Рабочая программа Курса внеурочной деятельности "Смелый геолог" (ООО)

Приложение № 3
К основной образовательной
программе основного общего
образования
МАОУ СОШ № 208 с углублённым
изучением отдельных предметов
(Приказ № 122/1 от 28.08.2021)

Рабочая программа по курсу «Смелый геолог»
1.
Планируемые результаты освоения учебного курса на уровне Смелый
геолог основного общего образования
1.1. Личностные результаты освоения программы по курсу Смелый геолог:
Личностные результаты освоения образовательной программы по курсу Смелый
геолог отражают:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции,
к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
1.2. Метапредметные результаты освоения программы по курсу Смелый геолог:
освоения основной образовательной программы основного общего образования
отражают:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;

использовать различные приемы систематизации учебного материала в процессе
обучения (составление планов, таблиц, схем и т.п.);

использовать полученные знания и умения для решения разнообразных
жизненных задач.
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,

определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,

корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

сформировать знания об исследованиях крупнейших ученых и исследователях
современности в области геологии
МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов 2021-2022 учебный год

2


устанавливать эмпирические зависимости на основе анализа результатов
наблюдений

классифицировать горные породы и минералы по происхождению, а равнины и
горы по высоте

сформированность знаний об основных закономерностях в геологии

сформированность умений объяснять изученные геологические объекты и
явления.

Сформировать знания о строение, состав, движения литосферы, влияние
геодинамических процессов на формирование лика Земли;

описывать закономерности изменения в пространстве рельефа
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;

представлять результаты наблюдений в различной форме (табличной,
графической, описания)

использовать знания об особенностях отдельных компонентов природы Земли
для решения учебных и практических задач

представлять в различных формах (таблицы, графики, географическое
описание) геологическую информацию, необходимую для решения учебных и (или) практикоориентированных задач
8) смысловое чтение;

находить информацию, необходимую для решения учебных и (или) практикоориентированных задач и извлекать ее из различных источников

получать информацию об отдельных компонентах природы Земли с
использованием карт различного содержания

выбирать и использовать источники геологической информации, необходимые
для изучения особенностей минералов и полезных ископаемых
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;

вести диалог о изученном в русле обсуждаемой проблематики; участвовать в
дискуссии на географические темы; делать сообщения, доклады.
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;

отвечать на вопросы по изученному материалу и самостоятельно
формулировать систему вопросов к нему;

давать собственную аргументированную оценку изученного и оформлять ее в
устной и письменной речи.
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие
мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми
системами;
МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов 2021-2022 учебный год

3


находить в различных источниках информации (включая Интернет-ресурсы)
факты, позволяющие оценить вклад российских исследователей в развитие геологии

использовать компьютерные базы данных для изучения особенностей
геологического строения.

использовать различные источники геологической информации компьютерные
базы данных для решения различных учебных и практико-ориентированных задач
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

приводить примеры опасных геологических природных явлений и средств их
предупреждения

оценивать последствия изменений геологических структур в результате
деятельности человека с использованием разных источников информации
1.3. Предметные результаты освоения программы по курсу Смелый геолог
Предметные результаты изучения отражают:
1) формирование представлений о геологии, ее роли в освоении планеты человеком.
2) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик в
геологической среде
3) овладение основами картографической грамотности и использования
географической карты как одного из языков международного общения;
4) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;
5)сформировать умение определять минералы и горные породы.
6) формирование умений и навыков использования разнообразных географических
знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов,
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к
условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных
стихийных бедствий и техногенных катастроф;
7) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к
возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях
и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в
окружающей среде
2.
Содержание учебного курса Смелый геолог на уровне основного общего
образования
Раздел 1. Введение. Предмет изучения геологии
Предмет и задачи геологии. Роль геологии в жизни современного общества. Геология
как основа минерально-сырьевой базы. Связь геологии с другими науками. Науки
геологического цикла: минералогия, петрография, геохимия, геотектоника, стратиграфия,
палеография, палеонтология.
Практическая часть: Правила поведения в учебном классе, музее, на природных
объектах. Правила поведения участников конкурсов, массовых мероприятий, соревнований.
МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов 2021-2022 учебный год

4

Истории и традиции геологического объединения, кодекс
чести
юного
геолога.
Подготовка к геологическим экскурсиям, походам выходного дня, выездам на природные
объекты.
Прогулка в лес с целью закрепления знаний о правилах поведения в природе и
выработки навыков наблюдательности. Подготовка к осенним туристским мероприятиям.
Туристское снаряжение необходимое в геологическом походе, экспедиции, Организация
туристского быта. Установка палатки, правила поведения в палатке. Заготовка дров, костры,
меры безопасности при обращении с огнем. Питание во время экскурсии, походе выходного
дня, экспедиции.
Учебная экскурсия «Геологические объекты в районе школы, их описание».
Устройство места привала. Подведение итогов: компьютерная презентация - «Геологические
объекты в районе школы для создания экологической тропы».
Раздел 2. Минералогия
Форма и размер Земли. Почему Земля сплюснута у полюсов и как она вращается.
Строение Земли. Химический состав Земли; распространенность химических элементов в
Солнечной Системе. Многообразие минералов в природе. Важнейшие классы минералов.
Наиболее распространенные минералы земной коры. Методы диагностики минералов.
Разнообразие ювелирных и драгоценных камней. Использование ювелирных камней.
Практическая работа. Способы составления личных коллекций. Предметная
экскурсия. Музей камня в с. Фершанпенуаз Нагайбакского района Челябинской области
Раздел 3. Общая геология
Беседа о геологии, о работе объединения. Знаменитые русские и зарубежные геологи, и
естествоиспытатели и их роль в развитии науки. История развития геологии в России. Задачи
современной геологии, юношеское геологическое движение в России и Чувашии. Знакомство
с научно - популярной литературой. Выбор темы исследовательской работы.
Внешние (экзогенные) геологические процессы. Выветривание и его типы: физическое
(температурное), химическое и биологическое. Причины разрушения горных пород под
воздействием природных факторов. Примеры выветривания пород с различной скоростью на
равнинах, в средней полосе, в горах и в пустынях. Геологическая работа поверхностных
текучих вод, подземных вод, работа океанов и морей, работа ледников и ветра.
Эндогенные процессы. Вулканизм, причины извержения вулканов, типы вулканов и
характерные типы извержений (гавйский, плинианский, пелейский). Вулканические
продукты. Примеры наиболее сильных извержений в истории ( Санторин, Везувий, МонПеле, Кракатау, Безымянный). Землетрясения. Эпицентр и гипоцентр землетрясения.
Примеры разрушительных землетрясений.
Геохронология и стратиграфия. Геохронологическая шкала. Этапы становления жизни
и горных пород. Шкала Мооса.
Практическая работа. Описать обстановку на территории Свердловской области в
геологическом прошлом.
2.2
Воспитательный потенциал по курсу Смелый геолог

Установление доверительных отношений между учителем и его
учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и
просьб учителя через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на
МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов 2021-2022 учебный год

5

уроке
информации,
активизацию
их познавательной
деятельности
через
использование
занимательных элементов,
проблемного
вопроса, Кейс-технологий,
метода дизайн-мышления, подготовку сообщений из рубрики «Это интересно», «Мир
вокруг нас».

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений через создание специальных тематических проектов, рассчитанных на
различные виды сотрудничества, организация работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией. Выполнение практических работ на уроках естественного цикла,
позволяет обратить внимание школьников на важность процессов в жизни человека,
выполнение проектов по различным темам позволяет акцентировать внимание учащихся
на установлении причинно-следственных связей между объектами.

Проведение событийных уроков, уроков-экскурсий, которые позволяют
разнообразить формы работы на уроке, повысить мотивацию к изучаемому предмету,
позволяет воспитывать любовь к Родине, науке, промышленным и сельскохозяйственным
технологиям страны.

Включение в урок интерактивных форм работы: групповая работа, парная
работа, игровая, что позволяет установить доброжелательную обстановку на уроке,
позволяет обучающимся в процессе общения не только получать знания, но и приобретать
опыт.

Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы
учебной дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем
соблюдение «Правил внутреннего распорядка
обучающихся»,
принятие
правил
работы в группе, взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;

Использование ИКТ технологий обучения, обеспечивающих современные
активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты
в
электронных
приложениях, мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы,
обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.)

Использование технологии «Портфолио», с целью развития самостоятельности,
рефлексии и самооценки, планирования деятельности, видения правильного вектора для
дальнейшего развития способностей.

Применение в рамках урока методики «смыслового чтения текста», позволяет
не только повысить результаты предметных результатов, но и усилить воспитательный
потенциал урока через полное осмысление прочитанного текста и последующее его
обсуждение.

Поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
выполнения
проектов
даст
школьникам
возможность
приобрести навык
самостоятельного решения теоретической проблемы, навык уважительного отношения
к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного
выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения
(участие в конкурсах, выставках, соревнованиях, научно-практических конференциях).

Использование
визуальных
образов
(предметно-эстетической
среды,
наглядная агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно
производимые видеоролики по темам урока).
МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов 2021-2022 учебный год

6

Сотрудничество педагога и обучающихся на учебном занятии позволяет не только
приобретать знания, опыт и навыки, но и обеспечивать переход в социально значимые
виды групповой, парной и самостоятельной деятельности. Тесная связь обучения и
воспитания позволяет создать все условия
для
развития
высоконравственной,
творческой всесторонне развитой личности
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отведенных на изучение
каждой темы
№

Модуль (тема)

Количество часов

Введение
Минералогия
Общая геология
Общее количество часов
Тематическое планирование
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

Тема урока

Предмет изучения геологии.
Правила поведения смелых геологов.
Азбука туристко-бытовых навыков
Внутренне строение Земли и её химический состав
Понятие о минерале и минералообразовании
Принципы классификации минералов
Ювелирные и драгоценные камни
Элементарные исследовательские приемы
Викторина «В мире удивительных камней»
Внешние геологические процессы.
Выветривание
Роль живых организмов в происхождении осадочных горных пород
Образование горных пород
Окаменелые леса Северной Америки
Внутренние геологические процессы.
Магматизм, движения земной коры.
Современная теория тектоники литосферных плит
Этапы развития земной коры
Магматизм
Факторы метаморфизма
Геохронологическая шкала
Современные методы поисков полезных ископаемых

МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов 2021-2022 учебный год

3
6
15
34

Количес
тво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7

23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Работа на местности ( в полевых условиях).
Основы туристкой подготовки
Геологическое строение Свердловской области
Элементарные исследовательские приемы
Подготовка и защита рефератов по геологической тематике
Посещение Уральского геологического музея.
Поиски и разведка месторождений полезных ископаемых
Сбор материалов в полевых условиях
Определение и описание минералов и полезных ископаемых.
Создание коллекции
Урок-игра. «Определи минерал»
Обобщение по курсу «Смелый геолог»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

МАОУ СОШ № 208 Подписано цифровой
подписью: МАОУ СОШ №
С УГЛУБЛЕННЫМ 208 С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ
ИЗУЧЕНИЕМ
ПРЕДМЕТОВ
ОТДЕЛЬНЫХ
Дата: 2021.09.28 21:50:47
+05'00'
ПРЕДМЕТОВ

МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов 2021-2022 учебный год

8


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».