Приложение № 3
к основной образовательной программе начального
общего образования МАОУ СОШ № 208 с
углубленным изучением отдельных предметов
(Приказ №122 от 28.08.2021)
Рабочая программа по изобразительному искусству
1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета Изобразительное
искусство на уровне начального общего образования
1.1. Личностные результаты освоения программы по изобразительному
искусству
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
1.2. Метапредметные результаты освоения образовательной программы по
изобразительному искусству отражают:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в
том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования
словарями в системе универсальных учебных действий.
1.3. Предметные результаты освоения программы по изобразительному
искусству
Предметные результаты изучения изобразительного искусства обеспечивают:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного
искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале
художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание
красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке
произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных
видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном
конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности,
базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и
пр.).
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
2. Содержание учебного предмета Изобразительное искусство на уровне
начального общего образования
2.1. Содержание учебного предмета
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества:
художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его
условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических
искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе,
человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство
и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в
искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на
примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного
искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ,
Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка
шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли
изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации
его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель,
мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в
искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц,
животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи.
Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в
соответствии с поставленными задачами. Образы природыи человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа.
Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для
создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема,
вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры.
Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для
художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.).
Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного
образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон
— сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков
художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства
и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры
(украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы;
былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления
народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках,
песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве.
Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве
(цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.
д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с
учетом местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве.
Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и
перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше,
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое,
тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный
центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции.
Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов.
Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа.
Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения.
Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные,
острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и
художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы,
человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в
пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные
формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его
характере. Силуэт.
Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема.
Выразительность объемных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.).
Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи
и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль
ритма в декоративно-прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений,
различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в
разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных
географических широт. Использование различных художественных материалов и средств
для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда,
норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства,
изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе
в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например,
А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван
Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими
разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или
Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов
мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной
культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в
украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного
искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в
традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной),
отраженные в искусстве. Образ защитникаОтечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах
мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве.
Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих
лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу,
героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение,
презрение.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование
различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых,
удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли
изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации
его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных,
географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере
изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр
натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков,
транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно-творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и
художественно-конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж,
человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом,
линией, цветом, объемом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение
элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла
в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественномконструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции,
пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных
художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной
анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики,
гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина,
глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений
изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
2.2.Воспитательный потенциал предмета Изобразительное искусство на
уровне начального общего образования предполагает следующее:
1.
установление доверительных отношений между учителем и его
учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и
просьб учителя через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на
уроке
информации,
активизацию
их познавательной
деятельности
через
использование
занимательных элементов,
проблемного
вопроса, биографий
х у д о ж н и к о в ,
композиторов,
р е ж и с с е р о в ,
подготовку сообщений из рубрики «Это интересно», «Мир вокруг нас»;
2.
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений через создание специальных тематических проектов, рассчитанных на
различные виды сотрудничества, организация работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией, развитие умения зрительного восприятия, пространственного
мышления, фантазии, умения выражать в отчетливых образах решение творческих задач;
3.
проведение событийных уроков, уроков-экскурсий, которые позволяют
разнообразить формы работы на уроке, повысить мотивацию к и з у ч е н и ю п р е д м е т а
И з о б р а з и т е л ь н о е и с к у с с т в о , позволяет воспитывать любовь к Родине, к
искусству, эстетического отношения к окружающему миру и к искусству, развитие
умения видеть прекрасное всюду и воспитание потребности в этом;
4.
включение в урок интерактивных форм работы: групповая работа,
парная работа, игровую, что позволяет установить доброжелательную обстановку на
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
уроке, позволяет обучающимся в процессе общения не только получать знания, но и
приобретать опыт;
5.
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со всеми участниками образовательного процесса,
принципы учебной дисциплины и самоорганизации через знакомство и в
последующем
соблюдение
«Правил
внутреннего распорядка
обучающихся»,
принятие правил работы в группе, взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся,
воспитание аккуратности, настойчивости в работе;
6.
использование ИКТ технологий обучения, обеспечивающих современные
активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных
приложениях, мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы,
обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.);
7.
использование
технологии
«Портфолио»,
с
целью
развития
самостоятельности, рефлексии и самооценки, планирования деятельности, видения
правильного вектора для дальнейшего развития способностей;
8.
поддержку исследовательской деятельности школьников в рамках
выполнения
проектов
даёт
школьникам
возможность
приобрести навык
самостоятельного
решения
теоретической
проблемы,
навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей
точки зрения (участие в конкурсах, выставках, научно-практических конференциях),
развитие понимания явлений художественной культуры и их роли в жизни общества;
9.
использование визуальных образов (предметно-эстетической среды,
наглядная агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно
производимые видеоролики по темам урока);
10.
сотрудничество педагога и обучающихся на учебном занятии,
позволяющее не только приобретать знания, опыт и навыки, но и обеспечивать переход в
социально значимые виды групповой, парной и самостоятельной деятельности.
Тесная связь обучения и воспитания позволяет создать все условия для развития
в ысоконравственной, творческой всесторонне развитой личности.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отведенных на
изучение каждой темы
3.1 Тематическое планирование
1 класс
№ Тема
Количество часов
п/п
1.
Виды художественной деятельности.
15
2.
Азбука искусства.
8
3.
Значимые темы искусства.
10
4.
Опыт художественно-творческой деятельности.
На каждом уроке
33
Всего
2 класс
№ Тема
п/п
1.
Виды художественной деятельности.
2.
Азбука искусства.
3.
Значимые темы искусства.
4.
Опыт художественно-творческой деятельности.
Всего
3 класс
№ Тема
п/
п
1.
Виды художественной деятельности.
2.
Азбука искусства.
3.
Значимые темы искусства.
4.
Опыт художественно-творческой деятельности.
Всего
4 класс
№ Тема
п/п
1.
2.
3.
4.
Виды художественной деятельности.
Азбука искусства.
Значимые темы искусства.
Опыт художественно-творческой деятельности.
Количество часов
8
17
9
На каждом уроке
34
Количество часов
10
17
7
На каждом уроке
34
Количество часов
8
8
18
На каждом уроке
Всего 34
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
3.2. Поурочное планирование
1 класс
№
Тема урока
Вводный урок. Знакомство с детьми, через игру «Что ты любишь рисовать?».
Создание образа Большого радостного Солнышка.
2. Знакомство с понятием «Изображение». Игра «Что я вижу в детских книгах?»
Создание образа книжного героя.
3. Игра «Что я возьму на урок изобразительного искусства». Создание образа «Принцессы
Кисточки»
4. Знакомство с понятием «Форма». Создание образа осеннего листа, графическими
материалами.
5. «Осенний лес». Создание образа осеннего леса, аппликация из цветной бумаги.
6. Игра «Сравним животных». Знакомство с понятием «Пятно». Создание образа
животного, способом дорисовывания пятна краски. Знакомство с художником –
иллюстратором Е. Чарушиным. Создание иллюстрации к книге «Тюпа, Томка и
сорока» при помощи краски.
7. Знакомство с понятием «Объём». Создание образа зверька из пластилина, способом
вытягивания, вдавливания и скручивания.
8. Знакомство с понятием «Линия». Создание образа дерева с запутанными ветками при
помощи графических материалов.
9. «Линия рассказчица». Создание картины о любимом занятии своей семьи при помощи
линий, выполненных графическими материалами.
10. Знакомство с понятием «Цвет». Создание при помощи красок образа
разноцветного ковра.
11. Урок-беседа по произведениям В. Ван Гог «Подсолнухи» и М. Врубеля «ЦаревнаЛебедь».
12. Знакомство с понятием «Декоративно-прикладное искусство», источник вдохновения
1.
для декоративных образов – природа. Создание образа волшебного цветка при помощи
краски.
13. «Бабачки-красавицы». Создание декоративного образа бабочки графическими
материалами.
14. «Красивые рыбы». Создание образа рыбы в технике монотипия при помощи
акварельных красок и цветных ручек.
15. «Волшебные птицы». Создание образа птицы из цветной бумаги в технике объёмной
аппликации.
16. Знакомство с понятием «Орнамент». Выполнение орнамента в полосе при помощи
цветной бумаги.
17. «Яркий Новый год». Создание объемной ёлочной игрушки из картона и цветной
бумаги.
18. Знакомство с понятием «Постройка». Создание образа дома в технике печати при
помощи краски, на цветном картоне.
19. «Жилище сказочного героя». Создание образа домика для сказочного героя, любыми
материалами.
20. «Дом, который построил «Я». Создание образа дома из буквы или из предмета.
21. «Классный город». Коллективная работа. Строительство объёмных здание из любых
материалов.
22. «Забавный зоопарк». Построение изображений зверей из разных форм, работа с цветной
бумагой с последующей прорисовкой деталей.
23. «Удобная сумочка для мелочей». Выполнение из цветной бумаги сумки-пакета.
24. «Удобная сумочка для мелочей». Украшение сумки-пакета аппликацией.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
«Прогулка по городу». Создание коллективного панно из любых материалов.
«Праздник птиц». Создание объёмного образа птицы из цветной бумаги.
«Разноцветные жуки». Выполнение из цветной бумаги образа насекомого.
Знакомство с понятием «Коллаж». Создание коллективного коллажа «Сказочная
страна» из любых материалов. Работа над образом построек в стране.
Создание коллективного коллажа «Сказочная страна» из любых материалов. Работа
над образами жителей страны.
«Весна-красна». Создание образа девушки Весны. Постройка образа девушки.
«Весна-красна». Создание образа девушки Весны. Украшение образа девушки.
Урок-беседа по творчеству И. Шишкина
«Здравствуй, Лето». Создание образа летнего дня.
2 класс
№
Тема урока
1.
2.
«Дворец тёплой осени». Три основных цвета. Первичные основы цветоведения.
«Раннее утро». Знакомство с выразительными возможностями белой краски.
Н. Крымов «К весне».
«Буря в лесу». Знакомство с выразительными возможностями чёрной краски.
В. Попков «Церковь в Велогоже».
«Цветной туман». Знакомство с различным эмоциональным звучанием цвета.
А. Куинджи «После дождя».
«Осенний лес». Знакомство с особенностями выразительности материала – пастель.
Э. Дега «Голубые танцовщицы».
«Листопад». Знакомство с особенностями выразительности материалов – восковой
мелок и акварель.
«Волшебный коврик». Знакомство с выразительными возможностями аппликации.
И. Остроухов «Золотая осень».
«Деревья». Знакомство с выразительными возможностями графических материалов.
Работа углём. Г. Верейский «В саду».
«Первый снег». Знакомство с выразительными возможностями графических
материалов. Работа тушью. М. Митурич «Зима».
«Экскурсия в зоопарк». Знакомство с выразительными возможностями пластических
материалов.
Игровая площадка для животных. Знакомство с выразительными возможностями
бумаги. Разнообразие приёмов в работе с бумагой. Конструирование площадки из
различных бумажных элементов.
«Праздничный город». Выразительные возможности различных неожиданных
материалов (бусины, пуговицы, нитки, пластиковые трубочки, фантики).
«Любимое домашнее животное». Создание образа животного. Художники –
анималисты В. Ватагин, Е. Чарушин.
«Фантастическое животное». Создание образа фантастического животного на основе
реального.
«Паутинка в лесу». Изображение тушью паутинки.
«Паутинка – кружево». Выполнение эскиза кружевной салфетки на основе реальных
образов природы.
«Закладка для книги». Создание закладки для книги на основе реальных природных
объектов. К. Маковский «Русская красавица».
«Подводный домик». Подготовка эскиза работы.
«Подводный домик». Конструирование из бумаги подводного мира.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
20. «Сказочный город». Создание образа фантастического города на основе конструкций,
созданных природой.
21. Изображение природы в различных состояниях. В. Васнецов «Алёнушка», Н. Крымов
«Зимой в провинции», И. Левитан «Над вечным покоем», «Золотая осень».
22. «Морской простор», изображение стихии моря в различных состояниях.
П. Синьяк «Марсельский порт», К. Моне «Скалы в Бель-Иль».
23. Изображение характера и настроения животных. Художники – анималисты В. Ватагин,
Е. Чарушин.
24. Изображение характера человека через сочетания разных цветов.
25. Образ человека в скульптуре. В. Мухина «Ветер», О. Эльдаров «Четыре цвета времени».
26. «Кокошник». Человек и его украшения. Передача характера и намерений человека через
украшения.
27. Дом для сказочного героя. Создание образа здания, имеющего черты своего жильца.
М. Врубель «Богатырь».
28. «Букет цветов». Изображение букета составленного из теплых и холодных оттенков
цветов.
29. «Весенняя земля». Понятие «тихие» и «звонкие» цвета. Создание образа
пробуждающейся весенней природы при помощи цветных серых оттенков.
А. Куинджи «Море с парусным кораблём», В. Борисов-Мусатов «Весна».
30. «Весенняя земля». Выразительные особенности ритма линий. Дополнение
композиции рисунком весенних ручейков.
31. «Ласковая веточка». Выразительные особенности различных по характеру линии.
32. «Полёт». Выразительные особенности ритма и движения пятна в изображении.
А. Рылов «В голубом просторе».
33. «Весёлые птицы». Выразительные особенности пропорциональных соотношений в
изображениях. Создание образа птицы с разными пропорциональными соотношениями.
34. «Весна. Шум птиц». Выполнение коллективной работы, с использованием
разных выразительных возможностей и материалов.
3 класс
№
Тема урока
1.
Знакомство с народными игрушечными промыслами. Изображение игрушки по
мотиву народных игрушечных промыслов.
Изготовление предмета посуды из пластических материалов.
Роспись предмета посуды.
Обои у тебя дома. Повторение понятия «ритм». Создание приёмом «печать» мотива
для обоев.
«Мамин платок». Создание орнамента в квадрате. А. Венецианов «Девушка в платке».
«Открытка». Изготовление открытки в технике аппликации.
«Твои книжки». Художники-иллюстраторы. Разработка детской книжки-малышки с
иллюстрациями.
«Твои книжки». Оформление детской книжки-малышки с иллюстрациями.
Памятники архитектуры. Барма, Постник Храм Василия Блаженного, В. Баженов Дом
Пашкова, Архитектурный комплекс о. Кижи. Карелия.
Эскиз проекта красивого здания из геометрических элементов.
«Мой парк». «Большой дворец», «Большой каскад» Петергоф, «Мамаев курган» г.
Волгоград. Выполнение эскиза тематического парка.
«Ажурные ограды». Выполнение макета ажурной ограды из бумаги.
«Волшебные фонари». Выполнение проекта фонаря из белой бумаги.
«Витрины». Выполнение эскиза витрины магазина.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
«Витрины». Выполнение проекта витрины в технике объёмной аппликации.
«Удивительный транспорт». Создание образа фантастической машины.
«Мой город». Коллективное панно из элементов предыдущих работ.
Образ циркового искусства. Выполнение панно на тему циркового представления.
Образ театрального искусства. Эскиз декораций и героев к выбранному спектаклю.
Образ театрального искусства. Создание коллективного картонного макета спектакля.
Образ кукольного театрального искусства. Выполнение эскиза куклы к кукольному
спектаклю.
Образ кукольного театрального искусства. Выполнение куклы к кукольному
спектаклю.
Роль маски в театральном искусстве. Создание аппликации выразительной и
острохарактерной маски.
Роль афиши для театрального представления. Выполнение афиши для спектакля.
«Праздник в городе». Создание праздничной среды в школе перед спектаклем.
«Школьный карнавал». Организация театрализованного представления с
использованием, сделанных на занятиях атрибутов.
Музей в жизни города. Знакомство с музеями ГТГ, Русский музей, Эрмитаж.
Картина – особый мир. А. Матисс «Красные рыбки», Н. Пуссен «Пейзаж с
Полифемом».
Картина – пейзаж. Основы пейзажной живописи. И. Левитан «Озеро», «Стога», А.
Саврасов «Грачи прилетели», В. Бакшеев «Голубая весна», К. Коро «Порыв ветра».
Картина – потрет. Основы портретной живописи. Создание портрета «Мой друг». В.
Серов «Портрет Мики Морозова», «Портрет О.К. Орловой», С. Боттичелли «Портрет
юноши».
Картина – натюрморт. Натюрморт как рассказ о человеке. Выполнение
натюрморта – рассказа о человеке любой профессии. К. Петров-Водкин
«Скрипка», В. Стожаров «Лён».
Картины исторические и бытовые. Основные правила при составлении
многофигурной композиции. Изображение сцены из своей повседневной жизни. П.
Уччелло «Битва при Сан-Романо», Ж.-Б. Шарден «Молитва пред обедом», З.
Серебрякова «За обедом».
Скульптура в музее и на улице. Лепка фигуры человека или животного (в движении)
для парковой скульптуры. Л. По «Балет», О. Комов «Мальчик с собакой».
Художественная выставка. Организация выставки из детских работ за год.
4 класс
№
Тема урока
1.
Природа в произведениях русской живописи. И. Шишкин «Полдень. В окрестностях
Москвы», «Дебри», И. Левитан «Над вечным покоем», «Берёзовая роща», И. Грабарь
«Февральская лазурь». Изображение российской природы (пейзаж).
Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека.
Конструкция и декор традиционного русского дома – избы. В. Стожаров «Северные
сёла». Выполнение объёмной конструкции избы.
Устройство русского храма. К. Юон «Вид Троицкой лавры». Графическое изображение
деревянного шатрового храма.
Коллективное панно «Деревня».
Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном
искусстве, сказках, песнях. И. Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском
костюме», К. Коровин «Северная идиллия», Б. Кустодиев «Сенокос». Создание образа
человека в традиционном русском костюме.
2.
3.
4.
5.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
Понятие о синтетическом характере народной культуры. Выполнение работы
«Народные праздники». Б. Кустодиев «Праздники в деревне».
Образ древнего русского города. Создание аппликации «Город-крепость». А.
Васнецов «Белокаменный Кремль Дмитрия Донского».
Образ древнего русского собора. К. Коровин. Эскиз декорации к опере М.П.
Мусоргского «Борис Годунов». Изображение древнерусского каменного собора.
Город Русской земли. Выполнение коллективного макета. А. Васнецов
«Новгородский торг».
Образ древнерусского воина – защитника. В. Васнецов «Богатырский скок».
Архитектура
Великого
Новгорода.
Выполнение
графической
зарисовки
Новгородского собора.
Архитектура псковской Земли. Выполнение Графической зарисовки псковского
архитектурного сооружения.
Архитектура Владимира и Суздаля. Выполнение графической зарисовки собора
Владимиро-Суздальского зодчества.
Архитектура Московского Кремля. К. Рабус «Московский Кремль».
Внешний облик и внутреннее убранство русских теремных палат. Эскиз работы «Пир
в теремной палате». В. Васнецов «Палата царя Берендея».
«Пир в теремной палате». Цветовое решение работы. В. Васнецов «Царевна –
лягушка».
Художественная культура Древней Греции. Образ прекрасного человека,
воплотившийся в архитектуре Древней Греции. Храмы Парфенон, Эрехтейон.
Скульптура Древней Греции. Создание образа человека из пластических материалов.
Скульпторы Фидий, Поликлет.
Вазопись Древней Греции. Основные мотивы и сюжеты воплощенные в
чернофигурных
и
краснофигурных
композициях.
Выполнение
эскиза
древнегреческой вазы.
«Олимпийские игры в Древней Греции». Коллективная работа.
Художественная культура Японии. Роль природных условий в характере
традиционной архитектуры и искусства Японии. Выполнение традиционного
японского пейзажа.
Образ человека в искусстве Японии. Создание коллективного панно «Праздник в
Японии».
Образ художественной культуры народов Крайнего Севера. Выполнение эскиза
жилища.
Художественная культура народов гор. Выполнение эскиза предмета быта горных
народов. Е. Лансере «Сакли Дагестана».
Художественная культура кочевых народов. Выполнение эскиза внутреннего убранства
юрты.
Архитектурный образ Среднеазиатского города. Мавзолей в г. Самарканд, минарет в г.
Бухара.
Образ традиционного мусульманского храма. Устройство и декоративное
убранство. Выполнение эскиза храма.
Архитектурный образ Средневекового храма. Устройство и декоративные
особенности храмов Западной Европы. Создание эскиза готического собора.
Образ человека в Средневековье. «Площадь средневекового города». Коллективное
панно.
«Материнство». Икона «Богоматерь Владимирская», Рафаэль «Сикстинская
мадонна», П. Пикассо «Мать и дитя», Е. Сидоркин «Колыбельная», Б. Неменский
«Тишина». Создание образа материнской любви.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
31. «Мудрость старости». Леонардо да Винчи «Автопортрет», Эль Греко «Автопортрет».
Создание портрета близкого пожилого человека.
32. «Сопереживание». П. Пикассо «Старик и мальчик», Рембрандт «Возвращение
блудного сына». Создание работы с драматическим сюжетом.
33. «Герои – защитники». И. Мартос Памятник К. Минину и Д. Пожарскому, О. Роден
скульптура «Граждане Кале». Создание эскиза памятника народному герою.
34. «Юность и надежды». Создание образа юного, беззаботного времени – детства.
Б. Неменский «Юность», В. Тропинин «Портрет сына».
МАОУ СОШ № 208
С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
Подписано цифровой
подписью: МАОУ СОШ №
208 С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
Дата: 2021.09.28 08:41:47
+05'00'
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов