Приложение № 3
к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ № 208 с углубленным
изучением отдельных предметов,
утвержденное приказом № 122/1
от 28.08.2021 г.
Рабочая программа по музыке
1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета Музыка на
уровне основного общего образования
1.1. Личностные результаты освоения программы по музыка:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
1.2.
Метапредметные результаты освоения программы по музыке
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по изобразительному
искусству отражают:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий
в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
1.3. Предметные результаты освоения программы по музыке
Предметные результаты изучения музыки отражают:
1) формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их
общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовнонравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного
культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества,
в развитии мировой культуры;
2) развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и
ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного
отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных
образов;
3) формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкальнотворческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование,
драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое
движение);
4) воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной
информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной
деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
5) расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание
музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира,
классическому и современному музыкальному наследию;
6) овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально
воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной
терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной
грамотой в рамках изучаемого курса.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
2. Содержание учебного предмета Музыка на уровне основного общего
образования
2.1. Содержание учебного предмета
Музыка как вид искусства
Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных
построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и
характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной,
камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки
(двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их
возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов
(лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и
развитие. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в
музыкальном театре. Программная музыка. Многообразие связей музыки с изобразительным
искусством. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и в
изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.
Народное музыкальное творчество
Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа.
Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной
музыки. Музыкальный фольклор народов России. Истоки и интонационное своеобразие,
музыкального фольклора разных стран.
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.
Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой
музыки. Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Обращение
композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке.
Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский,
А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль фольклора в
становлении профессионального музыкального искусства. Духовная музыка русских
композиторов. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической
музыкальной школы.
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.
Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко
(мадригал, мотет, фуга, месса, реквием). И. С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко.
Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Творчество композиторовромантиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф. Шуберт, Э.Григ). Оперный жанр в творчестве
композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской музыки (соната,
симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров
светской музыки.
Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф.
Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, В. Гаврилин) и зарубежных
композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг). Многообразие
стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз: спиричуэл,
блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные
композиторы-песенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной музыке, ее
разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рок-музыка и
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Электронная музыка.
Современные технологии записи и воспроизведения музыки.
Современная музыкальная жизнь
Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы
и фестивали (современной и классической музыки). Наследие выдающихся отечественных
(Ф.И. Шаляпин, Д.А. Хворостовский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей (Э.
Карузо, М. Каллас; Л. Паваротти, М. Кабалье) классической музыки. Современные
выдающиеся композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы. Может ли
современная музыка считаться классической? Классическая музыка в современных обработках.
Значение музыки в жизни человека
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Стиль
как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее роль в
человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов.
Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Перечень музыкальных произведений для использования в обеспечении
образовательных результатов:
1. Русская народная песня в обр. Матвеева «Матушка, матушка, что во поле пыльно»
2. Польская народная песня «Висла»
3. Японская народная песня «Сакура»
4. Ф. Шопен. Этюд до-минор. Революционный. Вальс до-диез минор. Прелюдия ля-мажор.
Этюд ми-мажор.
5. Э. Артемьев. «Мозаика».
6. А. Бородин. Симфония №2, Богатырская. Опера «Князь Игорь» - хор «Улетай на крыльях
ветра», Ария князя Игоря «Ни сна, ни отдыха измученной душе…» хор «Слава»
7. М.И. Глинка «Я помню чудное мгновенье», «Жаворонок». Вальс-фантазия. Романсы
«Венецианская ночь», «Сомнение». Опера «Руслан и Людмила», опера «Жизнь за царя».
8. К. Дебюсси. Лунный свет. «Сирены». Из симфонического цикла «Ноктюрны». Тема сирен.
9. Ж. Бизе. Опера «Кармен» (фрагменты: Увертюра, Хабанера из I д., Сегидилья, Сцена
гадания).
10. Е. Дога. Сонет из к/ф «Зеленая волна»
11. М. Мусоргский. Цикл «Детская» - «Кот Матрос». Цикл «Картинки с выставки» - «Гном»,
«Старый замок», «Балет невылупившихся птенцов»
12. С. Прокофьев. Балет «Золушка» «Вальс», Вариация Феи зимы»
13. М. Равель. Игра воды
14. Н. Римский-Корсаков опера «Снегурочка» Ария Снегурочки «С подружками по ягоду
ходить». Опера «Сказка о царе Салтане» - Три чуда. Полет шмеля. Сюита «Шахерезада», тема
Шахерезады. Восточный танец, опера «Садко», «Пляска златоперых и сереброчешуйных
рыбок»
15. К. Сен-Санс «Карнавал животных» «Королевский выход льва», «Лебедь» «Антилопы»,
«Золотые рыбки».
16. П. Чайковский. Времена года. Октябрь. Осенняя песнь. Ноябрь. На тройке. Апрель.
Подснежник. Балет «Щелкунчик» Па де де, Па де труа. Танец пастушков. Танец феи Драже.
Марш. Симфония №4. Финал («Во поле береза стояла» Вариации), Концерт №1 для фортепиано
с оркестром, 1 часть., финал, «Отче наш».
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
17. В.А. Моцарт Реквием, Lacrimosa. Да будет мир. Маленькая ночная серенада. Симфония
№40.
18. И.С. Бах органная прелюдия фа минор. «Я взываю к тебе, Господи». ХТК, Прелюдия домажор. Оркестровая сюита №2. Скерцо («Шутка»). Органная токката и фуга ре-минор.
Органная прелюдия и фуга ля-минор.
19. Л.В. Бетховен. Симфония 6, Пасторальная, 4 часть, Гроза, Буря. Симфония №5. 1 часть.
Симфония №9, Хоральная, 4 часть, «Ода к радости». Соната №17, финал. Соната №14, 1, 2, 3
часть. «К Элизе». «Весело-грустно».
20. Дж. Россини - Неаполитанская тарантелла.
21. В. Салманов. Увели нашу подружку. Хоровой концерт «Лебедушка»
22. Louis Armstrong - Let My People Go
23. Т. Альбиони. Адажио.
24. Колокола. Звучание.
25. Риккардо Коччанте Мюзикл «Notre dame de Paris» «Belle», «Пришла пора соборов
Кафедральных», Сцена в тюрьме, «Пой мне, Эсмеральда».
26. А. Вивальди. Цикл «Времена года». Лето, Зима.
27. Г. Свиридов. Оркестровая сюита «Время, вперед!», «Поет зима…» из «Поэмы памяти
Сергея Есенина».
28. Ф. Шуберт «Лесной царь»
29. М. Таривердиев – «Песня о далекой Родине»
30. Е. Мартынов «Лебединая верность»
31. А. Пахмутова «До свиданья, Москва!», «Герои спорта»
32. Перси Мэйфилд, «Hit the road, Jack», исп. Рэй Чарльз.
33. Д. Уилльямс. Музыка из к/ф «Список Шиндлера»
34. В. Цой. Звезда, по имени солнце.
35. А. Онеггер «Пасифик 231»
36. Шостакович. Симфония №7. Ленинградская. Тема нашествия.
37. Дж. Гершвин. Опера «Порги и Бесс» Колыбельная Клары «Summertime», «Это мой путь»,
Ария Спортинга Лайфа о Нью-Йорке. Дуэт Порги и Бесс «Теперь ты моя, Бесс»
38. The Beatles «Can`t buy me love». «Yesterday»
39. Queen «Bohemian Rhapsody», «We are the Champions»
40. Арнольд Шёнберг. Концерт для чтеца, хора и оркестра «Уцелевший из Варшавы»
41. Б. Окуджава. «Музыкант»
42. С. Никитин «Брич-Мулла». «Александра» «Я леплю из пластилина» «Собака бывает
кусачей».
43. Р. Вагнер. Опера «Валькирия». Полет Валькирий.
44. Звучание инструментов: Варган. Гусли.
45. В. Высоцкий. Песня о друге. Я не люблю.
46. В. Гаврилин. Хоровая симфония-действо «Перезвоны». Воскресенье.
47. Горловое пение северных народов.
48. Знаменный распев. Тропарь Святой Троице.
49. Е. Крылатов «Крылатые качели», «Прекрасное далеко», «Это знает всякий»
50. А. Рыбников. Рок-опера «Юнона и Авось» Романс морских офицеров. Ария Богородицы. Я
тебя никогда не забуду. Белый шиповник. Аллилуйя.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
51. П. Г. Чесноков «Приидите, ублажим Иосифа»
52. А. Варламов. «Горные вершины» (сл. М. Лермонтова). «Красный сарафан» (сл. Г.
Цыганова).
53. Э. Григ. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (Песня Сольвейг, «Смерть Озе»). Соната
для виолончели и фортепиано» (Ι часть).
54. А. Гурилев. «Домик-крошечка» (сл. С. Любецкого). «Вьется ласточка сизокрылая» (сл. Н.
Грекова). «Колокольчик» (сл. И. Макарова).
55. Знаменный распев «Тропарь на Святую Троицу»
56. Д. Каччини. «Ave Maria».
57. Мадригалы эпохи Возрождения
58. Дж. Перголези «Stabatmater» (фрагменты по выбору учителя).
59. М. Равель. «Болеро», «Игра воды»
60. С. Рахманинов. Концерт № 2 для ф-но с оркестром (Ι часть). Концерт № 3 для ф-но с
оркестром (Ι часть). «Вокализ». Романс «Весенние воды» (сл. Ф. Тютчева). Романс «Сирень»
(сл. Е. Бекетовой). Прелюдии (№12, до диез минор, соль минор, соль диез минор)
61. И. Стравинский. Балет «Петрушка» «Русская». Сюита № 2 для оркестра. Балет «Жар
Птица», балет «Весна священная» «Поцелуй земли», «Весенние гадания», «Пляски щеголих»,
«Великая священная пляска»
62. И. Штраус. «Полька-пиццикато». Вальс из оперетты «Летучая мышь». Вальс «Сказки
венского леса»
63. Ф. Шуберт. Вокальный цикл на ст. В. Мюллера «Прекрасная мельничиха» («В путь»).
«Лесной царь» (ст. И. Гете). «AveMaria» (сл. В. Скотта). «Серенада». «Шарманщик»
64. Д. Эллингтон. «Караван».
65. Звуки природы.
66. М. Таривердиев, С. Добронравов «Маленький принц»
67. В. Баснер, ст. М. Маустовского «С чего начинается Родина?»
68. Украинская народная песня «Веснянка».
69. Н. Паганини. Каприс №24
70. Русская народная плясовая «Камаринская»
71. Е. Крылатов «Крылатые качели», «Прекрасное далеко», «Ложкой снег мешая»
2.2. Воспитательный потенциал предмета музыка на уровне основного
общего образования предполагает следующее:
установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя
через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных
элементов,
проблемного
вопроса, биографий композиторов, артистов,
подготовку
сообщений из рубрики «Это интересно», «Музыка вокруг нас»;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений
через создание специальных тематических проектов, рассчитанных на различные виды
сотрудничества, организация работы с получаемой на уроке социально значимой информацией,
развитие умения зрительного восприятия, пространственного мышления, фантазии, умения
выражать в отчетливых образах решение творческих задач;
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
проведение событийных уроков, уроков-экскурсий, которые позволяют разнообразить
формы работы на уроке, повысить мотивацию к изучению предмета Изобразительное искусство,
позволяет воспитывать любовь к Родине, к искусству, эстетического отношения к окружающему
миру и к искусству, развитие умения видеть прекрасное всюду и воспитание потребности в
этом;
включение в урок интерактивных форм работы: групповая работа, парная работа,
игровую, что позволяет установить доброжелательную обстановку на уроке, позволяет
обучающимся в процессе общения не только получать знания, но и приобретать опыт;
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение
«Правил внутреннего распорядка
обучающихся»,
принятие
правил
работы
в
группе, взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся, воспитание аккуратности,
настойчивости в работе;
использование ИКТ технологий обучения, обеспечивающих современные активности
обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных приложениях,
мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы, обучающие сайты,
уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.);
использование технологии «Портфолио», с целью развития самостоятельности,
рефлексии и самооценки, планирования деятельности, видения правильного вектора для
дальнейшего развития способностей;
поддержку исследовательской деятельности школьников в рамках выполнения
проектов даёт школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным
в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения (участие в конкурсах, выставках,
научно-практических конференциях), развитие понимания явлений художественной культуры и
их роли в жизни общества;
использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная
агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые
видеоролики по темам урока);
сотрудничество педагога и обучающихся на учебном занятии, позволяющее не только
приобретать знания, опыт и навыки, но и обеспечивать переход в социально значимые виды
групповой, парной и самостоятельной деятельности. Тесная связь обучения и воспитания
позволяет создать все условия
для
развития в ысоконравственной,
творческой
всесторонне развитой личности.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отведенных на
изучение каждой темы
3.1. Тематическое планирование
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Модуль (тема)
Музыка как вид искусства
Народное музыкальное творчество
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа
XIX-ХХ вв.
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа
XIХ-XХ вв.
Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.
Современная музыкальная жизнь
Значение музыки в жизни человека
Общее количество часов:
Количество часов
5
6
7
15
18
13
4
1
1
10
4
5
8
5
2
3
3
2
34
11
5
2
34
7
1
2
34
10
7
5
34
3.2. Поурочное планирование
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
5 класс
Тема урока
Музыка рассказывает обо всем. Искусство музыки. Искусство понимать музыку. Е.
Дога. Сонет из к/ф «Зеленая волна»
Истоки. Истоки музыкального искусства. Связь музыки с окружающим миром. Звуки
природы
Искусство открывает мир. Значение искусства в жизни человека. М. Таривердиев
«Маленький принц»
Искусства различны, тема едина. Общие темы произведений музыкального и
художественного искусства. П.И. Чайковский. Цикл «Времена года». Октябрь. Осенняя
песнь.
Два великих начала искусства. Взаимосвязь музыки и слова. Вокальные жанры. М.
Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье»
«Стань музыкою, слово!» Музыкальная интонация. Выразительность слова. В.А.
Моцарт. Симфония №40. П.И. Чайковский. Концерт №1 для фортепиано с оркестром.
Финал. Украинская народная песня «Веснянка».
Музыка «дружит» не только с поэзией. Связь музыки и литературы. М. Мусоргский.
Цикл «Детская» Кот Матрос.
Обобщающий урок. Музыкальная викторина.
Песня – верный спутник человека. Роль песни в жизни человека. В. Баснер. «С чего
начинается Родина?»
Мир русской песни. Отражение жизни в русской народной песне. Русская народная
песня «Ах, ты, степь широкая…»
Песни народов мира. Польская народная песня «Висла», японская народная песня
«Сакура»
Романса трепетные звуки. Черты и содержание русского романса. М. Глинка.
Жаворонок. Гурилев «Вьется ласточка»
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Мир человеческих чувств. Единство природы и человеческой души. Русская народная
песня «Ах, ты, степь широкая»
Народная хоровая музыка. Русская народная песня «Есть на Волге утес»
Хоровая музыка в храме. Чайковский «Отче наш»
Что может изображать хоровая музыка. Художественные возможности хоровой
музыки. Г. Свиридов. «Поет зима…» из «Поэмы памяти Сергея Есенина».
Самый значительный жанр вокальной музыки. Жанр оперы. А. Бородин. Опера
«Князь Игорь» - хор «Улетай на крыльях ветра»
Из чего состоит опера. Глинка. Опера «Иван Сусанин» или «Жизнь за царя». Ария Ивана
Сусанина «Ты взойдешь, моя заря…»
Единство музыки и танца. Жанр балета. Чайковский. Балет «Щелкунчик». Танец феи
Драже.
«Русские сезоны» в Париже. Гастроли русской оперы и балета в 1908 и 1909 годах. И.
Стравинский. Балет «Петрушка». «Русская».
Музыкальность слова. Музыкальное звучание поэзии.
Музыкальные сюжеты в литературе.
Живописность искусства. Образы живописи в музыке. С. Прокофьев. Балет «Золушка»
Вариация Феи зимы»
Музыка – сестра живописи. Рельеф и фон в музыкальном произведении. П.
Чайковский. Первый фортепианный концерт, 1 часть.
Может ли музыка выразить характер человека. Музыкальный портрет. Мусоргский.
«Картинки с выставки». Гном.
Образы природы в творчестве музыкантов. Чайковский. Времена года. Апрель.
Подснежник.
Пейзаж в музыке. И. Стравинский. Весна Священная. «Поцелуй Земли», «Весенние
гадания»
«Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов.
Композиторы-импрессионисты К. Дебюсси и М. Равель. К. Дебюсси «Лунный свет», М.
Равель «Игра воды».
Волшебная красочность музыкальных сказок. Роль сказки в музыке. РимскийКорсаков, опера «Садко», «Пляска златоперых и сереброчешуйных рыбок»
Сказочные герои в музыке. И. Стравинский. Балет «Жар-птица» Заколдованный сад
Кащея.
Тема богатырей в музыке. А. Бородин. Вторая («Богатырская») симфония. 1 часть.
Что такое музыкальность в живописи.
«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия» Воплощение высоких начал в
живописи и музыке. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром №1, 1 часть.
Музыкальная викторина. Обобщающий урок.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
6 класс
№
Модуль (тема)
1
Музыка души. Воздействие музыки на душу человека. В. Салманов. Хоровой концерт
«Лебедушка» «Увели нашу подружку»
2
Наш вечный спутник. Музыка – вечный спутник в жизни человека. Русская народная
песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно?»
3
Искусство и фантазия. Реальность и фантазия в искусстве. Глинка. Вальс-фантазия
4
Искусство – память человечества. Память веков, дошедшая до наших дней. М.
Мусоргский. Картинки с выставки «Старый замок»
5
В чем сила музыки. Всеобщее воздействие музыки. Музыкальный мир чувств.
6
Волшебная сила музыки. Порыв и созерцание. К. Дебюсси «Сирены». Из
симфонического цикла «Ноктюрны». Тема сирен.
7
Музыка объединяет людей. Идея человечества. Могущество добра. Л. Бетховен.
Симфония №9. «Ода к радости»
8
Музыкальная викторина.
9
Единство музыкального произведения. Средства музыкальной выразительности.
10
Вначале был ритм. Ритм, как первооснова жизни. Штраус. Вальс «Сказки венского
леса»
11
О чем рассказывает музыкальный ритм. Разнообразие музыкальных ритмов. Ф.
Шопен. Вальс до-диез минор
12
Музыкальный размер. Жанры Мазурка и Полонез. Шопен. Мазурка си-бемоль
мажор. Полонез ля-мажор.
13
Диалог метра и ритма. Метр. Ритмический рисунок. Л. Бетховен. Симфония №5, 1
часть.
14
От адажио к престо. Музыкальные темпы. И. Бах. Органная прелюдия «Я взываю к
тебе, Господи».
15
Разнообразие музыкальных темпов. Д. Россини «Неаполитанская тарантелла»
16
Мелодия – душа музыки. Выразительность мелодии. Шуберт «Серенада»
17
Мелодией одной звучат печаль и радость. Разнообразие музыкальных интонаций. В.
Моцарт. Реквием «Lacrimosa»
18
Мелодия «угадывает» нас самих. Воздействие и сила музыкальной интонации.
П.Чайковский. балет «Щелкунчик» Па-де-де.
19
Что такое гармония в музыке. И.С. Бах Прелюдия до-мажор
20
Два начала гармонии. Мажор и минор. Моцарт. Симфония №40. 1 часть
21
Как могут проявляться выразительные возможности гармонии. Ж. Бизе. Опера
«Кармен». Увертюра. Хабанера.
22
Красочность музыкальной гармонии. Гармония и дисгармония. Музыкальные
интервалы. Мусоргский. Картинки с выставки. «Балет невылупившихся птенцов»
23
Мир образов полифонической музыки. Бах. Прелюдия и фуга ля-минор
24
Пространство фактуры. Музыкальная фактура и содержание произведения.
Рахманинов «Весенние воды»
25
Выдающиеся шедевры полифонической музыки. И.С. Бах
Фуга до-минор. ХТК (1т)
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Урок-концерт
Музыкальная викторина. Обобщение тем четверти.
Тембры – музыкальные краски. Музыкальный тембр. Н. Римский-Корсаков опера
«Сказка о царе Салтане» «Полет шмеля».
Соло и тутти. Н. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане» «Три чуда»
Разнообразие музыкальных тембров. С. Рахманинов «Вокализ», И.С. Бах «Шутка» из
оркестровой сюиты №2
Громкость и тишина в музыке. Музыкальная динамика. Бетховен. Симфония №6. Гроза.
Буря.
Тонкая палитра оттенков. Динамические оттенки. К. Дебюсси «Лунный свет»
По законам красоты. Тайна музыки. Умение слышать музыку. К. Сен-Санс «Карнавал
животных»
Обобщающий урок.
7 класс
№
Модуль (тема)
О единстве содержания и формы в художественном произведении. Вивальди. Цикл
«Времена года». Лето. Гроза.
1
Музыку трудно объяснить словами. Программная и непрограммная музыка. Ф.
2
Шопен. Этюд ми-мажор.
3
Что такое музыкальное содержание. Л. Бетховен. Соната №14, 1 часть, «Лунная»
4
В чем состоит сущность музыкального содержания. Т. Альбинони. Адажио.
Музыка, которую можно объяснить словами. Программная и непрограммная
5
музыка. Вивальди. Времена года. Зима.
Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского. Чайковский. Цикл «Времена года».
6
Ноябрь. На тройке.
7
Восточная тема у Н. Римского-Корсакова: «Шехеразада». Римский-Корсаков.
Сюита «Шехеразада». Тема Шехеразады. Восточный танец.
8
Музыкальная викторина. Обобщающий урок.
9
Лирические образы в музыке. Рахманинов. Прелюдия №12
10
Драматические образы в музыке. Шуберт. Лесной царь.
Эпические образы в музыке Бородин. Князь Игорь. Ни сна, ни отдыха измученной
11
душе…»
Память жанра. О сохранении черт музыкальных жанров в классических
12
произведениях. П. Чайковский. Симфония №4, 4 часть
13
Такие разные песни. А. Бородин Хор «Слава»
14
Такие разные танцы. М. Глинка Опера «Жизнь за царя» Мазурка.
15
Такие разные марши. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик»
16
«Сюжеты» и «герои» музыкального произведения.
Художественная форма – это ставшее зримым содержание. Единство содержания и
17
формы. Шуберт. Шарманщик. Цикл «Зимний путь»
18
Композиция и драматургия музыкального произведения. В. Моцарт. Свадьба
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Фигаро. Увертюра.
Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах. Форма периода. Ф. Шопен. Прелюдия
Ля-мажор.
О роли повторов в музыкальной форме
Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь». Двухчастная форма.
Глинка. Венецианская ночь.
Трехчастная форма в музыке. Глинка «Я здесь, Инезилья»
Многомерность образа. Форма рондо. Моцарт. Туреций марш.
Вариации. Н. Паганини. Каприс №24
Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской симфонии» Д.
Шостаковича. Шостакович. Симфония №7. Ленинградская. Тема нашествия.
Г. Свиридов. «Время, вперед!» Свиридов. Орестровая сюита «Время, вперед!»
Мюзикл. Любовь – вечная тема в искусстве. Р. Коччанте. «Собор парижской
Богоматери», фрагменты.
Джаз. Голос, который живет в сердце. П. Мэйфилд, «Hit the road, Jack», исп. Рэй
Чарльз.
Рок-музыка. В. Цой «Звезда по имени солнце», Queen «Bohemian Rhapsody», «We are
the Champions»
Музыка мирового кино. Д. Уильямс. Списо Шиндлера
А. Пахмутова. Женщина, которую поют. «До свиданья, Москва», «Герои спорта»
Музыкальная викторина
Обобщающий урок
Урок-концерт
8 класс
№
Модуль (тема)
Музыка «старая» и «новая». Традиция и современность в музыке. И.С. Бах. Токката
1
и фуга ре-минор
Живая сила традиций. Память прошлого. И.С. Бах. Токката и фуга ре-минор в совр.
2
обработке.
Бессмертные звуки «Лунной сонаты»
3
Творчество Л.В. Бетховена. Бетховен. Соната № 14 «Лунная»
Искусство начинается с мифа. Сказочно-мифологические темы в музыке. Р. Вагнер
4
«Полет Валькирий из оп. «Валькирия»
Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» Н.
Римский-Корсаков опера «Снегурочка» Ария Снегурочки «С подружками по ягоду
5
ходить».
Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского И. Стравинский, балет
6
«Весна священная» «Пляски щеголих», «Великая священная пляска»
7
Новые краски музыки XX века. Авангард. А. Шенберг «Уцелевший из Варшавы»
8
Заключительный урок по теме: «О традиции в музыке» Музыкальная викторина.
9
Образы радости в музыке. Русская народная плясовая «Камаринская»
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
10
11
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
31
32
33
34
Мир духовной музыки. Русская духовная музыка. П.Чесноков «Приидите, ублажим
Иосифа…» «Знаменный распев»
Зарубежная духовная музыка. Дж. Перголези «Stabatmater», Мадригалы эпохи
Возрождения
Колокольный звон на Руси. Колокола. Звучание.
В. Гаврилин. «Перезвоны» В. Гаврилин. Перезвоны. Воскресенье
Великие русские исполнители XX. Ф.И. Шаляпин, Д.А. Хворостовский, Д.Л. Мацуев
Великие зарубежные исполнители XX века. Э. Карузо, М. Каллас; Л. Паваротти,
М. Кабалье
Выдающиеся современные композиторы, вокальные исполнители и
инструментальные коллективы. А. Рыбников, Э Артемьев, Д. Эллингтон, Р. Паулс,
И. Крутой.
Музыкальная викторина
Музыка и математика. Шопен. Прелюдия ля-мажор
Символизм в музыке. И.С. Бах. Полифонические произведения
Д. Гершвин - Основоположник американской национальной классики XX века.
Опера «Порги и Бесс». Дж. Гершвин. Опера «Порги и Бесс» Колыбельная Клары
«Summertime», Дуэт Порги и Бесс «Теперь ты моя, Бесс»
Первая Американская национальная опера. Дж. Гершвин. Опера «Порги и Бесс».
Ария Спортинга Лайфа о Нью-Йорке, Ария Порги «Это мой путь»
В. Высоцкий. Поэзия под гитару. Высоцкий «Я не люблю», «Песня о друге»
Музыкальная культура северных народов. Варган. Звучание. Горловое пение.
Рок-опера «Юнона и Авось» А. Рыбников. Рок-опера «Юнона и Авось» Романс
морских офицеров. Ария Пречистой Девы. Белый шиповник. Аллилуйя.
Ливерпульская четверка. The Beatles «Can`t buy me love». «Yesterday»
Музыка в театре и кино. Сергей Никитин. С. Никитин «Брич-Мулла». «Александра»
«Я леплю из пластилина» «Собака бывает кусачей».
Евгений Крылатов. Песни, знакомые всем. Е. Крылатов «Крылатые качели»,
«Прекрасное далеко», «Колыбельная Умки»
Рок-музыка, герой рок-песни. Queen «Bohemian Rhapsody», «We are the Champions»
В. Цой «Звезда по имени солнце»
Как мы понимаем современность. А. Онеггер «Пасифик 231»
Виды музыки в современном мире. Поп, металл.
Виды музыки в современном мире. Техно, рэп, хаус.
Стилевые взаимодействия
Искусство – зеркало жизни
Музыкальная викторина
Обобщающий урок
Урок-концерт
МАОУ СОШ № 208
С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
Подписано цифровой
подписью: МАОУ СОШ
№ 208 С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
Дата: 2021.09.25
18:32:11 +05'00'
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов