Рабочая программа по учебному предмету Русский язык (базовый уровень СОО) (10-11 класс)

Приложение № 3
к основной образовательной программе
среднего общего образования
МАОУ СОШ № 208 с углубленным
изучением отдельных предметов,
утвержденное приказом № 122/2
от 28.08.2021 г.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Русский язык
(базовый уровень) на уровне среднего общего образования
1.1.

Личностные результаты освоения программы по русскому языку:

Личностные результаты освоения образовательной программы по русскому языку
отражают:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.

1.2. Метапредметные результаты освоения программы по русскому языку:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать
все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.

1.3. Предметные результаты освоения программы по русскому языку
Предметные результаты изучения русского языка отражают:
1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о
них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной
речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов,
сочинений различных жанров;
5) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях
русского языка;
6) способность составлять развернутое аргументированное устное и письменное
высказывание;
7) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

2. Содержание учебного предмета «Русский язык» (базовый уровень) на
уровне среднего общего образования
2.1.Содержание учебного предмета
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней
языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской
Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении.
Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в
русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат
взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.
Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты.
Речь. Речевое общение
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение,
письмо.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации
речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и
диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических
высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах
общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях
общения, ситуациях межкультурного общения.
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической
дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой,
публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности
современного русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые
средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официальноделового стилей.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия,
выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, отзыв и
др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей,
разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды сочинений. Совершенствование
умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и
жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка
художественной литературы от других разновидностей современного русского языка.
Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от
коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с
точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи:
нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность,
уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и
эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью.

Культура видов речевой деятельности - чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели,
поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности
речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
Культура разговорной речи.
Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм русского литературного
языка: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические
(морфологические и синтаксические), стилистические. Орфографические нормы,
пунктуационные нормы.
Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования
языковых средств в речевом высказывании.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники;
их использование.

2.2. Воспитательный потенциал предмета Русский язык на уровне среднего
общего образования предполагает следующее:
 Установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя
через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных
элементов, проблемного вопроса, биографии поэтов, писателей, подготовку сообщений
из рубрики «Это интересно», «Мир вокруг нас».
 Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений через создание специальных тематических проектов, рассчитанных на различные
виды сотрудничества, организация работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией.
 Проведение событийных уроков, уроков-экскурсий, которые позволяют
разнообразить формы работы на уроке, повысить мотивацию к изучаемому предмету,
позволяет воспитывать любовь к Родине, науке и искусству.
 Включение в урок интерактивных форм работы: групповая работа, парная
работа, игровую, что позволяет установить доброжелательную обстановку на уроке,
позволяет обучающимся в процессе общения не только получать знания, но и приобретать
опыт.
 Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение
«Правил внутреннего распорядка
обучающихся»,
принятие
правил
работы
в
группе, взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;
 Использование ИКТ технологий обучения, обеспечивающих современные
активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты
в
электронных
приложениях, мультимедийные презентации, онлайн - диктанты, научно-популярные
передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.)
 Использование технологии «Портфолио», с целью развития самостоятельности,
рефлексии и самооценки, планирования деятельности, видения правильного вектора для
дальнейшего развития способностей.
 Применение в рамках урока методики «смыслового чтения текста», позволяет не
только повысить результаты предметных результатов, но и усилить воспитательный потенциал
урокачерез полное осмысление прочитанного текста и последующее его обсуждение.
 Поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках выполнения

проектов
даст
школьникам
возможность
приобрести навык
самостоятельного
решения теоретической проблемы, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения (участие в конкурсах,
выставках, соревнованиях, научно-практических конференциях).
 Использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная
агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые
видеоролики по темам урока).

Сотрудничество педагога и обучающихся на учебном занятии позволяет не только
приобретать знания, опыт и навыки, но и обеспечивать переход в социально значимые
виды групповой, парной и самостоятельной деятельности. Тесная связь обучения и
воспитания позволяет создать все условия
для
развития
высоконравственной,
творческой всесторонне развитой личности.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отведенных
на изучение каждой темы
10 класс
№
1.
2.

3.
4.

5.
6.

7.

8.
9.
10.
11.
12.

13.
14.

15.

16.

17.
18.

Тема урока
Общие сведения о языке
Языки государственные, мировые, межнационального общения. Основные социальные
функции русского языка.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации. Федеральный закон «О
государственном языке Российской Федерации», закон «О языках народов России».
Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык как средство
межнационального общения.
Литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные
разновидности, жаргон, арго.
Язык и речь. Культура речи. Язык
Система языка, ее устройство, функционирование; единицы и уровни языка, их связи и
отношения. Синонимия в системе языка.
Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
Качества хорошей речи: коммуникативная целесообразность, уместность, точность,
ясность, выразительность речи. Речевой этикет.
Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические
(произносительные и акцентологические), лексические, грамматические
(морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного
языка.
Фонетический уровень языка. Основные единицы фонетики. Изобразительновыразительные средства фонетики. Звук и смысл. Смысловая функция звукописи.
Звуковые повторы (ассонанс, аллитерация).
Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы современного
русского литературного языка. Типичные ошибки в произношении слов.
Морфемный уровень языка. Основные единицы морфемики.
Словообразовательный уровень языка. Основные единицы словообразования.
Образование слов русского языка и речевая культура. Активные способы образования
слов в русском языке (аббревиация, сложение и др.). Типичные ошибки в образовании
слов.
Изобразительно-выразительные
средства
морфемики
и
словообразования.
Морфемный повтор. Создание оценочных значений средствами словообразования.
Лексический уровень языка. Основные единицы лексикологии. Лексическое значение
слова. Сочетаемость слов. Паронимы. Неологизмы (языковые, индивидуальноавторские).
Изобразительно-выразительные средства лексики. Синонимы (семантические,
стилистические, семантико-стилистические). Антонимы. Омонимы. Тропы (эпитет,
метафора, олицетворение, гипербола, литота, метонимия, синекдоха, сравнение,
оксюморон, ирония).
Лексические нормы. Типичные речевые ошибки. Ошибки в употреблении слова.
Нарушение лексической сочетаемости слов. Тавтология. Плеоназм. Речевые ошибки
при употреблении иноязычных слов в речи.
Русская фразеология. Крылатые слова в речи. Перифраза. Типичные речевые ошибки
при употреблении фразеологизмов в речи.
Морфологический уровень языка. Основные единицы морфологии. Изобразительновыразительные средства морфологии. Экспрессивное употребление частей речи в

тексте.
19. Нормы формообразования самостоятельных частей речи Типичные грамматические
ошибки при употреблении самостоятельных и служебных частей речи.
20. Разделы современной русской орфографии и основные принципы написания:
правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные написания; употребление
прописных и строчных букв; правила переноса слов; правила графического
сокращения слов.
21. Контрольная работа № 1
22. Синтаксический уровень языка. Основные единицы синтаксиса. Синтаксическая
синонимия.
23. Изобразительные средства синтаксиса. Языковые средства (экспрессивные
синтаксические конструкции в тексте). Приёмы (синтаксический параллелизм;
парцелляция, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический
повтор, анафора, эпифора, антитеза, противопоставление). Фигуры речи
(риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение;
многосоюзие, бессоюзие)
24. Нормы управления и согласования. Нормы согласования подлежащего и сказуемого,
сказуемого и однородных подлежащих. Согласование по смыслу. Нормы
предложного и беспредложного управления. Нормы, регулирующие полное и
неполное согласование. Нормы управления при однородных членах.
25. Нормы построения предложений с однородными членами, связанными парными
союзами; с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом; с
обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Нормы
построения предложения с несколькими придаточными. Типичные грамматические
ошибки при построении словосочетания, простого и сложного предложений.
26. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: знаки
препинания в конце предложений; знаки препинания внутри простого предложения;
знаки препинания между частями сложного предложения; знаки препинания при
передаче чужой речи; знаки препинания в связном тексте.
27. Контрольная работа № 2
Речь. Речевое общение. Текст
28. Речевая деятельность. Виды речевой деятельности, их особенности. Культура чтения,
аудирования, говорения и письма.
29. Речевое общение. Виды, сферы и ситуации речевого общения. Общение как одна из
главных потребностей человека. Роль общения в жизни человека. Виды речевого
общения: устное и письменное, официальное и неофициальное, публичное и
непубличное. Особенности диалогической речи. Диалог в различных сферах общения
и его разновидности.
30. Дискуссионная речь. Особенности монологической речи в различных сферах
общения. Разновидности монологической речи. Элементы речевого общения:
адресант, адресат, речевое событие (речевой акт), средства речевого взаимодействия,
предмет речи. Основные сферы речевого общения. Речевая ситуация и ее
компоненты.
31. Текст, виды его преобразования. Информативность текста. Фактуальная,
концептуальная, подтекстовая информация. Информационно-смысловая переработка
текстов. Преобразование текста в зависимости от коммуникативной задачи.
32. План. Тезисы. Конспект. Реферат. Аннотация. Оценка текста. Рецензия.
33. Приемы совершенствования и редактирования текстов. Типы ошибок и способы их
устранения.
34. Итоговый урок

11 класс
№
1.

2.

3.
4.
5.

6.
7.

8.
9.
10.
11.
12.
13.

14.

15.
16.
17.
18.

19.

20.
21.

Тема урока
Общие сведения о языке
Язык как особая система знаков; ее место среди других знаковых систем. Языки
естественные и искусственные (языки программирования, логические и
математические символы и т.п.).
Язык – важнейшее средство человеческого общения, формирования и передачи мысли.
Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная),
кумулятивная (культуроносная), эстетическая.
Взаимосвязь языка и культуры. Язык как средство хранения культурно- исторической
информации и последующего развития культуры. Эстетическая функция языка.
Особенности русского речевого этикета (на примере произведений литературы)
Язык и речь. Культура речи. Язык
Качества образцовой речи. Правильность как необходимое качество речи. Требование
соответствия речи нормам современного русского литературного языка. Словарь как
вид справочной литературы. Виды лингвистических словарей.
Качества речи: уместность, точность речи, ясность речи, содержательность,
информационная насыщенность, логичность, богатство, выразительность.
Речевой этикет как правила речевого поведения. Чистота речи как отсутствие
засоряющих ее элементов: плеоназмов, слов-сорняков, нелитературных слов. Речевые
штампы и канцеляризмы
Орфоэпические нормы. Роль соблюдения орфоэпических норм в устном общении.
Словообразовательные нормы.
Лексические нормы.
Грамматические нормы русского языка.
Нормы правописания.
Речь. Речевое общение. Текст
Стилистика как раздел лингвистики, изучающий вопросы использования языковых
средств в ходе речевого общения. Функциональная стилистика. Стилевая
дифференциация языка: разговорная речь, функциональные стили (научный,
официально-деловой, публицистический), язык художественной литературы.
Разговорная речь. Стилевые черты разговорной речи: непринужденность,
неподготовленность, спонтанность, эмоциональность, экспрессивность, прерывистость,
преимущественно диалогическая форма. Сфера использования и функции разговорной
речи. Основные жанры разговорной речи: разговор, беседа (дружеская, деловая),
частное письмо, записка, СМС-сообщение.
Культура разговорной речи. Особенности организации диалога (полилога).
Научный стиль. Особенности научного стиля речи: абстрактность, точность,
логичность, объективность, обобщенность, доказательность.
Лексические, морфологические и синтаксические особенности научного стиля.
Основные жанры научного стиля: монография, диссертация, реферат,
словари, справочники, учебники и учебные пособия, лекция, доклад. Сфера
применения и функции научного стиля.
Официально-деловой стиль. Особенности официально-делового стиля: точность,
краткость, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их
предписывающий характер.
Сфера применения и функции официально-делового стиля. Лексические,
морфологические и синтаксические особенности официально-делового стиля.
Основные жанры официально-делового стиля: постановление, закон, указ, договор,
соглашение, устав, приказ; договор, расписка, заявление, справка, доверенность;
автобиография, характеристика, резюме; объявление, отчет, инструкция.

22. Публицистический стиль. Особенности публицистического стиля: экспрессивность,
эмоциональность при информационной насыщенности, оценочность, призывность.
Сфера применения и функции публицистического стиля.
23. Основные жанры публицистического стиля: заметка, информационная статья,
репортаж, очерк, эссе, интервью, проблемная статья, фельетон; публичное
выступление.
24. Лексические, морфологические и синтаксические особенности публицистического
стиля.
25. Язык художественной литературы. Особенности языка художественной литературы:
конкретность, образность, эмоциональность.
26. Сфера применения и функции языка художественной литературы. Основные жанры
языка художественной литературы.
27. Лексические, морфологические и синтаксические особенности языка художественной
литературы.
28. Структурно-смысловые признаки текста. Функционально-смысловые типы речи.
29. Смысловая цельность как внутренняя смысловая организация текста. Логика развития
замысла. Последовательность изложения. Роль абзаца в тексте.
30. Связность текста. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в
тексте: лексические, морфологические, синтаксические.
31. Содержательные, композиционные и языковые особенности функциональносмысловых типов речи: описания, повествования, рассуждения.
32. Комплексный анализ текста
33. Итоговый урок

МАОУ СОШ № 208 Подписано цифровой
подписью: МАОУ СОШ №
С УГЛУБЛЕННЫМ 208 С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ
ИЗУЧЕНИЕМ
ПРЕДМЕТОВ
ОТДЕЛЬНЫХ
Дата: 2021.09.25 19:33:16
ПРЕДМЕТОВ
+05'00'


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».