Рабочая программа Курс внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" (1-4 класс)

Приложение № 3
к основной образовательной программе
начального общего образования МАОУ СОШ № 208
с углубленным изучением отдельных предметов
(Приказ №122 от 28.08.2021)

Рабоча

«Ю

1.
Резуль
деятельности «Юным умникам и умницам» на уровне начального общего образования
Данный курс представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся
предлагаемого курса является развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков
умений.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развив
1.1. Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
1) Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила по
2) В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех п
поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
1.2. Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальны
Регулятивные УУД:
 Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
 Проговаривать последовательность действий.
 Учиться высказывать своё предположение (версию).
 Учиться работать по предложенному учителем плану.
 Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
 Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности то
Познавательные УУД:
 Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
 Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте,
 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и и
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего кл
 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объе
неравенства, плоские геометрические фигуры.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и
моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать реше
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
 Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков
Коммуникативные УУД:
 Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне о
 Слушать и понимать речь других.
 Читать и пересказывать текст.
 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
1.3. Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
 описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
 выделять существенные признаки предметов;
 сравнивать между собой предметы, явления;
 обобщать, делать несложные выводы;
 классифицировать явления, предметы;
 определять последовательность событий;
 судить о противоположных явлениях;
 давать определения тем или иным понятиям;
 определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
 выявлять функциональные отношения между понятиями;
 выявлять закономерности и проводить аналогии.
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитател
оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об обществен
одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реа
данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как зн
социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отно
семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальн
результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы
Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое под
начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общест
общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для
вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не прос
гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобрет
которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Планируется достижение первого уровня воспитательных результатов к концу первого класса, дост
достижение третьего уровня к концу 4 класса.

1.4. Личностные, метапредметные и предметные результаты по годам обучения
1 класс
Личностные результаты:
 определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила пов
 в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников г
опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
 определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
 проговаривать последовательность действий;
 учиться высказывать свое предположение (версию);
 учиться работать по предложенному педагогом плану;
 учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
 учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товар
Познавательные УДД:
 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
 учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, инф
учебную литературу;
 учиться овладевать измерительными инструментами.
Коммуникативные УДД:
 учиться выражать свои мысли;
 учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
 овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. Предмет
следующих умений:
 сравнивать предметы по заданному свойству;
 определять целое и часть;
 устанавливать общие признаки;
 находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
 определять последовательность действий;
 находить истинные и ложные высказывания;
 наделять предметы новыми свойствами;
 переносить свойства с одних предметов на другие.
2 класс
Личностные результаты:
 учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
 учиться выражать свои мысли, аргументировать;
 овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих У
Регулятивные УУД:

 учиться отличать факты от домыслов;
 овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
 формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
 овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
 перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические ф
 находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схе
Коммуникативные УУД:
 учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
 развивать доброжелательность и отзывчивость;
 развивать способность вступать в общение с целью быть понятым. 
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
 применять правила сравнения;
 задавать вопросы;
 находить закономерность в числах, фигурах и словах;
 строить причинно-следственные цепочки;
 упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
 находить ошибки в построении определений;
 делать умозаключения;
 распознавать виды текстов;
 редактировать тексты;
 работать со словарями;
 выделять фразеологизмы.
3 класс
Личностные результаты:
 уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
 сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:
Регулятивные УДД:
 формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;
 формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной за
 осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
 овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информ
 соблюдать нормы этики и этикета;
 овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устан
Коммуникативные УДД:
 учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
 учиться аргументировать, доказывать;
 учиться вести дискуссию.
Предметными результатами изучения курса в третьем класса являются формирование следующих умени
 выделять свойства предметов;
 обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
 сопоставлять части и целое для предметов и действий;
 описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
 приводить примеры истинных и ложных высказываний;
 приводить примеры отрицаний;
 проводить аналогию между разными предметами;
 выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой о
 рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
4 класс
Личностные результаты:
 развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
 формировать личностный смысл учения;
 формировать целостный взгляд на окружающий мир.

Метапредметные результаты.
Регулятивные УДД:
 осваивать способы решения проблем поискового характера;
 определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
 осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
 познавательные УУД;
 осознанно строить речевое высказывание;
 овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения; 
 учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответстви
Коммуникативные УДД:
 учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
 формировать мотивацию к работе на результат;
 учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса. 
Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умен
 определять виды отношений между понятиями;
 решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
 находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
 устанавливать ситуативную связь между понятиями;
 рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
 решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом ос
разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие прос
ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времен
навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и ди
наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти.
точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на раз
внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, я
давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделя
предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основны
сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе разви
логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощ
словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять с
определения понятиям.
Формы и методы работы.
Программа предусматривает проведение учебных занятий в различной форме:
Работа в парах.
Групповые формы работы.
Индивидуальная работа.
Самооценка и самоконтроль.
Взаимооценка и взаимоконтроль.
Формы организации деятельности:
Конкурс.
Игра.
Соревнование.
Путешествие.

3. Тематическое планирование курса с учетом программы вос
3.1. Воспитательный потенциал курса внеурочной деятельности «Юным умникам и умницам» на у
1) установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствую
требований и просьб учителя через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой

познавательной деятельности;
2) выполнение практических работ позволяет обратить внимание школьников на важность процессо
учащихся на установлении причинно-следственных связей между объектами;
3) проведение конкурсов, игр, соревнований позволяют разнообразить формы работы, повысить учебную м
4) включение интерактивных форм работы: групповая работа, парная работа, игровая, что позвол
позволяет обучающимся в процессе общения не только получать знания, но и приобретать опыт;
5) побуждение обучающихся соблюдать общепринятые нормы поведения, правила общения со вс
принципы учебной дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем со
обучающихся», принятие правил работы в группе, взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;
6) поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках выполнения проектов даст
самостоятельного решения теоретической проблемы, навык публичного выступления перед аудитори
точки зрения;
7) сотрудничество педагога и обучающихся на учебном занятии позволяет не только приобретать знани
социально значимые виды групповой, парной и самостоятельной деятельности.
Тесная связь обучения и воспитания позволяет создать все условия для развития высоконрав
личности.
3.2. Тематическое планирование
Задания
построены
таким
образом,
что
один
другим,
различные
темы
и
формы
подачи
материала
акт
урока.
Это
позволяет
сделать
работу
динамичной,
насыщен
В
системе
заданий
реализован
принцип
«спирали»,
т
одному
и
тому
же
заданию,
но
на
более
высоком
уровне
из
тем
могут
быть
включены
в
любые
занятия
другой
Изучаемые
темы
повторяются
в
следующем
учебном
усложнением материала и решаемых задач.
1 класс
№
Тема
Количество часов
теория практика
1.
Незнайка развивает познавательные способности.
0,5
0,5
Игра «Выполни по образцу»
2.
Развитие концентрации внимания. Что съели поросята? Игра
0,5
0,5
«Раскрась фигуру»
3.
Буратино тренирует внимание. Составь новые слова.
1
Игра «Внимание»
4.
Тренировка слуховой памяти. Игра «Найди фигуру».
0,5
0,5
5.
Тренировка зрительной памяти. Игра «Запомни и нарисуй»
0,5
0,5
6.
Задания Красной Шапочки. Игра « Найди буквенную
1
закономерность»
7.
Среди гостей на карнавале найди разбойника. Игра
1
«Незаконченные рисунки»
8.
Развивай логическое мышление. Подпиши фамилии мальчиков.
0,5
0,5
Игра «Найди лишнее»
9.
Развитие концентрации внимания. Составляем новые слова. Игра
0,5
0,5
«Сравни зайчиков»
10. Тренируй внимание. Найди отличия. Игра «Лабиринт»
0,5
0,5
11. Золушка тренирует слуховую память. Игра «Найди слова в
1
цепочках»
12. Тренировка зрительной памяти. Помоги Наф-Нафу убежать от
1
волка. Игра «Составь новые слова». Ответь быстро на вопросы.
13. Поиск закономерностей. Дорисуй недостающие фигуры. Игра
0,5
0,5
«Магические треугольники».
14. Совершенствование воображения. Помоги Винни-Пуху
0,5
0,5
дорисовать из треугольников картинки. Игра «Художник»
15. Развивай логическое мышление. Какую рыбу рыбак поймал
0,5
0,5
раньше? Игра «Шифровальщик»
16. Развитие концентрации внимания. Найди цыпленка, который
0,5
0,5
вылупился из яйца. Игра «Лабиринт»

Тренируй внимание. Расшифруй слова. Игра «Магический
0,5
0,5
квадрат»
18. Тренировка слуховой памяти. Послушай и ответь быстро на
0,5
0,5
вопросы. Игра «Так же, как.....»
19. Тренировка зрительной памяти. Запомни и нарисуй.
1
Игра «Наборщик»
20. Поиск закономерностей. Назови номер нужной
0,5
0,5
фигуры. Игра «Отгадай слово».
21. Совершенствование воображения. Дорисуй маски.
0,5
0,5
Игра «Разгадай кроссворд»
22. Развивай логическое мышление. Кто длиннее всех? Игра
1
«Отгадай ребус»
23. Развитие концентрации внимания. Найди одинаковые части. Игра
1
«Наборщик»
24. Тренируй внимание. Произнеси слова наоборот. Игра
0,5
0,5
«Отгадай сказочного героя»
25. Тренировка слуховой памяти. Помоги Незнайке правильно
0,5
0,5
написать слова. Игра «Составляем новые слова»
26. Тренировка зрительной памяти. Запомни и нарисуй. Игра
0,5
0,5
«Отгадывание ребусов»
27. Поиск закономерностей. Заполни пустые квадраты. Игра
1
«Четвертый лишний»
28. Совершенствование воображения. Нарисуй слово схематично.
1
Игра «Кроссворд»
29. Развивай логическое мышление. Помоги обезьянкам узнать свое
1
имя. Игра «Найди фигуру».
30. Развитие концентрации внимания. Глазками узнай, кому звонил
1
Чебурашка? Игра «Зашифруй слова»
31. Тренировка слуховой памяти. Ответь на вопросы. Игра
1
«Расшифруй пословицу».
32. Тренировка зрительной памяти. Игра «Найди 10
1
отличий.
33. Конкурс эрудитов. Итоговое занятие. 1
1
Итого
9
24
2, 3. 4 класс
№
Тема
Количество часов
теория практика
1. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения,
1
памяти и мышления на начало года.
2.
Развитие концентрации внимания. Решение логических задач.
0,5
0,5
3.
Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие
0,5
0,5
аналитических способностей
4.
Тренировка слуховой памяти. Логические
0,5
0,5
задачи на развитие способности рассуждать.
5.
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие
0,5
0,5
аналитических способностей.
6.
Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие
1
способности рассуждать.
7.
Развитие пространственного воображения. Работа со спичками
1
8.
Развитие логического мышления. Логические задачи на развитие
0,5
0,5
способности рассуждать.
9.
Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие
0,5
0,5
аналитических способностей.
10. Тренировка внимания. Логические задачи на развитие
0,5
0,5
способности рассуждать.
11. Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие
0,5
0,5
аналитических способностей.
17.

12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие
умения рассуждать.
Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие
аналитических способностей.
Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.
Развитие логического мышления. Решение логических и
творческо-поисковых задач.
Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие
способности рассуждать.
Тренировка внимания. Логические задачи на развитие
аналитических способностей.
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие
способности рассуждать.
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие
аналитических способностей.
Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие
способности рассуждать.
Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.
Развитие логического мышления.
Тренировка концентрации внимания. Логические задачи на
развитие аналитических способностей.
Тренировка внимания Логические задачи на развитие
аналитических способностей.
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие
способности рассуждать.
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие
аналитических способностей.
Поиск закономерностей.
Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.
Развитие логического мышления.
Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие
умения рассуждать и анализировать.
Тренировка внимания. Логические задачи на развитие логических
способностей.
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие
умения рассуждать и анализировать
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие
аналитических способностей.
Конкурс эрудитов
Итого

0,5

0,5
1

0,5

1
0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5
1

0,5

1
1
0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1
1
1
0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

11

1
23

МАОУ СОШ №
208 С
УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ

Подписано цифровой
подписью: МАОУ СОШ
№ 208 С
УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
Дата: 2021.09.27
21:30:40 +05'00'


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».