Рабочая программа Курса внеурочной деятельности "Чистая планета" (ООО)

Приложение № 3
К основной образовательной
программе основного общего
образования
МАОУ СОШ № 208 с углублённым
изучением отдельных предметов
(Приказ № 122/1 от 28.08.2021)

Рабочая программа по курсу Чистая планета
1.
Планируемые результаты освоения учебного курса Чистая планета на
уровне основного общего образования
1.1. Личностные результаты освоения программы по курсу Чистая планета:
Личностные результаты освоения образовательной программы по курсу Чистая
планета отражают:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
1.2. Метапредметные результаты освоения программы по курсу Чистая планета:
освоения основной образовательной программы основного общего образования
отражают:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;

использовать различные приемы систематизации учебного материала в процессе
обучения (составление планов, таблиц, схем и т.п.);

использовать полученные знания и умения для решения разнообразных
жизненных задач.
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,

определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,

корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

устанавливать эмпирические зависимости на основе анализа результатов
наблюдений

сформированность знаний об основных закономерностях в экологии

сформированность умений объяснять изученные экологические объекты и
явления.

МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов 2021-2022 учебный год

2


сформировать знания о глобальных экологических проблемах и способах борьбы
с ними.

описывать закономерности изменения окружающей среду под воздействием
человека.

выявлять общие закономерности действия факторов среды на организм.
Получение представлений о популяции, экосистеме, биосфере

выделять основные черты среды, окружающей человека

сформировать умение определять экологические параметры современного
человеческого жилища. Знание экологических требований к уровню шума, вибрации,
организации строительства жилых и нежилых помещений, автомобильных дорог

выявлять основные положения концепции устойчивого развития и причин ее
возникновения.

различать экономическую, социальную, культурную и экологическую
устойчивость.

сформировать знание истории охраны природы в России и основных типов
организаций, способствующих охране природы.
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;

представлять результаты наблюдений в различной форме (табличной,
графической, описания)

использовать знания об отличительных знаках твердых коммунальных отходов.

представлять в различных формах (таблицы, графики, географическое описание)
геологическую информацию, необходимую для решения учебных и (или) практикоориентированных задач
8) смысловое чтение;

находить информацию, необходимую для решения учебных и (или) практикоориентированных задач и извлекать ее из различных источников

получать информацию об отдельных компонентах окружающей среды с
использованием карт различного содержания

выбирать и использовать источники экологической информации, необходимые
для изучения особенностей глобальных экологических проблем
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;

вести диалог о изученном в русле обсуждаемой проблематики; участвовать в
дискуссии на экологические темы; делать сообщения, доклады.
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;

отвечать на вопросы по изученному материалу и самостоятельно формулировать
систему вопросов к нему;

давать собственную аргументированную оценку изученного и оформлять ее в
устной и письменной речи.
МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов 2021-2022 учебный год

3

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

использовать компьютерные базы данных для изучения особенностей
окружающей среды.

использовать различные источники экологической информации компьютерные
базы данных для решения различных учебных и практико-ориентированных задач
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

приводить примеры опасных экологических проблем и средств их
предупреждения

оценивать последствия изменений окружающей среды в результате деятельности
человека с использованием разных источников информации

выявлять региональные экологические проблемы и указывать причины их
возникновения, а также возможные пути снижения последствий на окружающую среду

сформировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся
понятия «комфорт среды обитания человека», получаемым из разных источников, включая
рекламу Знание основных экологических требований к компонентам окружающей человека
среды
1.3. Предметные результаты освоения программы по курсу Чистая планета
Предметные результаты изучения отражают:
1)
формирование представлений об экологической культуре как условии достижения
устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в
системе «человек—общество—природа»;
2)
формирование экологического мышления и способности учитывать и оценивать
экологические последствия в разных сферах деятельности;
3)
овладение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях,
связанных с выполнением типичных социальных ролей;
4)
овладение знаниями экологических императивов, гражданских прав и
обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей
среды, здоровья и безопасности жизни;
5) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик в геологической
среде
6) формирование представлений о необходимости сортировки твердых коммунальных
отходов.
7) овладение навыками сортировки твердых коммунальных отходов.
8)
2.
Содержание учебного курса Чистая планета на уровне основного общего
образования
1.

Экология как научная дисциплина

МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов 2021-2022 учебный год

4

Общая экология. Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия
факторов среды на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера.
Социальная экология. Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая
человека, ее специфика и состояние. Демография и проблемы экологии. Природные ресурсы,
используемые человеком. Понятие «загрязнение среды».
Прикладная экология. Экологические проблемы: региональные и глобальные.
Причины возникновения глобальных экологических проблем. Возможные способы решения
глобальных экологических проблем.
Экологические факторы и их влияние на организмы.
Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности,
окружающей обучающегося.
2.
Среда обитания человека и экологическая безопасность
Среда обитания человека. Окружающая человека среда и ее компоненты. Естественная
и искусственная среды обитания человека. Социальная среда. Основные экологические
требования к компонентам окружающей человека среды. Контроль за качеством воздуха, воды,
продуктов питания.
Городская среда. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности.
Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского
человека.
Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к
организации строительства в городе. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и
нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства.
Дороги и дорожное строительство в городе. Экологические требования к дорожному
строительству в городе. Материалы, используемые при дорожном строительстве в городе. Их
экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства дорог.
Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. Твердые
бытовые отходы и способы их утилизации. Современные способы переработки промышленных
и бытовых отходов.
Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности.
Сельское хозяйство и его экологические проблемы. Пути решения экологических проблем
сельского хозяйства.
Описание жилища человека как искусственной экосистемы.
Концепция устойчивого развития
Возникновение концепции устойчивого развития. Глобальные экологические
проблемы и способы их решения. Возникновение экологических понятий «устойчивость» и
«устойчивое развитие». Эволюция взглядов на устойчивое развитие. Переход к модели
«Устойчивость и развитие».
«Устойчивость и развитие». Способы решения экологических проблем в рамках
концепции «Устойчивость и развитие». Экономический, социальный, культурный и
экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние. Экологические
след и индекс человеческого развития.
Охрана природы
Природоохранная деятельность. История охраны природы в России. Типы
организаций, способствующих охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки,
МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов 2021-2022 учебный год

5

памятники природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус.
Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические проблемы России.
Природные ресурсы и их охрана. Природно-территориальные аспекты экологических
проблем. Социально-экономические аспекты экологических проблем. Природные ресурсы и
способы их охраны. Охрана водных ресурсов в России. Охрана почвенных ресурсов в России.
Охрана лесных ресурсов в России. Возможности управления экологическими системами (на
примере лесных биогеоценозов и водных биоценозов).
Экскурсия Естественные и искусственные экосистемы района, окружающего
обучающегося.
2.2
Воспитательный потенциал курса Чистая планета.

Установление
доверительных
отношений
между
учителем
и
его
учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб
учителя через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизацию их познавательной
деятельности
через использование
занимательных элементов,
проблемного
вопроса, Кейс-технологий, метода дизайнмышления, подготовку сообщений из рубрики «Это интересно», «Мир вокруг нас».

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений через создание специальных тематических проектов, рассчитанных на различные
виды сотрудничества, организация работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией. Выполнение практических работ на уроках естественного цикла, позволяет
обратить внимание школьников на важность процессов в жизни человека, выполнение
проектов по различным темам позволяет акцентировать
внимание
учащихся
на
установлении причинно-следственных связей между объектами.

Включение в урок интерактивных форм работы: групповая работа, парная
работа, игровая, что позволяет установить доброжелательную обстановку на уроке,
позволяет обучающимся в процессе общения не только получать знания, но и приобретать
опыт.

Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы
учебной дисциплины и самоорганизации через знакомство
и
в
последующем
соблюдение «Правил внутреннего распорядка
обучающихся»,
принятие
правил
работы в группе, взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;

Использование ИКТ технологий обучения, обеспечивающих современные
активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты
в
электронных
приложениях, мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы,
обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.)

Использование технологии «Портфолио», с целью развития самостоятельности,
рефлексии и самооценки, планирования деятельности, видения правильного вектора для
дальнейшего развития способностей.

Применение в рамках урока методики «смыслового чтения текста», позволяет
не только повысить результаты предметных результатов, но и усилить воспитательный
потенциал урока через полное осмысление прочитанного текста и последующее его
обсуждение.

Использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная
МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов 2021-2022 учебный год

6

агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые
видеоролики по темам урока).
Сотрудничество педагога и обучающихся на учебном занятии позволяет не только
приобретать знания, опыт и навыки, но и обеспечивать переход в социально значимые
виды групповой, парной и самостоятельной деятельности. Тесная связь обучения и
воспитания позволяет создать все условия
для
развития
высоконравственной,
творческой всесторонне развитой личности
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отведенных на
изучение каждой темы
№

Модуль (тема)

Количест
во часов

1. Экология как научная дисциплина

13

2. Среда обитания человека и экологическая безопасность

12

3. Концепция устойчивого развития

2

4. Охрана природы

8
Общее количество часов

Тематическое планирование
№

Тема урока

34

Количес
тво
часов
1

1.

Общая экология. Среда обитания и факторы среды.

2.

Общие закономерности действия факторов среды на организм

1

3.

Популяция. Экосистема. Биосфера.

1

4.

Социальная экология. Предмет изучения социальной экологии

1

5.

Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние

1

6.

Демография и проблемы экологии.

1

7.

Природные ресурсы, используемые человеком

1

8.

Понятие «загрязнение среды».

1

9.
10.

Прикладная экология. Экологические проблемы: региональные
глобальные.
Причины возникновения глобальных экологических проблем.

11.

Возможные способы решения глобальных экологических проблем.

1

МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов 2021-2022 учебный год

7

и

1
1

12.

Экологические факторы и их влияние на организмы.

1

13.

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах
местности, окружающей обучающегося.
Среда обитания человека Естественная и искусственная среды обитания
человека.
Окружающая человека среда и ее компоненты

1

1

23.

Основные экологические требования к компонентам окружающей человека
среды.
Городская среда. Городская квартира и требования к ее экологической
безопасности.
Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье
городского человека.
Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к
организации строительства в городе.
Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых
помещений. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством
строительства
Дороги и дорожное строительство в городе. Экологические требования к
дорожному строительству в городе.
Материалы, используемые при дорожном строительстве в городе. Их
экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства дорог.
Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе.

24.

Твердые коммунальные отходы и способы их утилизации.

1

25.

Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов

1

26.

Возникновение
концепции
устойчивого
развития.
Глобальные
экологические проблемы и способы их решения.
«Устойчивость и развитие». Способы решения экологических проблем в
рамках концепции «Устойчивость и развитие».
Природоохранная деятельность. История охраны природы в России.

1

Типы организаций, способствующих охране природы. Заповедники,
заказники, национальные парки, памятники природы. Особо охраняемые
природные территории и их законодательный статус
Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические проблемы
России.
Природные ресурсы и их охрана. Природно-территориальные аспекты
экологических проблем
Социально-экономические аспекты экологических проблем. Природные
ресурсы и способы их охраны
Охрана водных ресурсов в России. Охрана почвенных ресурсов в России.

1

14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

21.
22.

27.
28.
29.

30.
31.
32.
33.

МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов 2021-2022 учебный год

1
1

1
1
1
1

1
1
1

1
1

1
1
1
1
8

Охрана лесных ресурсов в России.
34.

Возможности управления экологическими системами (на примере лесных
биогеоценозов и водных биоценозов). Экскурсия Естественные и
искусственные экосистемы района, окружающего обучающегося.

МАОУ СОШ № 208
С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ

МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов 2021-2022 учебный год

1

Подписано цифровой
подписью: МАОУ СОШ
№ 208 С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
Дата: 2021.09.28
21:51:36 +05'00'

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».