Приложение № 3
к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ № 208 с углубленным
изучением отдельных предметов,
утвержденное приказом № 122/1
от 28.08.2021 г.
Рабочая программа по родной литературе (русской)
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Родная
литература (русская) на уровне основного общего образования
1.1. Личностные результаты освоения программы по родной литературе
(русской):
Личностные результаты освоения образовательной программы по родной литературе
(русской) отражают:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции,
к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
1.2. Метапредметные
литературе (русской):
результаты
освоения
программы
по
родной
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие
мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми
системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
1.3. Предметные результаты освоения программы по родной литературе
(русской)
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
многоаспектного диалога;
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений
культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим
вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания
аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного,
сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину
жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального
восприятия, но и интеллектуального осмысления.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
2. Содержание учебного предмета Родная литература (русская) на уровне
основного общего образования
2.1. Содержание учебного предмета
5 класс
Введение. Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития
человека.(1)
Славянская мифология (2ч)
Из литературы XIX века (4)
Русские басни.
Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Сведения о писателе.
Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость,
хитрость, невежество, самонадеянность. Основные темы басен. Приёмы создания характеров и
ситуаций. Мораль.
В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе. Богатство и выразительность
языка. Тема труда в сказке. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого
героя, проверка на трудолюбие. Идейно-художественный смысл сказки. Индивидуальная
характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и
речи действующих лиц.
Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Сведения о писателе. Образы и сюжет
сказки. Социально-нравственная проблематика произведения. Речь персонажей и отражение в
ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и
героям. Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире);
своеобразие языка.
Из литературы XX века (6)
Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Краткие сведения о писателе. Тема, особенности
создания образов. Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла
языком сказки. Аллегорический язык сказки.
В.А. Сухомлинский. "Легенда о материнской любви». Краткие сведения о писателе.
Материнская любовь. Сыновняя благодарность. Особенности жанра. Значение финала.
Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Краткие сведения о писателе. Раннее взросление.
Забота взрослых о ребенке. Чувство ответственности за родных. Беда и радость; злое и доброе
начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка.
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Краткие сведения о писателе. Основная тематика
и нравственная проблематика рассказа (тяжёлое детство; сострадание, чуткость, доброта).
Нравственно-эмоциональное состояние персонажей. Выразительные средства создания
образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.
В.Я. Ерошенко. Сказка «Умирание ивы». Краткие сведения о писателе. Тема природы и
приёмы её реализации; второй смысловой план в сказке. Цельность произведения,
взаимосвязанность всех элементов повествования, глубина раскрытия образа. Особенности
языка писателя.
Родная природа в произведениях поэтов XX века (1)
В. Я. Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь». Краткие сведения о поэте. Образная
система, художественное своеобразие стихотворения. Слияние с природой; нравственноэмоциональное состояние лирического героя. Выразительные средства создания образов.
М. А. Волошин. Стихотворение «Как мне близок и понятен…» Краткие сведения о поэте.
Непревзойдённый мастер слова. Чудесное описание природы. Умение видеть природу,
наблюдать и понимать её красоту. Единство человека и природы. Практикум выразительного
чтения.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
6 класс
Введение (1) Книга как духовное завещание одного поколения другому.
Литературная сказка (1).
Н.Д. Телешов. «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим.
Нравственные проблемы, поставленные в сказке.
Из литературы ХIХ века (3)
А.С. Пушкин. «Выстрел». Мотивы поступков героев повести. Чувство мести, милосердие,
благородство.
Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»).
Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и
попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и
муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены».
Поэтический образ Родины. И. С. Никитин. «Русь»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!
люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»); А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край».
Автор и его отношение к родине в строках лирических стихов.
Из литературы ХХ века (11)
Софья Радзиевская. «Болотные робинзоны». Главы «Где искать спасения?», «На Андрюшкин
остров», «Война вокруг нас кружит…» (или другие по выбору учителя). Драматическая
история жителей полесской деревушки, война и дети. Смелость, мужество героев, глубокая
вера в человека, в его лучшие душевные качества.
А.П. Гайдар. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношения взрослых и детей,
тимуровское движение.
Стихи о прекрасном и неведомом. А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной...», Н.
Гумилёв «Жираф», Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему-то в детстве...».
А.Г. Алексин. «Самый счастливый день». Смысл названия рассказа. Почему семья нужна
человеку? Необходимость бережного отношения к близким.
А.В. Масс. «Сказка о черноокой принцессе», «Сочинение на тему: «Моя подруга» (по выбору
учителя). Духовно-нравственная проблематика рассказов. Позиция автора.
Ю. Кузнецова. «Помощница ангела». Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и
дружба.
7 класс
Введение (1) Значение художественного произведения в культурном наследии России. Роль
родного слова в формировании личности человека.
Из литературы XVIII века (1)
И. И.Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Русская басня. Отражение
пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном».
Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях.
Из литературы XIX века (3)
Ф.Н.Глинка. Краткие сведения о поэте-декабристе, патриоте, высоко оценённом
А.С.Пушкиным. Основные темы, мотивы. Стихотворения «Москва», «К Пушкину»
К.М.Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера
в произведении писателя.
В.М.Гаршин. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность любой ценой к
подвигу в рассказе «Сигнал».
Из литературы XX – XXI века (10)
А. Т.Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном — с
улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко.
Ю.М.Нагибин. Основные вехи биографии Ю.М.Нагибина. Произведение писателя о великих
людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта
Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя)
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
В.О.Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни
войны на страницах произведения. Подвиг речников.
Ю.Я.Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Семья Пешеходовых».
Средства выразительности в произведении.
В.Н.Крупин. Краткие сведения о писателе. Тема детского сострадания на страницах
произведения «Женя Касаткин».
С.А.Баруздин. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и
ложная красота. Мой ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет».
А.В. Масс. Фантазийный мир моего сверстника на страницах рассказа «Расскажи про Иван
Палыча».
Е.В. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Образ героини произведения: красота
внутренняя и внешняя.
Е.А. Евтушенко. Краткая биография. Стихотворение «Картинка детства». Взгляд на вопросы
нравственности.
8 класс
Введение. Родная литература как способ познания жизни. (1)
Из древнерусской литературы (1) Рассказы русских летописей XII – XIV веков (по выбору
учителя). Образное отражение жизни в древнерусской литературе. «Гнездо орла».
Из литературы XVIII века (1)
Карамзин Н.М. Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского».
Из литературы XIX века (6)
Бестужев-Марлинский А.А. "Вечер на бивуаке". Лицемерие и эгоизм светского общества и
благородство чувств героя рассказа.
Баратынский Е.А. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в стихотворении
«Водопад». Звукопись.
Гаршин В.М. "То, чего не было". Аллегорический смысл лирикофилософской новеллы.
Мастерство иносказания.
Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…» Поэтические традиции
XIX века в творчестве А.Н. Апухтина.
Чарская Л.А. Гимназистки. Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе.
Ранимость души подростка.
Из литературы XX века (8)
Пантелеев Л. «Главный инженер». Образы детей в произведениях о Великой Отечественной
войне. Жажда личного подвига во имя победы. Или Васильев Б.П. «Завтра была война».
Образы подростков в произведениях о Великой Отечественной войне.
Рождественский Р.И. Стихотворения. Величие духа «маленького человека» в стихотворении
«На земле безжалостно маленькой…»
Пермяк Е.А. «Ужасный почерк». Жизненная позиция героя рассказа.
Яковлев Ю.Я. «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным
идеалам.
Козлов В.Ф. Рассказ «Сократ мой друг». Поступок героя как отражения характера.
Романова Л. Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти». Одиночество подростков в
современном мире.
Ю. Левитанский «Диалог у новогодней ёлки», Б. Окуджава «Песенка о ночной Москве», А.
Макаревич «Пока горит свеча». Мотив одиночества в лирике.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
9 класс
Введение. Прогноз развития литературных традиций. ( 1)
Из русской литературы XVIII века (1)
Н. М. Карамзин «Сиерра Морена» – яркий образец лирической прозы русского
романтического направления XVIII века. Тема трагической любви. Мотив вселенского
одиночества.
Из литературы XIX века (3)
Поэтические традиции XIX века в творчестве А.Н. Апухтина. Апухтин А.Н. Стихотворение
«День ли царит, тишина ли ночная…». Анализ стихотворения
Л.Н. Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск
встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся
грешник» и др.). Поэтика и проблематика. Язык. (Анализ рассказов по выбору).
А.П. Чехов. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском рассказе.
Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение героини.
Из литературы XX века (20)
Традиции литературы XX века. Малый эпический жанр.
А. М. Горький «Макар Чудра». Герои неоромантизма.
А.И. Куприн «Живое и мертвое» в рассказе Куприна А.И. «Габринус». Две героини, две
судьбы.
Ю.П. Казаков. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика
психологического параллелизма.
К.Д. Воробьёв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в
человеке. Смысл названия рассказа.
В. Быков Повесть «Обелиск». Образы подростков в произведениях о Великой Отечественной
войне.
Из современной русской литературы (8)
Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья автора о человеке, природе, о
проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства философского
цикла и их роль в раскрытии образа автора. (Анализ отдельных миниатюр цикла по выбору).
Распутин В.Г. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы.
Т.Н. Толстая «Соня» Мотив времени. Тема нравственного выбора. Символические образы.
В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки). Традиции русской
классической прозы в рассказах. Сюжет, композиция. Средства выражения авторской
позиции. Психологический параллелизм как сюжетно-композиционный принцип. Красота
вокруг нас. Умение замечать прекрасное. Главные герои, их портреты и характеры,
мировоззрение (анализ миниатюр по выбору).
Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». Особенности прозы писателя. Трагическая судьба человека в
годы Великой Отечественной войны. Внутренняя драма героини, связанная с пережитым во
время давно закончившейся войны.
Захар Прилепин «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа.
Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении
писателя.
Рождественский Р.И. Величие духа «маленького человека» в стихотворении «На земле
безжалостно маленькой…».
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отведенных
на изучение каждой темы
Тематическое планирование (5 класс)
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Тема урока
Введение. Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития
человека.
Славянская мифология.
Знакомство со славянским пантеоном богов.
Жанр басни. Русские басни.
Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Сведения о писателе.
Нравственная проблематика басен, злободневность.
В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе. Богатство и
выразительность языка. Тема труда в сказке.
Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Сведения о писателе. Образы и
сюжет сказки. Социально-нравственная проблематика произведения.
Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Краткие сведения о писателе. Тема,
особенности создания образов. Решение серьезных философских проблем зависти и
злобы, добра и зла языком сказки. Аллегорический язык сказки.
В.А. Сухомлинский. "Легенда о материнской любви». Краткие сведения о писателе.
Материнская любовь. Сыновняя благодарность. Особенности жанра. Значение финала.
Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Краткие сведения о писателе. Раннее
взросление. Забота взрослых о ребенке. Чувство ответственности за родных.
Сочинение " Мир глазами ребёнка".
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Краткие сведения о писателе. Основная
тематика и нравственная проблематика рассказа
В.Я. Ерошенко. Сказка «Умирание ивы». Краткие сведения о писателе. Тема природы и
приёмы её реализации; второй смысловой план в сказке.
Я. Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь». Краткие сведения о поэте. Образная
система, художественное своеобразие стихотворения.
М. А. Волошин. Стихотворение «Как мне близок и понятен…» Краткие сведения о
поэте. Непревзойдённый мастер слова. Чудесное описание природы.
Особенности воспроизведения образа родной природы в стихотворениях поэтов ХХ
века. Сопоставление их с изученными лирическими произведениями
Итоговый урок
Тематическое планирование (6 класс)
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Тема урока
Введение. Книга как духовное завещание одного поколения другому.
Литературная сказка. Н.Д. Телешов. «Белая цапля». Назначение человека и его
ответственность перед будущим. Нравственные проблемы, поставленные в сказке.
А.С. Пушкин. «Выстрел». Мотивы поступков героев повести. Чувство мести,
милосердие, благородство.
Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»).
Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка.
Поэтический образ Родины. И. С. Никитин. «Русь»; М. Ю. Лермонтов. «Москва,
Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»); А. К. Толстой. «Край ты мой,
родимый край». Автор и его отношение к родине в строках лирических стихов.
Софья Радзиевская. «Болотные робинзоны». Главы «Где искать спасения?», «На
Андрюшкин остров», «Война вокруг нас кружит…» (или другие по выбору учителя).
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Драматическая история жителей полесской деревушки, война и дети.
А.П. Гайдар. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношения взрослых и
детей, тимуровское движение.
Сочинение «Тимуровцы сейчас?»
Стихи о прекрасном и неведомом. А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной...»,
Н. Гумилёв «Жираф», Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему-то в детстве...».
А.Г. Алексин. «Самый счастливый день». Смысл названия рассказа.
Почему семья нужна человеку? Необходимость бережного отношения к близким.
А.В. Масс. «Сказка о черноокой принцессе»,
Духовно-нравственная проблематика рассказов. Позиция автора.
Сочинение на тему «Моя подруга».
Ю. Кузнецова. «Помощница ангела». Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и
дружба.
Сочинение «Нравственные уроки произведений современной литературы».
Итоговый урок.
Тематическое планирование (7 класс)
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Тема урока
Введение. Значение художественного произведения в культурном наследии России.
Роль родного слова в формировании личности человека.
И. И.Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Русская басня. Отражение
пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с
сыном». Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях.
Ф.Н.Глинка. Краткие сведения о поэте-декабристе, патриоте, высоко оценённом
А.С.Пушкиным. Основные темы, мотивы. Стихотворения «Москва», «К Пушкину».
К.М.Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа.
Милосердие и вера в произведении писателя.
В.М.Гаршин. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность любой ценой
к подвигу в рассказе «Сигнал».
А. Т.Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном — с
улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко.
Ю.М.Нагибин. Основные вехи биографии Ю.М.Нагибина. Произведение писателя о
великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе».
Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина.
В.О.Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки».
Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.
Ю.Я.Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Семья
Пешеходовых». Средства выразительности в произведении.
В.Н.Крупин. Краткие сведения о писателе. Тема детского сострадания на страницах
произведения «Женя Касаткин».
Сочинение "Уроки жалости и скорби в русской литературе."
С.А.Баруздин. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест,
истинная и ложная красота. Мой ровесник на страницах произведения «Тринадцать
лет».
А.В. Масс. Фантазийный мир моего сверстника на страницах рассказа «Расскажи про
Иван Палыча».
Е.В. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Образ героини произведения:
красота внутренняя и внешняя.
Е.А. Евтушенко. Краткая биография. Стихотворение «Картинка детства». Взгляд на
вопросы нравственности.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
Тематическое планирование (8 класс)
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Тема урока
Введение. Родная литература как способ познания жизни.
Рассказы русских летописей XII – XIV веков (по выбору учителя). Образное отражение
жизни в древнерусской литературе. «Гнездо орла».
Карамзин Н.М. Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского».
Бестужев-Марлинский А.А. "Вечер на бивуаке". Лицемерие и эгоизм светского
общества и благородство чувств героя рассказа.
Баратынский Е.А. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в стихотворении
«Водопад». Звукопись.
Гаршин В.М. "То, чего не было". Аллегорический смысл лирикофилософской новеллы.
Мастерство иносказания.
Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…» Поэтические
традиции XIX века в творчестве А.Н. Апухтина.
Чарская Л.А. Гимназистки. Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в
рассказе. Ранимость души подростка.
Сочинение «Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе».
Пантелеев Л. «Главный инженер». Образы детей в произведениях о Великой
Отечественной войне. Жажда личного подвига во имя победы.
Рождественский Р.И. Стихотворения. Величие духа «маленького человека» в
стихотворении «На земле безжалостно маленькой…»
Пермяк Е.А. «Ужасный почерк». Жизненная позиция героя рассказа.
Яковлев Ю.Я. «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным
идеалам.
Козлов В.Ф. Рассказ «Сократ мой друг». Поступок героя как отражения характера.
Романова Л. Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти». Одиночество подростков в
современном мире.
Практикум выразительного чтения.
Ю. Левитанский «Диалог у новогодней ёлки», Б. Окуджава «Песенка о ночной Москве»,
А. Макаревич «Пока горит свеча». Мотив одиночества в лирике.
Итоговый урок.
Тематическое планирование (9 класс)
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Тема урока
Введение. Прогноз развития литературных традиций.
Н. М. Карамзин «Сиерра Морена» – яркий образец лирической прозы русского
романтического направления XVIII века. Тема трагической любви. Мотив вселенского
одиночества.
Поэтические традиции XIX века в творчестве А.Н. Апухтина. Апухтин А.Н.
Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…». Анализ стихотворения.
Л.Н. Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск
встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог»,
«Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика. Язык. (Анализ рассказов по
выбору).
А.П. Чехов. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском
рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение
героини.
Традиции литературы XX века. Малый эпический жанр.
А. М. Горький «Макар Чудра». Герои неоромантизма.
А.И. Куприн «Живое и мертвое» в рассказе Куприна А.И. «Габринус». Две героини,
две судьбы.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Ю.П. Казаков. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев.
Поэтика психологического параллелизма.
К.Д. Воробьёв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная
основа в человеке. Смысл названия рассказа.
В. Быков Повесть «Обелиск». Образы подростков в произведениях о Великой
Отечественной войне.
Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья автора о человеке,
природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства
философского цикла и их роль в раскрытии образа автора. (Анализ отдельных
миниатюр цикла по выбору).
Распутин В.Г. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две
судьбы.
Т.Н. Толстая «Соня» Мотив времени. Тема нравственного выбора. Символические
образы.
В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки). Традиции русской
классической прозы в рассказах. Сюжет, композиция. Средства выражения авторской
позиции. Психологический параллелизм как сюжетно-композиционный принцип.
Красота вокруг нас. Умение замечать прекрасное. Главные герои, их портреты и
характеры, мировоззрение (анализ миниатюр по выбору).
Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». Особенности прозы писателя. Трагическая судьба
человека в годы Великой Отечественной войны. Внутренняя драма героини, связанная с
пережитым во время давно закончившейся войны.
Захар Прилепин «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа.
Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в
изображении писателя.
МАОУ СОШ № 208 Подписано цифровой
МАОУ СОШ №
С УГЛУБЛЕННЫМ подписью:
208 С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ
ИЗУЧЕНИЕМ
ПРЕДМЕТОВ
ОТДЕЛЬНЫХ
Дата: 2021.09.25 18:34:30
+05'00'
ПРЕДМЕТОВ
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов