Приложение № 3
к основной образовательной программе начального
общего образования МАОУ СОШ № 208 с
углубленным изучением отдельных предметов
(Приказ №122 от 28.08.2021)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Экологический
клуб «Почемучки»
1.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Экологический клуб
«Почемучки»
Содержание программы внеурочной деятельности «Экологический клуб «Почемучки»,
формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
1.1. Личностные результаты
1) самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый
образ жизни;
2) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность
следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего
поведения;
3) гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
4) уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
5) эстетические потребности, ценности и чувства.
1.2. Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
- предвосхищать результат;
-адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей
по исправлению допущенных ошибок;
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических
препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том
числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в
соответствии с содержанием учебных предметов.
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ,
заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- установление причинно-следственных связей.
1.3. Предметные результаты
В программе курса «Экологический клуб «Почемучки» описаны требования к
обучающимся по годам обучения.
К концу первого года обучения школьники должны знать:
1.Секреты живой и неживой природы
2.Условия, необходимые для жизни растений и животных города
3. Нравственные правила обращения с объектами природы
К концу первого года обучения школьники должны уметь:
1.Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление
признаков предметов.
2.Оказывать помощь птицам в зимнее время
3.Эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе
К концу второго года обучения школьники должны знать:
1. Элементарные традиции нравственно-этического отношения к природе в культуре
народов России, нормы экологической этики
2. Простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения
необходимости бережного отношения к природе своего края
3. Знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой
К концу второго года обучения школьники должны уметь
1.Уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе
2.Подбирать материал о традициях нравственно-этического отношения к природе в
культуре народов России.
3. Уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.
К концу третьего года обучения школьники должны знать:
1.Реальные местные экологические условия.
2. Способы охраны природы
3.Некоторые охраняемые растения и животные Свердловской области
К концу третьего года обучения школьники должны уметь:
1. Анализировать экологические ситуации и искать возможности их решить
2.Использовать знания о способах охраны природы и бережного к ней отношения в
трудовой, общественно-полезной, пропагандистской деятельности в школе, на
пришкольном участке
3.Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя или
педагога дополнительного образования
К концу четвёртого года обучения школьники должны знать:
1.Некоторые методы, стимулирующие самостоятельную деятельность по формированию
экологической проблемы
2.Нравственные и правовые принципы природопользования
3. Причины необходимости посильного участия в охране природы родного края
К концу четвёртого года обучения школьники должны уметь:
1.Реализовывать личный опыт в экологических инициативах, проектах
2.Пропагандировать идеи правильного природопользования в борьбе со всем, что
губительно отражается на природе
3.Использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила экологически
грамотного отношения к окружающей природе в реальном поведении
К концу 4 –го года обучения у школьников будут сформированы представления об
общечеловеческих ценностях какими являются: родная земля, заповедная природа,
планета Земля, экологическое сознание.
Первый уровень результатов освоения программы «Почемучки» будет: духовнонравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в
экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделок.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к
социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на
уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной
просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение
приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в экологических
праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе экологических
лабораторий.
Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта
самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника
социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов
особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных
социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой
общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: выезды на природу с
маршрутными наблюдениями, экскурсии на промышленные предприятия, экологические
КВНы для обучающихся 1-2 классов, презентации экологических проектов на участке
школы.
Программа «Экологический клуб «Почемучки» способствует формированию у
младших школьников следующих качеств личности:
патриотизм;
терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку нации и
народностей;
ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
трудолюбие;
настойчивость;
дисциплинированность;
любовь к малой родине;
неравнодушное отношение к экологическим нарушениям.
2.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и
видов деятельности
1 класс
Раздел
Содержание
программы
Теория
Практика
Введение в
Беседа. Понятие о природе, красоте Экскурсия в природу.
экологию
природы.
Групповая дискуссия. Человек, как
природопользователь,
потребляющий природу и по мере
возможности восстанавливающий
ее богатства.
Молчаливые
Наблюдения за домашними
Экскурсия в живой уголок.
соседи
питомцами.
Фотовыставка «Наши любимцы».
Установление природных
закономерностей, взаимосвязей.
Пернатые друзья Работа с иллюстрациями с
Акции: «Кормушка», «Птичья
изображением птиц, чтение стихов, столовая».
рассказов, разгадывание загадок.
Наблюдение за поведением птиц на
улице.
О чем шепчут
Обсуждение с опорой на
Игровой прием «Путешественник»
деревья
собственные наблюдения. Сезонные (деревья родного города).
изменения деревьев в природе.
Видеофильм. Особенности роста и
развития деревьев.
Загадки
Чтение и обсуждение
Экскурсия в краеведческий музей.
животного мира познавательных рассказов о жизни
животных в лесах Урала и их
приспособленность к зимнему
периоду.
Секреты неживой Наблюдение за состоянием воды в
природы
природе.
Интересное в неживой природе.
Оранжерея на
Наблюдение за комнатными
окне
растениями.
Человек - часть Знакомство с трудовой
живой природы деятельностью людей и ее
значением в жизни человека и
общества. Изучение элементарных
правил безопасной работы.
Охрана природы Знакомство с понятием «Красная
книга».
Знакомство с редкими видами
флоры и фауны.
Досуговые
мероприятия
Раздел
программы
Общение с
природой
Солнце, воздух,
вода…и
растение
Птицы нашего
края
Заочное путешествие «Загадки
животного мира».
Игра «Тайны вокруг нас».
Ухаживание и выращивание
растений.
Исследовательская работа о
влиянии света на рост и развитие
комнатных растений.
Выращивание лука в комнатных
условиях.
Правила ухода.
Экскурсия в оранжерею Дворца
творчества учащихся.
Посещение живого уголка дворца.
Викторина «Кто в лесу живет, что
в лесу растет?
Праздник «День птиц».
Устный журнал «Наш дом –
планета Земля».
Гостиная «В гостях у золотой
рыбки».
Игра «Азбука экологии».
Игра «Приключения в лесу».
Праздник «Наш окружающий
мир».
2 класс
Содержание
Теория
Наблюдение за жизнью природы.
Календарь природы. Народные
приметы.
Беседа «Прогулки в
Природоград».
Правила поведения в природе.
Установление природных
закономерностей, взаимосвязей.
Распознавание встречающихся в
нашей местности растений.
Беседа «Прекрасны солнце, воздух
и вода – прекрасна вся моя
Земля».
Заочное путешествие.
Работа с иллюстрациями с
изображением птиц, чтение
Практика
Экскурсия в природу.
Экологическая игра «Загадки
природы».
Праздник «Дары осени».
Тематическая линейка «День
Земли»
Выпуск книжки-малышки
«Осторожно, их мало!»
Экологическая игра «Хочу все
знать!»
Конкурс экологических сказок
«Украденное солнце».
Акция «Зеленая красавица»
Посещение музея Природы.
Тематическая линейка «День
птиц».
стихов, рассказов.
Наблюдение за поведением птиц
на улице во время экскурсии.
Богатство
родной природы
в творчестве
русского народа
Что мы знаем о
родном городе
Откуда берется
и куда девается
мусор?
Изучение и подбор материалов о
народных художественных
промыслах.
Экология и фольклор (пословицы,
поговорки, загадки, песни о
природе).
Экологическая ситуация в городе.
Знакомство с промышленными
отходами и их реализацией.
Бытовые отходы.
Досуговые
мероприятия
Раздел
программы
Выпуск буклета «Птицы – наши
друзья»
Викторина «Знаешь ли ты птиц
своего края».
Экологическая игра
«Приключения в лесу».
Экскурсия в ЦНТ «Гамаюн».
Выставка рисунков о природе.
Ярмарка народного мастерства.
Конкурс экологических сказок.
Фотоконкурс «Город глазами
детей».
Экскурсия «Уголки природы в
нашем городе»
Выставка поделок из бытовых
отходов.
Устный журнал «Чтобы ты мог
сделать для своего двора?»
Ролевая игра «Давай поиграем в
волшебника».
Акция «Наш чистый школьный
двор».
Экологический праздник «Звери,
птицы, лес и я – вместе
дружная семья!»
Экологическая игра «Поиск
нарушителей природы»
3 класс
Содержание
Теория
Практика
Почему мы часто Человек как природопользователь,
слышим слово
потребляющий природу и по мере
«экология»
возможности восстанавливающий
ее богатства.
Вода - источник Неживая природа. Вода и ее
Экологическая игра «Водоемы
жизни
охрана. Водоемы Свердловской
просят о помощи».
области.
Проведение эксперимента «Вода
из местных источников и ее
прозрачность как один из
показателей ее пригодности для
водоснабжения населения».
Конкурс творческих работ «Где
мы теряем воду?»
Тематическая линейка «День
воды».
Игровые приемы: «Портрет воды»,
«Чистый голос воды», «Добрая
Фея».
Инсценирование экологической
сказки «Репка».
Круглый стол «Как сохранить
воздух чистым».
Викторина «Что мы знаем о
воздухе».
Фотовыставка «Чистые уголки
нашего края».
Удивительный
Знакомство с растениями лекарями, Выращивание и уход за
мир растений
хищниками.
комнатными растениями.
Создание кроссвордов «Растения
моего края».
Экологический журнал «Жалобная
книга природы» (растения).
Игровые приемы: «Кто
внимательный?», «Угадай по
описанию».
Экологическая игра «Лесная
аптека».
Загадочный мир Чтение и обсуждение
Игра – путешествие «По рыбьему
животных
познавательных рассказов о жизни следу рек и озер нашего края».
животных.
Заседание клуба: «Что будет, если
Викторина: «Калейдоскоп
исчезнут насекомые?»
интересных фактов из жизни
Экологический журнал «Жалобная
животных»
книга природы» (животные).
Игровые приемы: «Эрудит»,
«Лесные заморочки».
Проект «Знакомые незнакомцы»
Уголок хорошего
Выращивание рассады цветов.
настроения
Озеленение пришкольного
участка.
4 класс
Раздел
Содержание
программы
Теория
Практика
Мир глазами
Экологические связи между живой Природоохранительная акция
эколога
и неживой природой, связи внутри «Мой экодом».
живой природы, связи между
Экологическая игра «Не
природой и человеком.
проходите мимо!»
Глобальные проблемы экологии.
Что такое экологическая
катастрофа.
Мы любим свой Выявление экологической
Классный час «Охрана природы
город
ситуации в городе, сопричастность – твоя обязанность».
каждого к будущему города.
Природоохранная акция «Чистый
Пути решения экологических
микрорайон».
проблем города.
Выезд на природу с
маршрутными наблюдениями
«Памятники природы
Екатеринбурга и его
окрестностей».
Птицам - наша
Изучение разнообразия птиц
Природоохранная акция
забота
родного края.
«Пернатые друзья».
Причины сокращения численности Составление «Красной книги»
Воздух и его
охрана
Неживая природа. Составляющие
воздуха. Атмосфера, смог,
«парниковый эффект». Охрана
воздуха в Свердловской области,
стране.
Охрана
растений нашей
местности
Животные,
которым
угрожает
исчезновение
История нашего
края
Заповедники и
заказники
родного края
редких птиц, необходимые меры
их охраны.
Распознавание встречающихся в
нашей местности растений.
Растения, нуждающиеся в защите.
Особенности их внешнего
строения и распространения.
Разнообразие животных
Свердловской области.
Особенности их внешнего вида,
распространения, поведения.
Причины сокращения численности
редких животных и меры их
охраны. Об охоте и рыбной ловле.
Знакомство с историей Урала от
древних времен до 16 века. Наш
край в 17 – 21 веках.
Знакомство с растительностью и
животным миром, находящимся
под охраной в Свердловской
области
Чем занимаются
люди земли
Уральской
Передаем свои
знания
исчезающих птиц Свердловской
области. Конкурс кормушек
Устный журнал «Зеленая книга».
Экологическая акция «Не рубите,
люди, елок!»
«Красная книга растений Урала»
Создание электронного буклета
«Красная книга животных
Урала»
Экскурсии в Музей истории
Екатеринбурга: «Быт народов
Урала». Изготовление куколоберегов.
Создание буклета «История
моего края».
Игра – путешествие
«Заповедники и заказники
Свердловской области».
Экскурсия «Заповедный край».
Проект «Заповедные зоны
родного края».
Выпуск «Жалобной книги
природы».
Экскурсии на предприятия
города
Оформление краеведческого
уголка в классе «Вклад моей
семьи в дела родного края».
Изготовление условных знаков,
экологических памяток.
Презентация результатов
деятельности «Экологическая
лаборатория»
КВН «Эта хрупкая планета».
3. Тематическое планирование курса с учетом программы воспитания
3.1.
Воспитательный
потенциал
курса внеурочной деятельности
«Экологический клуб «Почемучки» на уровне начального общего образования
предполагает следующее:
1) установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб
учителя через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на
занятиях информации, активизацию их познавательной
деятельности
через
использование
занимательных элементов,
проблемного
вопроса, подготовку
сообщений из рубрики «Это интересно», «Мир вокруг нас»;
2) привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых явлений через
создание специальных тематических проектов, рассчитанных на различные виды
сотрудничества, организация работы с получаемой социально значимой информацией.
Выполнение лабораторных и практических работ позволяет обратить внимание
школьников на важность процессов в жизни человека, выполнение проектов по
различным темам позволяет акцентировать внимание учащихся на установлении
причинно-следственных связей между объектами;
3) проведение праздников, экскурсий, которые позволяют разнообразить формы работы,
повысить мотивацию к изучению природы родного края, позволяет воспитывать любовь
к Родине;
4) включение интерактивных форм работы: групповая работа, парная работа,
игровая, что позволяет установить доброжелательную обстановку, позволяет
обучающимся в процессе общения не только получать знания, но и приобретать опыт;
5) побуждение обучающихся соблюдать общепринятые нормы поведения, правила
общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение
«Правил внутреннего распорядка обучающихся», принятие правил работы в
группе, взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;
6) использование ИКТ технологий обучения, обеспечивающих современные активности
обучающихся (мультимедийные презентации, научно-популярные фильмы, обучающие
сайты);
7) поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках выполнения
проектов даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного
решения теоретической проблемы, навык уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления
перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
8) сотрудничество педагога и обучающихся на учебном занятии позволяет не только
приобретать знания, опыт и навыки, но и обеспечивать переход в социально значимые
виды групповой, парной и самостоятельной деятельности.
Тесная связь обучения и воспитания позволяет создать все условия для развития
высоконравственной, творческой всесторонне развитой личности.
3.2. Тематическое планирование
1 класс
№
Темы
п/п
1
Введение в экологию.
2
Молчаливые соседи.
3
Пернатые друзья.
4
О чем шепчут деревья.
5
Загадки животного мира.
6
Секреты неживой природы.
7
Оранжерея на окне.
8
Человек – часть живой природы.
9
Охрана природы.
10
Досуговые мероприятия
Итого
2 класс
№
Темы
п/п
1
Общение с природой. Сезонные явления
природы.
Кол-во часов
теория
практика
1
1
1
2
1
1
1
1
1
2
1
1
1
3
2
2
1
2
8
10
23
Кол-во часов
теория
практика
2
5
2
3
4
5
6
7
Солнце, воздух, вода…и растения.
Птицы нашего края.
Богатство родной природы в творчестве
народа.
Что мы знаем о своем городе.
Откуда берется и куда девается мусор?
Досуговые мероприятия
Итого
3 класс
№
Темы
п/п
1
Почему мы часто слышим слово
«экология».
2
Вода – источник жизни.
3
Воздух и его охрана.
4
Удивительный мир растений.
5
Загадочный мир животных.
6
Уголок хорошего настроения.
Итого
4 класс
№
Темы
п/п
1
Мир глазами эколога.
2
Мы любим свой город.
3
История нашего края.
4
Птицам наша забота.
5
Охрана растений Свердловской области.
6
Животные, которым грозит исчезновение.
7
Заповедники и заказники родного края.
8
Чем занимаются люди земли Уральской.
9
Передаём свои знания
10
Мир глазами эколога.
Итого
2
1
1
4
5
4
1
1
2
5
2
27
8
Кол-во часов
теория
практика
1
1
2
1
1
1
7
6
3
6
9
5
29
Кол-во часов
теория
практика
1
2
1
3
2
2
1
3
1
3
1
4
1
4
2
3
2
8
26
Дата:
2021.09.27
21:30:14
+05'00'