Приложение № 3
к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ № 208 с углубленным
изучением отдельных предметов,
утвержденное приказом № 122/1
от 28.08.2021 г.
Рабочая программа курса «Удивительный мир химических веществ»
1. Планируемые результаты освоения элективного курса «Удивительный
мир химических веществ» на уровне основного общего образования
1.1. Личностные результаты освоения программы курса «Удивительный
мир химических веществ»:
Личностные результаты освоения образовательной программы по химии отражают:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
1.2. Метапредметные результаты освоения программы курса «Удивительный
мир химических веществ»:
1) Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач:
1.1) Вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; массовую
долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе.
1.2) Следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным
оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с инструкциями по
выполнению лабораторных химических опытов по получению и собиранию газообразных
веществ (водорода и кислорода), приготовлению растворов с определенной массовой долей
растворенного вещества.
2) Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы:
2.1) Раскрывать смысл основных химических понятий и применять эти понятия при
описании свойств веществ и их превращений.
2.2) Классифицировать химические элементы, неорганические вещества, химические
реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по
изменению степени окисления химических элементов).
2.3) Характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ различных
классов, подтверждая это описание примерами молекулярных уравнений соответствующих
химических реакций.
2.4) Прогнозировать свойства веществ в зависимости от их строения; возможности
протекания химических превращений в различных условиях.
3) Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач:
3.1) Использовать химическую символику для составления формул веществ и уравнений
химических реакций.
3.2) Соотносить обозначения, которые имеются в таблице Периодической системы, с
числовыми характеристиками строения атомов химических элементов (состав и заряд ядра,
общее число электронов и распределение их по электронным слоям).
3.3) Определять валентность атомов элементов в бинарных соединениях; степень
окисления элементов в бинарных соединениях; принадлежность веществ к определенному
классу соединений; виды химической связи (ковалентной и ионной) в неорганических
соединениях.
4) Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации:
4.1) Применять основные операции мыслительной деятельности для изучения свойств
веществ и химических реакций.
4.2) Применять естественно-научные методы познания (в том числе наблюдение,
моделирование, эксперимент (реальный и мысленный).
5) Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач:
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
5.1) Следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным
оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с инструкциями по
выполнению лабораторных химических опытов по получению и собиранию газообразных
веществ (аммиака и углекислого газа).
5.2) Вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; массовую
долю химического элемента в соединении; массовую долю вещества в растворе:
5.3) Проводить расчеты по уравнениям химической реакции: количества, объема, массы
вещества по известному количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции.
5.4) Использовать при выполнении учебных заданий научнопопулярную литературу,
справочные материалы, источники информации в сети Интернет; владеть приемами
преобразования информации из одной знаковой системы в другую.
6) Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы:
6.1) Раскрывать смысл основных химических понятий, иллюстрировать их взаимосвязь и
применять эти понятия при описании свойств веществ и их превращений.
6.2) Определять валентность и степень окисления химических элементов в соединениях
различного состава; принадлежность веществ к определенному классу соединений; виды
химической связи (ковалентной, ионной, металлической) в неорганических соединениях; заряд
иона; характер среды в водных растворах кислот и щелочей, тип кристаллической решетки
конкретного вещества.
6.3) Объяснять общие закономерности в изменении свойств химических элементов и их
соединений в пределах малых периодов и главных подгрупп с учетом строения их атомов.
6.4) Классифицировать химические элементы; неорганические вещества; химические
реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по
изменению степеней окисления химических элементов).
6.5) Характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ различных
классов, подтверждая это описание примерами молекулярных и ионных уравнений
соответствующих химических реакций.
6.6) Прогнозировать свойства веществ в зависимости от их строения; возможности
протекания химических превращений в различных условиях.
6.7) Объяснять зависимость скорости химической реакции от различных факторов.
7) Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач:
7.1) Использовать химическую символику для составления формул веществ и уравнений
химических реакций.
7.2) Использовать обозначения, имеющиеся в Периодической системе, для выполнения
химических заданий.
8) Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации:
8.1) Применять основные операции мыслительной деятельности для изучения свойств
веществ и химических реакций; естественно-научные методы познания (в том числе наблюдение,
измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный).
8.2) Создавать собственные письменные и устные краткие сообщения на основе 2–3
источников информации, грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса химии
при подготовке выступлений
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
1.3. Предметные результаты освоения программы курса «Удивительный мир
химических веществ»
По окончанию изучения пропедевтического курса обучающиеся получат возможность
понимать:
- интегрирующую роль химии в системе естественных наук;
- технику безопасности при работе в кабинете химии;
- такие понятия как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза,
вывод;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная
и молекулярная массы, агрегатное состояние вещества.
- массовую долю химического элемента по формуле соединения, объемную долю газа в смеси,
массовую долю вещества в растворе, массовую долю примесей;
- характеризовать строение, общие физические и химические свойства простых веществ;
- способы разделения смесей и их очистку;
- условия протекания и прекращения химических реакций;
- признаки химических реакций;
- биографии ученых-химиков;
- ученых изучающих химические реакции;
- историю открытия химических элементов.
Получат возможность познакомиться:
- с лабораторным оборудованием.
Обучающиеся научатся:
-объяснять отличия физических явлений от химических;
- называть некоторые химические элементы и соединения;
- проводить простейшие операции с оборудованием и веществами;
-наблюдать и описывать уравнения реакций между веществами с помощью естественного
(русского или родного) языка и языка химии;
- характеризовать способы разделения смесей, признаки химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем: кислород, углекислый газ, известковую воду и некоторые другие
вещества.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
2. Содержание элективного курса «Удивительный мир химических веществ»
на уровне основного общего образования
2.1. Содержание элективного курса
«Химия в центре естествознания».
Химия – часть естествознания. Взаимоотношения человека и окружающего мира. Предмет
химии. Физические тела и вещества. Свойства веществ. Применение веществ на основе их
свойств. Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения
наблюдения. Гипотеза. Эксперимент. Вывод. Строение пламени. Лаборатория и оборудование.
Модель, моделирование. Особенности моделирования в географии, физике, биологии. Модели в
биологии. Муляжи. Модели в физике. Электрофорная машина. Географические модели.
Химические модели: предметные (модели атома, молекул, химических и промышленных
производств), знаковые, или символьные (символы элементов, формулы веществ, уравнения
реакций). Химический элемент. Химические знаки. Их обозначение, произношение. Химические
формулы веществ. Простые и сложные вещества. Индексы и коэффициенты. Качественный и
количественный состав вещества. Универсальный характер положений молекулярнокинетической теории. Понятия «атом», «молекула», «ион». Строение вещества. Кристаллическое
состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское
движение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Понятие об агрегатном
состоянии вещества. Физические и химические явления. Газообразные, жидкие и твердые
вещества. Аморфные вещества. Строение Земли: ядро, мантия, кора. Литосфера. Минералы и
горные породы. Магматические и осадочные (неорганические и органические, в том числе и
горючие) породы. Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли)
и органические (белки, жиры, углеводы, витамины) вещества. Биологическая роль воды в живой
клетке. Фотосинтез. Хлорофилл. Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел,
углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов. Качественные реакции.
Распознавание веществ с помощью качественных реакций. Аналитический сигнал.
Определяемое вещество и реактив на него.
Лабораторные работы:
1. Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта как процесс диффузии.
2. Наблюдение броуновского движения частичек черной туши под микроскопом.
3. Диффузия перманганата калия в желатине.
4. Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корочке.
5. Изучение гранита с помощью увеличительного стекла.
6. Определение содержания воды в растении.
7. Обнаружение масла в семенах подсолнечника и грецкого ореха.
8. Обнаружение крахмала в пшеничной муке.
9. Взаимодействие аскорбиновой кислоты с йодом (определение витамина С в различных
соках).
10. Продувание выдыхаемого воздуха через известковую воду.
11. Обнаружение известковой воды среди различных веществ.
Практические работы:
1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности.
2. Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки.
Математика в химии.
Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса. Определение относительной
атомной массы химических элементов по таблице Д. И. Менделеева. Нахождение относительной
молекулярной массы по формуле вещества как суммы относительных атомных масс,
составляющих вещество химических элементов. Понятие о массовой доле химического элемента
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
(w) в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества. Нахождение формулы вещества по
значениям массовых долей образующих его элементов (для двухчасового изучения курса).
Чистые вещества. Смеси. Гетерогенные и гомогенные смеси. Газообразные (воздух, природный
газ), жидкие (нефть), твердые смеси (горные породы, кулинарные смеси и синтетические
моющие средства). Определение объемной доли газа (φ) в смеси. Состав атмосферного воздуха
и природного газа. Расчет объема доли газа в смеси по его объему и наоборот. Понятие о ПДК.
Массовая доля вещества (w) в растворе. Концентрация. Растворитель и растворенное вещество.
Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного
вещества.Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси (w) в образце исходного
вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества,
содержащего определенную массовую долю примесей.
Практические работы:
3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.
Явления, происходящие с веществами.
Способы разделения смесей и очистка веществ. Некоторые простейшие способы
разделения смесей: просеивание, разделение смесей порошков железа и серы, отстаивание,
декантация, центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки, фильтрование.
Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Понятие о фильтрате. Адсорбция. Понятие
об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент. Устройство
противогаза. Способы очистки воды. Дистилляция (перегонка) как процесс выделения вещества
из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения. Кристаллизация или
выпаривание. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые
чашки для выпаривания) и природе. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка
жидкого воздуха. Химические реакции как процесс превращения одних веществ в другие.
Условия протекания и прекращения химических реакций. Соприкосновение (контакт) веществ,
нагревание. Катализатор. Ингибитор. Управление реакциями горения. Признаки химических
реакций: изменение цвета, образование осадка, растворение полученного осадка, выделение газа,
появление запаха, выделение или поглощение теплоты.
Лабораторные работы:
6.Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ.
7.Изучение устройства зажигалки и пламени.
Практические работы:
4.Выращивание кристаллов соли (домашний эксперимент).
5.Очистка поваренной соли.
6.Изучение процесса коррозии железа.
Конференция по химии.
Выдающиеся русские ученые-химики. История химических веществ (открытие, получение
и значение). Изучение химических реакций.
2.2. Воспитательный
химических веществ»
потенциал
элективного
курса
«Удивительный
мир
Реализация воспитательного потенциала уроков химии предполагает следующее:
1. Установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через
живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизацию их
познавательной деятельности через использование занимательных элементов, проблемного
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
вопроса, биографий великих химиков, подготовку сообщений из рубрики «Это интересно», «Мир
вокруг нас».
2. Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
химии явлений через создание специальных тематических проектов, рассчитанных на различные
виды сотрудничества, организация работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией. Выполнение лабораторных и практических работ на уроках химии, позволяет
обратить внимание школьников на важность химических процессов в жизни человека,
выполнение проектов по различным темам позволяет акцентировать внимание учащихся на
установлении причинно-следственных связей между объектами.
3. Проведение событийных уроков, уроков-экскурсий, которые позволяют разнообразить
формы работы на уроке, повысить мотивацию к изучаемому предмету, позволяет воспитывать
любовь к Родине, науке.
4. Включение в урок интерактивных форм работы: групповая работа, парная работа,
игровую, что позволяет установить доброжелательную обстановку на уроке, позволяет
обучающимся в процессе общения не только получать знания, но и приобретать опыт.
5. Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение «Правил
внутреннего распорядка обучающихся», принятие правил работы в группе, взаимоконтроль и
самоконтроль обучающихся;
6. Использование ИКТ технологий обучения, обеспечивающих современные активности
обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных приложениях,
мультимедийные презентации, онлайн - диктанты, научно-популярные передачи, фильмы,
обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.)
7. Использование технологии «Портфолио», с целью развития самостоятельности,
рефлексии и самооценки, планирования деятельности, видения правильного вектора для
дальнейшего развития способностей.
8. Применение в рамках урока методики «смыслового чтения текста», позволяет не
только повысить результаты предметных результатов, но и усилить воспитательный потенциал
урока через полное осмысление прочитанного текста и последующее его обсуждение.
9. Поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках выполнения
проектов даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в
работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения (участие в конкурсах, выставках,
соревнованиях, научно-практических конференциях).
10. Использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная
агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые
видеоролики по темам урока).
11. Сотрудничество педагога и обучающихся на учебном занятии позволяет не только
приобретать знания, опыт и навыки, но и обеспечивать переход в социально значимые виды
групповой, парной и самостоятельной деятельности. Тесная связь обучения и воспитания
позволяет создать все условия для развития высоконравственной, творческой всесторонне
развитой личности.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отведенных на
изучение каждой темы
7 Г класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Тема
Химия в центре естествознания.
Математика в химии.
Явления, происходящие с веществами.
Конференция по химии.
Количество часов
6
6
5
1
Всего
18
Наименование тем и уроков
Химия как часть естествознания. Предмет химии
Методы изучения естествознания
Эксперимент. Лаборатория.
Практическая работа №1 «Знакомство с лабораторным
оборудованием». Правила ТБ в химической лаборатории.
Практическая работа №2 «Наблюдение за горящей свечой. Устройство
и работа спиртовки». Правила работы с нагревательными приборами.
Качественные реакции в химии.
Относительные атомная и молекулярная массы. массовая доля элемента
в сложном веществе.
Чистые вещества и смеси. Объёмная доля газа в смеси. Массовая доля
вещества.
Практическая работа №3 «Приготовление раствора с заданной
массовой долей растворённого вещества». Массовая доля примесей
Решение задач и упражнений по теме «Математика в химии».
Решение задач и упражнений по теме «Математика в химии».
Химия и физика. Агрегатные состояния вещества. Химия и география.
Химия и биология.
Разделение смесей. Фильтрование. Адсорбция. Дистилляция.
Практическая работа №4. «Очистка поваренной соли»
Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических
реакций. Признаки химических реакций
Решение упражнений по теме «Явления, происходящие с веществами».
Решение упражнений по теме «Явления, происходящие с веществами».
Ученическая конференция «Выдающиеся русские учёные-химики». О
жизни и деятельности М.В. Ломоносова, Д.И. Менделева, А.М.
Бутлерова
Всего
Количество
уроков
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18
МАОУ СОШ №
208 С
УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
Подписано цифровой
подписью: МАОУ СОШ
№ 208 С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
Дата: 2021.09.25 18:36:29
+05'00'
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов