза. Автология и металогия. Тропы: метафора, метонимия, ирония, гипербола,
олицетворение, синекдоха, литота. Фигуры: анафора, антитеза, градация, оксюморон, острота,
параллелизм, повторение, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое
обращение, умолчание, эллипсис, эпифора.
Практическая
часть.
Лингвостилистический
анализ
публицистических
и
художественных текстов
Практическая часть. Лингвостилистический анализ художественных прозаических и
стихотворных текстов.

2.2. Воспитательный потенциал предмета Родной язык (русский) на уровне
среднего общего образования предполагает следующее:
 Установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя
через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных
элементов, проблемного вопроса, биографии поэтов, писателей, подготовку сообщений
из рубрики «Это интересно», «Мир вокруг нас».
 Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений через создание специальных тематических проектов, рассчитанных на различные виды
сотрудничества, организация работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией.
 Проведение событийных уроков, уроков-экскурсий, которые позволяют
разнообразить формы работы на уроке, повысить мотивацию к изучаемому предмету,
позволяет воспитывать любовь к Родине, науке и искусству.
 Включение в урок интерактивных форм работы: групповая работа, парная работа,
игровую, что позволяет установить доброжелательную обстановку на уроке, позволяет
обучающимся в процессе общения не только получать знания, но и приобретать опыт.
 Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение
«Правил внутреннего распорядка обучающихся», принятие правил работы в группе,
взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;
 Использование ИКТ технологий обучения, обеспечивающих современные
активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты
в
электронных
приложениях, мультимедийные презентации, онлайн - диктанты, научно-популярные
передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.)
 Использование технологии «Портфолио», с целью развития самостоятельности,
рефлексии и самооценки, планирования деятельности, видения правильного вектора для
дальнейшего развития способностей.
 Применение в рамках урока методики «смыслового чтения текста», позволяет не

только повысить результаты предметных результатов, но и усилить воспитательный потенциал
урокачерез полное осмысление прочитанного текста и последующее его обсуждение.
 Поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках выполнения
проектов даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным
в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения (участие в конкурсах, выставках,
соревнованиях, научно-практических конференциях).
 Использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная
агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые
в
и

Сотрудничество педагога и обучающихся на учебном занятии позволяет не только
д
приобретать
знания, опыт и навыки, но и обеспечивать переход в социально значимые виды
е
групповой,
парной и самостоятельной деятельности. Тесная связь обучения и воспитания
о
позволяет
создать все условия
для
развития
высоконравственной,
творческой
р
всесторонне
развитой личности.
о
л
и
к
и
п
о
т
е
м
а
м
у
р
о
к
а

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отведенных на
изучение каждой темы
10 класс
Содержание

Количество часов

Вводное занятие. Родной (русский) язык – основа истории и
сущность духовной культуры народа
Родной (русский) язык и разновидности его употребления

1

Стиль. Разговорный и литературный язык. Их взаимосвязь и
1
различия
Стилистические возможности языковых средств родного (русского) языка
Фонетика как раздел родного (русского) языка. Фонетические
процессы, характерные для региона
Понятие исторического чередования в области гласных и согласных
звуков. Отличие исторического чередования от фонетического.
Прямое и переносное значение слова. «Макаронический язык».
Крылатые слова и выражения региона. Их источники.
Лексика и фразеология родного (русского) языка

1

Морфология и синтаксис родного (русского) языка

2

1
1
2

Практикум. Транскрипция звучащей речи. Лингвостилистический
1
анализ публицистических и художественных текстов
Коммуникативно-эстетические возможности родного (русского) языка
Средства художественной изобразительности родного (русского)
языка
Народная этимология, обновление значения слова, каламбур как
средства художественной изобразительности родного (русского)
языка
Тропы и фигуры родного (русского) языка. Основные формы
«словесной инструментовки»: аллитерация, ассонанс, звуковые
повторы, звукопись. Ритм и интонация в прозе и в стихах
Практикум. Нахождение изобразительных средств в текстах
Языковая культура как показатель духовно-нравственного
развития личности
Родной (русский) язык и культура речи. Современная концепция
культуры речи. Коммуникативные качества речи. Языковой паспорт
говорящего
Коммуникативные качества речи: правильность, точность,
последовательность,
чистота,
выразительность,
богатство
(разнообразие)
Итоговое занятие
Итого:

1
1

1

1

1

1

1
17

11 класс
Содержание

Количество часов

1
Введение.
Текст как явление употребления родного (русского) языка.
Разговорный язык и литературный язык.
Лингвостилистический анализ текста как средство изучения родного (русского)
языка
Признаки текста. Способы связи частей текста. Текст как единство
1
неязыкового содержания и языкового (словесного) выражения
родного (русского) языка
Тема и содержание. Тема и идея. Идейно-смысловая и эстетическая
1
стороны содержания текста
Пути и приёмы лингвостилистического анализа текста
1
Предметно – логические и эмоционально – экспрессивные стороны
содержания текста и способы их словесного выражения. Принципы
и функции русской пунктуации.
Практикум.
Анализ
отрывков
художественных
и
публицистических произведений.
Лингвостилистический анализ лирического текста

2

Лирика, ее отличительные черты. Народная и литературная лирика.
Практикум. Анализ отрывков стихотворных произведений с
включением регионального компонента.
Источники богатства и выразительности русской речи.
Изобразительно-выразительные возможности морфологических
форм и синтаксических конструкций.
Практикум. Анализ отрывков стихотворных произведений с
включением регионального компонента.
Словесно-звуковые средства художественной изобразительности
родного (русского) языка
Русское стихосложение
Лингвостилистический анализ прозаического текста

2

Лексические, морфологические, синтаксические особенности
художественного стиля.
Стилистические фигуры, основанные на возможностях синтаксиса
родного (русского) языка.
Практикум. Чтение и анализ отрывков художественных и
публицистических произведений с включением регионального
компонента
Лингвостилистический анализ художественных прозаических и
стихотворных текстов.
Итоговое занятие

1

Итого:

17

2

1
1

1
1

1
1

МАОУ СОШ № 208 Подписано цифровой
подписью: МАОУ СОШ №
С УГЛУБЛЕННЫМ 208 С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ
ИЗУЧЕНИЕМ
ПРЕДМЕТОВ
ОТДЕЛЬНЫХ
Дата: 2021.09.25 19:16:57
+05'00'
ПРЕДМЕТОВ


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».