Приложение № 3
к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ № 208 с углубленным
изучением отдельных предметов,
утвержденное приказом № 122/1
от 28.08.2021 г.
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» 9 класс
1. Планируемые результаты освоения курса «Финансовая грамотность» на
уровне основного общего образования.
1.1. Личностные результаты освоения программы:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения
к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции,
к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
1.2. Метапредметные результаты освоения программы:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие
мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми
системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
1.3. Предметные результаты освоения программы:
1) Владение основными понятиями и инструментами взаимодействия с участниками
финансовых отношений:
2) Владение основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в
процессе своей жизнедеятельности:
умение самостоятельно определять финансовые цели и составлять планы по их
достижению, осознавая приоритетные и второстепенные задачи;
умение выявлять альтернативные пути достижения поставленных финансовых целей;
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения финансовых
проблем;
умение ориентироваться в различных источниках информации финансового характера,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
умение определять назначение и функции различных финансовых институтов,
ориентироваться в предлагаемых финансовых продуктах, оценивать последствия их
использования;
умение общаться и взаимодействовать с учащимися и педагогом в рамках занятий по
финансовой грамотности.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
2. Содержание учебного курса на уровне основного общего образования
2.1. Содержание учебного курса
Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни
Банковская система, коммерческий банк, депозит, система страхования вкладов,
кредит, кредитная история, процент, ипотека, кредитная карта, автокредитование,
потребительское кредитование.
Понятие банковской системы, виды депозитов, порядок начисления простых и
сложных процентов, порядок возмещения вкладов, основные параметры депозита, виды
кредитов, характеристики кредита, параметры выбора необходимого вида кредита.
Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов.
Фондовый рынок, ценная бумага, акция, облигация, вексель, пай, паевой
инвестиционный фонд, общий фонд банковского управления, брокер, дилер, валюта,
валютный курс, рынок FOREX.
Понятие фондового рынка, виды ценных бумаг, разновидности паевых
инвестиционных фондов, отличия паевых инвестиционных фондов от общих фондов
банковского управления, виды профессиональных участников ценных бумаг, типы валютных
сделок.
Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата
Налоговая система, налоги, пошлины, сборы, ИНН, налоговый вычет, пеня по налогам,
налоговая декларация.
Основания взимания налогов с граждан, налоги, уплачиваемые гражданами,
необходимость получения ИНН и порядок его получения, случаи, в которых необходимо
заполнять налоговую декларацию, знание случаев и способов получения налоговых вычетов.
Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду.
Страхование, страховой полис, имущественное страхование, личное страхование,
страхование ответственности, страховой случай, страховая выплата, обязательное и
добровольное страхование, франшиза, страховая сумма, страховая стоимость, страховая
премия.
Страховой рынок, основные участники страхового рынка, особенности развития
страхового рынка в России, классификация страховых продуктов, условия осуществления
различных видов страхования, алгоритм действий при наступлении страховых случаев,
особенности выбора страховой компании.
Собственный бизнес: как создать и не потерять.
Бизнес, уставный капитал, привлечённый капитал, бизнес-план, доходы, расходы,
прибыль, бухгалтерский учёт, маркетинг, менеджмент, налоги, риски, малый и средний
бизнес.
Понятие малого и среднего бизнеса, порядок формирования уставного капитала,
структура доходов и расходов, порядок расчёта прибыли, необходимость и назначение
бухгалтерского учёта, функции маркетинга и менеджмента в работе предприятия, порядок
расчёта и уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, определение рисков и их снижение.
Риски в мире денег: как защититься от разорения.
Инвестиции, инвестирование, инвестиционный портфель, стратегия инвестирования,
инвестиционный инструмент, диверсификация инвестиционного портфеля, финансовый риск,
доходность, срок инвестирования, сумма инвестирования, финансовая пирамида,
Хайп, фишинг, фарминг.
Виды рисков при осуществлении финансовых операций, способы защиты от
финансовых мошенничеств, знания о признаках финансовой пирамиды.
Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления.
Пенсия, пенсионная система, пенсионный фонд, управляющая компания,
негосударственное пенсионное обеспечение.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
Способы финансового обеспечения в старости, основания получения пенсии по
старости, знание о существующих программах пенсионного обеспечения.
2.2. Воспитательный потенциал курса «Финансовая грамотность» на
уровне основного общего образования предполагает следующее:
1. Установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя
через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных
элементов, проблемного вопроса.
2. Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений через создание специальных тематических проектов, рассчитанных на различные
виды сотрудничества, организация работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией.
3. Проведение уроков-экскурсий, которые позволяют разнообразить формы работы на
уроке, повысить мотивацию к изучаемому предмету, позволяет воспитывать любовь к
Родине, науке.
4. Включение в урок интерактивных форм работы: групповая работа, парная
работа, игровую, что позволяет установить доброжелательную обстановку на уроке,
позволяет обучающимся в процессе общения не только получать знания, но и приобретать
опыт.
5. Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение
«Правил внутреннего распорядка
обучающихся»,
принятие
правил
работы
в
группе, взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;
6. Использование ИКТ технологий обучения, обеспечивающих современные
активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных
приложениях, мультимедийные презентации, онлайн - диктанты, научно-популярные
передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.)
7. Применение в рамках урока методики «смыслового чтения текста», позволяет не
только повысить результаты предметных результатов, но и усилить воспитательный потенциал
урокачерез полное осмысление прочитанного текста и последующее его обсуждение.
8. Поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках выполнения
проектов
даст
школьникам
возможность
приобрести навык самостоятельного
решения теоретической проблемы, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения (участие в конкурсах,
выставках, соревнованиях, научно-практических конференциях).
9. Использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная
агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые
видеоролики по темам урока).
10.
Сотрудничество педагога и обучающихся на учебном занятии позволяет не
только приобретать знания, опыт и навыки, но и обеспечивать переход в социально
значимые виды групповой, парной и самостоятельной деятельности. Тесная связь
обучения и воспитания позволяет создать все условия для развития высоконравственной,
творческой всесторонне развитой личности.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отведенных
на изучение каждой темы
Тематическое планирование (9 класс)
№
Тема урока
1.
Урок-введение. Для чего нужна «Финансовая грамотность»?
2.
Банковская система.
3.
Инструменты сбережения и накопления.
4.
Кредиты и кредитные банки.
5.
Повторительно- обобщающий урок.
6.
Фондовый рынок. Финансовые риски и стратегии инвестирования.
7.
Что такое ценные бумаги и какими они бывают.
8.
Граждане на рынке ценных бумаг.
9.
Зачем нужны паевые инвестированные фонды.
10.
Повторительно-обобщающий урок.
11.
Налоги и их виды.
12.
Основы налогообложения граждан.
13.
Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет.
14.
Повторительно-обобщающий урок.
15.
Страховой рынок России: коротко о главном.
16.
Страхование имущества.
17.
Медицинское страхование.
18.
Советы по выбору страховщика.
19.
Повторительно- обобщающий урок.
20.
Бизнес. Пишем бизнес план. Расходы и доходы в собственном бизнесе.
21.
Налогообложение малого и среднего бизнеса.
22.
С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен.
23.
Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников.
24.
Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети интернет.
25.
Пенсионная система России. Виды пенсий. Как формируется пенсия.
26.
Как распорядиться своими пенсионными накоплениями. Что такое СНИЛС?
27.
Как выбрать не государственный пенсионный фонд.
28.
Обучающая игра «Выбери свой негосударственный фонд».
29.
Повторительно-обобщающий урок.
30.
Итоговое занятие по курсу «Финансовая грамотность».
31.
Виртуальная экскурсия в налоговую инспекцию.
32.
Виртуальная экскурсия в пенсионный фонд.
33.
Презентация мини-проектов.
МАОУ СОШ №
208 С
УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
Подписано цифровой
подписью: МАОУ СОШ
№ 208 С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
Дата: 2021.09.25
18:51:13 +05'00'
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов