Рабочая программа по учебному предмету Человек в современном мире (6 класс)

Приложение № 3
к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ № 208 с углубленным
изучением отдельных предметов,
утвержденное приказом № 122/1
от 28.08.2021 г.

Рабочая программа курса «Человек в современном мире» 6 класс
1. Планируемые результаты освоения курса «Человек в современном
мире» на уровне основного общего образования.
1.1. Личностные результаты освоения программы:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей
многонационального
российского
общества;
воспитание
чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

1.2. Метапредметные результаты освоения программы:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие
мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими
поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

1.3. Предметные результаты освоения программы:
1) использование знаний о биологическом и социальном в человеке для
характеристики его природы;
2) умение характеризовать основные возрастные периоды жизни человека,
особенности подросткового возраста;
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

3) умение характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы
потребностей человека;
4) умение приводить примеры основных видов деятельности человека;
5) выполнение несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражение собственного
отношения к различным способам разрешения межличностных конфликтов;
6) умение демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества,
раскрывать роль природы в жизни человека;
7) распознавание на основе приведенных данных основные типы обществ;
8) умение характеризовать экологический кризис как глобальную проблему
человечества, раскрывать причины экологического кризиса, на основе полученных знаний
выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически
рациональное поведение;
9) умение раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни
и поведения человека; различать отдельные виды социальных норм; характеризовать
основные нормы морали;
10) умение критически осмысливать информацию морально-нравственного
характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать
полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной
позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными
ценностями;
11) умение раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить
примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
12) умение описывать духовные ценности российского народа и выражать
собственное отношение к ним;
13) умение учитывать общественные потребности при выборе направления своей
будущей профессиональной деятельности.

2. Содержание учебного курса на уровне основного общего образования
2.1. Содержание учебного курса
Тема 1. Я и Я
Человечество – общность непохожих. Природа человека. Индивидуальность
человека. Роль инстинктов, чувств и эмоций в жизни человека. Характер человека и пути
формирования. Черты характера. Что такое человеческое достоинство. Самоуважение как
основа личного достоинства.
Красота внешняя и внутренняя. Понимание красоты человека у разных народов и в
разные эпохи. Выглядеть красивым и быть красивым. Свойства красоты – ее связь с
добротой, гармонией, прекрасным, творчеством. Красота и здоровый образ жизни.
Общение – способ взаимодействия людей. Цели общения. Способы общения – речь,
мимика, жесты, интонация, письмо.
Анкетирование по выявлению особенностей темперамента. Анкетирование по
выявлению способности к общению Работа со словарем, подбор высказываний о качествах
личности Заповеди счастливого человека.
Тема 2. Я и семья.
Семья и родственники. Уникальность семьи для каждого человека. Цели создания
семьи, задачи семьи. Семья – основа общества. Дети в семье. Современная российская
семья. Государственная поддержка семьи в нашей стране. Роль семьи в жизни человека.
Что объединяет членов семьи.
Преемственность поколений – основа сохранения традиций. Семейные ценности,
обычаи и традиции. Роль семейных традиций в жизни каждого человека. Семейные
праздники. Что может стать семейной реликвией. Традиции семьи – память народа.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

Права и обязанности членов семьи. Свидетельство о рождении – первый документ
ребенка. Права и обязанности родителей. Воспитание детей. Распределение домашних
обязанностей в семье. Права и обязанности детей.
Благополучие семьи: моральные и материальные блага. Уровень семейного
достатка. Деньги. Семейный бюджет и основы его формирования. Мир, согласие, любовь,
дружба – основы семейного благополучия. Оформление фотовыставки.
Тема 3. Я и планета.
Качество жизни и здоровье человека. Ответственность за свое здоровье. Культура
отношений человека к своему организму. Долголетие. Здоровье современного школьника.
Слагаемые здорового образа жизни. Физкультура и спорт – защитники здоровья. Личная
гигиена.
Среда обитания человека. Человек и природа. Природные ресурсы. Отношение
людей к природе. Экологические проблемы в современном мире. Защита окружающей
среды – долг каждого гражданина. Природные ресурсы и опасность их исчерпания.
Природа и общество. Уроки природы. Законы природы – для человека.
Сила привычки. Что такое привычка. «Привычка – вторая натура». Вредные
привычки и борьба с ними. Последствия вредных привычек для человека. Полезные
привычки. Здоровый образ жизни. Здоровье человека – богатство и процветание общества.
Безопасность человека в современном мире. Что такое опасность. Как можно
избежать опасностей. Стихийные бедствия, техногенные катастрофы, социально опасные
ситуации. Важность соблюдения правил безопасности. Агрессивное поведение – опасность
для человека и общества. Рисунки по теме. Фотовыставка «Мои домашние животные.
Экологическая сказка. Отзыв о посещении мед. учреждения. Подготовить выразительное
чтение стихов, рассказов по теме. Мини-сочинение «Мои впечатления об экскурсии».
Тема 4. Я и культура.
Школа в жизни человека. Образование в современной России. Образование и
самообразование. Одноклассники. Школьный коллектив и школьная дружба.
Интерес – основа увлечения. Кратковременные и длительные увлечения. Увлечения
как способ развития человека и познания мира. Опасность фанатизма. Разнообразие
увлечений современного человека.
Успех в жизни человека. Достижения на жизненном пути. Воля, упорство,
целеустремленность, трудолюбие – слагаемые жизненного успеха. В чем проявляется
успешность. Человек на пути к успеху. Умение ставить цели и достигать их. Какие качества
способствуют успеху. Неудача и как ее преодолеть. В чем могут быть причины
разочарований. Опыт неудач – возможность будущего успеха. Успех личный и
профессиональный. Собственная формула успеха.
Труд – воспитатель человека и основа процветания общества. Умение выбрать
профессию. Как организовать свой труд. Право на труд в нашей стране.
Тема 5. Я и мое отечество.
Россия – наш общий дом. Патриотизм – любовь к своей стране и забота о ее
процветании. Ответственность гражданина за будущее страны. Государство и его признаки.
Какова роль государства. Назначение государства – забота о человеке. Россия –
демократическое государство. Народ – источник власти в демократическом государстве.
Что такое демократия. Федеративное устройство нашей страны.
Государственные праздники. Россияне – союз разных народов. Народы,
проживающие на территории России. Чем опасна вражда народов. Равенство всех народов
и недопустимость вражды.
Государственные символы и их роль в обществе. Символы современной России.
Гимн, Герб и Флаг Российской Федерации. История символов России. Роль символов в
обществе.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

Выборы в Российской Федерации. Высшие органы государственной власти и их
функции. Роль президента и парламента в управлении страной. Задачи правительства.
Взаимодействие гражданина и государства. Работа с информационными источниками.
Я – гражданин России. Понимание себя и окружающих людей. Я и моя страна. Роль
каждого гражданина в развитии страны. Возможности для активного участия школьников
в жизни страны. Реализация полученных знаний в повседневной жизни.

2.2. Воспитательный потенциал курса «Человек в современном мире» на уровне
основного общего образования предполагает следующее:
1. Установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя
через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных
элементов, проблемного вопроса.
2. Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений через создание специальных тематических проектов, рассчитанных на различные
виды сотрудничества, организация работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией.
3. Проведение уроков-экскурсий, которые позволяют разнообразить формы работы
на уроке, повысить мотивацию к изучаемому предмету, позволяет воспитывать любовь к
Родине, науке.
4. Включение в урок интерактивных форм работы: групповая работа, парная
работа, игровую, что позволяет установить доброжелательную обстановку на уроке,
позволяет обучающимся в процессе общения не только получать знания, но и приобретать
опыт.
5. Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со всеми участниками образовательного процесса,
принципы учебной дисциплины и самоорганизации через знакомство
и
в
последующем
соблюдение
«Правил
внутреннего распорядка
обучающихся»,
принятие правил работы в группе, взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;
6. Использование ИКТ технологий обучения, обеспечивающих современные
активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных
приложениях, мультимедийные презентации, онлайн - диктанты, научно-популярные
передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и
др.)
7. Применение в рамках урока методики «смыслового чтения текста», позволяет
не только повысить результаты предметных результатов, но и усилить воспитательный
потенциал урока через полное осмысление прочитанного текста и последующее его
обсуждение.
8. Поддержка
исследовательской
деятельности
школьников
в
рамках
выполнения
проектов
даст
школьникам
возможность
приобрести навык
самостоятельного решения теоретической проблемы, навык уважительного отношения
к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного
выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения
9. Использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная
агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые
видеоролики по темам урока).
10. Сотрудничество педагога и обучающихся на учебном занятии позволяет не
только приобретать знания, опыт и навыки, но и обеспечивать переход в социально
значимые виды групповой, парной и самостоятельной деятельности. Тесная связь
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

обучения и воспитания позволяет создать все условия
высоконравственной, творческой всесторонне развитой личности.

для

МАОУ СОШ № 208
С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ

развития

Подписано цифровой
подписью: МАОУ СОШ
№ 208 С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
Дата: 2021.09.28
20:28:08 +05'00'

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

3. Тематическое планирование
отведенных на изучение каждой темы
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

с

указанием

количества

часов,

Тема урока

Беседа «Кто я? Какой я?»
Мое хобби.
Что такое личность.
Правила счастливого человека.
«Можно» и «нельзя» в жизни.
Забота о родителях – дело совести каждого.
Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью.
Семейные традиции.
Мои семейные обязанности.
Я - житель планеты Земля.
Мы в ответе за тех, кого приручили.
«Берегите природу!»
В гости к зеленой аптеке.
Природа в искусстве.
Вот и зима к нам пришла.
Как встречают Новый год в разных странах.
Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов.
Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов.
О красоте, моде и хорошем вкусе.
Семь чудес света.
Знаешь ли ты страны мира.
Екатеринбург – наш родной край.
Библиотека – наш друг и советчик.
Русские народные праздники.
Русские народные праздники.
Основной Закон жизни нашего государства.
Путешествие в страну Законию.
Наше право и наш интерес.
Герои России.
Поговорим о толерантности.
Победа деда – моя победа.
Города - герои.
Города – герои.
Я – гражданин России.

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».