Приложение № 3
к основной образовательной программе начального
общего образования МАОУ СОШ № 208 с
углубленным изучением отдельных предметов
(Приказ №122 от 28.08.2021)
Рабочая программа по окружающему миру
1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»
на уровне начального общего образования
1.1. Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально -нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
1.2. Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными
и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение
вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме
измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и
выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы
информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии
с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение
и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета.
1.3. Предметные результаты
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности,
элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных
архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно- следственные связи в
окружающем мире.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
Человек и природа
Выпускник научится:
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой
природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных
характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя
простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и
правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том
числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на
вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель
растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные
издания) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания
свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в
живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к
природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих
отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;
использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и
укрепления своего здоровья.
Человек и общество
Выпускник научится:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать
достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую
Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с
датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в
том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни,
обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные
исторические факты от вымыслов;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа
сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и
эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания
им;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о
человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы,
объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
2. Содержание учебного предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего
образования
2.1. Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
Человек и природа
Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая
природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени
суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар,
вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с
веществами, жидкостями, газами.
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для
всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли.
Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия,
расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района.
Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена
года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как
причина смены времен года.
Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер).
Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни
людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление,
условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края
(Уральские горы: краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование
человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе
наблюдений).
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных,
человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для
живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение
людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).
Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста
растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные
растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе
наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух,
вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания
разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных
(насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе
и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их
названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух,
вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном
сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители
плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат,
растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на
природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и
эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни
природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы,
поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе
на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных
богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники,
национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, значение, отдельные
представители растений и животных Красной книги. Личная ответственность каждого
человека за сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов
(опорнодвигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы
чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение
температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за
состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное
отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Человек и общество Общество – совокупность людей, которые объединены общей
культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовнонравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества. Человек – член
общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается
культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру
человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека
с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей,
социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому
мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и
качествах.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения
в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о
детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная.
Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи.
Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю.
Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный
коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной
помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в
школе и других общественных местах.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно
значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная
ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный
транспорт. Правила пользования транспортом (наземным, в том числе железнодорожным,
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
воздушным и водным). Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта,
аудио- и видеочаты.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.
Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения
духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание
понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России:
Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн
России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон
Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы
государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и
упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками: Новый год,
Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда,
День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День
Конституции.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России.
Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание
Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник
Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца
России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края - Екатеринбург:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий,
связанных с ним.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи,
характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России:
православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим
народам, их религии, культуре, истории.
Родной край – частица России. Родной город, регион (область): название, основные
достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда
людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной
местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории
родного края. Святыни родного края.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события
общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь,
Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины
быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические
времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.
Охрана памятников истории и культуры. Личная ответственность каждого человека за
сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий
на Земле. Знакомство с несколькими странами (Франция, Великобритания, Греция, Италия):
название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена.
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления
здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего
физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая
помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, на транспорте
(наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном), в лесу, на водоеме в
разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом,
электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.
3. Тематическое планирование с учетом программы воспитания с указанием
количества часов, отведенных на изучение каждой темы
3.1. Воспитательный потенциал учебного предмета «Окружающий мир» на уровне
начального общего образования предполагает следующее:
1) установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя
через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных
элементов, проблемного вопроса, подготовку сообщений из рубрики «Это интересно»,
«Мир вокруг нас»;
2) привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений через создание специальных тематических проектов, рассчитанных на различные
виды сотрудничества, организация работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией. Выполнение лабораторных и практических работ позволяет обратить
внимание школьников на важность процессов в жизни человека, выполнение проектов по
различным темам позволяет акцентировать внимание учащихся на
установлении
причинно-следственных связей между объектами;
3) проведение событийных уроков, уроков-экскурсий, которые позволяют разнообразить
формы работы на уроке, повысить мотивацию к изучаемому предмету, позволяет
воспитывать любовь к Родине, науке и искусству;
4) включение в урок интерактивных форм работы: групповая работа, парная
работа, игровая, что позволяет установить доброжелательную обстановку на уроке,
позволяет обучающимся в процессе общения не только получать знания, но и приобретать
опыт;
5) побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение
«Правил внутреннего распорядка
обучающихся»,
принятие
правил
работы
в
группе, взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;
6) использование ИКТ технологий обучения, обеспечивающих современные активности
обучающихся (программы-тренажеры, тесты, мультимедийные презентации, научнопопулярные фильмы, обучающие сайты);
7) применение в рамках урока методики «смыслового чтения текста», позволяет не
только повысить
результаты предметных результатов, но и усилить воспитательный
потенциал урока через полное осмысление прочитанного текста и последующее его
обсуждение;
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
8) поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках выполнения
проектов
даст
школьникам
возможность
приобрести навык
самостоятельного
решения теоретической проблемы, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
9) сотрудничество педагога и обучающихся на учебном занятии позволяет не только
приобретать знания, опыт и навыки, но и обеспечивать переход в социально значимые
виды групповой, парной и самостоятельной деятельности.
Тесная связь обучения и воспитания позволяет создать все условия для развития
высоконравственной, творческой всесторонне развитой личности.
3.2. Тематическое планирование с указанием количества часов, отведенных на
изучение каждой темы
1 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
Раздел (тема)
Введение
Что и кто?
Как, откуда и куда?
Где и когда?
Почему и зачем
Общее количество часов:
Количество часов
1
20
12
11
22
66
2 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Раздел (тема)
Где мы живем
Природа
Жизнь города и села
Здоровье и безопасность
Общение
Путешествия
Общее количество часов:
Количество часов
4
20
10
9
7
18
68
3 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Раздел (тема)
Как устроен мир
Эта удивительная природа
Мы и наше здоровье
Наша безопасность
Чему учит экономика
Путешествия по городам и странам
Общее количество часов:
4 класс
Раздел (тема)
Земля и человечество
Природа России
Родной край – часть большой страны
Страницы всемирной истории
Страницы истории России
Современная Россия
Общее количество часов:
Количество часов
6
18
10
7
12
15
68
Количество часов
9
10
15
5
20
9
68
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
1 класс
1 Инструктаж по ТБ. Знакомство с учебником, постоянными персонажами учебника.
2 Наша Родина – Россия.
3 Россия – многонациональная страна. Народы России.
4 Москва –столица нашей Родины. Достопримечательности Москвы. Проект «Моя
малая Родина».
5 Звёзды и планеты. Созвездия звёздного неба.
6 Камни - природные объекты. Практическая работа №1 «Определение образцов
камней».
7 Разнообразие растений. Практическая работа №2 «Нахождение частей растений».
8 Комнатные растения. Практическая работа №3 «Определение комнатных растений».
9 Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа №4 «Определение
растений цветника».
10 Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Практическая работа №5
«Определение деревьев по листьям».
11 Лиственные и хвойные деревья. Хвоинки- видоизменённые листья.
12 Насекомые как группа животных, их разнообразие.
13 Рыбы-водные животные. Морские и речные рыбы.
14 Птицы - группа животных. Практическая работа №6 «Исследование строения пера
птицы».
15 Разнообразие зверей. Животные родного края.
16 Предметы домашней обстановки.
17 Компьютер и его роль в современной жизни.
18 Опасные предметы домашнего обихода.
19 Глобус - модель Земли. Вращение Земли.
20 Презентация проекта «Моя малая Родина». Проверочная работа по разделу «Кто и
что?».
21 Семья, семейные традиции. Проект «Моя родословная».
22 Путь воды от природных источников до дома. Практическая работа №7 «Опыты,
показывающие
загрязнение воды».
23 Путь электричества в наш дом. Правила обращения с электроприборами.
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Знакомство с работой почты. Путь письма.
Путь воды из реки в море. Пресная и морская вода.
Снег и лёд. Практическая работа №8 «Опыты по исследованию свойств снега и льда».
Жизненный цикл растений. Практическая работа №9 «Уход за комнатными
растениями»
Животные – живые существа. «Живой уголок»
Зимующие птицы родного края. Практическая работа «Изготовление кормушки и
подбор корма для птиц».
Возникновение мусора и способы его утилизации. Проверочная работа по разделу
«Как, откуда и куда?».
Защита окружающей среды от загрязнений. Практическая работа №11 «Исследование
снега на
наличие загрязнений».
Условия интересной и успешной учёбы в школе.
33 Проект «Мой класс и моя школа».
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
34 Время и его течение. Дни недели.
35 Четыре времени года.
36 Жизнь животных в холодных районах Земли. Практическая работа №12 «Нахождение
на глобусе Арктики и Антарктиды».
37 Животный мир жарких районов Земли.
38 Зимующие и перелётные птицы.
39 Странички для любознательных: Когда жили динозавры?
40 История появления одежды и развитие моды. Типы одежды.
41 Устройство велосипеда. Правила безопасной езды.
42 Жизнь ребёнка и жизнь взрослого человека.
43 Презентация проекта «Мой класс и моя школа».
44 Обобщающий урок по разделу «Где и когда?»
45 Солнце – ближайшая к Земле звезда. Созвездие Льва.
46 Луна – спутник Земли.
47 Дождь и ветер, причины их возникновения.
48 Разнообразие звуков в окружающем мире.
49 Радуга – украшение окружающего мира.
50 Наши домашние любимцы – кошки и собаки.
51 Проект «Мои домашние питомцы».
52 Разнообразие цветов и бабочек. Правила поведения на лугу.
53 Звуки леса, их разнообразие и красота.
54 Странички для любознательных: Почему их так назвали?
55 Сон и его значение в жизни человека.
56 Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека.
57 Правила личной гигиены. Чистка зубов и мытьё рук.
58 Средства связи и средства массовой информации. Интернет.
59 Автомобили-наземный транспорт, их разнообразие и назначение.
60 Поезда-наземный и подземный транспорт.
61 Корабли (суда) – водный транспорт. Устройство корабля.
62 Самолёты-воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости от их назначения.
63 Соблюдение правил безопасности в общественном транспорте.
64 Правила безопасности на водном и воздушном транспорте.
65 Космос. Освоение космоса человеком.
66 Взаимосвязь человека и природы. Наука «экология».
2 класс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Инструктаж по ТБ. Наша Родина – Россия.
Родной край – частица России.
Дополнительные источники информации. Проект«Родной город (село)»
Природные объекты и предметы, созданные человеком.
Входная контрольная работа
Неживая и живая природа.
Явления природы.
Погода и её составляющие.
Наблюдение за погодой родного края.
Смена времён года. Осень. Проверочная работа №1 Где мы живем
Живая, неживая природа осенью. Перелётные птицы
Звёзды и планеты.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
Полезные ископаемые. Практическая работа «Недра земли
Воздух - смесь газов.
Вода в жизни человека. Проверочная работа №2 Неживая природа
Растения и их разнообразие.
Животные, их разнообразие.
Взаимосвязь растительного и животного мира
Дикорастущие и культурные растения
Дикие и домашние животные.
Комнатные растения. Практическая работа «Приемы ухода за растениями
Роль животных в природе и жизни людей.
Бережное отношение человека к животным.
Отдельные представители растений и животных красной книги
Правила поведения в природе. Проект «Красная книга», или «Возьмем под защиту»
Обобщающий урок. Проверочная работа №3 Живая природа»
Значение труда в жизни человека и общества.
Трудолюбие, как общественно – значимая ценность.
Строительство и транспорт
Контрольная работа за 1 полугодие
Культура и образование.
Все профессии важны. Проект «Профессии».
Сезонные изменения в природе. Зима.
Живая природа зимой. Единство живой и неживой природы
Обобщающий урок. Проверочная работа №4 «Жизнь городаи села
Строение тела человека
Правила сохранения и укрепления здоровья.
Гигиена систем органов.
Правила безопасного поведения на дорогах. Практическая работа «Дорожные знаки».
Домашние опасности.
Правила пожарной безопасности.
Правила безопасности на воде и в лесу.
Правила безопасности в природе.
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Обобщающий урок. Проверочная работа №5 «Здоровье и безопасность
Семья – самое близкое окружение человека. Проект Родословная
Культура поведения в школе.
Правила вежливости
Друзья, взаимоотношения между ними.
Культура поведения в общественных местах.
Обобщающий урок. Диагностическая тестовая работа №6 Общение
Ориентирование на местности.
Компас. Практическая работа «Стороны горизонта по компасу"
Формы земной поверхности.
Водоемы, их разнообразие.
Сезонные изменения в природе. Весна.
Путешествие по родной стране. Проект «Города России"
Географическая карта. Приёмы чтения карты
Путешествие по Москве. Московский Кремль.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
60 Город на Неве.
61 Путешествие по планете.
62 Страны и народы мира. Проверочная работа №6«Путешествия».
63 Выдающиеся люди России – носители национальных ценностей
64 Обобщающий урок
65 Итоговая контрольная работа
66 Сезонные изменения в природе. Лето.
67 Политическая карта. Проект «Страны мира».
68 Презентация проектов
3 класс
1 Инструктаж по ТБ. Природа. Знакомство с учебником.
2 Человек. Богатство внутреннего мира человека.
3 Проект «Богатства, отданные людям».
4 Что такое экология.
5 Влияние человека на природу.
6 Тела, вещества, частицы. Практическая работа «Тела, вещества, частицы»
7 Разнообразие веществ.
8 Воздух и его охрана. Практическая работа «Свойства воздуха»
9 Вода. Практическая работа «Свойства воды».
10 Превращения и круговорот воды.
11 Способы экономного использования воды.
12 Причины разрушения горных пород.
13 Что такое почва. Практическая работа «Состав почвы»
14 Разнообразие растений.
15 Питание и дыхание растений.
16 Размножение и развитие растений. Практическая работа «Размножение растений»
17 Охрана растений. Проверочная работа№1 «Как устроен мир»
18 Разнообразие животных.
19 Проект «Разнообразие природы родного края».
20 Размножение и развитие животных.
21 Охрана животных.
22 В царстве грибов.
23 Великий круговорот жизни. Круговорот веществ в природе
24 Организм человека.
25 Органы чувств.
26 Кожа и её роль в жизни человека. Практическая работа «Знакомство с внешним
строением кожи»
27 Роль опорно-двигательной системы в организме человека.
28 Наше питание. Проект «Школа кулинаров».
29 Дыхание и кровообращение. Практическая работа «Подсчет ударов пульса».
30 Обобщение. Проверочная работа по разделу «Эта удивительная природа»
31 Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного
края», «Школа кулинаров».
32 Умей предупреждать болезни.
33 Здоровый образ жизни.
34 Опасности в быту: огонь, вода и газ.
35 Правила безопасного поведения на улице. Тест
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
36 Велосипед. Самокат. Правила безопасного поведения.
37 Дорожные знаки. Тест
38 Проект «Кто нас защищает». Деятельность полиции, службы пожарной безопасности,
МЧС.
39 Правила поведения в опасных местах (балконе, лифте, лесу и т.д.)
40 Проверочная работа : «Наша безопасность»
41 Экологическая безопасность.
42 Для чего нужна экономика.
43 Природные богатства и труд людей – основа экономики.
44 Полезные ископаемые.
45 Практическая работа «Распознавание полезных ископаемых»
46 Растениеводство.
47 Животноводство.
48 Отрасли промышленности.
48 Проект «Экономика родного края».
50 Роль денег в экономике.
51 Государственный бюджет. Семейный бюджет.
52 Семейный бюджет.
53 Проверочная работа: «Чему учит экономика»
54 Экономика и экология. Меры экологической безопасности.
55 Золотое кольцо России. Достопримечательности.
56 Золотое кольцо России. Моделирование маршрута.
57 Золотое кольцо России. Сообщения о городах Золотого кольца.
58 Границы России. Пограничные государства.
59 Итоговая работа за год.
60 Проект «Музей путешествий"
61 Страны севера Европы:
62 Что такое Бенилюкс.
63 Страны в центре Европы.
64 По Франции и Великобритании (Франция).
65 По Франции и Великобритании (Великобритания).
66 Страны юга Европы: Греция и Италия.
67 Презентация проектов «Музей путешествий».
68 Впереди – лето! Правила безопасного поведения в природе
4 класс
1 Инструктаж по ТБ. Вселенная и солнечная система.
2 Смена дня и ночи на Земле. Практическая работа «Движение Земли вокруг своей оси
и вокруг Солнца»
3 Звёзды и планеты. Практическая работа «Знакомство с картой звёздного мира»
4 Географическая карта и глобус. Практическая работа «Поиск и показ изучаемых
объектов на глобусе и географической карте»
5 История - как наука. История Отечества
6 Счет лет в истории. Практическая работа «Знакомство с историческими картами»
7 Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.
8 Объекты всемирного наследия. Проверочная работа по теме «Земля и человечество»
9 Равнины и горы России. Практическая работа «Поиск и показ на физической карте
равнин и гор России»
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
10 Моря, озёра и реки России. Практическая работа «Поиск и показ на физической карте
морей, озёр и рек России»
11 Природные зоны России. Практическая работа «Поиск и показ на карте природных
зон России»
12 Зона арктических пустынь.
13 Природные зоны России. Тундра. Практическая работа «Рассматривание гербарных
экземпляров растений тундры»
14 Леса России. Практическая работа «Рассматривание гербарных экземпляров растений
зоны лесов»
15 Роль леса в природе и жизни людей.
16 Природные зоны России. Степь. Практическая работа «Рассматривание гербарных
экземпляров растений зоны степей».
17 Природные зоны России. Пустыни. Практическая работа «Рассматривание гербарных
экземпляров растений зоны пустыней»
18 Растительный и животный мир Черного моря и его берегов. «Проверочная работа по
теме «Природа России»
19 Родной край – часть большой страны. Экскурсия.
20 Наш край. Границы. Столица.
21 Наш край. Географическое положение. Практическая работа «Знакомство с картой
родного края».
22 Поверхность нашего края.
23 Водные богатства нашего края.
24 Наши подземные богатства. Разнообразие полезных ископаемых. Практическая
работа «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств»
25 Почва, ее состав, значение для живой природы.
26 Лес как природное сообщество. Практическая работа «Рассматривание гербарных
экземпляров растений леса и их распознавание»
27 Растения и животные леса. Экскурсия
28 Природное сообщество луга. Практическая работа «Рассматривание гербарных
экземпляров растений луга и их распознавание»
29 Проверим себя и оценим свои достижения. Контрольная работа за 1 полугодие
30 Работа над ошибками.
31 Природное сообщество пресных вод.
32 Растениеводство в нашем крае.
33 Животноводство в нашем крае.
34 Презентация проектов «Наш край».
35 Начало истории человечества. Жизнь первобытных людей.
36 Мир древности: Египет, Греция и Рим.
37 Средние века: время рыцарей и замков
38 Новое время. Знаменитые люди их изобретения, достижения и географические
открытия.
39 Новейшее время: история продолжается сегодня.
40 История России. Жизнь древних славян.
41 Во времена Древней Руси. Русские князья.
42 Города Киев и Новгород 10-11в.в.
43 Возникновение славянской азбуки, появление письменности на Руси.
44 Военное дело на Руси. Героические страницы истории Отечества.
45 Возрождение Руси.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Куликовская битва.
Москва времен правления Ивана Третьего
Появление первой печатной книги на Руси, книгопечатание.
"Смутное время". Патриоты России. Проверочная работа по теме « Россия в 15-17 вв»
Времена правления Петра, его реформы.
Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова.
Россия во времена правления Екатерины.
Период Отечественной войны 1812 года, основные этапы и события, герои.
Страницы истории XIX века, технические изобретения того времени.
События в России в начале XX век.
Жизнь страны в 1920 – 1930-е годы.
ВПР
Великая Отечественная война и Великая Победа.
Великая Отечественная война и Великая Победа.
Жизнь страны в послевоенное время. Проверочная работа по теме «Страницы истории
России»
Конституция - основной закон России и права человека.
Мы – граждане России.
Славные символы России.
Итоговая контрольная работа.
Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири).
Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России).
Презентация проектов.
Презентация проектов.
Подписано цифровой
МАОУ СОШ № 208 подписью: МАОУ СОШ
С УГЛУБЛЕННЫМ № 208 С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ
ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
Дата: 2021.10.01 18:06:50
ПРЕДМЕТОВ
+05'00'
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов