Рабочая программа воспитания МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов на 2023/2024 учебный год

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208
с углубленным изучением отдельных предметов

Утверждено:
Приказ № 77/1 от «28» августа 2023 г.
Директор МАОУ СОШ № 208
_______ ____________ Т.С. Чуб

Рабочая программа воспитания

Разработчик:
Копытова В. В.

Екатеринбург, 2023

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ........................................................................................ 3
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ ......................................................................................... 5
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся ...................................................... 6
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания ............................................... 9
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ .................................................................... 20
2.1 Уклад общеобразовательной организации ................................................. 20
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности ...................... 23
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ................................................................. 40
3.1 Кадровое обеспечение .................................................................................. 40
3.2 Нормативно-методическое обеспечение ..................................................... 40
3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями ............................................................... 41
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся ............................................................... 41
3.5 Анализ воспитательного процесса .............................................................. 45
Примерный календарный план воспитательной работы ................................. 47

2

Пояснительная записка
Рабочая

программа

воспитания

(далее,

соответственно

—

Программа школы) муниципального автономного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы №208 с углубленном
изучением отдельных предметов (далее МАОУ СОШ № 208) разработана
на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации», с учётом Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года и Плана мероприятий по ее
реализации в 2021-2025 гг., № 996-р и Плана мероприятий по её
реализации

в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства

Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р)
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ
Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400), федеральных
государственных

образовательных

стандартов

(далее

—

ФГОС)

начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от
31.05.2021

№ 286),

Минпросвещения

основного

общего

России от 31.05.2021

образования

№ 287),

(Приказ

среднего общего

образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413), с учетом
Примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных
организаций, одобренной решением Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, от 23.06.2022 года протокол №
3/22.
Программа является методическим документом, определяющим
комплекс

основных

характеристик

воспитательной

работы,

осуществляемой в школе, разрабатывается с учетом государственной
политики в области образования и воспитания.
Программа
образовательного

основывается
процесса

на

всех

единстве
уровней

и

преемственности

общего

образования,

3

соотносится с примерными рабочими программами воспитания для
организаций дошкольного и среднего профессионального образования.
Рабочая программа воспитания предназначена для планирования и
организации системной воспитательной деятельности с целью достижения
обучающимися личностных результатов образования, определённых
ФГОС.
Разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов
управления общеобразовательной организацией, в том числе советов
обучающихся, советов родителей (законных представителей); реализуется
в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой
совместно с семьёй и другими участниками образовательных отношений,
социальными институтами воспитания; предусматривает приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая
ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения,
принятым в российском обществе.
В соответствии с ФГОС личностные результаты освоения программ
общего

образования

должны

отражать

готовность

обучающихся

руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на её основе в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского,
эстетического,

патриотического,
физического,

духовно-нравственного,

трудового,

экологического,

познавательного воспитания.
Программа включает три раздела: целевой, содержательный,
организационный.
Приложение — примерный календарный план воспитательной
работы.

4

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
Участниками образовательных отношений в части воспитании
являются педагогические и другие работники школы, обучающиеся, их
родители (законные представители), представители иных организаций в
соответствии с законодательством Российской Федерации, локальными
актами школы. Родители (законные представители) несовершеннолетних
обучающихся имеют преимущественное право на воспитание своих детей
перед всеми другими лицами.
Нормативные ценностно-целевые основы воспитания обучающихся
в школе определяются содержанием российских гражданских (базовых,
общенациональных) норм и ценностей, основные из которых закреплены
в Конституции Российской Федерации.
С

учетом

многообразия

мировоззренческого,

российского

общества

этнического,

религиозного

ценностно-целевые

основы

воспитания обучающихся включают духовно-нравственные ценности
культуры народов России, традиционных религий народов России в
качестве вариативного компонента содержания воспитания, реализуемого
на добровольной основе, в соответствии с мировоззренческими и
культурными особенностями и потребностями родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Воспитательная деятельность в школе реализуется в соответствии с
приоритетами

государственной

политики

в

сфере

воспитания,

зафиксированными в Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей Российской
Федерации

в

сфере

воспитания

детей

является

развитие

высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные
духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями,
способной реализовать свой потенциал в условиях современного
общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
5

1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся
Современный российский национальный воспитательный идеал —
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий

судьбу Отечества

как

свою

личную,

осознающий

ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в
духовных

и

культурных

традициях

многонационального

народа

Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами
Российской

Федерации

в

сфере

образования,

цель

воспитания

обучающихся в школе: создание условий для личностного развития,
самоопределения

и

социализации

обучающихся

на

основе

социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма,

гражданственности,

уважения

к

памяти

защитников

Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку
труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения
к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный
закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации, ст. 2, п. 2)
Задачами воспитания обучающихся в школе являются:
 усвоение ими знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,
которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
 формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим
нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
 приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного
социальных

опыта

отношений,

поведения,

общения,

применения

межличностных

полученных

знаний

и
и
6

сформированных отношений на практике (опыта нравственных поступков,
социально значимых дел).
Личностные

результаты

общеобразовательных
гражданской

программ

освоения
включают

идентичности,

самостоятельности

и

обучающимися

осознание

сформированность

инициативы,

готовность

российской
ценностей

обучающихся

к

саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению,
наличие

мотивации

к

целенаправленной

социально

значимой

деятельности, сформированность внутренней позиции личности как
особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в
целом.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации
планируется

и

осуществляется

антропологического,

культурно-

на

основе

аксиологического,

исторического,

системно-

деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом
принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания,
совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному
примеру,

безопасной

жизнедеятельности,

инклюзивности,

возрастосообразности.
1.2 Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности

общеобразовательной

организации

по

основным

направлениям воспитания в соответствии с ФГОС:
 гражданское воспитание — формирование российской гражданской
идентичности,

принадлежности

к

общности

граждан

Российской

Федерации, к народу России как источнику власти в Российском
государстве и субъекту тысячелетней российской государственности,
уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России,
правовой и политической культуры;
7

 патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю,
Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое
просвещение, формирование российского национального исторического
сознания, российской культурной идентичности;
 духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов
России, формирование традиционных российских семейных ценностей;
воспитание

честности,

доброты,

милосердия,

справедливости,

дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
 эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на
основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к
лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
 физическое воспитание, формирование культуры здорового образа
жизни и эмоционального благополучия — развитие физических
способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков
безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных
ситуациях;
 трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую
деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в
продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе,
достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
 экологическое воспитание — формирование экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на
основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны,
защиты, восстановления природы, окружающей среды;
 ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя
и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного

8

образования

с

учётом

личностных

интересов

и

общественных

потребностей.
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания
Результаты

достижения

цели

и

решения

задач

воспитания

представляются в форме целевых ориентиров ожидаемых результатов
воспитания по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС
на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего
образования (Федеральный закон от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, (ст. 2, п. 2).
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального
общего образования.
Целевые ориентиры
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление
о Родине — России, её территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
родного края, своей Родины — России, Российского государства.
Понимающий значение гражданских символов (государственная символика
России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников
Отечества, проявляющий к ним уважение.
Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека
в обществе, гражданских правах и обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в
доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа,
семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
Сознающий

ценность

каждой

человеческой

жизни,

признающий

индивидуальность и достоинство каждого человека.
9

Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать
помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и
моральный вред другим людям, уважающий старших.
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным
нормам, осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного
пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных
народов, вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного
языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе,
искусстве, творчестве людей.
Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной
культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.
Физическое

воспитание,

формирование

культуры

здоровья

и

эмоционального благополучия
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные
правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе
в информационной среде.
Владеющий

основными

навыками

личной

и

общественной

гигиены,

безопасного поведения в быту, природе, обществе.
Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья,
занятия физкультурой и спортом.
Сознающий

и

принимающий

свою

половую

принадлежность,

соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом
возраста.
Трудовое воспитание
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к

10

результатам труда, ответственное потребление.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности.
Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы,
влияние людей на природу, окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических
норм.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных
объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой
природы, о науке, научном знании.
Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления
опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного
общего образования.
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе.
Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа
России,

тысячелетней

истории

российской

государственности

на

основе

исторического просвещения, российского национального исторического сознания.
Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России,
11

реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных
интересов других людей.
Выражающий

неприятие

любой

дискриминации

граждан,

проявлений

экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в
том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой
деятельности.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой
народ, его традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и
других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов,
проживающих в родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего
края, своего народа, других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке,
искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и
защитников Отечества в прошлом и современности.
Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание
Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа,
ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России,
российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной,
религиозной принадлежности).
Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных
ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков.
Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и
ценностям.
Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях
индивидуального

и

общественного

пространства,

значение

и

ценность

межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий
12

общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным
ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи,
рождения и воспитания детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и
литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
народных традиций и народного творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния
на поведение людей.
Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей,
традиций в искусстве.
Ориентированный

на

самовыражение

в

разных

видах

искусства,

в

здоровья

и

художественном творчестве.
Физическое

воспитание,

формирование

культуры

эмоционального благополучия
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных
усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности,
безопасного поведения, в том числе в информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярную физическую активность).
Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя,
наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда
для физического и психического здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других
людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
13

Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков
трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной
самореализации в российском обществе.
Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье,
общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной
направленности,

способный

инициировать,

планировать

и

самостоятельно

выполнять такого рода деятельность.
Выражающий

готовность

к

осознанному

выбору

и

построению

индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов, потребностей.
Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей
их решения, значение экологической культуры человека, общества.
Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.
Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для
решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки
их возможных последствий для окружающей среды.
Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной
направленности.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с
учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений.
Ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой.
Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления
знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной,
цифровой среде).
Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления
14

опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской
деятельности.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего
образования.
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Осознанно выражающий

свою

российскую

гражданскую

принадлежность

(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе.
Сознающий своё единство с народом России как источником власти и субъектом
тысячелетней

российской

государственности,

с

Российским

государством,

ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического
просвещения,

сформированного

российского

национального

исторического

сознания.
Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно
отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства,
сохранять и защищать историческую правду.
Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и
правопорядка, прав и свобод сограждан.
Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по
социальным,

национальным,

расовым,

религиозным

признакам,

проявлений

экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности.
Обладающий

опытом

гражданской

социально значимой

деятельности

(в

ученическом самоуправлении, волонтёрском движении, экологических, военнопатриотических и др. объединениях, акциях, программах).
Патриотическое воспитание
Выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность
к родной культуре, любовь к своему народу.
Сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации,
Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность.
Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному

15

наследию своего и других народов России, традициям, праздникам, памятникам
народов, проживающих в родной стране — России.
Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом,
поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской
культурной идентичности.
Духовно-нравственное воспитание
Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям,
культуре

народов

России

с

учётом

мировоззренческого,

национального,

конфессионального самоопределения.
Действующий и оценивающий своё поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных
ценностей и норм с осознанием последствий поступков, деятельно выражающий
неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих
этим ценностям.
Проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе
мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных
этнических групп, религий народов России, их национальному достоинству и
религиозным чувствам с учётом соблюдения конституционных прав и свобод всех
граждан.
Понимающий

и

деятельно

выражающий

ценность

межнационального,

межрелигиозного согласия людей, народов в России, способный вести диалог с
людьми

разных

национальностей,

отношения

к

религии

и

религиозной

принадлежности, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских
традиционных семейных ценностей; понимания брака как союза мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей; неприятия
насилия в семье, ухода от родительской ответственности.
Обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в
отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России,
демонстрирующий

устойчивый

интерес

к

чтению

как

средству познания

отечественной и мировой духовной культуры.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
16

российского и мирового художественного наследия.
Проявляющий

восприимчивость

к

разным

видам

искусства,

понимание

эмоционального воздействия искусства, его влияния на поведение людей, умеющий
критически оценивать это влияние.
Проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации
и самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм,
ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный

на осознанное творческое самовыражение, реализацию

творческих способностей в разных видах искусства с учётом российских
традиционных духовных и нравственных ценностей, на эстетическое обустройство
собственного быта.
Физическое

воспитание,

формирование

культуры

здоровья

и

эмоционального благополучия
Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни,
здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении
своего здоровья и здоровья других людей.
Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе
безопасного поведения в информационной среде.
Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение

гигиены,

режим

занятий

и

отдыха,

регулярную

физическую

активность), стремление к физическому совершенствованию, соблюдающий и
пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни.
Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек
(курения,

употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей),

деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для
физического и психического здоровья.
Демонстрирующий

навыки

рефлексии

своего

состояния

(физического,

эмоционального, психологического), состояния других людей с точки зрения
безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием,
развивающий способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в
разных коллективах, к меняющимся условиям (социальным, информационным,
природным).
Трудовое воспитание
17

Уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные достижения
своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны, трудовые
достижения российского народа.
Проявляющий способность к творческому созидательному социально значимому
труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том числе
предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или наёмного труда.
Участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье,
общеобразовательной организации, своей местности, в том числе оплачиваемом
труде в каникулярные периоды, с учётом соблюдения законодательства.
Выражающий

осознанную

готовность

к

получению

профессионального

образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности.
Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых
отношений,

самообразования

и

профессиональной

самоподготовки

в

информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в
современном обществе.
Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной
деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов,
потребностей своей семьи, общества.
Экологическое воспитание
Демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на
основе понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том
числе на глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде.
Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе.
Применяющий знания естественных и социальных наук для разумного,
бережливого природопользования в быту, общественном пространстве.
Имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной,
ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими
людьми.
Ценности научного познания
Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях
с учётом своих интересов, способностей, достижений.
Обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях
18

науки и техники, аргументированно выражающий понимание значения науки в
жизни российского общества, обеспечении его безопасности, гуманитарном,
социально-экономическом развитии России.
Демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной
научной информации и критики антинаучных представлений.
Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации
фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях
познания, исследовательской деятельности.

Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных
с

возрастными

особенностями

воспитанников,

не

означает

игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет –
это то, чему педагогическим работникам, работающим с обучающимися
конкретной возрастной категории, предстоит уделять большее, но не
единственное внимание.

19

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1 Уклад общеобразовательной организации
МАОУ СОШ №208 - это школа, находящаяся в центре города
Екатеринбурга, вблизи разнообразных досуговых и развлекательных центров,
что предоставляет возможности для организации воспитательного процесса в
школе. В культурно-педагогическом аспекте микрорайон школы можно
определить, как «смешанный». С одной стороны, это привокзальный
микрорайон малоэтажного жилья, заселенный преимущественно семьями с
низким социальным статусом. С другой стороны, в последние годы
происходит застройка микрорайона современными многоэтажными жилыми
зданиями. Таким образом, можно говорить о неоднородности социального
контингента:

молодые

многодетные

семьи,

амбициозные
социально

родители,

незащищённые

долгожители

района,

семьи,

разных

дети

национальностей. В связи с этим в основе воспитательной работы школы
лежит принцип учета индивидуальных особенностей как ученика, так и
классных коллективов.
В

школе

есть

целенаправленное

специалисты,

которые

психолого-педагогическое

помогают

влияние

на

обеспечивать
поведение

и

деятельность детей, организуют общение и деятельность детей и взрослых во
время

воспитательного

процесса.

Педагог-организатор,

способствует

развитию личности детей, их задатков и талантов, повышению общей
культуры обучающихся, формирует условия для творческой деятельности
ребёнка.
В

процессе

государственной

воспитания

академической

сотрудничаем
филармонией,

со

Союзом

Свердловской
«Чернобыль»,

КЦСОН Железнодорожного района, МБУ ДО – Центром детского творчества
Железнодорожного района, МБУ СШ №8 «Локомотив», МБОУ ДО ДЮСШ
«Динамо».

Принимаем

участие

в

проектах

Российского

движения

школьников, ведется работа волонтёрского отряда «Луч», отряда «ЮИД», а
20

также система внеурочной работы помогают создавать условия для
воспитанников по выбору форм, способов самореализации на основе
освоения общечеловеческих ценностей, учитываем особенности школы и её
возможности.
Процесс воспитания в образовательной организации основывается
на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников как:
- неукоснительное соблюдения законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
-

ориентира

на

создание

в

образовательной

организации

психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без
которой

невозможно

конструктивное

взаимодействие

школьников

и

педагогов;
- реализации процесса воспитания главным образом через создание в
школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и
педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организации основных совместных дел школьников и педагогов как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системности, целесообразности и нешаблонности воспитания как
условий его эффективности.
Основными

традициями

воспитания

в

образовательной

организации являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются
общешкольные

творческие

периоды,

через

которые

осуществляется

интеграция воспитательных усилий педагогов;
- важной чертой каждого творческого периода и большинства
используемых для воспитания других совместных дел педагогов и

21

школьников –

коллективная

разработка,

коллективное

планирование,

коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
- каждый творческий период подчинен одной теме, единой для всех
субъектов воспитания, но при этом решаются различные педагогические
задачи,

происходит

развитие

внутриколлективных

отношений,

формирование активной гражданской позиции школьников, способствуют
интенсификации их общения, активность и ответственность за происходящее
в школе и окружающем мире.
- в школе создаются такие условия, чтобы по мере взросления ребенка
увеличивалась и его роль в таких совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора);
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в
рамках школьных классов, кружков, занятий во время внеурочных занятий,
на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания

в

школе

является

классный

руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностноразвивающую, организационную, посредническую функции.
- в воспитательной системе школы особое место отводится развитию
ученического самоуправления, а точнее соуправления. Опыт работы нашей
школы

в

данном

направлении

подтверждает,

что

ученическое

самоуправление является важным фактором социализации личности ребёнка,
поскольку

способствует

формированию

таких

качеств,

как

самостоятельность, активность, инициативность, ответственность.
- профориентационная работа в школе — это система учебновоспитательной

работы,

направленной

на

необходимого

объёма

знаний

социально-экономических

о

усвоение

обучающимися
и

психофизических характеристиках профессий, профориентационная работа
проводится под руководством директора, заместителем по воспитательной

22

работе,

классными

руководителями,

библиотекарем,

учителями-

предметниками.
Совместная деятельность педагогов и учащихся создает условия для
развития способностей и интересов членов ученического коллектива,
развития

самостоятельного

мышления

и

самосознания,

социальных

компетенций и лидерских качеств.
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в
рамках всех направлений деятельности школы. Содержание, виды и формы
воспитательной деятельности представлены в соответствующих модулях.
Состав и содержание модулей определяется с учетом уклада школы,
реальной деятельности, имеющихся в школе ресурсов, планов. Перечни
видов и форм деятельности являются примерными, в рабочую программу
включаются виды и формы деятельности, которые используются в школе или
запланированы.
Инвариантные

модули:

руководство»,

«Школьный

«Внешкольные

мероприятия»,

«Работа

с

родителями»,

«Урочная
урок»,

деятельность»,
«Внеурочная

«Классное

деятельность»,

«Предметно-пространственная
«Самоуправление»,

среда»,

«Профилактика

и

безопасность», «Социальное партнерство», «Профориентация» (на уровнях
основного общего и среднего общего образования).
Урочная деятельность
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:


организацию работы с детьми как в офлайн, так и онлайн

формате


максимальное

использование

содержания

учебных

предметов

российских

традиционных

для

воспитательных
формирования

духовно-нравственных

и

у

возможностей
обучающихся

социокультурных
23

ценностей, российского исторического сознания на основе исторического
просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий,
вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;


включение

учителями

в

рабочие

программы

по

учебным

предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их
учёт в определении воспитательных задач уроков, занятий;

курсов,

включение учителями в рабочие программы учебных предметов,
модулей

тематики

в

соответствии

с

календарным

планом

воспитательной работы;


выбор

методов,

методик,

технологий,

оказывающих

воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным
идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов
воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;


привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту

изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование
обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного
отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;


применение

интерактивных

форм

учебной

работы

—

интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых
методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения
конструктивного

диалога;

групповой

работы,

которая

учит

строить

отношения и действовать в команде, способствует развитию критического
мышления;

общения

побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила
со

сверстниками

общеобразовательной

и

педагогами,

организации,

соответствующие

установление

и

укладу

поддержку

доброжелательной атмосферы;


организацию

шефства

мотивированных

и

эрудированных

обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми
24

образовательными

потребностями,

дающего

обучающимся

социально

значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;


инициирование и поддержку исследовательской

деятельности

обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых
проектов воспитательной направленности.
Внеурочная деятельность
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в
целях

обеспечения

индивидуальных

потребностей,

обучающихся

осуществляется в рамках выбранных ими курсов, занятий:


курсы, занятия исторического просвещения, патриотической,

гражданско-

патриотической,

военно-патриотической,

краеведческой,

историко-культурной направленности (работа отряда юнармиии «Феникс»,
волонтерского отряда «Луч», проект "Киноуроки в школах России», Всероссийский проект «Разговор о важном», уроки мужества);


курсы,

занятия

духовно-нравственной

направленности

по

религиозным культурам народов России, основам духовно-нравственной
культуры народов России, духовно-историческому краеведению (Спецкурс
«ОДНКНР»);
 курсы, занятия экологической, природоохранной направленности
(отряд «Зелёный путь»);
 курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности
(«Шахматы в школах» кружок, секция по дополнительному образованию
«Волейбол»);


курсы

внеурочной

деятельности,

направленные

на

развитие

коммуникативных компетенций обучающихся, воспитание у них культуры
общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение
и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов
людей (отряд «ЮИД»)
Классное руководство
25

Реализация воспитательного потенциала классного руководства как
особого вида педагогической деятельности, направленной, в первую очередь,
на решение задач воспитания и социализации обучающихся, может
предусматривать:


планирование

и

проведение

классных

часов

целевой

воспитательной тематической направленности;


инициирование и поддержку классными руководителями участия

классов в общешкольных делах мероприятиях («День знаний», «Последний
звонок», выбор лидера школы, конкурсы, викторины, творческие вставки и
другое), оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке,
проведении и анализе;


организацию интересных и полезных для личностного развития

обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с
разными

потребностями,

способностями,

давать

возможности

для

самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать
для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;


сплочение коллектива класса через игры и тренинги

на

командообразование, внеучебные и внешкольные мероприятия, походы,
экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера,
посвященные «Дню 8 марта», «Дню защитника Отечества», командная игра
«Что? Где? Когда?» и другое;


выработку совместно с обучающимися правил поведения класса,

участие в выработке таких правил поведения в общеобразовательной
организации (классные поручения, школьное самоуправление);


изучение особенностей личностного развития обучающихся путём

наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических
ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты
наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а

26

также

(при

необходимости)

со

школьным

психологом

(мониторинг,

психолого-педагогическое тестирование, анкетирование и другое);


доверительное общение и поддержку обучающихся в решении

проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами,
успеваемость и т. д.), совместный поиск решений проблем, коррекцию
поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их
родителями, с другими обучающимися класса (работа с учащимися и
семьями, состоящими на профессиональных учетах, работа с одаренными
детьми, консультации и другое);


индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению

личных портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие,
спортивные, личностные достижения (ведение портфолио учащегося);


регулярные

направленные

на

консультации

формирование

с

единства

учителями-предметниками,
требований

по

вопросам

воспитания и обучения, предупреждение и/или разрешение конфликтов
между учителями и обучающимися;


проведение мини-педсоветов для решения конкретных проблем

класса, интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся,
привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих
им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и
наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских
собраниях класса;


организацию и проведение регулярных родительских собраний,

информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их
положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным
членам семьи в отношениях с учителями, администрацией;


создание и организацию работы родительского комитета класса,

участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе,
МАОУ СОШ №208);
27



привлечение родителей (законных представителей), членов семей

обучающихся

к

организации

и

проведению

воспитательных

дел,

мероприятий в классе и школы (совет профилактики, досуговые мероприятия
школы: «День знаний», «Новый год», «Выпускной бал» проведение в классе
праздников, конкурсов, соревнований («День рождения», «А ну-ка девушки»,
«23 февраля», классные турниры по волейболу, мини- футболу, пионерболу,
теннис и другое).
Основные школьные дела
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел
может предусматривать:


общешкольные праздники, ежегодные творческие мероприятия,

связанные с общероссийскими, региональными праздниками, памятными
датами, в которых участвуют все классы:
Сентябрь:
1 сентября: День знаний;
3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День
солидарности в борьбе с терроризмом;
8 сентября: Международный день распространения грамотности;
10 сентября: Международный день памяти жертв фашизма.
Октябрь:
1 октября: Международный день пожилых людей; Международный
день музыки;
4 октября: День защиты животных;
5 октября: День учителя;
25 октября: Международный день школьных библиотек;
Третье воскресенье октября: День отца.
Ноябрь:
4 ноября: День народного единства;
28

8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных
обязанностей сотрудников органов внутренних дел России;
Последнее воскресенье ноября: День Матери;
30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации.
Декабрь:
3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день
инвалидов;
5 декабря: День добровольца (волонтера) в России;
9 декабря: День Героев Отечества;
12 декабря: День Конституции Российской Федерации.
Январь:
25 января: День российского студенчества;
27 января: День полного освобождения Ленинграда от фашистской
блокады; День освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря
смерти» Аушвиц-Биркенау (Освенцима) – День памяти жертв Холокоста.
Февраль:
2

февраля:

День

разгрома

советскими

войсками

немецко-

фашистских войск в Сталинградской битве;
8 февраля: День российской науки;
15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг
за пределами Отечества;
21 февраля: Международный день родного языка;
23 февраля: День защитника Отечества.
Март:
8 марта: Международный женский день;
18 марта: День воссоединения Крыма с Россией;
27 марта: Всемирный день театра.
Апрель:
12 апреля: День космонавтики;
29

19 апреля: День памяти о геноциде советского народа нацистами и
их пособниками в годы Великой Отечественной войны.
Май:
1 мая: Праздник Весны и Труда;
9 мая: День Победы;
19 мая: День детских общественных организаций России;
24 мая: День славянской письменности и культуры.
Июнь:
1 июня: День защиты детей;
6 июня: День русского языка;
12 июня: День России;
22 июня: День памяти и скорби;
27 июня: День молодежи.
Июль:
8 июля: День семьи, любви и верности.
Август:
Вторая суббота августа: День физкультурника;
22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;
27 августа: День российского кино.


участие во всероссийских акциях, посвящённых значимым

событиям в России, мире («Флаги России», «Окна России», «Бессмертный
полк», «День семьи, любви и верности», «День памяти», «Блокадный хлеб»,
«Крымская весна» и другое);


торжественные

образования,

переходом

символизирующие

мероприятия,
на

приобретение

связанные

следующий
новых

с

завершением

уровень

образования,

социальных

статусов

в

общеобразовательной организации, обществе («Первый звонок», «Последний
звонок», «Выпускной бал», «Прощание с Азбукой»);

30



церемония награждения «Директорский прием» (по итогам

учебного периода, года) обучающихся и педагогов за участие в жизни
общеобразовательной организации, достижения в конкурсах, соревнованиях,
олимпиадах, вклад в развитие общеобразовательной организации, своей
местности (торжественная линейка на начало учебного года и окончание);


социальные проекты в МАОУ СОШ № 208, совместно

разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами, комплексы
дел

благотворительной,

экологической,

патриотической,

трудовой

направленности (Ветеран рядом, Имя Героя, «Волонтер»);


проводимые

для

жителей

поселения,

своей

местности

и

организуемые совместно с семьями обучающихся праздники представления в
связи с памятными датами, значимыми событиями для жителей поселения
(смотр «Строя и песни», посвященного Дню Победы);

дела

вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные
в

разных

корреспондентов,

ролях

(сценаристов,

ведущих,

постановщиков,

декораторов,

исполнителей,

музыкальных

редакторов,

ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и встречу гостей
и т. д.), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения,
анализа общешкольных дел (День самоуправления, мероприятия РДШ).
Наблюдение

за

поведением

ребенка

в

ситуациях

подготовки,

проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками,
старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми.
При необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с
ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые
могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в
следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной
фрагмент общей работы.
Внешкольные мероприятия

31

Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий
может предусматривать:


общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые

совместно с социальными

партнёрами

МАОУ

СОШ

№208

( акция

«Бессмертный пол» факельное шествие, посвященное Дню Победы, реквием
«Память»,

акция

«Георгиевская

лента»,

тематические

концертные

программы, экскурсии в музей города Екатеринбурга);


внешкольные

направленности,

тематические

организуемые

мероприятия

педагогами

по

воспитательной
изучаемым

в

общеобразовательной организации учебным предметам;


экскурсии, походы выходного дня, организуемые в классах

классными руководителями, в том числе совместно с родителями (законными
представителями) обучающихся с привлечением их к планированию,
организации, проведению, оценке мероприятия (экскурсии и походы по
паркам города и пригорода);


выездные события, включающие в себя комплекс коллективных

творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность,
характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным
отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта
(туристические походы).
Организация предметно-пространственной среды
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной
среды

может

предусматривать

совместную

деятельность

педагогов,

обучающихся, других участников образовательных отношений по её
созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе:
 оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в
школу, кабинета государственной символикой Российской Федерации,
субъекта Российской Федерации, муниципального образования (флаг, герб),

32

изображениями символики Российского государства в разные периоды
тысячелетней истории, исторической символики региона;
 организацию

и

проведение

церемоний

поднятия

(спуска)

государственного флага Российской Федерации;
 организацию и поддержание в школе звукового пространства
позитивной

духовно-нравственной,

гражданско-патриотической

воспитательной направленности, исполнение гимна Российской Федерации;
 поддержание, использование в воспитательном процессе «мест
гражданского

почитания»

мемориалов

воинской

славы,

памятников,

памятной доски имени А.А. Кузьмина и памятной доски Учителям и
выпускникам, павшим в годы ВОВ;
 оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях
(холл первого этажа), содержащих в доступной, привлекательной форме
новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовнонравственного

содержания,

фотоотчёты

об

интересных

событиях,

поздравления педагогов и обучающихся и т. п.;
 подготовку
творческих

работ,

и

размещение

обучающихся

регулярно
в

разных

сменяемых
предметных

экспозиций
областях,

демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга;
 поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений
в

общеобразовательной

организации,

доступных

и

безопасных

рекреационных зон, озеленение территории при общеобразовательной
организации;
 деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с
обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных
аудиторий, пришкольной территории;
 разработку и оформление пространств проведения значимых
событий, праздников (Творческие композиции, тематическая фотозона);

33

 разработку

и

обновление

материалов

(стендов,

плакатов),

акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания
ценностях, правилах, традициях, укладе общеобразовательной организации,
актуальных вопросах профилактики и безопасности (ПДД, антитеррор,
экология, профориентация).
Предметно-пространственная

среда

строится

как

максимально

доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями
(законными представителями) обучающихся может предусматривать:


создание и деятельность в общеобразовательной организации, в

классах представительных органов родительского сообщества (родительского
комитета школы, классов), участвующих в обсуждении и решении вопросов
воспитания

и

обучения,

деятельность

представителей

родительского

сообщества в Управляющем совете МАОУ СОШ №208;


тематические родительские собрания в классах, общешкольные

родительские

собрания

по

вопросам

воспитания,

взаимоотношений

обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания, общероссийские
«родительское собрание» для родителей («Особенности образовательного
процесса в новом учебном году», «Безопасность» и другое);


проведение

для

родителей консультации педагога-психолога,

социального педагога, сотрудников ОПДН, МВД;


родительские

интернет-сообщества

-

группы

с

участием

педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы
согласуется совместная деятельность;
 участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в
случаях,

предусмотренных нормативными

документами

о

психолого-

педагогическом консилиуме в МАОУ СОШ №208 в соответствии с порядком
привлечения родителей (законных представителей);
34

 привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и
проведению классных и общешкольных мероприятий (День знаний, День
учителя, Новый год, Праздник Весны и Труда, День Победы, День семьи,
любви и верности и другое);


родительские дни, во время которых родители могут посещать

школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о
ходе учебно- воспитательного процесса в школе (День открытых дверей: 1
сентября; 25 мая и другие дни, согласованные с администрацией школы)
Самоуправление
Реализация
самоуправления

воспитательного
в

потенциала

общеобразовательной

ученического

организации

может

предусматривать:


организацию

и

деятельность

органов

ученического

самоуправления (совет актива), избранных обучающимися;


участие представителей органов ученического самоуправления

в разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания,
календарного плана воспитательной работы, в анализе воспитательной
деятельности в МАОУ СОШ № 208.


члены совета самоуправления школы активные участники РДШ.

Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам
воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность,
трудолюбие,

чувство

собственного

достоинства,

а

школьникам

–

предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации.
Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и
подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою
деятельность,

детское

самоуправление

иногда

и

на

время

может

трансформироваться в детско-взрослое самоуправление.
Профилактика и безопасность

35

Профилактика девиантного поведения обучающихся, конфликтов
между обучающимися,

обучающимися

и педагогами

–

направление

деятельности в школе, целью которого является создание условий для
успешного формирования и развития личностных ресурсов, способствующих
преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на
повышение устойчивости участников образовательных отношений в школе к
неблагоприятным факторам.
Реализация

воспитательного

потенциала

профилактической

деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной
среды в школе предусматривает:


Целенаправленную работу педагогического коллектива по созданию

в школе эффективной профилактической среды обеспечения безопасности
жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;


Регулярное

проведение

исследований,

мониторинга

рисков

безопасности и ресурсов повышения безопасности, выделение и психологопедагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным
направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.);

силами

Проведение коррекционной работы с обучающимся групп риска
педагогического

специалистов

коллектива

(психологов,

и

с

привлечением

работников

сторонних

социальных

служб,

правоохранительных органов, опеки и т.д.);


Разработку и реализацию в школе профилактических программ,

направленных на работу как с девиантными обучающимися, так и с их
окружением,

сообществами

класса,

сверстников,

школы

в

целом,

организацию межведомственного взаимодействия;


Вовлечение

обучающихся

в

воспитательную

деятельность,

проекты, программы профилактической направленности социальных и
природных рисков, реализуемые в школе и в социокультурном окружении с
обучающимися, педагогами, родителями (антиалкогольные, против курения,
36

безопасность в цифровой среде, вовлечение в деструктивные группы в
социальных сетях, деструктивные молодежные, религиозные объединения,
культы, субкультуры, безопасность дорожного движения, противопожарная
безопасность,

гражданская

оборона,

антитеррористическая,

анти

экстремистская безопасность и т.д.);


Организацию превентивной работы со сценариями социально

одобряемого поведения, развитие у обучающихся навыков саморефлексии,
самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому
давлению;


Поддержку инициатив обучающихся, педагогов в сфере укрепления

безопасности жизнедеятельности в школе, профилактики правонарушений,
девиаций,

организация

деятельности,

альтернативной

девиантному

поведению – познание (путешествия), испытание себя (походы, спорт),
значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе
профессиональная, религиозно- духовная, благотворительная, искусство и
др.);


Предупреждение, профилактика и целенаправленная деятельность в

случаях появления, расширения, влияния в школе маргинальных групп
обучающихся

(оставивших

обучение,

криминальной

направленности,

агрессивного поведения и др.);


Поддержка и профилактика расширения групп детей, семей

обучающихся,

требующих

специальной

психолого-педагогической

поддержки и сопровождения (слабоуспевающих, социально запущенные,
осужденные, социально неадаптированные дети-мигранты и т.д.).


Социально-психологического

направленного

на

раннее

выявление

тестирования
немедицинского

обучающихся,
потребления

наркотических средств и психотропных веществ.
Социальное партнёрство

37

Реализация социокультурного контекста опирается на построение
социального партнерства образовательной организации с организациямипартнерами. Для МАОУ СОШ № 208 это: Свердловская государственная
академическая филармония, Союз «Чернобыль», КЦСОН Железнодорожного
района, МБУ ДО – Центр детского творчества Железнодорожного района,
МБУ СШ №8 «Локомотив», МБОУ ДО ДЮСШ «Динамо». Реализация
воспитательного

потенциала

социального

партнёрства

может

предусматривать:


участие представителей организаций-партнёров, в том числе в

соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных
мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного
плана воспитательной работы («День знаний», «Последний звонок»,
туристические походы, экскурсии, тематические беседы, заседания Совета
профилактики, рейды по семьям и другое);


участие представителей организаций-партнёров в проведении

отдельных

уроков,

внеурочных

занятий,

внешкольных

мероприятий

соответствующей тематической направленности (уроки Мужества, экскурсии,
правовые уроки, профилактические беседы, канцерные программы и другое).
Профориентация
Совместная деятельность педагогических работников и обучающихся
по

направлению

просвещение,

«Профориентация»

диагностику

и

включает

консультирование

профессиональное
по

вопросам

профориентации, организацию профессиональных проб обучающихся.
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы
школы предусматривает:


профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты,

решение кейсов, расширяющие знания обучающихся о профессиях, способах
выбора профессий, особенностях, условиях той или иной профессиональной

38

деятельности, Дней открытых дверей в средних специальных учебных
учреждений и ВУЗов (Новопокровском многоотраслевом техникуме);


циклы профориентационных часов, направленных на подготовку

обучающегося

к

осознанному

планированию

и

реализации

своего

профессионального будущего; - экскурсии на предприятия города, дающие
начальные представления о существующих профессиях и условиях работы;


посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий,

тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в
организациях профессионального, высшего образования;


совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-

ресурсов,

посвященных

профориентационного
интересующим

выбору

онлайн-

профессиям

профессий,

тестирования,
и

онлайн

направлениям

прохождение
курсов

по

профессионального

образования;


участие в работе всероссийских профориентационных проектов,

созданных в сети Интернет; уроки финансовой грамотности (регистрация
пользователей на платформе проекта «Билет в будущее» - 6-9 классы;
тестирование на платформе проекта «Билет в будущее», Всероссийские
открытые уроки на портале «ПроеКТОриЯ» -8-11 классы, «Успех каждого
ребенка», решение учебно- тренировочных задач, участие в мастер-классах
решение учебно-тренировочных задач, посещение открытых уроков;

родителей

индивидуальные консультации психологом обучающихся и их
(законных

способностей,

представителей)

дарований

и

иных

по

вопросам

склонностей,

индивидуальных

особенностей

обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей
профессии;


освоение обучающимися основ профессии в рамках различных

курсов по выбору, включенных в обязательную часть образовательной
программы

или

в

рамках

дополнительного

образования.
39

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1 Кадровое обеспечение
Общая численность педагогических работников 50 человек основных
педагогических работников, 4 педагога дополнительного образования.
68 % от общей численности педагогических работников имеют высшее
педагогическое образование, 40 % - первую квалификационную категорию.
Психолого- педагогическим сопровождением обучающихся, в том
числе и с ОВЗ, привлечены следующие специалисты: педагог-психолог,
социальный педагог. В школе 38 классов, в которых работают 38 классных
руководителя.
Кадровое обеспечение воспитательного процесса:


заместитель директора по учебно-воспитательной работе;



заместитель директора по воспитательной работе;



советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими

общественными организациями;


классные руководители;



педагог-психолог;



социальный педагог;



педагоги дополнительного образования.

3.2 Нормативно-методическое обеспечение
Управление качеством воспитательной деятельности в МАОУ СОШ
№ 2 0 8 связывается, прежде всего, с качеством ее нормативно-правового
обеспечения:
1.

1.Положение о классном руководстве;

2.

Положение о дежурстве МАОУ СОШ № 208;

3.

Положение о методическом объединении;

4.

Положение комиссии по урегулировании споров между участниками
образовательных отношений МАОУ СОШ № 208;

5.

Положение о Совете профилактике правонарушений;

6.

Положение о родительском комитете МАОУ СОШ № 208;

7.

Положение о социально-психологической службе МАОУ СОШ № 208;

8.

Положение о школьной службе медиации МАОУ СОШ № 208;

9.

Положение об организации дополнительного образования в МАОУ
СОШ № 208;

10.

Положение о внеурочной деятельности обучающихся МАОУ СОШ №
208;

11.

Положение о школьном ученическом самоуправлении;

12.

Правила внутреннего распорядка для обучающихся МАОУ СОШ №
208;

13.

14.Положение о первичном отделении общероссийской общественногосударственной

детско-юношеской

организации

«Российское

движение школьников» МАОУ СОШ № 208;
14.

Положение о школьном спортивном клубе.
С 2022 года в соответствии с принятыми поправками к федеральному

закону № 273 «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся определена система организации воспитательной
работы в сфере образования:
1.

Федеральный закон от 14.07.2022 № 298-ФЗ "О внесении изменений в

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
2.

Письмо «О внедрении примерной программы воспитания».

3.

Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных

организаций, одобренная решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22)
3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями
В настоящее время в МАОУ СОШ № 208, получает образование
примерно 4% детей с ОВЗ и детей инвалидов на всех уровнях образования.
На уровне общности: формируются условия освоения социальных
ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации
41

целей и смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений
между

обучающимися,

родителями

педагогами.

Детская

и

образовании

развиваются

(законными

представителями),

детско-взрослая

общности

на

заботы,

принципах

в

инклюзивном

взаимоуважения

и

сотрудничества в совместной деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной
деятельности в классе, формирует опыт работы в команде, развивает
активность и ответственность каждого обучающегося в социальной ситуации
его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов учебной
работы, отдыха, праздников и общих дел с учетом специфики социальной и
культурной ситуации развития каждого ребенка с ОВЗ обеспечивает
возможность его участия в жизни класса, школы, событиях группы,
формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность в своих
силах
Особыми

задачами

воспитания

обучающихся

с

особыми

образовательными потребностями являются:


налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с

окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в
общеобразовательной организации;


формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их

семьям со стороны всех участников образовательных отношений;


построение

воспитательной

деятельности

с

учётом

индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося;


обеспечение

обучающихся,

психолого-педагогической

содействие

повышению

уровня

поддержки
их

семей

педагогической,

психологической, медико- социальной компетентности.
При

организации

воспитания

обучающихся

с

особыми

образовательными потребностями педагоги ориентируются на:
42



формирование личности ребёнка с особыми образовательными

потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и
психическому состоянию методов воспитания;


создание

оптимальных условий

совместного

воспитания

и

обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями и их
сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и
педагогических

приёмов,

организацией

совместных

форм

работы

с

педагогом-психологом


личностно-ориентированный подход в организации всех видов

деятельности, обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и
социальной

успешности

обучающихся

призвана

способствовать

формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную
позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную
деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной
жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся
строится на принципах:
 публичности,

открытости

поощрений

(информирование

всех

обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии
значительного числа обучающихся);
 соответствия
общеобразовательной

артефактов

и

организации,

процедур
качеству

награждения
воспитывающей

укладу
среды,

символике общеобразовательной организации;
 прозрачности

правил

поощрения

(наличие

положения

о

награждениях, неукоснительное следование порядку, зафиксированному в
этом документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);

43

 регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в
поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и т. п.);
 сочетания

индивидуального

и

коллективного

поощрения

(использование индивидуальных и коллективных наград даёт возможность
стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся,
преодолевать

межличностные

противоречия

между

обучающимися,

получившими и не получившими награды);
 привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях
родителей

(законных

представителей)

обучающихся,

представителей

родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с
учётом наличия ученического самоуправления), сторонних организаций, их
статусных представителей;
 дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград
позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Формы

поощрения

проявлений

активной

жизненной

позиции

обучающихся и социальной успешности: индивидуальные и групповые
портфолио, рейтинги, благотворительная поддержка.
Ведение портфолио — деятельность обучающихся при её организации
и

регулярном

поощрении

классными

руководителями,

поддержке

родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению)
артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося.
Портфолио

может

включать

артефакты

признания

личностных

достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты,
поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и др.,
участвовавших в конкурсах и т. д.). Кроме индивидуального портфолио,
возможно ведение портфолио класса.
Рейтинги — размещение имен (фамилий) обучающихся или названий
(номеров) групп обучающихся, классов в последовательности, определяемой
их успешностью, достижениями в чём-либо.
44

Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся
(классов и др.) может заключаться в материальной поддержке проведения в
общеобразовательной
проведения

организации

воспитательных

внешкольных мероприятий,

дел,

мероприятий,

различных форм

совместной

деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке
нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников.
Благотворительность

предусматривает

публичную

презентацию

благотворителей и их деятельности.
3.5 Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с
целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами
обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего
общего образования, установленными соответствующими ФГОС.
Основным методом анализа воспитательного процесса в МАОУ СОШ
№208 является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью
выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением
(при необходимости) внешних экспертов, специалистов.
Планирование

анализа

воспитательного

процесса

включается

в

календарный план воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:


взаимное уважение всех участников образовательных отношений;



приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на

изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей,
таких как сохранение уклада общеобразовательной организации, качество
воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль
общения, отношений между педагогами, обучающимися и родителями;


развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на

использование его результатов для совершенствования

воспитательной

деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели
и задач

воспитания,

умелого

планирования

воспитательной

работы,
45

адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с
обучающимися, коллегами, социальными партнёрами);


распределённая

ответственность

за

результаты

личностного

развития обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное
развитие — это результат как организованного социального воспитания, в
котором общеобразовательная организация участвует наряду с другими
социальными институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития.
Основное направление анализа воспитательного процесса- результаты
воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. Критерием, на
основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем
директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию,
педагогом-психологом,
обсуждением

социальным

результатов

на

педагогом)

методическом

с

последующим

объединении

классных

руководителей.
Основным способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития

обучающихся

является

педагогическое

наблюдение. Внимание педагогов сосредоточивается на вопросах: какие
проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось
решить за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не
удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем
предстоит работать педагогическому коллективу.
Внимание сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством:
 реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;
 организуемой внеурочной деятельности обучающихся;
 деятельности классных руководителей и их классов;
 проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
 внешкольных мероприятий;
46

 создания и поддержки предметно-пространственной среды;
 взаимодействия с родительским сообществом;
 деятельности ученического самоуправления;
 деятельности по профилактике и безопасности;
 реализации потенциала социального партнёрства;
 деятельности по профориентации обучающихся;
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над
решением которых предстоит работать педагогическому коллективу.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого
заместителем директора по воспитательной работе в конце учебного года,
рассматриваются и утверждаются педагогическим советом МАОУ СОШ
№208
Приложение
Примерный календарный план воспитательной работы

47


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».