Приложение № 3
к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ № 208 с углубленным
изучением отдельных предметов,
утвержденное приказом № 122/1
от 28.08.2021 г.
Рабочая программа курса «Я и моя будущая профессия» 7 класс
Цели изучения учебного предмета «Я и моя будущая профессия» состоят в достижении образовательных результатов, отражающих индивидуальные, общественные и государственные потребности. В результатах выделяются личностные, метапредметные и предметные.
1. Планируемые результаты освоения элективного курса «Я и моя будущая профессия» на уровне основного общего образования
1.1. Личностные результаты освоения программы курса:
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет
знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
1.2. Метапредметные результаты освоения программы курса «Я и моя будущая профессия»:
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои
действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации,
применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства
(обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений;
создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное
взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
1.3. Предметные результаты освоения программы курса «Я и моя будущая
профессия»:
включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления,
научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной
терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения данного курса на уровне основного общего образования отражают:
• ознакомление с психологическими особенностями личности;
• познание профессиональных интересов и склонностей, способностей;
• проектирование профессионального жизненного пути;
• построение личного профессионального плана;
• определение соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным
особенностям и запросам рынка труда;
• ориентироваться в типах и подтипах профессий;
• составление личного профессионального плана;
• проектирование своей профессиональной карьеры.
2
2. Содержание элективного курса «Я и моя будущая профессия»
2.1. Содержание элективного курса:
1. Введение (1 час)
Роль профессионального самоопределения в жизни человека. Понятие и построение
личного профессионального плана.
2. Что я знаю о профессиях (7 часов)
Этапы профессионального самоопределения. Профессия. Специальность. Специализация. Квалификация. Анализ различий между понятиями «профессия», «специальность»,
«специализация», «квалификация». Характеристика труда: характер процесс и условия труда
различных профессий. Классификация профессий. Цели труда. Орудия труда. Классификация профессий по Е.А. Климову. Формула профессии. Работа с таблицей Е.А. Климова.
Профессиограмма. Типы профессий. Ведущий предмет труда каждого типа профессии. Выявление профессиональных предпочтений учащихся. Требования к здоровью человека. Медицинские противопоказания. Уровень психоэмоционального состояния учащихся. Способы
саморегуляции. Презентации, видеоролики о факультетах и учебных заведениях.
3. Планирование профессиональной карьеры (9 часов)
Понятия «склонности», «интересы». Выявление собственных интересов и склонностей в профессиональной сфере деятельности. Анализ учащимися собственных склонностей,
интересов и мотивов, влияющих на профессиональный выбор. Понятие «специальные способности», «профессиональная пригодность», «компенсация способностей». Виды профессиональной пригодности, их сущность. Анализ учащимися собственных возможностей,
влияющих на профессиональный выбор. Понятия «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ». Потребности рынка труда в кадрах («надо»). Компоненты и субъекты рынка труда. Анализ рынка труда Белгородской области. Выявление наиболее востребованных профессий. Взаимосвязь содержания «хочу» - «могу» - «надо» и их роль в оптимальном выборе профессии. Необходимость соответствия своих желаний («хочу») со своими
способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»). Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии. Самопрезентация. Резюме и собеседование.
2.2 Воспитательный потенциал курса «Я и моя будущая профессия»
предполагает:
Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных элементов, проблемного вопроса, подготовку сообщений из рубрики «Это
интересно», «Мир вокруг нас».
Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений через создание специальных тематических проектов, рассчитанных на различные
виды сотрудничества, организация работы с получаемой на уроке социально значимой информацией. Выполнение проектов по различным темам позволяет акцентировать внимание учащихся на установлении причинно-следственных связей между объектами.
Включение в урок интерактивных форм работы: групповая работа, парная
работа, игровая, что позволяет установить доброжелательную обстановку на уроке, позволяет обучающимся в процессе общения не только получать знания, но и приобретать опыт.
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение
«Правил внутреннего распорядка обучающихся», принятие правил работы в
группе, взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся.
Использование ИКТ технологий обучения, обеспечивающих современные актив3
ности обучающихся (мультимедийные презентации, онлайн - диктанты, научнопопулярные передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн).
Использование технологии «Портфолио», с целью развития самостоятельности,
рефлексии и самооценки, планирования деятельности, видения правильного вектора для
дальнейшего развития способностей.
Применение в рамках урока методики «смыслового чтения текста», позволяет не
только повысить результаты предметных результатов, но и усилить воспитательный потенциал урока через полное осмысление прочитанного текста и последующее его обсуждение.
Поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках выполнения проектов даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного
решения теоретической проблемы, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения (участие в конкурсах,
выставках, соревнованиях, научно-практических конференциях).
Использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная
агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые видеоролики по темам урока).
Сотрудничество педагога и обучающихся на учебном занятии позволяет не
только приобретать знания, опыт и навыки, но и обеспечивать переход в социально значимые виды групповой, парной и самостоятельной деятельности. Тесная связь обучения и воспитания позволяет создать все условия для развития высоконравственной,
творческой всесторонне развитой личности.
4
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
8 класс
№
Тема
п/п
1. Предмет и задачи курса.
2. Классификация профессий. Признаки профессии. Тестирование по
теме: «Профплан»
3. Определение типа будущей профессии
4. Профессии, специальность, должность. Формула профессии
5. Интересы и склонности в выборе профессии
6. Определение профессионального типа личности
7. Профессионально важные качества
8. Профессия и здоровье
9. Обобщающий урок по теме «Что я знаю о профессиях»
10. Мотивы и потребности
11. Ошибки в выборе профессии
12. Современный рынок труда
13. Пути получения профессии
14. Навыки самопрезентации. Резюме и собеседование.
15. Стратегия выбора профессии. Итоговая работа.
16. Построение профессионального плана
17. Защита проекта «Моя будущая профессия»
Всего:
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
МАОУ СОШ № Подписано
цифровой подписью:
208 С
МАОУ СОШ № 208 С
УГЛУБЛЕННЫ УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ
М ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ
ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Дата: 2021.09.25
ПРЕДМЕТОВ 18:38:17 +05'00'
5