Приложение № 3
к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ № 208 с углубленным
изучением отдельных предметов,
утвержденное приказом № 122/1
от 28.08.2021 г.
Рабочая программа элективного курса для 5 класса
«Моя конституция»
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета обществознание
на уровне основного общего образования
1.1. Личностные результаты освоения программы по курсу «Моя
конституция»:
Личностные результаты освоения образовательной программы по обществознанию
отражают:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения
к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
1.2. Метапредметные результаты освоения программы по обществознанию:
1) Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы:
характеризовать социальные свойства человека, особенности его взаимодействия с другими
людьми; основные сферы жизни общества; причины возникновения и проявления
социальных различий в обществе;
раскрывать смысл понятий: индивид, индивидуальность, личность; потребности и
способности человека; деятельность; общение; межличностные отношения; семья;
общество; культура;
называть черты сходства и различия человека и животных; факторы формирования
личности; основные возрастные периоды жизни человека; особые потребности людей с
ограниченными возможностями; виды деятельности; социальные общности и группы;
глобальные проблемы современности;
характеризовать социальные ценности и нормы; роль права в регулировании общественных
отношений; конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в
Российской Федерации; основы правового статуса несовершеннолетнего; основы
гражданского, трудового, семейного права; признаки правомерного и противоправного
поведения; опасность асоциальных форм поведения;
характеризовать роль экономики в жизни общества; производительный и
непроизводительный труд; особенности вознаграждения за деятельность; экономические
функции домохозяйства; особенности потребления домашних хозяйств; источники доходов
и расходов семьи; предпринимательскую и трудовую деятельность; разделение труда;
способы защиты права собственности; доходы и расходы государства; банковскую систему;
налогообложение; государственную экономическую политику; влияние духовной культуры
на формирование личности; личностную и общественную значимость образования в
информационном обществе; роль религии в жизни человека и общества; роль искусства в
жизни человека и общества; роль информации и информационных технологий в
современном мире;
характеризовать государство как политическую организацию; форму государства;
демократию; демократические ценности; формы политического участия граждан; выборы и
референдум; политические партии; Конституцию Российской Федерации как основной
закон государства; Россию как демократическое федеративное правовое государство с
республиканской формой правления; территориальное устройство и уровни власти в
Российской Федерации; Россию как многонациональное государство; диалог культур как
способ межэтнического и межнационального взаимодействия; социальную политику
Российского государства; социальную структуру общества; основные социальные роли в
подростковом возрасте; сущность информационного общества, сущность глобализации;
причины, проявления и последствия глобализации, ее противоречия.
2) Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
3) Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач.
4) Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий
в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
5) Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения.
6) Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
7) Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
8) Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач:
осуществлять поиск социальной информации по изученным темам из различных
источников (материалов СМИ, учебного текста, других адаптированных источников и т.п.),
составлять на их основе план, таблицу, схему; переводить информацию из текста в таблицу.
9) Смысловое чтение:
овладение смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, в том числе
извлечений из Конституции Российской Федерации и других нормативных правовых актов;
умение составлять на их основе план;
анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию из
адаптированных источников по изученным темам, соотносить ее с собственными знаниями
о политической и социальной сферах общества;
10) Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение:
взаимодействовать с представителями других народов, наций, культур и религиозных
конфессий на основе гуманистических и демократических ценностей современного
российского общества, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных
культур; уважать культуру и традиции народов России и других стран;
11) Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью:
определять и объяснять, аргументировать с опорой на факты социальной жизни, личный
социальный опыт и обществоведческие знания; свое отношение к изученным социальным
явлениям, процессам;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи,
отражающие выполнение типичных для подростка социальных ролей, взаимодействия в
социальной и политической сферах общественной жизни.
12) Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
13) Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
1.3. Предметные результаты освоения программы по курсу «Моя
конституция»
Предметные результаты изучения обществознания отражают:
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской
гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности,
правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в
Конституции Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий
общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и
умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения
типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся,
межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и
вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и
поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными
законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать
правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные
социальные роли в пределах своей дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление;
развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные
оценки социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к
изучению общественных дисциплин.
2. Содержание учебного курса «Химия вокруг нас» на уровне основного общего
образования
2.1. Содержание учебного курса
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной
закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации.
Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации.
Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской
Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации.
Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и
свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности
гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и
граждан. Способы взаимодействия с властью посредством электронного правительства.
Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные
международные документы о правах человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства
Конституция – основной закон государства.
2.2. Воспитательный потенциал предмета обществознание на уровне основного
общего образования предполагает следующее:
1. Установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя
через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных
элементов, проблемного вопроса,
биографий
ученых,
писателей, спортсменов и
других известных личностей, подготовку сообщений из рубрики «Это интересно», «Мир
вокруг нас».
2. Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений через создание специальных тематических проектов, рассчитанных на различные виды
сотрудничества, организация работы с получаемой на уроке социально значимой информацией.
3. Проведение событийных уроков, уроков-экскурсий, которые позволяют
разнообразить формы работы на уроке, повысить мотивацию к изучаемому предмету,
позволяет воспитывать любовь к Родине, науке и искусству.
4. Включение в урок интерактивных форм работы: групповая работа, парная работа,
игровую, что позволяет установить доброжелательную обстановку на уроке, позволяет
обучающимся в процессе общения не только получать знания, но и приобретать опыт.
5. Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение
«Правил внутреннего распорядка обучающихся», принятие правил работы в группе,
взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;
6. Использование ИКТ технологий обучения, обеспечивающих современные
активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты
в
электронных
приложениях, мультимедийные презентации, онлайн - диктанты, научно-популярные
передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.)
7. Применение в рамках занятия методики «смыслового чтения текста», позволяет не
только повысить результаты предметных результатов, но и усилить воспитательный потенциал
урокачерез полное осмысление прочитанного текста и последующее его обсуждение.
8. Поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках выполнения
проектов даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным
в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения (участие в конкурсах, выставках,
соревнованиях, научно-практических конференциях).
9. Использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная
агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые
видеоролики по темам урока).
10. Сотрудничество педагога и обучающихся на учебном занятии позволяет не только
приобретать знания, опыт и навыки, но и обеспечивать переход в социально значимые виды
групповой, парной и самостоятельной деятельности. Тесная связь обучения и воспитания
позволяет создать все условия
для
развития
высоконравственной,
творческой
всесторонне развитой личности.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отведенных на
изучение каждой темы
Тематическое планирование
№
1.
Тема урока
Вводное занятие. Знакомство с программой курса.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
История становления и развития конституций.
Истоки конституционализма
Истоки конституционализма
Конституции зарубежных стран
Конституции зарубежных стран
История становления и развития Конституции РФ
История становления и развития Конституции РФ
История становления и развития Конституции РФ
Читаем конституцию.
Читаем конституцию.
Читаем конституцию.
Гражданство РФ
Гражданство РФ
Права и свободы.
Права и свободы.
Нет прав без обязанностей.
Субъекты Федерации.
Субъекты Федерации.
Федеральное собрание.
Федеральное собрание.
Федеральное собрание.
Как принимают законы?
Игра «Законы королевства»
Права и обязанности в семье.
Равенство – наша ценность.
Ограничение прав и свобод.
Защита прав и свобод.
Игра «Знаем ли мы наши права?»
Государственные символы России. Герб
Государственные символы России. Флаг
Государственные символы России. Гимн
Герб, флаг Свердловской области.
Подведение итогов года. Повторение.
МАОУ СОШ №
208 С
УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
Подписано цифровой
подписью: МАОУ СОШ
№ 208 С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
Дата: 2021.09.25
18:29:09 +05'00'
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов