Приложение № 3
к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ № 208 с углубленным
изучением отдельных предметов,
утвержденное приказом № 122/1
от 28.08.2021 г.
Рабочая программа курса «Химия вокруг нас»
1. Планируемые результаты освоения учебного курса «Химия вокруг нас»
на уровне основного общего образования
1.1. Личностные результаты освоения программы курса «Химия вокруг
нас»:
Личностные результаты освоения образовательной программы по химии отражают:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
1.2. Метапредметные результаты освоения программы курса «Химия вокруг
нас в»:
1) Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач:
1.1) Вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; массовую
долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе.
1.2) Следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным
оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с инструкциями по
выполнению лабораторных химических опытов по получению и собиранию газообразных
веществ (водорода и кислорода), приготовлению растворов с определенной массовой долей
растворенного вещества.
2) Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы:
2.1) Раскрывать смысл основных химических понятий и применять эти понятия при
описании свойств веществ и их превращений.
2.2) Классифицировать химические элементы, неорганические вещества, химические
реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по
изменению степени окисления химических элементов).
2.3) Характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ различных
классов, подтверждая это описание примерами молекулярных уравнений соответствующих
химических реакций.
2.4) Прогнозировать свойства веществ в зависимости от их строения; возможности
протекания химических превращений в различных условиях.
3) Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач:
3.1) Использовать химическую символику для составления формул веществ и уравнений
химических реакций.
3.2) Соотносить обозначения, которые имеются в таблице Периодической системы, с
числовыми характеристиками строения атомов химических элементов (состав и заряд ядра,
общее число электронов и распределение их по электронным слоям).
3.3) Определять валентность атомов элементов в бинарных соединениях; степень
окисления элементов в бинарных соединениях; принадлежность веществ к определенному
классу соединений; виды химической связи (ковалентной и ионной) в неорганических
соединениях.
4) Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации:
4.1) Применять основные операции мыслительной деятельности для изучения свойств
веществ и химических реакций.
4.2) Применять естественно-научные методы познания (в том числе наблюдение,
моделирование, эксперимент (реальный и мысленный).
5) Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач:
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
5.1) Следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным
оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с инструкциями по
выполнению лабораторных химических опытов по получению и собиранию газообразных
веществ (аммиака и углекислого газа).
5.2) Вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; массовую
долю химического элемента в соединении; массовую долю вещества в растворе:
5.3) Проводить расчеты по уравнениям химической реакции: количества, объема, массы
вещества по известному количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции.
5.4) Использовать при выполнении учебных заданий научнопопулярную литературу,
справочные материалы, источники информации в сети Интернет; владеть приемами
преобразования информации из одной знаковой системы в другую.
6) Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы:
6.1) Раскрывать смысл основных химических понятий, иллюстрировать их взаимосвязь и
применять эти понятия при описании свойств веществ и их превращений.
6.2) Определять валентность и степень окисления химических элементов в соединениях
различного состава; принадлежность веществ к определенному классу соединений; виды
химической связи (ковалентной, ионной, металлической) в неорганических соединениях; заряд
иона; характер среды в водных растворах кислот и щелочей, тип кристаллической решетки
конкретного вещества.
6.3) Объяснять общие закономерности в изменении свойств химических элементов и их
соединений в пределах малых периодов и главных подгрупп с учетом строения их атомов.
6.4) Классифицировать химические элементы; неорганические вещества; химические
реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по
изменению степеней окисления химических элементов).
6.5) Характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ различных
классов, подтверждая это описание примерами молекулярных и ионных уравнений
соответствующих химических реакций.
6.6) Прогнозировать свойства веществ в зависимости от их строения; возможности
протекания химических превращений в различных условиях.
6.7) Объяснять зависимость скорости химической реакции от различных факторов.
7) Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач:
7.1) Использовать химическую символику для составления формул веществ и уравнений
химических реакций.
7.2) Использовать обозначения, имеющиеся в Периодической системе, для выполнения
химических заданий.
8) Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации:
8.1) Применять основные операции мыслительной деятельности для изучения свойств
веществ и химических реакций; естественно-научные методы познания (в том числе наблюдение,
измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный).
8.2) Создавать собственные письменные и устные краткие сообщения на основе 2–3
источников информации, грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса химии
при подготовке выступлений
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
1.3. Предметные результаты освоения программы курса «Химия вокруг нас»
По окончанию изучения пропедевтического курса обучающиеся получат возможность
понимать:
- интегрирующую роль химии в системе естественных наук;
- технику безопасности при работе в кабинете химии;
- такие понятия как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза,
вывод;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная
и молекулярная массы, агрегатное состояние вещества.
- массовую долю химического элемента по формуле соединения, объемную долю газа в смеси,
массовую долю вещества в растворе, массовую долю примесей;
- характеризовать строение, общие физические и химические свойства простых веществ;
- способы разделения смесей и их очистку;
- условия протекания и прекращения химических реакций;
- признаки химических реакций;
- биографии ученых-химиков;
- ученых изучающих химические реакции;
- историю открытия химических элементов.
Получат возможность познакомиться:
- с лабораторным оборудованием.
Обучающиеся научатся:
-объяснять отличия физических явлений от химических;
- называть некоторые химические элементы и соединения;
- проводить простейшие операции с оборудованием и веществами;
-наблюдать и описывать уравнения реакций между веществами с помощью естественного
(русского или родного) языка и языка химии;
- характеризовать способы разделения смесей, признаки химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем: кислород, углекислый газ, известковую воду и некоторые другие
вещества.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
2. Содержание учебного курса «Химия вокруг нас» на уровне основного
общего образования
2.1. Содержание учебного курса «Химия вокруг нас»
Тема 1. Введение
Что изучает химия. Краткий очерк истории химии. Алхимия. Научные методы изучения
природы: наблюдение, опыт, теория. Химия вчера, сегодня, завтра.
Тема 2. Скучная? Нет, интересная!
Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах). Твердое, жидкое и газообразное
состояния вещества. Отличие чистых веществ от смесей. Способы разделения смесей. Молекулы,
атомы, ионы. Знаки химических элементов. Периодическая система Д.И.Менделеева.
Химическая формула. Химическая реакция и её признаки.
Практическая работа 1. Признаки химических реакций.
Тема 3. Химическая лаборатория
Экскурсия в химическую лабораторию. Химические вещества их классификация и правила
хранения. Техника безопасности при проведении опытов. Правила ТБ при работе с оксидами,
кислотами, щелочами и солями.
Тема 4. Вещества вокруг тебя, оглянись!
Вода – многое ли мы о ней знаем? Вода и её свойства. Что необычного в воде? Вода пресная
и морская.
Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое
воздействие.
Питьевая сода. Свойства и применение.
Чай, состав, свойства, физиологическое действие на организм человека.
Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Щелочной характер
хозяйственного мыла.
Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли
опасаться жидких моющих средств.
Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Могут ли представлять опасность
косметические препараты? Можно ли самому изготовить духи? Многообразие лекарственных
веществ. Какие лекарства мы обычно можем встретить в своей домашней аптечке?
Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке.
«Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его
свойства. Опасность при применении аспирина.
Крахмал, его свойства и применение. Образование крахмала в листьях растений.
Глюкоза, ее свойства и применение. Маргарин, сливочное и растительное масло, сало. Чего
мы о них не знаем?
Жиры. Белки.
Практическая работа 2. Свойства воды.
Практическая работа 3 Свойства уксусной кислоты.
Практическая работа 4. Свойства питьевой соды.
Практическая работа 5. Свойства чая.
Практическая работа 6. Свойства мыла.
Практическая работа 7. Свойства аспирина
Практическая работа 8. Свойства крахмала.
Практическая работа 9. Свойства глюкозы.
Практическая работа 10. Цветные реакции на белки
Тема 5: Увлекательная химия для экспериментаторов
Симпатические чернила: назначение, простейшие рецепты.
Состав школьного мела.
Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
Практическая работа 11. «Секретные чернила».
Практическая работа 12. «Как выбрать школьный мел».
Практическая работа 13. «Определение среды раствора с помощью индикаторов».
Тема 6: Что мы узнали о химии?
Подготовка и защита мини-проектов.
2.2.
Воспитательный потенциал элективного курса «Химия вокруг нас»
Реализация воспитательного потенциала уроков химии предполагает следующее:
1. Установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через
живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизацию их
познавательной деятельности через использование занимательных элементов, проблемного
вопроса, биографий великих химиков, подготовку сообщений из рубрики «Это интересно», «Мир
вокруг нас».
2. Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
химии явлений через создание специальных тематических проектов, рассчитанных на различные
виды сотрудничества, организация работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией. Выполнение лабораторных и практических работ на уроках химии, позволяет
обратить внимание школьников на важность химических процессов в жизни человека,
выполнение проектов по различным темам позволяет акцентировать внимание учащихся на
установлении причинно-следственных связей между объектами.
3. Проведение событийных уроков, уроков-экскурсий, которые позволяют разнообразить
формы работы на уроке, повысить мотивацию к изучаемому предмету, позволяет воспитывать
любовь к Родине, науке.
4. Включение в урок интерактивных форм работы: групповая работа, парная работа,
игровую, что позволяет установить доброжелательную обстановку на уроке, позволяет
обучающимся в процессе общения не только получать знания, но и приобретать опыт.
5. Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение «Правил
внутреннего распорядка обучающихся», принятие правил работы в группе, взаимоконтроль и
самоконтроль обучающихся;
6. Использование ИКТ технологий обучения, обеспечивающих современные активности
обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных приложениях,
мультимедийные презентации, онлайн - диктанты, научно-популярные передачи, фильмы,
обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.)
7. Использование технологии «Портфолио», с целью развития самостоятельности,
рефлексии и самооценки, планирования деятельности, видения правильного вектора для
дальнейшего развития способностей.
8. Применение в рамках урока методики «смыслового чтения текста», позволяет не
только повысить результаты предметных результатов, но и усилить воспитательный потенциал
урока через полное осмысление прочитанного текста и последующее его обсуждение.
9. Поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках выполнения
проектов даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в
работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения (участие в конкурсах, выставках,
соревнованиях, научно-практических конференциях).
10. Использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная
агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые
видеоролики по темам урока).
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
11. Сотрудничество педагога и обучающихся на учебном занятии позволяет не только
приобретать знания, опыт и навыки, но и обеспечивать переход в социально значимые виды
групповой, парной и самостоятельной деятельности. Тесная связь обучения и воспитания
позволяет создать все условия для развития высоконравственной, творческой всесторонне
развитой личности.
Подписано цифровой
МАОУ СОШ № 208 подписью: МАОУ СОШ
С УГЛУБЛЕННЫМ № 208 С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ
ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
Дата: 2021.09.25
ПРЕДМЕТОВ
18:37:40 +05'00'
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отведенных на
изучение каждой темы
8 класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Тема
Введение
Скучная? Нет, интересная!
Химическая лаборатория
Вещества вокруг тебя, оглянись!
Увлекательная химия для экспериментаторов
Что мы узнали о химии
Количество часов
1
1
1
4
7
1
Всего
15
Наименование тем и уроков
Введение. Обзор техники безопасности при проведении химических
опытов
Скучная? Нет, интересная!
Практическая работа 1. Признаки химических реакций.
Химическая лаборатория.
Вещества вокруг тебя, оглянись! Вода. Уксус. Сода. Мрамор.
Определение среды раствора с помощью индикаторов
Канцелярский клей
Чай, состав, свойства, физиологическое действие на организм
человека.
Мыло или мыла? Стиральные порошки и другие моющие средства.
Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия.
Аптечный йод и его свойства
Глюкоза, ее свойства и применение.
Маргарин, сливочное и растительное масло, сало.
Жиры. Белки.
Как выбрать школьный мел
Что мы узнали о химии?
Подготовка и защита мини-проектов.
Всего
Количество
уроков
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов