Приложение № 3
к основной образовательной программе
среднего общего образования
МАОУ СОШ № 208 с углубленным
изучением отдельных предметов,
утвержденное приказом № 122/2
от 28.08.2021 г.
Рабочая программа по литературе (углубленный уровень)
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Литература
(углубленный уровень) на уровне среднего общего образования
1.1. Личностные результаты освоения программы по литературе:
Личностные результаты освоения образовательной программы по литературе отражают:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
1.2. Метапредметные результаты освоения программы по литературе:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях:
использовать различные приемы систематизации учебного материала в процессе
обучения (составление планов, таблиц, схем и т.п.);
использовать полученные знания и умения для решения разнообразных жизненных
задач.
2) Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты:
вести диалог о прочитанном в русле обсуждаемой проблематики; участвовать в
дискуссии на литературные темы; делать сообщения, доклады.
3) Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания:
внимательно читать и понимать художественный текст, развернуто характеризовать
впечатления от прочитанного, выражать личное отношение к нему;
устанавливать связи литературы с фактами социальной жизни, идеологическими
течениями и особенностями культурного развития страны в конкретную историческую эпоху;
выявлять черты литературного направления в конкретном произведении;
выявлять тематику, проблематику и идею произведения с использованием различных
приемов анализа и интерпретации художественного текста; выявлять возможности
неоднозначной интерпретации (определение мотивов поведения и поступков персонажей,
определение особенностей композиции и функций различных элементов текста,
характеристика средств художественной изобразительности, указание внутритекстовых
связей и построение обоснованных межтекстовых сопоставлений и т.п.);
характеризовать особенности сюжета; определять стадии развития действия в
эпическом и драматическом произведениях (завязка, кульминация, развязка);
характеризовать систему образов;
характеризовать конфликт (внешний и внутренний) в произведениях разных
литературных родов;
характеризовать героя художественного произведения, его внешность и внутренние
качества, его поступки, отношения героя с другими персонажами, роль персонажа в сюжете и
конфликте произведения
определять роль пейзажа и интерьера в произведении;
выделять ключевые эпизоды или сцены в тексте произведения;
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
выделять художественные детали и выявлять их художественную функцию;
давать личностную интерпретацию лирического стихотворения, определять
выраженное в нем настроение, характеризовать образ лирического героя;
определять стихотворный размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест);
определять количество стоп; различать рифмованный и белый стихи, указывать
стихотворения, написанные тоническим стихом;
определять наиболее существенные особенности языка художественного
произведения;
осмысливать авторскую позицию в ее целостном выражении и в конкретные формах
донесения ее до читателя (смысл названия произведений, именование героев, речевая
характеристика героя, авторские отступления, ремарки, герои-резонеры, авторский курсив и
т.п.)
использовать в процессе анализа факты биографии писателя и сведения об историкокультурном контексте его творчества;
определять родо-жанровую принадлежность произведения и анализировать
произведения с учетом их разной жанровой принадлежности, выделять их родо-жанровые
признаки;
использовать понятийный аппарат современного литературоведения в процессе чтения
и интерпретации художественных произведений;
сравнивать различные литературные явления и факты: литературные эпохи,
направления, произведения и их фрагменты, сюжеты, персонажей, темы и проблемы, жанры,
стили, приемы, микроэлементы текста, различные критические интерпретации произведений;
оценивать и сравнивать художественные интерпретации литературного произведения
в произведениях других видах искусства (графика и живопись, театр, кино, музыка);
рассматривать изученные произведения в рамках единого историко-литературного
процесса, соотносить особенности произведений со временем их написания на основе знания
основных этапов истории отечественной литературы: от древнерусской литературы до
литературы рубежа XIX–XX веков.
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать
и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников:
составлять тезисы, аннотации, конспективный и реферативный тексты;
применять различные виды цитирования, делать ссылки на источник информации.
5) Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности:
использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных систем;
самостоятельно развивать читательскую компетенцию, культуру восприятия и
понимания литературных и научных текстов, навыки самостоятельного толкования
прочитанного в устной и письменной формах, умения по работе с художественными и
научными (литературоведческими) текстами, разными информационными источниками.
6) Владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства:
выразительно читать произведения литературы, в том числе наизусть не менее 10
лирических стихотворений и фрагментов из произведений крупных жанровых форм;
обогащать собственную речь в процессе чтения и обсуждения лучших образцов
отечественной и зарубежной литературы (использовать различные виды цитирования,
составлять словари писателя, подбирать афоризмы и т.п.);
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
владеть различными видами пересказа текста (подробный, сжатый, выборочный,
творческий);
отвечать на вопросы по прочитанному произведению и самостоятельно формулировать
систему вопросов к нему;
давать собственную аргументированную оценку прочитанного и оформлять ее в
устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания
аналитического и интерпретационного характера;
писать сочинения в различных жанрах, в том числе сочинение-рассуждение объемом
не менее 350 слов в рамках заданной темы с опорой на прочитанные произведения;
уметь редактировать свои и чужие тексты, устраняя выявленные недочеты.
7) Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения:
давать эстетическую оценку прочитанному художественному тексту;
формировать и обогащать собственный круг чтения.
1.3. Предметные результаты освоения программы по литературе
Предметные результаты изучения литературы отражают:
1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение
знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной
речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их
историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и
мировой;
6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях
русского языка;
7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст
и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных
высказываниях;
9) овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном
произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального
понимания;
10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
2. Содержание учебного предмета Литература (углубленный уровень) на
уровне среднего общего образования
2.1. Содержание учебного предмета
Рабочая программа учебного курса Литература построена на произведениях из трех списков:
A, B и C, предложенных в Примерной основной образовательной программе среднего общего
образования: список A представляет собой перечень конкретных произведений, занявших в
силу традиции особое место в школьном преподавании русской литературы; список B
представляет собой перечень авторов, чьи произведения и творческие биографии имеют
давнюю историю изучения в школьном курсе литературы; список содержит примеры тех
произведений, которые могут изучаться - конкретное произведение каждого автора
выбирается составителем программы; список C представляет собой перечень тем и
литературных явлений, выделенных по историко-литературному принципу.
Также в программе учтены произведения региональной литературы (выделены курсивом)
10 класс
Поэзия середины и второй половины XIX века
Ф.И. Тютчев
"День и ночь", "Есть в осени первоначальной...", "Еще в полях белеет снег...",
"Предопределение", "С поляны коршун поднялся...", "Фонтан", "Эти бедные селенья..."
Стихотворения: "К.Б." ("Я встретил вас - и все былое..."), "Нам не дано предугадать...", "Не то,
что мните вы, природа...", "О, как убийственно мы любим...", "Певучесть есть в морских
волнах...", "Умом Россию не понять...", "Silentium!"
А.А. Фет
Стихотворения: "Еще майская ночь", "Как беден наш язык! Хочу и не могу...", "Сияла ночь.
Луной был полон сад. Лежали...", "Учись у них - у дуба, у березы...", "Шепот, робкое
дыханье...", "Это утро, радость эта...", "Я пришел к тебе с приветом...", "Я тебе ничего не
скажу..." Стихотворения: "На стоге сена ночью южной...", "Одним толчком согнать ладью
живую...".
А.К. Толстой
Стихотворения: "Средь шумного бала, случайно...", "Край ты мой, родимый край...", "Меня,
во мраке и в пыли...", "Двух станов не боец, но только гость случайный..."
Н.А. Некрасов
Стихотворения: "Блажен незлобивый поэт...", "В дороге", "В полном разгаре страда
деревенская...", "Вчерашний день, часу в шестом...", "Мы с тобой бестолковые люди...", "О
Муза! я у двери гроба...", "Поэт и Гражданин", "Пророк", "Родина", "Тройка", "Размышления
у парадного подъезда", "Элегия" ("Пускай нам говорит изменчивая мода..."), Поэма "Русские
женщины"
"Внимая ужасам войны...", "Когда из мрака заблужденья...", "Накануне светлого праздника",
"Несжатая полоса", "Памяти Добролюбова", "Я не люблю иронии твоей..."
Поэма "Кому на Руси жить хорошо"
Реализм XIX - XX века
А.Н. Островский
Драмы "Гроза", "Бесприданница"
Н.А. Добролюбов Статья "Луч света в темном царстве"
Д.И. Писарев Статья "Мотивы русской драмы"
И.А. Гончаров
Роман "Обломов"
Роман "Обыкновенная история" (обзор) Повесть "Фрегат "Паллада", роман "Обрыв"(обзор)
И.С. Тургенев Романы "Отцы и дети", "Дворянское гнездо". "Рудин", "Накануне", повести
"Первая любовь", "Гамлет Щигровского уезда", "Вешние воды", статья "Гамлет и Дон Кихот"
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Именинник».
Ф.М. Достоевский Роман "Преступление и наказание". Романы "Подросток", "Идиот".
Повести "Неточка Незванова", "Сон смешного человека", "Записки из подполья"
А.В. Сухово-Кобылин "Свадьба Кречинского"
В.М. Гаршин Рассказы "Красный цветок", "Attalea princeps"
Д.В. Григорович Рассказ "Гуттаперчевый мальчик" (оригинальный текст), "Прохожий"
(святочный рассказ)
Г.И. Успенский Эссе "Выпрямила". Рассказ "Пятница"
Н.Г. Чернышевский
Роман "Что делать?"
Статьи "Детство и отрочество. Сочинение графа Л.Н. Толстого. Военные рассказы графа Л.Н.
Толстого", "Русский человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести г. Тургенева
"Ася"
Н.С. Лесков Повести и рассказы "Человек на часах", "Тупейный художник","Очарованный
странник", "Леди Макбет Мценского уезда"
М. Е. Салтыков-Щедрин. Цикл «Сказки для детей изрядного возраста», «История одного
города», «Господа Головлевы».
Л.Н. Толстой Роман-эпопея "Война и мир" Роман "Анна Каренина", цикл "Севастопольские
рассказы", повесть "Хаджи-Мурат" Повести "Смерть Ивана Ильича", "Крейцерова соната",
пьеса "Живой труп»
А.П. Чехов
Пьеса "Вишневый сад" Рассказы: "Смерть чиновника", "Тоска", "Спать хочется", "Студент",
"Ионыч", "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви", "Дама с собачкой", "Попрыгунья"
В.А. Гиляровский Книга "Москва и москвичи»
Драматургия Н. Ф. Новикова (Черешнева). Пьесы «Бабушкина усадьба», «Весенние голоса»,
«Ключи горячие», «Тучка золотая».
О. де Бальзак. Романы «Гобсек». «Шагреневая кожа».
Ч. Диккенс «Лавка древностей», «Рождественская история».
Г. Ибсен. Пьеса «Нора».
Метерлинк. Пьеса «Слепые».
Г. де Мопассан. «Милый друг».
Ф. Стендаль. Роман «Пармская обитель».
Г. Флобер. Роман «Мадам Бовари».
Д. Б. Шоу. «Пигмалион».
Ш. Бодлер. Стихотворения: «Альбатрос», «Соответствия» и «Лебедь».
Поль Верлен. Стихотворения: «Марина», «Среди необозримой равнины», «Впечатления
ночи».
Артюр Рембо. Сонет «Гласные».
Р. Гамзатов. «Журавли», «Матери», «Родной язык».
11 класс
И.А. Бунин
Стихотворения: "Аленушка", "Вечер", "Дурман", "И цветы, и шмели, и трава, и колосья...", "У
зверя есть гнездо, у птицы есть нора..."
Рассказы: "Антоновские яблоки", "Господин из Сан-Франциско", "Легкое дыхание", "Темные
аллеи", "Чистый понедельник","Митина любовь", «Деревня»
А.И. Куприн Рассказы и повести: "Молох", "Олеся", "Поединок", "Гранатовый браслет",
"Гамбринус", "Суламифь".
М. Горький Рассказы: "Макар Чудра", "Старуха Изергиль", "Челкаш". Пьеса "На дне"
Б.Н. Зайцев Повести и рассказы "Голубая звезда", "Моя жизнь и Диана", "Волки".
И.С. Шмелев Повесть "Человек из ресторана", книга "Лето Господне".
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
Л.Н. Андреев Повести и рассказы: "Большой шлем", "Красный смех", "Рассказ о семи
повешенных", "Иуда Искариот", "Жизнь Василия Фивейского". Пьеса "Жизнь человека"
Модернизм конца XIX - XX века
В.Я. Брюсов Стихотворения: "Ассаргадон", "Грядущие гунны", "Есть что-то позорное в мощи
природы...", "Неколебимой истине...", "Каменщик", "Творчество", "Родной язык". "Юному
поэту", "Я"
К.Д. Бальмонт Стихотворения: "Безглагольность", "Будем как солнце, Забудем о том..."
"Камыши", "Слова-хамелеоны", "Челн томленья", "Я мечтою ловил уходящие тени...", "Я изысканность русской медлительной речи..."
А.А. Блок Стихотворения: "Ветер принес издалека...", "Встану я в утро туманное...", "Грешить
бесстыдно, непробудно...", "Мы встречались с тобой на закате...", "Пляски осенние, Осенняя
воля, Поэты, "Петроградское небо мутилось дождем...", "Я - Гамлет. Холодеет кровь", "Я
отрок, зажигаю свечи...", "Я пригвожден к трактирной стойке." Стихотворения: "В ресторане",
"Вхожу я в темные храмы...", "Девушка пела в церковном хоре...", "Когда Вы стоите на моем
пути...", "На железной дороге", цикл "На поле Куликовом", "Незнакомка", "Ночь, улица,
фонарь, аптека...", "О, весна, без конца и без краю...", "О доблестях, о подвигах, о славе...",
"Она пришла с мороза..."; "Предчувствую Тебя. Года проходят мимо...", "Рожденные в года
глухие...", "Россия", "Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться...", "Пушкинскому Дому",
"Скифы
Поэма "Соловьиный сад". Поэма «Двенадцать».
А.А. Ахматова Стихотворения: "Вечером", "Все расхищено, предано, продано...", "Когда в
тоске самоубийства...", "Мне ни к чему одические рати...", "Мужество", "Муза" ("Когда я
ночью жду ее прихода...".) "Не с теми я, кто бросил землю...", "Песня последней встречи",
"Сероглазый король", "Сжала руки под темной вуалью...", "Смуглый отрок бродил по
аллеям...", "Все мы бражники здесь, блудницы...", "Перед весной бывают дни такие...", "Родная
земля", "Творчество", "Широк и желт вечерний свет...", "Я научилась просто, мудро жить...".
Поэма "Реквием"
С.А. Есенин Стихотворения: "Гой ты, Русь моя родная...", "Да! Теперь решено. Без
возврата...", "До свиданья, друг мой, до свиданья!..", "Не жалею, не зову, не плачу...", "Песнь
о собаке", "Письмо к женщине", "Письмо матери", "Собаке Качалова", "Шаганэ ты моя,
Шаганэ...", "Я последний поэт деревни...","Клен ты мой опавший...", "Не бродить, не мять в
кустах багряных...", "Нивы сжаты, рощи голы...", "Отговорила роща золотая...", "Мы теперь
уходим понемногу...", "Русь советская", "Спит ковыль. Равнина дорогая...", "Я обманывать
себя не стану...". Роман в стихах "Анна Снегина". Поэмы: "Сорокоуст", "Черный человек"
В.В. Маяковский Стихотворения: "А вы могли бы?", "Левый марш", "Нате!", "Необычайное
приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче", "Лиличка!", "Послушайте!",
"Сергею Есенину", "Письмо Татьяне Яковлевой", "Скрипка и немножко нервно", "Товарищу
Нетте, пароходу и человеку", "Хорошее отношение к лошадям". Стихотворения: "Адище
города", "Вам!", "Домой!", "Ода революции", "Прозаседавшиеся", "Разговор с
фининспектором о поэзии", "Уже второй должно быть ты легла...", "Юбилейное". Поэма
"Облако в штанах", "Первое вступление к поэме "Во весь голос"
М.И. Цветаева Стихотворения: "Генералам двенадцатого года", "Мне нравится, что вы
больны не мной...", "Моим стихам, написанным так рано...", "О сколько их упало в эту
бездну...", "О, слезы на глазах...". "Стихи к Блоку" ("Имя твое - птица в руке..."), "Тоска по
родине! Давно...". Стихотворения: "Все повторяю первый стих...", "Идешь, на меня похожий",
"Кто создан из камня...", "Откуда такая нежность", "Попытка ревности", "Пригвождена к
позорному столбу", "Расстояние: версты, мили...".Очерк "Мой Пушкин"
О.Э. Мандельштам Стихотворения: "Бессонница. Гомер. Тугие паруса...", "Мы живем под
собою не чуя страны...", "Я вернулся в мой город, знакомый до слез...", "Я не слыхал рассказов
Оссиана...", "Notre Dame". Стихотворения: "Айя-София", "За гремучую доблесть грядущих
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
веков...", "Лишив меня морей, разбега и разлета...", "Нет, никогда ничей я не был
современник...", "Сумерки свободы", "Я к губам подношу эту зелень..."
Б.Л. Пастернак Стихотворения: "Быть знаменитым некрасиво...", "Во всем мне хочется
дойти...", "Гамлет", "Марбург", "Зимняя ночь", "Февраль. Достать чернил и плакать!.."
Стихотворения: "Август", "Давай ронять слова...", "Единственные дни", "Красавица моя, вся
стать...", "Июль", "Любимая - жуть! Когда любит поэт...", "Любить иных - тяжелый крест...",
"Никого не будет в доме...", "О, знал бы я, что так бывает...", "Определение поэзии", "Поэзия",
"Про эти стихи", "Сестра моя - жизнь и сегодня в разливе...", "Снег идет", "Столетье с лишним
- не вчера...". Роман "Доктор Живаго"
Н.С. Гумилев Стихотворения: "Андрей Рублев", "Жираф", "Заблудившийся трамвай", "Из
логова змиева", "Капитаны", "Мои читатели", "Носорог", "Пьяный дервиш", "Пятистопные
ямбы", "Слово", "Слоненок", "У камина", "Шестое чувство", "Я и вы"
В.В. Хлебников Стихотворения "Бобэоби пелись губы...", "Заклятие смехом", "Когда
умирают кони - дышат...", "Кузнечик", "Мне мало надо", "Мы желаем звездам тыкать...", "О
достоевскиймо бегущей тучи...", "Сегодня снова я пойду...", "Там, где жили свиристели...",
"Усадьба ночью, чингисхань...".
Е.И. Замятин Роман "Мы"
М.А. Булгаков Повесть "Собачье сердце" Романы "Белая гвардия", "Мастер и Маргарита"
А.П. Платонов.Рассказы и повести: "В прекрасном и яростном мире", "Котлован",
"Возвращение"
М.А. Шолохов Роман-эпопея "Тихий Дон". Книга рассказов "Донские рассказы"
В.В. Набоков Романы "Машенька", "Защита Лужина" Рассказы "Облако, озеро, башня",
"Весна в Фиальте"
М.М. Зощенко Рассказы: "Баня", "Жертва революции", "Нервные люди", "Качество
продукции", "Аристократка", "Прелести культуры", "Тормоз Вестингауза", "Диктофон",
"Обезьяний язык"
И.Э. Бабель Книга рассказов "Конармия"
А.А. Фадеев Романы "Разгром", "Молодая гвардия"
А.И. Солженицын Рассказ "Один день Ивана Денисовича". Рассказ "Матренин двор".
Книга "Архипелаг ГУЛаг"
В.Т. Шаламов Рассказы: "На представку", "Серафим", "Красный крест", "Тифозный
карантин", "Последний бой майора Пугачева"
В.М. Шукшин Рассказы "Верую", "Крепкий мужик", "Сапожки", "Танцующий
Шива",«Чудик», «Алёша Бесконвойный», «Обида», «Срезал», «Забуксовал».
Н.А. Заболоцкий Стихотворения: "В жилищах наших", "Вчера, о смерти размышляя...", "Гдето в поле, возле Магадана...", "Движение", "Ивановы", "Лицо коня", "Метаморфозы". "Новый
Быт", "Рыбная лавка", "Искусство", "Я не ищу гармонии в природе..."
А.Т. Твардовский Стихотворения: "В тот день, когда окончилась война...", "Вся суть в одном
- единственном завете...", "Дробится рваный цоколь монумента...", "О сущем", "Памяти
матери", "Я знаю, никакой моей вины..."
И.А. Бродский Стихотворения: "1 января 1965 года", "В деревне Бог живет не по углам...",
"Воротишься на родину. Ну что ж...", "Осенний крик ястреба", "Рождественская звезда", "То
не Муза воды набирает в рот..." "Я обнял эти плечи и взглянул...", "Конец прекрасной эпохи",
"На смерть Жукова", "На столетие Анны Ахматовой", "Ни страны, ни погоста...",
"Рождественский романс", "Я входил вместо дикого зверя в клетку..."
Олдос Хаксли. «О дивный новый мир».
Ф.А. Абрамов Роман "Братья и сестры"
В. П. Некрасов. «В окопах Сталинграда».
Б. А. Можаев «Живой», В. И. Белов «Привычное дело», книга "Лад"
В.В. Быков Повести: "Знак беды", "Обелиск", "Сотников"
Б.Л. Васильев Повести: "А зори здесь тихие", "В списках не значился", "Завтра была война"
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
В.Г. Распутин Рассказы и повести: "Последний срок", "Живи и помни", "Прощание с
Матерой".
Ю.В. Трифонов Повесть "Обмен"
Л. К. Татьяничева. «Гордые», «Я вглядываюсь в прошлое без грусти…», «Высокие полдни».
Н. Г. Никонов «След рыси».
Поэзия второй половины XX века
Б.Ш. Окуджава «Молитва», «До свидания, мальчики…», «Живописцы», «На фоне Пушкина
снимается семейство…», В.С.Высоцкий«Баллада о любви», «Братские могилы», «Высота».
Б. Акунин «Азазель», Б.П. Екимов повесть «Пиночет», М. Петросян Роман «Дом, в
котором...», Т.Н. Толстая Рассказы: «Поэт и муза», «Серафим», «На золотом крыльце
сидели».
Н. Коляда «Нелюдимо наше море… или Корабль дураков».
А. Иванов «Пищеблок».
М. Карим. «В ночь лунного затмения».
У. Эко. Роман «Имя розы» (обзор).
Эрнест Хемингуэй. Повесть «Старик и море».
Э. М. Ремарк «На Западном фронте без перемен», «Три товарища»
Творчество А.Варламова, А.Слаповского, М.Шишкина.
.2. Воспитательный потенциал предмета Литература на уровне среднего общего
образования предполагает следующее:
Установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя
через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных
элементов, проблемного вопроса, биографии поэтов, писателей, подготовку сообщений
из рубрики «Это интересно», «Мир вокруг нас».
Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений через создание специальных тематических проектов, рассчитанных на различные
виды сотрудничества, организация работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией.
Проведение событийных уроков, уроков-экскурсий, которые позволяют
разнообразить формы работы на уроке, повысить мотивацию к изучаемому предмету,
позволяет воспитывать любовь к Родине, науке и искусству.
Включение в урок интерактивных форм работы: групповая работа, парная
работа, игровую, что позволяет установить доброжелательную обстановку на уроке,
позволяет обучающимся в процессе общения не только получать знания, но и приобретать
опыт.
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение
«Правил внутреннего распорядка обучающихся», принятие правил работы в группе,
взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;
Использование ИКТ технологий обучения, обеспечивающих современные
активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты
в
электронных
приложениях, мультимедийные презентации, онлайн - диктанты, научно-популярные
передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.)
Использование технологии «Портфолио», с целью развития самостоятельности,
рефлексии и самооценки, планирования деятельности, видения правильного вектора для
дальнейшего развития способностей.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
Применение в рамках урока методики «смыслового чтения текста», позволяет не
только повысить результаты предметных результатов, но и усилить воспитательный
потенциал урока через полное осмысление прочитанного текста и последующее его
обсуждение.
Поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках выполнения
проектов даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической
проблемы,
навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения (участие в конкурсах,
выставках, соревнованиях, научно-практических конференциях).
Использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная
агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые
видеоролики по темам урока).
Сотрудничество педагога и обучающихся на учебном занятии позволяет не только
приобретать знания, опыт и навыки, но и обеспечивать переход в социально значимые
виды групповой, парной и самостоятельной деятельности. Тесная связь обучения и
воспитания позволяет создать все условия для развития высоконравственной, творческой
всесторонне развитой личности.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отведенных
на изучение каждой темы
10 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
Тема урока
Русская литература второй половины XIX века в контексте мировой культуры.
Становление и развитие реализма в русской литературе XIX века. Основные темы и
проблемы
Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Наследие классицизма и поэт-романтик
философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева - слияние человека с
Природой и Историей
любовь как стихийная сила и "поединок роковой"
анализ стихотворений "Денисьевского цикла"
Особенности жанра лирического фрагмента. Мифологизмы, архаизмы как признаки
монументального стиля грандиозных творений
Особенности сочинения в жанре Эссе
Обучающее сочинение на тему "Человек в поэзии Тютчева"
А.А.Фет. Жизнь и творчество. Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фетапомещика
Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Импрессионизм поэзии А.А.Фета.
Гармония и музыкальность поэтической речи, способы их достижения
Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике. Теория литературы.
Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения
Человек и мир в поэзии Ф.Тютчева и А.Фета (сравнительный анализ)
А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира поэта. Основные
мотивы, темы, образы поэзии
Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и
романтической традиции. Теория литературы. Композиция лирического произведения.
Н.А.Некрасов. Общая характеристика творчества. Лирика поэта. Своеобразие лирического
героя. Новаторство Некрасова-поэта
Интимная лирика поэта, ее непреходящее значение
Поэмы Н.А.Некрасова, их содержание, поэтический язык
Поэма "Кому на Руси жить хорошо". Смысл названия и принципы фольклорного
восприятия мира в поэме. Художественные особенности. Своеобразие языка, стилизация
устного народного творчества. Особенности композиции.
Символическое значение образа дочери в поэме. Мотив правдоискательства.
Образы народных заступников
Образ Матрены Тимофеевны
Савелий, богатырь святорусский
Григорий Добросклонов как воплощение идеала народного счастья
Контрольная работа (анализ стихотворения)
А.Н.Островский. Общая характеристика творчества. Новаторство Островскогодраматурга. Отражение русской действительности в комедиях драматурга
Драма "Гроза". Изображение "жестоких нравов" "темного царства". Образ города
Калинова. Трагический фон пьесы. Жанровое своеобразие. Социальная значимость сатиры
Особенности типизации в пьесах. Непреходящее значение созданных А.Н.Островским
характеров. Речевая характеристика персонажей
Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народнопоэтическое и
религиозное в образе. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия, покаяния
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
Смысл названия и символика пьесы "Гроза"
Драма "Гроза" в русской критике
"Бесприданница". Новый вариант темы "горячего сердца". Власть денег как движущий
момент сюжетного действия. Новый тип конфликта.
Образ главной героини. Причины трагичности ее судьбы
Неоднозначность героев пьесы как новое художественное открытие драматурга
Обобщающий смысл названия пьесы "Бесприданница"
Идеалы народной нравственности в драматургии А.Н.Островского
И.А.Гончаров. Общая характеристика творчества. "Обыкновенная история", "Обломов",
"Обрыв" как своеобразная трилогия о судьбах родины и русского человека
Характеры и судьбы героев романов И.А.Гончарова. Поиски положительных начал в
русской жизни
"Обломов". Место романа в трилогии писателя. Функция экспозиции. Художественное
пространство и время в романе
Утопический рай Обломовки. Неоднозначность понятия "обломовщина" в романе.
"Обломовщина" как социальной и духовное явление.
Принцип сюжетной антитезы в романе на примере образов Штольца и Обломова. Герои
Гончарова и жизненный идеал писателя
Своеобразие темы любви в романе. Образ Ольга Ильинской как воплощение авторской
точки зрения на проблему женской эмансипации
Культурный смысл обломовской лени. Объективность повествовательной манеры
писателя. Способы выражения авторской позиции в романе (пейзаж, портрет, интерьер)
Образ Обломова в ряду образов мировой литературы. Роман в критике
Контрольное сочинение №1
Анализ сочинения
И.С.Тургенев. Жизнь и творчество. Художественный мир писателя. Особенности реализма.
Эстетические и этические позиции И.С.Тургенева, его участие в журнальной полемике
Герой и эпоха в романе "Рудин". Противоречия в характере Рудина. Наталья Ласунская тип тургеневской женщины
Проблематика и художественные особенности романа "Дворянское гнездо"
"Отцы и дети". Смысл названия романа. Споры о путях спасения России. Полемический
пафос произведения. Идея разрыва времен
Духовный конфликт между поколениями как основа романа
Противоречивость позиции Базарова
Тема нигилизма в романе. Сторонники и противники Базарова. Трагическое одиночество
героя
Любовный конфликт как идейное испытание героя. Идейно-эстетическая позиция автора
Своеобразие композиции романа. Функции пейзажа
Идейная и художественная роль финала романа
Мастерство И.С.Тургенева в создании портретной характеристики персонажа (урокисследование)
Мастерство писателя в использовании художественной детали
Споры вокруг романа и авторская позиция И.С.Тургенева. Критика Тургенева.
И.С.Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе
Проблематика и художественное своеобразие "Стихотворений в прозе"
Урок-семинар по "Стихотворениям в прозе"
Контрольное сочинение №2
Анализ сочинения
Литература родного края №1. Д.Н.Мамин-Сибиряк "Именинник". Роман в контексте
русской литературной классики XIX века. Роль интеллигенции в современном мире и
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
проблемы обновления русской жизни. Типологические и культурные связи "Именинника"
с романом "Рудин"
Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество
Художественный мир писателя. Особенности творческой манеры. Основные проблемы в
произведениях Ф.М.Достоевского. Философская глубина творчества
"Преступление и наказание" - первый идеологический роман. Творческая история. Русская
действительность в романе. Нравственно-философская проблематика
Утверждение самоценности человеческой личности. "Маленькие люди" в романе.
Социальная проблематика. Гуманизм писателя. Петербург Достоевского
Социальные и философские корни преступления Раскольникова
Трагические противоречия в характере главного героя
Смысл понятий "преступление" и "наказание" в романе
Аллегорическая функция снов в произведении
Идейные и психологические "двойники" Раскольникова
Раскольников и Порфирий Петрович
Этико-эстетический идеал Достоевского (образ Сони). Христианская концепция писателя.
Своеобразие воплощения авторской позиции
Идейно-художественное значение "Эпилога"
Символическая структура романа. Исповедальное начало как способ самораскрытия души.
Полифонизм романа и диалоги героев
Русская критика о романе (Н.Н.Страхов)
Проблема "подпольного человека" в творчестве Ф.М.Достоевского
"Подросток" - один из романов "пятикнижия" Достоевского. Проблема "отцов и детей".
Формирование личности главного героя. Народная правда и идея нравственного
"благообразия"
Нравственно-философская проблематика романа "Братья Карамазовы"
Легенда о Великом Инквизиторе в контексте романа
Детская тема в романе
Речь Ф.М.Достоевского о Пушкине
Мировое значение творчества Достоевского. Споры вокруг наследия писателя в
современном мире. Достоевский и культура XX века
Контрольное сочинение №3
Анализ сочинения
А.В.Сухово-Кобылин "Свадьба Кречинского". Трилогия А.В.Сухово-Кобылина - новое
слово в русской драматургии
В.М.Гаршин "Красный цветок" - рассказ о непримиримой борьбе человека со злом.
"Attalea princeps". Героической и обыденное в сказке. Трагический финал и
жизнеутверждающий пафос произведения
Д.В.Григорович. Горькая судьба крестьянства и городской бедноты в его произведениях.
"Гуттаперчивый мальчик". Проблематика и специфика произведения
Н.Г.Чернышевский "Что делать?". Очерк жизни и творчества писателя. Творческая история
романа. Жанровое своеобразие. Диалоги с "проницательным читателем
Композиция романа. Мир старых пошлых людей. Новые люди. "Особенный человек"
Тема будущего в романе. Значение романа в истории литературы и революционного
движения
М.Е.Салыков-Щедрин. Общий очерк творчества. Русская действительность в
художественном мире писателя. Мировоззрение писателя
Цикл "Сказки для детей изрядного возраста". Своеобразие фантастики в сказках.
Социально- политическая и нравственная проблематика; сатирический пафос
"История одного города". Проблема народа в произведениях писателя
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
"Господа Головлевы". Образы "литературных негодяев" в произведениях писателя.
Проблема совести и нравственного возрождения человека
Н.С.Лесков. Художественный мир. Своеобразие творчества писателя
Жанр новеллы как ведущий в творчестве. Особенности повествования, ориентация на сказ,
устную форму речи. Особенности сюжетосложения
Самобытные характеры и необычные судьбы лесковских героев. Анализ произведений
"Очарованный странник", "Человек на часах", "Тупейный художник"
Любовь к жизни и людям, нравственная стойкость как основные мотивы повествования
Лескова о русском человеке
Л.Н.Толстой. Характеристика творчества. Религиозные и нравственные искания писателя.
Становление типа толстовского героя - просвещенного правдоискателя
Творческая история романа "Война и мир". Жанр и стиль. Образ автора как объединяющее
идейно-стилевое начало "Войны и мира"
Народ и "мысль народная" в романе. Соединение народа как "тела нации" с ее "умом" просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости
Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Толстовская мысль
об истории
"Диалектика души" как художественное открытие писателя
Духовные искания Андрея Болконского
Духовные искания Пьра Безухова
"Мысль семейная" в романе. Семьи Болконских и Ростовых. Семьи Курагиных и
Друбецких
Тема красоты внешней и внутренней
Нравственно-психологический облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен
Отечественная война 1812 года
Картина Бородинского сражения в романе-эпопее
Философский смысл образа Платона Каратаева
Тема наполеонизма и развенчание наполеоновского мифа в романе
Кутузов и Наполеон: смысл сопоставления
Тема истинного и ложного патриотизма в романе
"Смерть Ивана Ильича". Своеобразие нравственно-этических воззрений Л.Н.Толстого.
Понимание смысла человеческой жизни. Роль сюжеты, композиции, психологизма в
раскрытии идейно-нравственной проблематики новеллы, ее основная идея
"Анна Каренина". "Мысль семейная" в романе. Нравственный закон в жизни человека и
философская проблематика романа
Контрольное сочинение №4
Урок внеклассного чтения №2. Л.Н.Толстой "Казаки","Хаджи-Мурат"
Анализ сочинений
А.П.Чехов. Общая характеристика творчества, своеобразие воспроизведения русской
действительности. Рассказы. Жанровое своеобразие малой формы. "Мелочи жизни" в
изображении писателя
Жанровое своеобразие ранних юмористических рассказов А.П.Чехова. Способы создания
комического эффекта. Роль художественной детали
Многообразие психологической проблематики в рассказах зрелого писателя. Проблема
истинных и ложных ценностей
Идейно-художественное своеобразие "Маленькой трилогии" А.П.Чехова
Трагедия несостоявшейся судьбы в новелле "Ионыч". Причины духовной деградации героя
Семинар по теме "Мастерство Чехова-новеллиста"
Семинар по теме "Мастерство Чехова-новеллиста"
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
131.
132.
133.
134.
135.
136.
137.
138.
139.
140.
141.
142.
143.
144.
145.
146.
147.
148.
149.
150.
151.
152.
153.
154.
155.
156.
157.
Драматургия А.П.Чехова. Новаторство Чехова-драматурга. Ослабленность внешнего
действия и внутренние психологические конфликты. Значение подтекста. Роль ремарок,
деталей. Особенности конфликта
Основная проблематика и смысл названия пьесы "Вишневый сад". Трагическое и
комическое в пьесе
Особенности системы образов комедии. Старые и новые хозяева сада
Причины человеческой недееспособности - основная проблема пьесы
Эмоциональный смысл финала. Значение образов-символов. Неоднозначное прочтение
пьесы критикой
Современные трактовки чеховских пьес
"Чайка": тематика, проблематика, художественные особенности пьесы
Творческая работа по произведениям А.П.Чехова. (Отзыв зрителя после просмотра
фильма-спектакля по одной из пьес А.П.Чехова)
В.А.Гиляровский. Книга "Москва и москвичи"
Г.И.Успенский. Рассказ "Пятница". Мистический рассказ о людях, "скомканных" как
русской действительностью, так и западноевропейским капиталистическим строем. Эссее
"Выпрямила": процесс духовного "распрямления" и прорастания через ряд ассоциаций к
осознанию высшего назначения человека как нравственного существа
Литература родного края №2. Драматургия Н.Ф.Новикова (Черешнева). Пьесы "Бабушкина
усадьба", "Весенние голоса", "Ключи горячие", "Тучка золотая". Чеховская традиция в
произведениях уральского драматурга
Контрольное сочинение №5
Мировое значение русской литературы. Русская литература как составная часть мирового
литературного процесса, ее своеобразие и самобытность, тесная взаимосвязь с
литературами других народов
О. де Бальзак. Сведения о жизни и творчестве.
Автор "Человеческой комедии" - знаток человеческой души и движущих сил
общественного развития
Роман "Гобсек". Изображение губительной власти денег, разрушающей человеческие души
и семьи, противопоставляющей детей и родителей
Роман "Шагреневая кожа". Проблема мнимых и подлинных жизненных ценностей
Ч.Диккенс - крупнейший английский романист XIX века. Юмор Диккенса. "Лавка
древностей". Вечная борьба между добром и злом. Смех как выражение оптимизма
писателя
Реальное и сказочное в "Рождественской истории" Диккенса. Скряга Скрудж, его холодный
дом, встреча с духами прошлого, настоящего и будущего и его превращение в доброго
Скруджа
Образ Скруджа и галерея образов скупцов в мировой литературе
Г.Ибсен - основоположник европейской "новой драматургии". Три этапа его творчества:
романтический, реалистический и символический
Пьеса "Нора". Новаторство Ибсена-драматурга, его значение в мировой литературе
Метерлинк - бельгийский драматург-символист. Символика образов, созданных
драматургом в пьесе "Слепые"
Система образов, созданных драматургом в пьеса "Слепые"
Г.де Мопассан. Слово о писателе. "Милый друг".
"Милый друг". Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земных благами.
Психологическая острота сюжета
Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство
композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
158.
159.
160.
161.
162.
163.
164.
165.
166.
167.
168.
169.
170.
Ф.Стендаль. Жизненный путь и личность. Становление писателя, активное участие в
романтическом русле. Синтез романтизма и реализма в его зрелом творчестве.
Роман "Пармская обитель". Италия в жизни и творчестве писателя. Изображение
современной действительности и "миф Италии"; социально-политический и поэтический
миры романа. Фабрицио дель Донго как характерный романтический герой Ф.Стендаля
Роман "Пармская обитель". Ренессансные реминисценции и колорит в произведении.
Теория литературы. Понятие о реминисценциях. Психологизм (углубленное понятие)
Г.Флобер. Романы Г.Флобера. Реалистический показ в них жизни общества, мастерство в
раскрытии характеров героев
Роман "Мадам Бовари". Эмма, ее судьба. Трагизм столкновения иллюзий героини с
реальной действительностью. Использование несобственной прямой речи как особого
способа в раскрытии психологии героев.
Д.Б.Шоу. Вера драматурга в человека, возможность его творческого развития и
совершенствования. "Пигмалион". Проблема духовного потенциала личности и его
реализации
Символизм - литературное течение конца XIX века. Ш.Бодлер - родоначальник
французского символизма в поэзии. Стихотворения Бодлера "Альбатрос", Соответствия" и
"Лебедь". Образы-символы в этих стихотворениях
Поль Верлен и Артюр Рембо. Стохотворения Верлена "Марина", "Среди необозримой
равнины", "Впечатления ночи". Музыкальность их звучания. "Спящий в ложбине" - одно
из ранних стихотворений Рембо. Сонет Рембо "Гласные". Выявление соответствий между
звуками и цветом, сопоставление их с возникающими в памяти видениями и образами
Р.Гамзатов. Краткий рассказ о поэте. Возвращениек истокам, основам жизни. Осмысление
зрелости собственного возраста, зрелости обшества. Особенности художественной
образности дагестанского поэта.
Контрольная работа №3 (рецензия)
Структурный анализ своеобразия литературы второй половины XIX века (метод анализа
бинарных оппозиций)
Повторение изученного
Подведение итогов за курса 10 класса
11 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Тема урока
Введение. Мировая литература рубежа XIX – XX веков
Русская литература рубежа XIX – XX веков
Обзор русской литературы первой половины ХХ века. Традиции и новаторство. Реализм и
модернизм.
Развитие реалистической литературы, ее основные темы и проблемы
Жизнь и творчество И.А.Бунина
Темы, мотивы, образы лирики И.А.Бунина
Сочинение. Анализ лирического произведения И.А.Бунина
Анализ сочинений
Социально-философская проблематика рассказа «Господин из Сан-Франциско»
Любовная тема и ее философское осмысление в рассказе «Чистый понедельник»
И.А.Бунин «Темные аллеи»
И.А.Бунин «Темные аллеи»
Сочинение по творчеству И.А.Бунина
Сочинение по творчеству И.А.Бунина
Анализ сочинений
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
Жизнь и творчество А.И.Куприна
Образ «естественного человека» в творчестве А.И.Куприна. героиня повести «Олеся» как
воплощение душевной красоты
Столкновение «естественного человека» с современной цивилизацией в повести «Олеся»
Гимн любви и достоинству «великого маленького человека в повести «Гранатовый
браслет»
Толстовские традиции в творчестве А.И.Куприна. смысл названия повести «Поединок»
Сочинение по творчеству А.И.Куприна
Сочинение по творчеству А.И.Куприна
Анализ сочинений
Жизнь и творчество Л.Н.Андреева. Традиции Достоевского в творчестве писателя.
Проблематика произведения «Большой шлем»
Жизнь и творчество М.Горького
Проблематика и художественные особенности ранних романтических рассказов писателя
Проблема героя в рассказе «Старуха Изергиль»
Художественные особенности рассказа «Старуха Изергиль»
«На дне» как социально-философская драма
Смысл названия пьесы. Система образов
Поэзия героев в философском споре о человеке. Три «правды» и их трагическое
столкновение
Новаторство Горького-драматурга
Творческая работа по рассказам и пьесе М.Горького
Анализ творческой работы
Серебряный век в русской поэзии
Литературные течения русского модернизма
Истоки русского символизма. Понимание символа поэтами этого течения
Творчество «старших» символистов
Сквозные темы поэзии В.Брюсова
Поэзия как выразительница «говора стихий» в творчестве К.Бальмонта
Творчество «младосимволистов»
Творчество акмеистов. Идея культуры в их понимании
Восприятие мира лирическим героем Н.Гумилева
Анализ стихотворений Н.Гумилева («Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся
трамвай»)
Эстетическое бунтарство футуристов. Пафос и проблематика их манифестов
Поэзия В.Хлебникова и И.Сверянина – характерные явления русского футуризма
Слово в художественном мире футуристов
Творческая работа. Анализ стихотворения по выбору
Жизнь и творчество А.Блока
Романтический мир ранней лирики А.Блока. «Стихи о Прекрасной Даме»
Эволюция лирического героя Блока. Образы «страшного мира» в лирике поэта
Тема Родины в поэзии А.Блока
История создания поэмы «Двенадцать». Сюжет, герои, композиция
Конкретно-реалистическое и символическое в поэме «Двенадцать»
Многозначность финала поэмы
Авторская поэзия и способы ее выражения
Сочинение по творчеству А.Блока
Сочинение по творчеству А.Блока
Анализ сочинений
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
Новокрестьянские поэты
Художественные и идейно-нравственные особенности новокрестьянской поэзии
Тематика, мотивы, образы лирики Н.Клюева
Жизнь и творчество С.А.Есенина
Человек и природа в художественном мире С.А.Есенина. идея «узловой связи» человека и
природы
Россия, Русь как главная тема творчества поэта
Любовная тема в лирике С.Есенина
Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Есенин и имажинизм
Проблематика и художественное своеобразие поэмы «Анна Снегина»
Сочинение по творчеству С.А.Есенина
Сочинение по творчеству С.А.Есенина
Анализ сочинений
Литературный процесс 1920-х годов
Общая характеристика литературного процесса 20гг. ХХ в.
Трагическое осмысление темы революции и Гражданской войны в романе И.Бабеля
«Конармия»
Трагедия Гражданской войны в изображении М.А.Шолохова (по «Донским рассказам»)
Роман Е.И.Замятина «Мы» как антиутопия. Проблематика и художественное своеобразие
романа «Мы»
Русская эмигрантская сатира (А.Аверченко «Дюжина ножей в спину революции»)
Жизнь и творчество В.В.Маяковского
Своеобразие ранней лирики поэта
Пафос революционного переустройства мира в поэзии В.В.Маяковского
Поэтическое новаторство В.В.Маяковского. Своеобразие любовной лирики поэта
Анализ поэмы «Облако в штанах»
Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени в творчестве
В.В.Маяковского
Сатирическая лирика и драматургия В.В.Маяковского
Сочинение по литературе 1920-х гг.
Сочинение по литературе 1920-х гг.
Анализ сочинений
Литература 30-х годов ХХ века
Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы ХХ века
Пафос и драматизм революционных испытаний в творчестве М.Шолохова и
Н.Островского
Жизнь и творчество М.А.Булгакова
История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита»
Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита», сочетание реальности и фантастики
Библейские мотивы в романе
Москва 30-х годов в романе. Булгаковская «Дьяволиада»
Сатира в романе «Мастер и Маргарита»
Образ Мастера, тема творчества и судьбы художника
Образ Маргариты и тема любви в романе
Смысл финала романа
Сочинение по творчеству М.А.Булгакова
Сочинение по творчеству М.А.Булгакова
Анализ сочинений
Жизнь и творчество А.А.Ахматовой
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
134.
135.
136.
137.
138.
139.
140.
141.
142.
Тема любви в творчестве А.Ахматовой
Судьба России в лирике А.Ахматовой
История поэмы «Реквием». Смысл названия. Особенности жанра и композиции
Библейские мотивы в поэме «Реквием». Трагический и просветленный пафос поэмы
Анализ лирического произведения по выбору
Жизнь и творчество М.И.Цветаевой
Основные темы и образы лирики М.Цветаевой. Своеобразие стиля
Представление о поэте как хранителе культуры в творчестве О.Э.Мандельштама
Художественные искания Н.Н.Заболоцкого. Человек и мироздание в его поэзии
Высокий пафос и острая сатира в повести А.П.Платонова «Котлован»
Философская многозначность названия повести. Особенности стиля писателя
Жизнь, творчество, личности М.А.Шолохова
«Тихий Дон» - роман-эпопея о трагедии Гражданской войны
Трагедия народа и судьба Григория Мелехова
«Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса
Женские образы и судьбы в романе
Художественное своеобразие романа. Смысл финала романа
Сочинение по произведениям 30-х годов ХХ века
Сочинение по произведениям 30-х годов ХХ века
Анализ сочинений
Литература периода Великой Отечественной войны
Духовные процессы времени и их отражение в литературе
Основные мотивы лирики К.Симонова, О.Бергольц, Д.Кедрина
Публицистика А.Толстого
Нравственные конфликты в драматургии К.Симонова
Литература 50-х годов ХХ века
Новое осмысление военной темы в творчестве Ю.Бондарева, Г.Бакланова
Испытание на человечность как главная проблема в произведениях К.Воробьева,
Б.Васильева
Уроки войны в повести В.Быкова «Сотников»
Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели»
Философское испытание личности, проблема нравственного выбора в произведениях
Д.Гранина, Ю.Трифонова
Нравственная проблематика и художественные особенности «деревенской» прозы
Глубина и цельность духовного мира человека в произведениях В.Белова, Ф.Абрамова
Философский идеал жизни в повести В.Распутина «Последний срок»
Проблематика повести В.Распутина «Прощание с Матерой»
Поиск ответов на «последние вопросы жизни» героями В.М.Шукшина. Смысл поступка
шукшинского «чудика»
Образы духовной истины бытия в рассказах В.М.Шукшина
Жизнь, творчество, личность А.Т.Твардовского
Размышления о настоящем и будущем Родины в лирике поэта
Анализ стихотворений «Вся суть в одном единственном завете…», «Памяти матери», «Я
знаю, никакой моей вины…»
Сочинение на тему «Нравственные поиски героев литературы»
Сочинение на тему «Нравственные поиски героев литературы»
Анализ сочинений
Жизнь и творчество Б.Л.Пастернака
Своеобразие лирики поэта, ее философская глубина. Лирический герой Пастернака
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
143.
144.
145.
146.
147.
148.
149.
150.
151.
152.
153.
154.
155.
156.
157.
158.
159.
160.
161.
162.
163.
164.
165.
166.
167.
168.
169.
170.
История создания, публикации, система образов романа «Доктор Живаго»
Образ Юрия Живаго. Связь стихов с проблематикой романа
Женские образы в романе
Жизнь, творчество, личность А.И.Солженицына
Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести «Один день Ивана Денисовича».
Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная стойкость героя
Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи
Развитие тоталитарной системы в романе «Архипелаг ГУЛАГ»
Поиск живой души в рассказе «Матренин двор»
Своеобразие «лагерной» темы в книге В.Т.Шаламова «Колымские рассказы»
Анализ рассказа В.Т.Шаламова «Шоковая терапия»
Широта проблемно-тематического диапазона поэзии И.А.Бродского. Человек мироздания
в поэзии И.А.Бродского
Бардовская песня и ее особенности
Образы, мотивы, интонации стихов и песен Б.Ш.Окуджавы
Лирический герой В.С.Высоцкого
Литература конца ХХ – начала ХХI века
Обзор прозы (произведений В.Маканина, Т.Толстой, Л.Петрушевской, В.Токаревой)
Современные социальные и духовные процессы и их отражение в произведениях
Б.П.Акимова, А.Иванова
Общий обзор произведений современных поэтов (Д.Пирогова, Т.Кибирова, О.Седаковой)
Обзор творчества писателей Урала
Шедевры мировой литературы. Анализ повести Э.Хемингуэя «Старик и море»
Обзорное изучение романа Э.М.Ремарка «Три товарища»
Итоговое сочинение
Итоговое сочинение
Анализ сочинений. Обобщающий урок
Постмодернизм. Творчество А.Варламова
«Драматургичность» прозы А.И.Слаповского
Творчество М.П.Шишкина – одно из наиболее ярких и значительных явлений в русской
литературе двух последних десятилетий
Повторение изученного. Основные теоретические понятия
Итоговый урок
МАОУ СОШ № 208
С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
Подписано цифровой
подписью: МАОУ СОШ
№ 208 С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
Дата: 2021.09.28
18:48:31 +05'00'
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов