Приложение № 3
к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ № 208 с углубленным
изучением отдельных предметов,
утвержденное приказом № 122/1
от 28.08.2021 г.
Рабочая программа по Краеведению
1. Планируемые результаты освоения курса Краеведение на уровне
основного общего образования
1.1. Личностные результаты освоения программы по краеведению:
Личностные результаты освоения образовательной программы по краеведению
отражают:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа Урала; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
Урала и мира, творческой деятельности эстетического характера.
1.2. Метапредметные результаты освоения программы по краеведению
отражают:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
использовать различные приемы систематизации учебного материала в процессе
обучения (составление планов, таблиц, схем и т.п.),
использовать полученные знания и умения для решения разнообразных жизненных
задач;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами:
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы:
оценивать влияние географического положения Урала на особенности природы, жизнь и
хозяйственную деятельность населения,
классифицировать типы климата Урала по географическому положению,
сравнивать особенности компонентов природы отдельных частей Урала,
распознавать показатели, характеризующие отраслевую, и территориальную структуру
хозяйства Урала,
использовать знания о факторах размещения хозяйства для объяснения особенностей
отраслевой и территориальной структуры хозяйства Урала, размещения отдельных
предприятий,
характеризовать основные особенности хозяйства Урала,
оценивать место и роль Урала в хозяйстве России,
распознавать демографические процессы и явления, характеризующие динамику
численности населения Урала,
использовать знания о естественном и механическом движении населения,
половозрастной структуре и размещении населения, городском и сельском населении,
этническом и религиозном составе населения для решения практико-ориентированных задач в
контексте реальной жизни;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач:
представлять результаты наблюдений в различной форме (табличной, графической,
географического описания),
использовать условные обозначения планов и легенды карты для получения
информации, необходимой для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач,
МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов 2021-2022 учебный год
2
описывать положение на городов Урала;
8) смысловое чтение:
находить информацию, необходимую для решения учебных и (или) практикоориентированных задач и извлекать ее из различных источников,
интегрировать и интерпретировать информацию об особенностях природы и населения
отдельных территорий, представленную в одном или нескольких источниках информации,
выбирать и использовать источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения), необходимые для изучения
особенностей природы и (или) населения и (или) хозяйства Урала;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение:
вести диалог о изученном в русле обсуждаемой проблематики; участвовать в дискуссии
на географические темы; делать сообщения, доклады;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью:
отвечать на вопросы по изученному материалу и самостоятельно формулировать
систему вопросов к нему,
давать собственную аргументированную оценку изученного и оформлять ее в устной и
письменной речи;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами:
использовать компьютерные базы данных для изучения особенностей природы,
населения и хозяйства Урала;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации:
оценивать последствия изменений компонентов природы в результате деятельности
человека с использованием разных источников географической информации,
распознавать показатели, характеризующие состояние окружающей среды,
использовать знания об особенностях компонентов природы Урала и его отдельных
территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.
1.3. Предметные результаты освоения программы по краеведению
Предметные результаты изучения краеведения отражают:
1) формирование представлений о Урале, ее роли в освоении территории человеком, о
географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для
решения современных практических задач человечества и своей региона, в том числе задачи
охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как
основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и
быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
3) овладение основными навыками определения растений и животных по гербарию и
картинкам.
4) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о особенностях
природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на
разных материках и в отдельных странах;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты
МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов 2021-2022 учебный год
3
как одного из языков международного общения;
6) формирование представлений об особенностях культурного наследия Урала и Свердловской
области;
7) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической
информации;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к
возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и
акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в
окружающей среде.
2. Содержание учебного курса Краеведение на уровне основного общего
образования
2.1. Содержание курса Краеведение
Богатства Урала
Территория Урал на карте мира, России. История формирования Уральских гор Рельеф Урала.
Полезные ископаемые Урала. Месторождения и способы добычи Нефти. Предприятия по
добыче нефти на Урале. Добыча железной руды. Предприятия по добыче железной руды на
Урале. Добыча золота разными способами. Горнозаводской Урал. Минералы Урала.
Климат и погода нашего края
Температура воздух, преобладающие ветры и осадки на Урале. Редкие и катастрофические
погодные явления на Урале. Причины, определяющие климат и погоду на Урале
Характерные особенности климат городов за Уральским хлебком.
Природные комплексы Урала
Природные комплексы Урала. Отличительные особенности растительного и животного мир
Урала, Характеристики заповедников и национальных парков Урала (Национальный парк
Таганай, Национальный парк Зюраткуль, Природный парк Оленьи ручьи)
Свердловская область
Характеристика Свердловской области как субъекта Российской Федерации. Символы
Свердловской области: герб, гимн, флаг. Историка-географическое положение Екатеринбурга.
Градообразующее предприятие Екатеринбурга. Памятники Екатеринбурга. Музеи
Екатеринбурга. История зданий Екатеринбурга.
Население Урала
Численность, естественное движение населения Урала. Миграции населения. Прогнозы
изменения численности населения Урала. Народы и основные религии Урала. Традиции и
обычаи народов Урала. Географические особенности размещения населения Урала. Городское
и сельское население. Расселение и Урбанизация
2.2
Воспитательный потенциал учебного курса Краеведение
Установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя
через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных
элементов, проблемного вопроса, Кейс-технологий, метода дизайн-мышления, подготовку
сообщений из рубрики «Это интересно», «Мир вокруг нас».
Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений через создание специальных тематических проектов, рассчитанных на различные виды
сотрудничества, организация работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией. Выполнение практических работ на уроках естественного цикла, позволяет
обратить внимание школьников на важность процессов в жизни человека, выполнение
проектов по различным темам позволяет акцентировать
внимание
учащихся
на
установлении причинно-следственных связей между объектами.
МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов 2021-2022 учебный год
4
Проведение событийных уроков, уроков-экскурсий, которые позволяют разнообразить
формы работы на уроке, повысить мотивацию к изучаемому предмету, позволяет воспитывать
любовь к Родине, науке, промышленным и сельскохозяйственным технологиям страны.
Включение в урок интерактивных форм работы: групповая работа, парная
работа, игровая, что позволяет установить доброжелательную обстановку на уроке,
позволяет обучающимся в процессе общения не только получать знания, но и приобретать
опыт.
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение
«Правил внутреннего распорядка
обучающихся»,
принятие
правил
работы
в
группе, взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;
Использование ИКТ технологий обучения, обеспечивающих современные активности
обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных приложениях,
мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы, обучающие сайты,
уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.)
Использование технологии «Портфолио», с целью развития самостоятельности,
рефлексии и самооценки, планирования деятельности, видения правильного вектора для
дальнейшего развития способностей.
Применение в рамках урока методики «смыслового чтения текста», позволяет не
только повысить результаты предметных результатов, но и усилить воспитательный потенциал
урокачерез полное осмысление прочитанного текста и последующее его обсуждение.
Поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках выполнения
проектов даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической
проблемы,
навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения (участие в конкурсах,
выставках, соревнованиях, научно-практических конференциях).
Использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная
агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые
видеоролики по темам урока).
Сотрудничество педагога и обучающихся на учебном занятии позволяет не только
приобретать знания, опыт и навыки, но и обеспечивать переход в социально значимые
виды групповой, парной и самостоятельной деятельности. Тесная связь обучения и
воспитания позволяет создать все условия
для
развития
высоконравственной,
творческой всесторонне развитой личности.
МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов 2021-2022 учебный год
5
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отведенных на
изучение каждой темы
6 класс
№
Модуль (тема)
1.
Богатства Урала
2.
Климат и погода нашего Края
3.
Природные комплексы Урала
4.
Свердловская область
5.
Население Урала
Итого
Количество часов
10
5
8
7
5
35
Тематическое планирование
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
Тема урока
Урал на карте мира, России.
История формирования Уральских гор
Рельеф Урала.
Полезные ископаемые Урала.
Добыча Нефти. Предприятия по добыче нефти на Урале
Добыча железной руды Предприятия по добыче железной руды на Урале
Добыча золота разными способами.
Горнозаводской Урал
Минералы Урала
Обобщающий урок по модулю «Богатства Урала»
Температура, воздух, ветер и осадки на Урале
Редкие и катастрофические погодные явления на Урале
Причины, определяющие климат и погоду на Урале
Климат городов за Уральским хребтом.
Обобщающий урок по модулю «Климат и погода нашего края»
Природные комплексы Урала
Растительный и животный мир Урала
Видео экскурсии в заповедники нашего края
Видео экскурсии в национальные парки нашего края
Национальный парк Таганай
Национальный парк Зюраткуль
Природный парк Оленьи ручьи
Обобщающий
О
урок по модулю «Природные комплексы Урала»
Свердловская область-субъект Российской Федерации. Символы Свердловской
области: герб, гимн, флаг.
Историка-географическое положение Екатеринбурга
Градообразующее предприятие Екатеринбурга
Памятники Екатеринбурга
Музеи Екатеринбурга
История зданий Екатеринбурга
Обобщающий урок по модулю «Свердловская область»
Численность, естественное движение населения Урала
Миграции населения. Прогнозы изменения численности населения Урала.
Народы и основные религии Урала. Традиции и обычаи
Географические особенности размещения населения Урала
Городское и сельское население. Расселение и Урбанизация
МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов 2021-2022 учебный год
6
7 класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Модуль (тема)
Количество часов
Богатства Урала
Климат и погода нашего Края
Природные комплексы Урала
Свердловская область
Население Урала
10
5
8
7
5
35
Итого
Тематическое планирование
№
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
Тема урока
Урал на карте мира, России.
История формирования Уральских гор
Рельеф Урала.
Полезные ископаемые Урала.
Добыча Нефти. Предприятия по добыче нефти на Урале
Добыча железной руды Предприятия по добыче железной руды на Урале
Добыча золота разными способами.
Горнозаводской Урал
Минералы Урала
Обобщающий урок по модулю «Богатства Урала»
Температура, воздух, ветер и осадки на Урале
Редкие и катастрофические погодные явления на Урале
Причины, определяющие климат и погоду на Урале
Климат городов за Уральским хребком.
Обобщающий урок по модулю «Климат и погода нашего края»
Природные комплексы Урала
Растительный и животный мир Урала
Видео экскурсии в заповедники нашего края
Видео экскурсии в национальные парки нашего края
Национальный парк Таганай
Национальный парк Зюраткуль
Природный парк Оленьи ручьи
Обобщающий
О
урок по модулю «Природные комплексы Урала»
Свердловская область-субъект Российской Федерации. Символы Свердловской
области: герб, гимн, флаг.
Историка-географическое положение Екатеринбурга
Градообразующее предприятие Екатеринбурга
Памятники Екатеринбурга
Музеи Екатеринбурга
История зданий Екатеринбурга
Обобщающий урок по модулю «Свердловская область»
Численность, естественное движение населения Урала
Миграции населения. Прогнозы изменения численности населения Урала.
Народы и основные религии Урала. Традиции и обычаи
Географические особенности размещения населения Урала
Городское и сельское население. Расселение и Урбанизация
МАОУ СОШ № 208 С
УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов 2021-2022 учебный год
Подписано цифровой
подписью: МАОУ СОШ №
208 С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
Дата: 2021.09.25 18:46:11
+05'00'
7