Приложение № 3
к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ № 208 с углубленным
изучением отдельных предметов,
утвержденное приказом № 122/1
от 28.08.2021 г.
Рабочая программа элективного курса Секреты орфографии и
пунктуации для 8 класса
1. Планируемые результаты освоения курса Секреты орфографии и
пунктуации на уровне основного общего образования
1.1.
Личностные результаты освоения программы курса Секреты
орфографии и пунктуации:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни
в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
1.2. Метапредметные результаты освоения курса «Секреты орфографии и
пунктуации»
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие
мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими
поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
1.3. Предметные результаты освоения элективного курса «Секреты
орфографии и пунктуации»
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли
родного языка в жизни человека и общества;
1)
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней
и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы;
язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды;
ситуация речевого общения;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грам-матическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных
высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного,
словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его
основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным
разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования
выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике.
2)
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
2. Содержание
элективного курса «Секреты
пунктуации» на уровне основного общего образования
2.1. Содержание элективного курса
орфографии
и
Особенности письменного общения (2 ч)
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство
двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности:
говорение, слушание, письмо, чтение Формы речевого общения: письменная и устная.
Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания. Особенности
письменной речи: использование для передачи мысли средств письма (букв, знаков
препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность
учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному,
совершенствования текста и т. д.
Формы письменных высказываний и их признаки (письма, записки, деловые бумаги,
рецензии,
статьи, репортажи, сочинения — разные типы, конспекты, планы, рефераты и т. п.).
Возникновение и развитие письма как средства общения.
Орфография (32 ч)
Орфография как система правил правописания (2ч)
Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского
правописания.
Некоторые сведения из истории русской орфографии.
Роль орфографии в письменном общении людей, ее возможности для более точной
передачи смысла речи.
Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные
способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы,
схема, таблица, алгоритм и др.
Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них:
1) правописание морфем («пиши морфему единообразно»);
2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а
части слов слитно, реже — через дефис»);
3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена,
собственные, со строчной — нарицательные»);
4) перенос слова («переноси слова по слогам»).
Правописание морфем (18ч)
Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного
написания морфем — ведущий принцип русского правописания (морфематический).
Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и
согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного
слова,
Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в
заимствованных словах.
Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и и в корне после
приставок); понятие о фонетическом принципе написания.
Группы корней с чередованием гласных:
1) -кас-//-кос-; -лаг~//-лож-; -бир-//-6ер-; -пшр-//-тер-; -стил-//-стел-идр.
(зависимость от глагольного суффикса -а-);
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
2) -рост-//-рос-; -скак-//-скоч- (зависимость от последующего согласного);
3) -гар-//-гор-; -твар-//-твор-; -клан-//-клон-; -зар-//-зор- (зависимость от ударения);
4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла; оро//ра; ере//ре;
ело//ле.
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих; непроизносимых;
удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические
трудности (доска — доща-тый, очки — очечник).
Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т.
п.). Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с
разными
принципами написания:
1) приставки на з//с — фонетический принцип;
2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) —
морфематический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении
приставок при- и пре-.
Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в
словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при
выборе правильного написания суффиксов.
Типичные суффиксы имён существительных и их написание:
-аръ-, -тель-, -ник-, -изн(а), -есть- (-ость-), -ени(е) и др. Различение суффиксов -чики - щик- со значением лица. Суффиксы -ек- и -ик, -ец- и -иц- в именах существительных со
значением уменьшительности.
Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оват-(-еват-), -евит-, -лив-, чив-, - чат-, -ист-, -оньк- (-енък-) и др. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-, -к- и ск-в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степени и
превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах
слов.
Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, -ирова-, -ича-, ему- и др. Различение на письме глагольных суффиксов -ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-).
Написание суффикса -е- или -и- в глаголах с приставкой обез-//о6ес- (обезлесеть —
обезлесить)', -ться и - тся а глаголах
Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса
причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на
письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посеять
— посеявший — посеянный).
Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в
прилагательных, образованных от существительных или глаголов.
Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний
слов разных частей речи.
Различение окончаний -е и -и в именах существительных. Правописание личных
окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и
причастий.
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых
находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании;
правописание ы и и после ц; употребление разделительных ъ и ь .
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание
сочетаний чк, щн, нч, нщ,рч,рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем;
употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке
морфем.
Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический
анализ морфемно-словообразовательных моделей слов…нный,без..ность, …остный и т.
п.).
Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.
Этимологическая справка как приём объяснения написания морфем.
Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для
объяснения правильного написание слов.
Прием поморфемной записи слов (рас-чес-ыва-ющ-ий, не- за-пятн-а-нн-ый, масл-янист-ого, о-цепл-ени-ё) и его практическая значимость.
Слитные, дефисные и раздельные написания (10ч)
Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического
анализа слова при выборе правильного написания.
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.
Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с
разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и
раздельное написание приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении
некоторых наречий.
Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и
орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого,
отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.
Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные,
наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных
слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий — много обещающий).
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
Работа со словарем «Слитно или раздельно?».
Написание строчных и прописных букв (2ч)
Роль смыслового и грамматического анализа При выборе строчной или прописной
буквы.
Работа со словарем «Строчная или прописная?».
2.2.
Воспитательный потенциал элективного курса Секреты
орфографии и пунктуации на уровне основного общего образования
предполагает следующее:
1. установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через
живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных
элементов, проблемного вопроса, подготовку сообщений из рубрики «Это интересно»,
«Мир вокруг нас»;
2. привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений через создание специальных тематических проектов, рассчитанных на различные
виды сотрудничества, организация работы с получаемой на уроке социально значимой
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
информацией, выполнение лабораторных и практических работ, позволяющих обратить
внимание школьников на важность процессов в жизни человека, выполнение проектов по
различным темам позволяет акцентировать внимание учащихся на установлении
причинно-следственных связей между объектами;
3. проведение событийных уроков, уроков-экскурсий, которые позволяют
разнообразить формы работы на уроке, повысить мотивацию к изучению предмета родной
язык, позволяет воспитывать любовь к Родине, к науке, к окружающему миру,
способствуют формированию практических умений, формируют качество личности,
самостоятельность, любознательность, имеют воспитательное значение: эстетическое,
нравственное, патриотическое;
4. включение в урок интерактивных форм работы: групповая работа, парная
работа, игровую, что позволяет установить доброжелательную обстановку на уроке,
позволяет обучающимся в процессе общения не только получать знания, но и приобретать
опыт;
5. побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение «Правил
внутреннего распорядка обучающихся», принятие правил работы в группе,
взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся, воспитание аккуратности, осторожности
при работе с лабораторным оборудованием и объектами изучения;
6. использование ИКТ технологий обучения, обеспечивающих современные
активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных
приложениях, мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы,
обучающие сайты, уроки онлайн, видео лекции, онлайн-конференции и др.);
7. использование технологии «Портфолио», с целью развития самостоятельности,
рефлексии и самооценки, планирования деятельности, видения правильного вектора для
дальнейшего развития способностей;
8. поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках выполнения
проектов даёт школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным
в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
9. использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная
агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые
видеоролики по темам урока);
10. сотрудничество педагога и обучающихся на учебном занятии позволяет не
только приобретать знания, опыт и навыки, но и обеспечивать переход в социально
значимые виды групповой, парной и самостоятельной деятельности. Тесная связь
обучения и воспитания позволяет создать все условия для развития высоконравственной,
творческой всесторонне развитой личности.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
3. Тематическое планирование
отводимых на изучение каждой темы
№ п/п
1.
2.
с
указанием
Наименование тем
Особенности письменного общения
Орфография
Орфография как система правил правописания
Правописание морфем
Слитные, дефисные и раздельные написания
Практикум
Письменный зачет по теме «Орфография»
Итого:
количества
часов,
Количество часов
2
32
2
18
10
1
1
34
МАОУ СОШ №
208 С
УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
Подписано цифровой
подписью: МАОУ СОШ
№ 208 С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
Дата: 2021.09.27 07:35:22
+05'00'
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов