Рабочая программа Литературное чтение на родном (русском) языке (1-4 классы)

Приложение № 3
к основной образовательной программе начального
общего образования МАОУ СОШ № 208 с
углубленным изучением отдельных предметов
(Приказ №122 от 28.08.2021)

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке
1. Планируемые результаты

освоения учебного предмета «Литературное чтение
на родном (русском) языке» на уровне начального общего образования

1.1 Личностные результаты освоения предмета «Литературное чтение на родном
(русском) языке » на уровне начального общего образования отражают:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
1.2. Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными
и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение
вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме
измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и
выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы
информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение
и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.);
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами:
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями).
1.3. Предметные результаты:
1)
понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и
мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование
представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических
представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в
систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение
культурной самоидентификации;
3)
использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику
различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную
оценку поступков героев;
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и
про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования
художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных
литературоведческих понятий;
5)
осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе
изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно
выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для
понимания и получения дополнительной информации.
Выпускник научится:
понимать родную русскую литературу как национально-культурную ценность народа,
как особый способ познания жизни, как явление национальной и мировой культуры,
средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознавать
коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения
произведений русской литературы;
осознавать значимость чтения родной русской литературы для личного развития; для
познания себя, мира, национальной истории и культуры; для культурной
самоидентификации; для приобретения потребности в систематическом чтении русской
литературы;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки
героев с нравственными нормами, определять позиции героев художественного текста,
позицию автора художественного текста, давать и обосновывать нравственную оценку
поступков героев;
владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор,
олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной
выразительности;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские
умения: чтение вслух и про себя, владение элементарными приемами интерпретации,
анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: умения участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного
текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать
содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа
(полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с
учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть стихотворные
произведения;
самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать
собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и
получения дополнительной информации.
Достижение предметных результатов по годам обучения:
К концу первого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на
родном (русском) языке» обучающийся научится:
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские
умения: читать вслух, владеть элементарными приемами интерпретации художественных
текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста;
читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.
К концу второго года изучения учебного предмета «Литературное чтение на
родном (русском) языке» обучающийся научится:
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки
героев с нравственными нормами;
4)

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор,
олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной
выразительности;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские
умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации
художественных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста,
доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; обогащать собственный
круг чтения.
К концу третьего года изучения учебного предмета «Литературное чтение на
родном (русском) языке» обучающийся научится:
осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе
изучения произведений русской литературы;
осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира, национальной
истории и культуры;
давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские
умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации и анализа
художественных, научно-популярных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста,
доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание
прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или
краткого);
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации.
К концу четвёртого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на
родном (русском) языке» обучающийся научится:
осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития; для
познания себя, для культурной самоидентификации;
определять позиции героев художественного текста, позицию автора
художественного текста;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские
умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации, анализа
и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста,
доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание
прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или
краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом
коммуникативной задачи (для разных адресатов);
самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать
собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и
получения дополнительной информации.
2. Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском)
языке» на уровне начального общего образования
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих
национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух
текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с
индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических
норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду
и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и
жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как
источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические
ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном
пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть,
сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие,
трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение,
взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь,
взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе
культуры православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром,
взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций.
Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его
переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского
народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.),
отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе.
Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к
произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении
прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст;
высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение
словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на
ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов
этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам,
поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список
произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование
соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской
культуре.
Круг чтения
Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков
русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие
национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его
мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве,
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа
(первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых
для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные
формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая
речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм;
рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной
речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных
произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся:
чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на
основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных
адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин
русских художников.
3. Тематическое планирование с учетом программы воспитания с указанием
количества часов, отведенных на изучение каждой темы
3.1. Воспитательный потенциал учебного предмета «Литературное чтение на родном
(русском) языке» на уровне начального общего образования предполагает следующее:
1) установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя
через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных
элементов, проблемного вопроса,
биография поэтов, писателей;
2) привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений через создание специальных тематических проектов, рассчитанных на различные
виды сотрудничества, организация работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией;
3) проведение событийных
уроков, уроков-экскурсий, которые позволяют
разнообразить формы работы на уроке, повысить мотивацию к изучаемому предмету,
позволяет воспитывать любовь к Родине, искусству;
4) включение в урок интерактивных форм работы: групповая работа, парная
работа, игровая, что позволяет установить доброжелательную обстановку на уроке,
позволяет обучающимся в процессе общения не только получать знания, но и приобретать
опыт;
5) побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение
«Правил внутреннего распорядка обучающихся», принятие правил работы в
группе, взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;
6) использование ИКТ технологий обучения, обеспечивающих современные
активности обучающихся (мультимедийные презентации, фильмы);
7) применение в рамках урока методики «смыслового чтения текста», позволяет не
только повысить
результаты предметных результатов, но и усилить воспитательный
потенциал урока через полное осмысление прочитанного текста и последующее его
обсуждение;
8) поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках выполнения
проектов даст школьникам возможность приобрести навык публичного выступления
перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения (участие в
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

конкурсах, выставках);
9) сотрудничество педагога и обучающихся на учебном занятии позволяет не только
приобретать знания, опыт и навыки, но и обеспечивать переход в социально значимые
виды групповой, парной и самостоятельной деятельности. Тесная связь обучения и
воспитания позволяет создать все условия
для
развития
высоконравственной,
творческой всесторонне развитой личности.
3.2. Тематическое планирование
Тематическое планирование первого года обучения
Количество
Блок
Тема
часов
Раздел 1. МИР ДЕТСТВА
11
Я и книги
Не красна книга письмом, красна умом
3
Без друга в жизни туго
3
Я взрослею
Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный
2
Я фантазирую и мечтаю
Необычное в обычном
3
Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
6
Что мы Родиной зовём
С чего начинается Родина?
2
О родной природе
Сколько же в небе всего происходит
4
1 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема урока
Инструктаж по ТБ. Не красна книга письмом, красна умом С. А. Баруздин «Самое
простое дело»
Не красна книга письмом, красна умом Н. Н. Носов «Тайна на дне колодца»
(фрагмент главы «Волшебные сказки»).
Не красна книга письмом, красна умом Л. В. Куклин. «Как я научился читать»
(фрагмент).
Без друга в жизни туго Пословицы о дружбе. Н. К. Абрамцева «Цветы и зеркало»
Без друга в жизни туго С. Л. Прокофьева «Самый большой друг».
Без друга в жизни туго И. А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом»
(фрагмент).
Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный Пословицы о правде и честности.
Л. Н. Толстой. «Лгун».
Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный В. А. Осеева. «Почему?»
Необычное в обычном С. А. Иванов «Снежный заповедник» (фрагмент).
Необычное в обычном В. В. Лунин «Я видела чудо». М. М. Пришвин «Осинкам
холодно».
Необычное в обычном А. С. Пушкин. «Ещё дуют холодные ветры».
С чего начинается Родина? Ф. П. Савинов «Родное» (фрагмент).
С чего начинается Родина? П. А. Синявский «Рисунок».
Сколько же в небе всего происходит Русские народные загадки о солнце, луне,
звёздах, облаках. И. А. Бунин «Серп луны под тучкой длинной…»
Сколько же в небе всего происходит С. В. Востоков. «Два яблока».
В. М. Катанов. «Жар-птица». А. Н. Толстой. «Петушки».
Создание диафильма «Красота родной природы»
Тематическое планирование второго года обучения

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

Блок

Тема

Раздел 1. МИР ДЕТСТВА
Не торопись отвечать, торопись слушать
Как аукнется, так и откликнется
Кто идёт вперёд, того страх не берёт
Я взрослею
Воля и труд дивные всходы дают
Я и моя семья
Семья крепка ладом
Я фантазирую и мечтаю
Мечты, зовущие ввысь
Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Родная страна во все
Люди земли русской
времена сынами сильна
Народные праздники,
Хорош праздник после трудов праведных
связанные с временами года
О родной природе
К зелёным далям с детства взор приучен
Я и книги

Количество
часов
12
2
2
2
1
3
2
5
1
2
2

2 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

17

Тема урока
Не торопись отвечать, торопись слушать О. С. Бундур «Я слушаю».
Не торопись отвечать, торопись слушать Е. Н. Егорова «Детство Александра
Пушкина» (глава «Нянины сказки»).
Как аукнется, так и откликнется Пословицы об отношении к другим людям. В. В.
Бианки «Сова»
Как аукнется, так и откликнется Б. В. Шергин. «Пословицы в рассказах».
Кто идёт вперёд, того страх не берёт Пословицы о смелости. С. П. Алексеев
«Медаль»
Кто идёт вперёд, того страх не берёт В. Ю. Драгунский. «Рабочие дробят
камень»
Воля и труд дивные всходы дают Пословицы о труде. Е. А. Пермяк. «Маркелсамодел и его дети».
Семья крепка ладом В. В. Голявкин «Мой добрый папа» (фрагмент).
Семья крепка ладом С. Г. Георгиев. «Стрекот кузнечика».
Семья крепка ладом М. В. Дружинина. «Очень полезный подарок».
Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья».
Мечты, зовущие ввысь Н. К. Абрамцева «Заветное желание».
Мечты, зовущие ввысь Е. В. Григорьева. «Мечта».
Люди земли русской М. А. Булатов, В. И. Порудоминский «Собирал человек
слова… Повесть о В. И. Дале» (фрагмент).
Хорош праздник после трудов праведных В. А. Жуковский «Жаворонок».
А. С. Пушкин «Птичка».
Хорош праздник после трудов праведных Урок-праздник в народных традициях
К зелёным далям с детства взор приучен Русские народные загадки о поле, цветах.
И. С. Никитин. «В чистом поле тень шагает». Ю. И. Коваль. «Фарфоровые
колокольчики». М. С. Пляцковский. «Колокольчик».
К зелёным далям с детства взор приучен Ф. И. Тютчев. «Тихой ночью, поздним
летом…» В. А. Солоухин. «Трава» (фрагмент).
Тематическое планирование третьего года обучения
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

Блок

Тема

Раздел 1. МИР ДЕТСТВА
Пишут не пером, а умом
Жизнь дана на добрые дела
Я взрослею
Живи по совести
Я и моя семья
В дружной семье и в холод тепло
Я фантазирую и мечтаю
Детские фантазии
Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Родная страна во все
Люди земли русской
времена сынами сильна
От праздника к празднику
Всякая душа празднику рада
О родной природе
Неразгаданная тайна — в чащах леса…
Я и книги

Количество
часов
10
2
2
2
2
2
7
2
1
4

3 класс
№
Тема урока
1
Пишут не пером, а умом В. П. Крапивин Сказки Севки Глущенко (глава «День
рождения»).
2
Пишут не пером, а умом В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой
дневник»).
3
Жизнь дана на добрые дела Пословицы о доброте. Ю. А. Буковский «О Доброте —
злой и доброй»
4
Жизнь дана на добрые дела Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка».
5
Живи по совести Пословицы о совести. П. В. Засодимский «Гришина милостыня».
6
Живи по совести Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон».
7
В дружной семье и в холод тепло А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок»
(фрагмент).
8
В дружной семье и в холод тепло О. Ф. Кургузов «Душа нараспашку».
9
Детские фантазии В. П. Крапивин «Брат, которому семь» (фрагмент главы
«Зелёная грива»).
10
Детские фантазии Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент).
11
Люди земли русской О. М. Гурьян «Мальчик из Холмогор» (фрагмент).
12
Люди земли русской Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент).
13
Всякая душа празднику рада С. Чёрный «Пасхальный визит» (фрагмент).
14
Неразгаданная тайна — в чащах леса… Русские народные загадки о лесе, реке,
тумане. И. С. Никитин «Лес».
15
Неразгаданная тайна — в чащах леса… К. Г. Паустовский «Клад». М. М. Пришвин
«Как распускаются разные деревья».
16
Неразгаданная тайна — в чащах леса… В. П. Астафьев. «Зорькина песня»
(фрагмент). В. Д. Берестов. «У реки».
17
Неразгаданная тайна — в чащах леса…К. Г. Паустовский. «Клад». И. П. Токмакова.
«Туман».

Блок
Я и книги
Я взрослею

Тематическое планирование четвёртого года обучения
Количество
Тема
часов
Раздел 1. МИР ДЕТСТВА
11
Испокон века книга растит человека
3
Скромность красит человека
2
Любовь всё побеждает
1

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

Я и моя семья
Такое разное детство
Я фантазирую и мечтаю
Придуманные миры и страны
Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Родная страна во все
Люди земли русской
времена сынами сильна
Что мы Родиной зовём
Широка страна моя родная
О родной природе
Под дыханьем непогоды
4 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

3
2
6
2
2
1

Тема урока
Испокон века книга растит человека С. Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»
(фрагмент главы «Последовательные воспоминания»).
Испокон века книга растит человека Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого
прошлого» (глава «Книжка с картинками»).
Испокон века книга растит человека С. Т. Григорьев. «Детство Суворова»
(фрагмент).
Скромность красит человека Пословицы о скромности. Е. В. Клюев «Шагом
марш».
Скромность красит человека И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша».
Любовь всё побеждает Б. П. Екимов. «Ночь исцеления». И. С. Тургенев. «Голуби».
Такое разное детство О. В. Колпакова. «Большое сочинение про бабушку» (главы
«Про печку», «Про чистоту»).
Такое разное детство К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент).
Такое разное детство М. В. Водопьянов «Полярный лётчик (главы «Маленький
мир», «Мой первый «полет»).
Придуманные миры и страны Т. В. Михеева «Асино лето» (фрагмент).
Придуманные миры и страны В. П. Крапивин «Голубятня на желтой поляне»
(фрагменты).
Люди земли русской Е. В. Мурашова «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»).
Люди земли русской Ю. М. Нагибин. «Маленькие рассказы о большой судьбе»
(глава «В школу»).
Широка страна моя родная В. Г. Распутин «Саяны».
Широка страна моя родная А. С. Зеленин «Мамкин Василёк» (фрагмент).
Под дыханьем непогоды Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе.
Н. М. Рубцов «Во время грозы» А. Н. Майков. «Гроза».
Под дыханьем непогоды А. Н. Апухтин. «Зимой». В. Д. Берестов. «Мороз».

.

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

Интернет-ресурсы
Академический орфографический словарь.
URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop
Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru
Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru
Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs
Портал «Словари.ру». URL: http://slovari.ru
Православная
библиотека:
справочники,
энциклопедии,
словари.
URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki
7. Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru Русская речь. URL:
http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/
8. Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru
9. Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru
10. Стихия: классическая русская/советская поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya
11. Фундаментальная электронная библиотека «Русская
литература и
фольклор»:
словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm
1.
2.
3.
4.
5.
6.

МАОУ СОШ №
208 С
УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ

Подписано цифровой
подписью: МАОУ СОШ
№ 208 С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
Дата: 2021.09.28
08:43:09 +05'00'

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».