Приложение № 3
к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ № 208 с углубленным
изучением отдельных предметов,
утвержденное приказом № 122/1
от 28.08.2021 г.
Рабочая программа курса «Твой выбор» 8 класс
Цели изучения учебного предмета «Твой выбор» состоят в достижении образовательных результатов, отражающих индивидуальные, общественные и государственные потребности. В результатах выделяются личностные, метапредметные и предметные.
1. Планируемые результаты освоения элективного курса «Твой выбор»
на уровне основного общего образования
1.1. Личностные результаты освоения программы курса:
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет
знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
1.2. Метапредметные результаты освоения программы курса «Твой выбор»:
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои
действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации,
применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства
(обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений;
создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное
взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
1.3. Предметные результаты освоения программы курса «Твой выбор»:
включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления,
научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной
терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения данного курса на уровне основного общего образования отражают:
• ознакомление с психологическими особенностями личности;
• познание профессиональных интересов и склонностей, способностей;
• проектирование профессионального жизненного пути;
• построение личного профессионального плана;
• определение соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным
особенностям и запросам рынка труда;
• ориентироваться в типах и подтипах профессий;
• составление личного профессионального плана;
• проектирование своей профессиональной карьеры.
2
2. Содержание элективного курса «Твой выбор»
2.1. Содержание элективного курса:
1. Введение (1 час)
Роль профессионального самоопределения в жизни человека. Понятие и построение
личного профессионального плана.
2. Что я знаю о своих возможностях (9 часов)
Раскрытие значения самоуважения, чувства собственного достоинства. Выявление
уровня самооценки. Формирования уверенности в себе. Нервная система человека. Типы
нервной системы и их различия. Темперамент. Типы темперамента. Анализ различных типов
нервной системы и темперамента. Характер. Виды черт характера. Анализ различных черт
характера. Роль чувств и эмоций в жизни человека. Агрессивное поведение. Уровень эмоциональности человека и профессия.
Виды стресса. Тревожность. Определение уровня тревожности. Понятие «мышление».
Типы мышления. Формы логического мышления. Память. Процессы памяти: запоминание,
сохранение, воспроизведение. Виды памяти. Приёмы запоминания. Внимание. Качества
внимания. Виды внимания. Обобщение изученного теоретического материала. Составление
психологического портрета
3. Способности и профессиональная пригодность (8 часов)
Способности. Виды способностей: общие и специальные. Разновидности специальных
способностей. Условия развития специальных способностей. Особенности интеллектуальной
сферы. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов. Профессионально
важные качества руководителя. Определения уровня развития волевых качеств. Программа
самоконтроля. Общение. Способность различных людей к общению. Деловое общение. Основные признаки делового общения. Профессии офисного типа. Атрибуты профессий офисного типа. Определение способностей к профессиям офисного типа. Функциональная ассиметрия головного мозга. Влияние доминирующего типа полушария на развитие способностей. Определение ведущего полушария. Обобщение изученного теоретического материала.
Степень сформированности способностей.
2.2 Воспитательный потенциал курса «Твой выбор» предполагает:
Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных элементов, проблемного вопроса, подготовку сообщений из рубрики «Это
интересно», «Мир вокруг нас».
Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений через создание специальных тематических проектов, рассчитанных на различные
виды сотрудничества, организация работы с получаемой на уроке социально значимой информацией. Выполнение проектов по различным темам позволяет акцентировать внимание учащихся на установлении причинно-следственных связей между объектами.
Включение в урок интерактивных форм работы: групповая работа, парная
работа, игровая, что позволяет установить доброжелательную обстановку на уроке, позволяет обучающимся в процессе общения не только получать знания, но и приобретать опыт.
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение
«Правил внутреннего распорядка обучающихся», принятие правил работы в
группе, взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся.
Использование ИКТ технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся (мультимедийные презентации, онлайн - диктанты, научнопопулярные передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн).
3
Использование технологии «Портфолио», с целью развития самостоятельности,
рефлексии и самооценки, планирования деятельности, видения правильного вектора для
дальнейшего развития способностей.
Применение в рамках урока методики «смыслового чтения текста», позволяет не
только повысить результаты предметных результатов, но и усилить воспитательный потенциал урока через полное осмысление прочитанного текста и последующее его обсуждение.
Поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках выполнения проектов даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного
решения теоретической проблемы, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения (участие в конкурсах,
выставках, соревнованиях, научно-практических конференциях).
Использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная
агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые видеоролики по темам урока).
Сотрудничество педагога и обучающихся на учебном занятии позволяет не
только приобретать знания, опыт и навыки, но и обеспечивать переход в социально значимые виды групповой, парной и самостоятельной деятельности. Тесная связь обучения и воспитания позволяет создать все условия для развития высоконравственной,
творческой всесторонне развитой личности.
4
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
8 класс
№
Тема
п/п
1. Предмет и задачи курса.
2. Самооценка и уровень притязаний. Стартовая работа.
3. Темперамент и профессия Определение темперамента.
4. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций
5. Стресс и тревожность
6. Мышление. Определение типа мышления
7. Внимание и память
8. Уровень внутренней свободы
9. Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях»
10. Способности общие и специальные
11. Способности к практическим видам деятельности
12. Способности к интеллектуальным видам деятельности
13. Способности к профессиям социального типа
14. Способности к офисным видам деятельности
15. Способности к предпринимательской деятельности
16. Артистические способности
17. Уровни профессиональной пригодности
18. Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность»
Всего:
МАОУ СОШ №
208 С
УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18
Подписано цифровой
подписью: МАОУ СОШ
№ 208 С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
Дата: 2021.09.25
18:36:04 +05'00'
5