Приложение № 3
к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ № 208 с углубленным
изучением отдельных предметов,
утвержденное приказом № 122/1
от 28.08.2021 г.
Рабочая программа курса Занимательная геология
1. Планируемые результаты освоения учебного курса Занимательная
геология на уровне основного общего образования
1.1. Личностные результаты освоения программы Занимательная
геология:
Личностные результаты освоения образовательной программы Занимательная геология
отражают:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности
и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России
и мира, творческой деятельности эстетического характера.
1.2. Метапредметные результаты освоения программы «Занимательная
геология» отражают:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
использовать различные приемы систематизации учебного материала в процессе
обучения (составление планов, таблиц, схем и т.п.);
использовать полученные знания и умения для решения разнообразных жизненных
задач.
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
сформировать знания об исследованиях крупнейших ученых и исследователях современности в
области геологии
устанавливать эмпирические зависимости на основе анализа результатов наблюдений
классифицировать горные породы и минералы по происхождению, а равнины и горы по
высоте
сформированность знаний об основных закономерностях в геологии
сформированность умений объяснять изученные геологические объекты и явления.
Сформировать знания о строение, состав, движения литосферы, влияние геодинамических
процессов на формирование лика Земли;
описывать закономерности изменения в пространстве рельефа
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
представлять результаты наблюдений в различной форме (табличной, графической, описания)
использовать знания об особенностях отдельных компонентов природы Земли для решения
учебных и практических задач
представлять в различных формах (таблицы, графики, географическое описание) геологическую
информацию, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач
8) смысловое чтение;
находить информацию, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных
задач и извлекать ее из различных источников
получать информацию об отдельных компонентах природы Земли с использованием карт
различного содержания
выбирать и использовать источники геологической информации, необходимые для изучения
особенностей минералов и полезных ископаемых
МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов 2021-2022 учебный год
2
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
вести диалог о изученном в русле обсуждаемой проблематики; участвовать в дискуссии
на географические темы; делать сообщения, доклады.
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
отвечать на вопросы по изученному материалу и самостоятельно формулировать
систему вопросов к нему;
давать собственную аргументированную оценку изученного и оформлять ее в устной и
письменной речи.
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
находить в различных источниках информации (включая Интернет-ресурсы) факты,
позволяющие оценить вклад российских исследователей в развитие геологии
использовать компьютерные базы данных для изучения особенностей геологического
строения.
использовать различные источники геологической информации компьютерные базы
данных для решения различных учебных и практико-ориентированных задач
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
приводить примеры опасных геологических природных явлений и средств их
предупреждения
оценивать последствия изменений геологических структур в результате деятельности
человека с использованием разных источников информации
1.3. Предметные результаты освоения программы «Занимательная геология»
Предметные результаты изучения Занимательной геологии отражают:
1) формирование представлений о геологии, ее роли в освоении планеты человеком.
2) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик в геологической
среде
3) овладение основами картографической грамотности и использования географической
карты как одного из языков международного общения;
4) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;
5)сформировать умение определять минералы и горные породы.
6) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний
в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного
оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и
техногенных катастроф;
7) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к
возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и
акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в
окружающей среде
МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов 2021-2022 учебный год
3
2. Содержание учебного курса Занимательной геологии на уровне основного
общего образования
Раздел 1. Введение
Вводная часть. Связь геологии с другими науками. Структура курса «Общая геология», анализ
научно-популярной литературы.
Раздел 2. Петрография
Минеральный и химический состав горных пород. Понятие о породообразующих, акцессорных
и вторичных минералах в горных породах. Понятие о петрогенных (породообразующих) и
«малых» химических элементах. Методы определения горных пород. Представление о
геологических телах. Научные труды геологов – П.С.Паласа, И.И. Лепехина, А.Н.Ферсмана.
Магматические процессы. Образование магматических очагов. Интрузивный магматизм:
интрузивные горные породы; форма и размеры интрузивных геологических тел.
Процессы образования осадочных толщ. Осадочные породы обломочного и хемобиогенного
происхождения. Континентальные, морские и океанические осадочные породы. Особенности
строения осадочных толщ: слоистость и первичное горизонтальное залегание.
Общее представление о метаморфических процессах. Региональный и контактовый
метаморфизм. Влияние давления и температуры на метаморфизм.
Раздел 3. Геологические исследования
Геологическая съемка. Принципы составления геологических карт. Легенды геологических
карт, геологические разрезы. Отображение моноклиналей, складок, интрузивных тел и
разрывных нарушений на геологических картах.
Понятие об обнажениях горных пород и степени обнаженности территории. Полевые
наблюдения, выполняемые в геологических маршрутах.
Специализированные полевые геологические исследования. Поиски и разведка месторождений
полезных ископаемых. Разведочное бурение. Дистанционные (аэрокосмические) геологические
исследования.
Раздел 4. Геологические катастрофы и риски
Землетрясения и их причины. Шкала землетрясений. Разрушительные последствия
землетрясений. Моретрясения и цунами. Сейсмическое районирование. Особенности
строительства и планирования хозяйственной деятельности в сейсмоопасных районах. Прогноз
землетрясений.
Вулканические извержения и связанные с ними опасности. Катастрофические извержения
вулканов в истории человечества.
Геологические катастрофы, обусловленные приповерхностными процессами. Обвалы, оползни,
селевые потоки.
Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых. Способы добычи
полезных ископаемых (открытый, шахтный, скважинный). Проблема утраты для дальнейшего
использования территорий, занятых открытыми карьерами и отвалами горных выработок.
Нарушение режима подземных и поверхностных вод в районах добычи полезных ископаемых.
Проблема загрязнения атмосферы, природных вод, почвенного и растительного покровов в
связи с добычей и транспортировкой полезных ископаемых. Проблемы экологической
безопасности отходов горнодобывающей промышленности и их утилизации.
Потребности общества в минерально-сырьевых ресурсах. Возможность минерально-сырьевого
кризиса по некоторым видам полезных ископаемых и поиск путей его предотвращения.
Комплексное использование минерально-сырьевых ресурсов, вторичная переработка отходов
горнодобывающей промышленности. Развитие новых отраслей энергетики и видов транспорта,
позволяющих сократить использование нефтепродуктов и природного газа в качестве горючего.
Концепция устойчивого развития как новая ведущая идея развития человечества. Приоритет
экологической безопасности перед экономической выгодой. Определение разумных
потребностей современного человечества в полезных ископаемых, позволяющих ему
нормально развиваться без ущерба для будущих поколений.
МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов 2021-2022 учебный год
4
Раздел 5. Полезные ископаемые
Полезные ископаемые и их месторождения.
Рудные, нерудные и горючие полезные
ископаемые, их виды и сферы использования. Гидрогеологические ресурсы и их использование.
Магматические месторождения. Кимберлитовые трубки. Пегматитовые жилы. Источники воды
и минеральных веществ гидротермальных систем.
Месторождения, связанные с корами выветривания. Разложение первичных пород и миграция
химических элементов. Роль климата в формировании кор выветривания.
Россыпные месторождения. Механизмы образования аллювиальных (речных) и литоральных
(прибрежно-морских) россыпей.
Осадочные месторождения механического, химического и биохимического генезиса.
Месторождения солей и фосфоритов.
Твердые горючие полезные ископаемые (торф, угли, горючие сланцы) и геологические условия
их формирования. Важнейшие угленосные бассейны мира. Основные эпохи углеобразования.
Нефть и газ, представления об их происхождении. Важнейшие нефтегазоносные бассейны
мира.
2.2 Воспитательный потенциал учебного предмета Занимательная геология
Установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя
через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных
элементов, проблемного вопроса, Кейс-технологий, метода дизайн-мышления, подготовку
сообщений из рубрики «Это интересно», «Мир вокруг нас».
Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений через создание специальных тематических проектов, рассчитанных на различные виды
сотрудничества, организация работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией. Выполнение практических работ на уроках естественного цикла, позволяет
обратить внимание школьников на важность процессов в жизни человека, выполнение
проектов по различным темам позволяет акцентировать
внимание
учащихся
на
установлении причинно-следственных связей между объектами.
Включение в урок интерактивных форм работы: групповая работа, парная
работа, игровая, что позволяет установить доброжелательную обстановку на уроке,
позволяет обучающимся в процессе общения не только получать знания, но и приобретать
опыт.
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение
«Правил внутреннего распорядка
обучающихся»,
принятие
правил
работы
в
группе, взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;
Использование ИКТ технологий обучения, обеспечивающих современные активности
обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных приложениях,
мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы, обучающие сайты,
уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.)
Использование технологии «Портфолио», с целью развития самостоятельности,
рефлексии и самооценки, планирования деятельности, видения правильного вектора для
дальнейшего развития способностей.
Применение в рамках урока методики «смыслового чтения текста», позволяет не
только повысить результаты предметных результатов, но и усилить воспитательный потенциал
урокачерез полное осмысление прочитанного текста и последующее его обсуждение.
Использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная
агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые
МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов 2021-2022 учебный год
5
видеоролики по темам урока).
Сотрудничество педагога и обучающихся на учебном занятии позволяет не только
приобретать знания, опыт и навыки, но и обеспечивать переход в социально значимые
виды групповой, парной и самостоятельной деятельности. Тесная связь обучения и
воспитания позволяет создать все условия
для
развития
высоконравственной,
творческой всесторонне развитой личности.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отведенных на
изучение каждой темы
№
1.
2.
3.
4.
5.
Модуль (тема)
Введение
Петрография
Геологические исследования
Геологические катастрофы и риски
Полезные ископаемые
Количество часов
1
5
3
5
4
Итого
17
Тематическое планирование
№
Тема урока
1.
Предмет изучения геологии
2.
Минеральный и химический состав горных пород
3.
Методы определения горных пород
4.
Интрузивные горные породы. Осадочные породы
5.
Общее представление о метаморфических процессах
6.
Геологические методы исследования. Геологическая съемка.
7.
Понятие об обнажениях горных пород и степени обнаженности территории.
8.
Дистанционные
( аэрокосмические) геологические исследования
9.
Землетрясения и их причины
10.
Вулканические извержения и связанные с ними опасности
11.
Геологические катастрофы, обусловленные приповерхностными процессами (обвалы,
оползни, селевые потоки)
12.
Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых
13.
Рациональное использование минерально-сырьевых ресурсов
14.
Общая характеристика минерально-сырьевых ресурсов
15.
Рудные и нерудные месторождения полезных ископаемых, образующиеся в результате
глубинных процессов
16.
Рудные и нерудные месторождения полезных ископаемых, образующиеся в результате
поверхностных процессов
17.
Месторождения горючих полезных ископаемых
МАОУ СОШ № 208 Подписано цифровой
подписью: МАОУ СОШ №
С УГЛУБЛЕННЫМ 208 С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ
ИЗУЧЕНИЕМ
ПРЕДМЕТОВ
ОТДЕЛЬНЫХ
Дата: 2021.09.25 18:43:26
ПРЕДМЕТОВ
+05'00'
МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов 2021-2022 учебный год
6