Приложение № 3
к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ № 208 с углубленным
изучением отдельных предметов,
утвержденное приказом № 122/1
от 28.08.2021 г.
Программа элективного курса
«Основы проектной деятельности»
Планируемые результаты освоения курса
«Основы проектной деятельности» 5 класс
1.1. Личностные результаты освоения курса «Основы проектной деятельности»:
Личностные результаты освоения образовательной программы отражают:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции,
к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
1.2. Метапредметные результаты освоения программы курса:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях:
использовать различные приемы систематизации учебного материала в процессе
обучения (составление планов, таблиц, схем и т.п.);
использовать полученные знания и умения для решения разнообразных жизненных
задач.
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения (откликаться на содержание и форму текста; анализировать
достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой
информации, пробелы в информации; использовать полученный опыт восприятия
информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные
суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте);
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач:
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы.
умение создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач при
изучении или объяснении строения объектов и предметов исследования.
8) владеть приемами смыслового чтения и работы с текстом научного содержания,
преобразования информации из одной знаковой системы в другую, понимать лексические
средства научного стиля (ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный
смысл; находить в тексте требуемую информацию; решать учебно-познавательные и учебнопрактические задачи, требующие полного и критического понимания текста, структурировать
текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; про-водить проверку
правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; преобразовывать текст,
используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы,
таблицы; интерпретировать текст.).
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
вести диалог о изученном в русле обсуждаемой проблематики; участвовать в дискуссии
на различные темы; делать сообщения, доклады.
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
отвечать на вопросы по изученному материалу и самостоятельно формулировать
систему вопросов к нему;
давать собственную аргументированную оценку изученного и оформлять ее в устной и
письменной речи.
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие
мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми
системами:
умение пользоваться информационно-коммуникационными технологиями при
проведении мини-проектных, мини-исследовательских работ в разных областях наук;
умение использовать словари, справочники и другие поисковые системы в области
наук.
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации:
умение использовать экологическое мышление при проведении мини-проектов, миниисследований; в ходе проведения проектных и исследовательских работ при оценке среды
обитания, её значения для человека, а также образа жизни человека как фактора здоровья;
умение использовать экологическое мышление в коммуникативной, социальной
практике при оценке факторов риска для здоровья; формировании культуры отношения к
собственному здоровью и здоровью окружающих.
1.3. Предметные результаты освоения программы по курсу:
В результате прохождения курса ученик научится правильно определять объектную область,
объект и предмет, тему исследования; гипотезу, проблему, выделять цели и задачи
исследовательской работы; осуществлять отбор источников и литературы по теме; находить
информацию по заданной теме, критически ее осмысливать; составлять план
исследовательской, проектной работы и выстраивать собственный алгоритм решения
познавательных задач; представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной
деятельности в форме конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии,
исследовательского проекта, публичной презентации; давать определения, связанные с
научно-исследовательской работой (исторический источник, источник информации, проект,
гипотеза, объект исследования, предмет исследования и др.); применять методы исследования
и требования к научно-исследовательской работе.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в проектной деятельности, который
приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению
проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её
решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование
и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели,
макета, объекта, творческого решения и т. п.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении
раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой
проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно
планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать
ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных
стратегий в трудных ситуациях;
сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно
изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано
ответить на вопросы.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
2. Содержание учебного курса «Основы проектной деятельности»
2.1. Содержание учебного курса
Тема 1. Содержание, цели и задачи научно-исследовательской деятельности учащихся.
Понятие научно-исследовательская деятельность. Исследование как универсальный способ
освоения действительности. Научно-исследовательская деятельность учащихся как особый
вид самостоятельной деятельности. Цель и задачи научно-исследовательской деятельности.
Тема 2. Виды научно-исследовательских работ.
Проблемно-теоретические работы и их особенности: историография проблемы, широкий
спектр литературы, научные обобщения и выводы. Интеллектуальный творческий продукт как
результат проблемно-теоретической работы.
Проблемно-теоретические работы с элементами прогноза.
Проектные работы.
Тема 3. Методологический аппарат исследования: определение объектной области,
объекта и предмета исследования. Выбор темы исследования
Объектная область исследования. Объект исследования. Предмет исследования. Соотношение
между объектной областью, объектом и предметом исследования.
Тема исследования. Проблемный принцип в определении темы. Основные требования к
выбору тематики работы (интерес автора, уровень подготовленности учащегося, актуальность
и новизна темы, достаточность источников, самодостаточность темы и др.).
Практикум: разработка примерных тем исследовательских работ, их обсуждение и
корректировка.
Цель исследования как желаемый конечный результат исследования. Задачи (сложный вопрос,
проблема, требующие исследования и разрешения) - тактика исследования, выбор путей и
средств для достижения цели. Познавательные и учебные задачи (изучение теории и
практического опыта). Исследовательские и диагностические задачи (поиск и создание
методик и технологий исследования). Практические задачи (использование выводов и
применение результатов в практике). Основные правила формулирования целей и задач.
Тема 4. Научный стиль исследовательских работ.
Признаки научного стиля речи. Языковые штампы, оформляющий исследовательскую работу.
Анализ и составление текстов научного стиля.
Элементы структуры работы: оглавление, содержание, введение, основная часть, заключение,
список использованной литературы, приложения.
Основное содержание введения и его объем. Требования к содержанию основной части
работы. Формулирование выводов заключения Возможные варианты приложений.
Виды записей (выписки, цитаты, тезисы, конспект) и правила работы с ними.
Виды информации (главная, второстепенная, вспомогательная) и алгоритм работы с ней.
Оформление таблиц, схем, словаря понятий, библиографического указателя литературы и др.
Оформление ссылок на источники.
Практикум: составление одного из видов записей (выписки, цитаты, тезисы, конспект) на
основе одного источника информации (книги, статьи, документа и др.).
Понятийный аппарат исследования. Определение основных и второстепенных понятий,
Выделение известных и неизвестных учащемуся понятий.
Тема 5. Методы исследования
Формально-догматический метод исследования (внешняя обработка материала, описание и
анализ источников, их объединение, толкование, классификация, систематизация).
Логические методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, метод аналогии, гипотезы и др.).
Сравнительно-исторический метод (исторический подход к анализу и оценке важнейших
событий, явлений, процессов, сравнение различных исторических периодов, рассмотрение
проблемы в динамике, выявление изменений, происходящих на протяжении определенных
исторических периодов и др.).
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
Метод конкретно-социологического исследования (личное наблюдение, устные опросы,
беседа, изучение деятельности, анкетирование, статистическая обработка фактического
материала).
Метод сравнительного исследования (способ исследования одного или нескольких
исторических, нормативно-правовых источников, источников информации).
Практикум: отработка методов исследования на основании работы с различными
документами.
Тема 6. Отбор источников
Первичный и вторичный источник информации. Алгоритм работы с документом. Выделение
главных утверждений и аргументов. Актуальность документа для прошлого и настоящего
времени. Значение документа. Репрезентативность документа.
Первичные, вторичные и третичные источники библиографической информации.
Работа со справочно-библиографическими указателями. Виды справочных каталогов:
алфавитный, систематический, предметный. Правила работы с каталогами.
Требования к оформлению библиографического аппарата научного издания, статьи в
периодической печати, статьи из сборника, коллективного труда и др.
Правила знакомства с титульным листом, аннотацией, оглавлением, введением, основным
содержанием, заключением, справочным аппаратом книги.
Тема 7. Составление плана (структуры) работы
Простой и сложный план. Нумерация пунктов плана. Предполагаемое наполнение пунктов
плана. Прогнозируемые выводы по каждому пункту плана.
Тема 8. Оформление работы
Требования к объему работы. Оформление абзацев и заголовков. Нумерация страниц. Формат
бумаги.
Оформление полей текста. Оформление титульного листа. Требования к оглавлению работы.
Оформление списка использованной литературы и источников. Виды приложений. Правила
письменной речи.
Практикум: оформление списка использованной литературы и источников.
Тема 9. Проектный метод в исследовательской деятельности учащихся. Защита проекта
Значение слова «проект». Проектный метод как образовательная технология. Задачи и
особенности проектного метода. Основные принципы метода проектов (концептуальность,
системность, воспроизводимость).
Специфика проекта как формы учебной и исследовательской деятельности.
Классификация проектов. Индивидуальные и групповые проекты. Монопредметные и
межпредметные проекты. Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные проекты.
Информационный, исследовательский, практико-ориентированный, творческий, ролевой
проект. Формы проектов.
Основные этапы проектной деятельности Подготовительный этап и его содержание. Правила
формирования групп. Особенности этапа планирования и его задачи. Выбор темы проекта.
Выдвижение гипотезы. Практическая направленность организационно-исследовательского
этапа и подготовка отчета о выполнении проектной работы. Подведение итогов работы
(заключительно-обобщающий этап), Рекомендации по проведению презентации проекта.
Оценка и самооценка вклада участников в реализацию проекта. Критерии оценки проекта.
Портфолио участников проекта.
Тема 10. Защита научно-исследовательской работы
Формы публичного представления научно-исследовательской работы («классическая» зашита,
индивидуальная защита, творческая защита) и их особенности. Общие требования к
публичной защите. Подготовка к публичному выступлению.
Практикум: подготовка публичного выступления в течение 7 минут на заданную тему.
Защита проектов учащихся. Коллективный анализ работ учащихся.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
2.2. Воспитательный потенциал курса «Основы проектной деятельности» на
уровне основного общего образования предполагает следующее:
1. Установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя
через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных
элементов, проблемного вопроса.
2. Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений через создание специальных тематических проектов, рассчитанных на различные
виды сотрудничества, организация работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией.
3. Проведение уроков-экскурсий, которые позволяют разнообразить формы работы на
уроке, повысить мотивацию к изучаемому предмету, позволяет воспитывать любовь к
Родине, науке.
4. Включение в урок интерактивных форм работы: групповая работа, парная
работа, игровую, что позволяет установить доброжелательную обстановку на уроке,
позволяет обучающимся в процессе общения не только получать знания, но и приобретать
опыт.
5. Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение
«Правил внутреннего распорядка
обучающихся»,
принятие
правил
работы
в
группе, взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;
6. Использование ИКТ технологий обучения, обеспечивающих современные
активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты
в
электронных
приложениях, мультимедийные презентации, онлайн - диктанты, научно-популярные
передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.)
7. Применение в рамках урока методики «смыслового чтения текста», позволяет не
только повысить результаты предметных результатов, но и усилить воспитательный потенциал
урокачерез полное осмысление прочитанного текста и последующее его обсуждение.
8. Поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках выполнения
проектов
даст
школьникам
возможность
приобрести навык
самостоятельного
решения теоретической проблемы, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения (участие в конкурсах,
выставках, соревнованиях, научно-практических конференциях).
9. Использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная
агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые
видеоролики по темам урока).
10. Сотрудничество педагога и обучающихся на учебном занятии позволяет не
только приобретать знания, опыт и навыки, но и обеспечивать переход в социально
значимые виды групповой, парной и самостоятельной деятельности. Тесная связь
обучения
и
воспитания
позволяет
создать
все
условия
для
развития
высоконравственной, творческой всесторонне развитой личности.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отведенных
на изучение каждой темы
п/п
Тема
1
Содержание, цели и задачи научно-исследовательской деятельности
учащихся.
Виды научно-исследовательских работ.
Методологический аппарат исследования: определение объектной
области, объекта и предмета исследования. Выбор темы исследования.
Научный стиль исследовательских работ.
Методы исследования.
Отбор источников.
Составление плана (структуры) работы.
Оформление работы.
Проектный метод в исследовательской деятельности учащихся.
Защита научно-исследовательских работ.
Общее количество часов:
2
3
4
5
6
7
8
9
10
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
4
1
2
4
17
Тема
Содержание, цели и задачи научно-исследовательской деятельности.
Виды научно-исследовательских работ.
Определение объектной области, объекта и предмета исследования. Выбор темы
исследования. Практикум 1: Разработка примерных тем исследовательских работ, их
обсуждение и корректировка.
Научный стиль исследовательских работ. Практикум 2: Составление одного из видов
записей (выписки, цитаты, тезисы, конспект) на основе одного источника
информации.
Методы исследования: формально-догматический, логические, сравнительноисторический, конкретно-социологический и сравнительный. Практикум 3: Отработка
методов исследования на основании работы с различными документами.
Отбор источников.
Исследовательская работа. План. Введение.
Исследовательская работа. Структура основной части.
Исследовательская работа. Основная часть. Главы и параграфы. Практическая часть
исследования.
Исследовательская работа. Заключение.
Оформление работы. Практикум 4: Оформление списка использованной литературы и
источников.
Подготовка к защите исследовательской работы. Особенности доклада.
Формы публичного представления, требования к публичной защите, подготовка к
публичному выступлению.
Защита проектов учащихся. Практикум 5: Подготовка публичного выступления
Защита проектов учащихся. Практикум 5: Подготовка публичного выступления
Защита проектов учащихся. Практикум 5: Подготовка публичного выступления
Коллективный анализ работ учащихся.
МАОУ СОШ № 208 Подписано цифровой
подписью: МАОУ СОШ №
С УГЛУБЛЕННЫМ 208 С УГЛУБЛЕННЫМ
_____________________________________________________________________________________
ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
Дата: 2021.09.25 18:49:05
+05'00'