Рабочая программа по учебному предмету Обществознание (6-9 класс)

Приложение № 3
к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ № 208 с углубленным
изучением отдельных предметов,
утвержденное приказом № 122/1
от 28.08.2021 г.

Рабочая программа по обществознанию
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета обществознание
на уровне основного общего образования
1.1. Личностные результаты освоения программы по обществознанию:
Личностные результаты освоения образовательной программы по обществознанию
отражают:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения
к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции,
к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

1.2. Метапредметные результаты освоения программы по обществознанию:
1) Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы:
 характеризовать социальные свойства человека, особенности его взаимодействия с
другими людьми; основные сферы жизни общества; причины возникновения и проявления
социальных различий в обществе;
 раскрывать смысл понятий: индивид, индивидуальность, личность; потребности и
способности человека; деятельность; общение; межличностные отношения; семья;
общество; культура;
 называть черты сходства и различия человека и животных; факторы формирования
личности; основные возрастные периоды жизни человека; особые потребности людей с
ограниченными возможностями; виды деятельности; социальные общности и группы;
глобальные проблемы современности;
 характеризовать социальные ценности и нормы; роль права в регулировании
общественных отношений; конституционные права, свободы и обязанности человека и
гражданина в Российской Федерации; основы правового статуса несовершеннолетнего;
основы гражданского, трудового, семейного права; признаки правомерного и
противоправного поведения; опасность асоциальных форм поведения;
 характеризовать роль экономики в жизни общества; производительный и
непроизводительный труд; особенности вознаграждения за деятельность; экономические
функции домохозяйства; особенности потребления домашних хозяйств; источники
доходов и расходов семьи; предпринимательскую и трудовую деятельность; разделение
труда; способы защиты права собственности; доходы и расходы государства; банковскую
систему; налогообложение; государственную экономическую политику; влияние духовной
культуры на формирование личности; личностную и общественную значимость
образования в информационном обществе; роль религии в жизни человека и общества;
роль искусства в жизни человека и общества; роль информации и информационных
технологий в современном мире;
 характеризовать государство как политическую организацию; форму государства;
демократию; демократические ценности; формы политического участия граждан; выборы
и референдум; политические партии; Конституцию Российской Федерации как основной
закон государства; Россию как демократическое федеративное правовое государство с
республиканской формой правления; территориальное устройство и уровни власти в
Российской Федерации; Россию как многонациональное государство; диалог культур как
способ межэтнического и межнационального взаимодействия; социальную политику
Российского государства; социальную структуру общества; основные социальные роли в
подростковом возрасте; сущность информационного общества, сущность глобализации;
причины, проявления и последствия глобализации, ее противоречия.
2) Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

3) Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач.
4) Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией.
5) Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения.
6) Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
7) Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
8) Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач:
 осуществлять поиск социальной информации по изученным темам из различных
источников (материалов СМИ, учебного текста, других адаптированных источников и
т.п.), составлять на их основе план, таблицу, схему; переводить информацию из текста в
таблицу.
9) Смысловое чтение:
 овладение смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, в том числе
извлечений из Конституции Российской Федерации и других нормативных правовых
актов; умение составлять на их основе план;
 анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию из
адаптированных источников по изученным темам, соотносить ее с собственными
знаниями о политической и социальной сферах общества;
10) Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение:
 взаимодействовать с представителями других народов, наций, культур и религиозных
конфессий на основе гуманистических и демократических ценностей современного
российского общества, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных
культур; уважать культуру и традиции народов России и других стран;
11) Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью:
 определять и объяснять, аргументировать с опорой на факты социальной жизни, личный
социальный опыт и обществоведческие знания; свое отношение к изученным социальным
явлениям, процессам;
 решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи,
отражающие выполнение типичных для подростка социальных ролей, взаимодействия в
социальной и политической сферах общественной жизни.
12) Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
13) Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

1.3. Предметные результаты освоения программы по обществознанию
Предметные результаты изучения обществознания отражают:
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской
гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности,
правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в
Конституции Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных
теорий общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и
умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения
типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся,
межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей
и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и
поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными
законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать
правопорядок правовыми способами и средствами,
умений реализовывать основные
социальные роли в пределах своей дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление;
развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные
оценки социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к
изучению общественных дисциплин.

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

2. Содержание учебного предмета Обществознание на уровне основного
общего образования
2.1. Содержание учебного предмета
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного.
Индивид, индивидуальность, личность. Человек - личность. Как стать интересной личностью.
Быть личностью. Выбор профессии. Основные возрастные периоды жизни человека.
Отношения между поколениями. Отрочество - особая пора. Особенности подросткового
возраста. Способности и потребности человека. Когда возможности ограничены. Особые
потребности людей с ограниченными возможностями. Мир увлечений. Распределение
времени - залог успеха. Понятие деятельности. Грамотная организация деятельности.
Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Труд – основа жизни Учение деятельность школьника. Секреты успеха в учебе. Познание человеком мира и самого себя.
Почему самооценка должна быть правильной? Отношения с окружающими. Что значит
"правильно взаимодействовать с окружающими"? Общение. Роль деятельности в жизни
человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Полезные дела в
школьном коллективе. Отношения со сверстниками. Личные и деловые отношения. Лидерство.
Как научиться дружно жить в классе. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Правила поведения в ситуации конфликта. Семья и семейные отношения. Как строить
отношения с родителями.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы.
Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их
взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные
проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и
пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу
жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе.. Общественные
нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности.
Гражданственность и патриотизм. Права и обязанности граждан. Почему важно соблюдать
законы Уважение социального многообразия. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как
усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм.
Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность.
Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое
правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и
мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в
подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма
для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа
жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества.
Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России.
Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в
Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая
аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии
в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества.
Влияние искусства на развитие личности.

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус
личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте.
Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности
и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их
разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия
– многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные
признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы
правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим.
Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей.
Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество.
Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения.
Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной
закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации.
Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации.
Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент
Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской
Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации.
Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и
свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности
гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и
граждан. Способы взаимодействия с властью посредством электронного правительства.
Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные
международные документы о правах человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства
Конституция – основной закон государства. Защита Отечества. Военная служба как
долг перед Отечеством. Для чего нужна дисциплина Общественная дисциплина. Типы
дисциплин Виновен - отвечай Правоохранительные органы РФ. Суд, адвокатура,
нотариат, ФСБ, ФСО, таможня и др. Кто стоит на страже закона Правоохранительные органы
РФ. Суд и прокуратура, МВД и др. Система российского законодательства. Источники права.
Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки
и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности.
Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданскоправовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей.
Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой
договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой
государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей,
оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений.
Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право,
основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели
наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права
ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в
возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.
Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и
наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международноправовая защита жертв вооруженных конфликтов.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

Экономика
Экономика и ее основные участники.
Взаимосвязь потребностей человека и
экономического благополучия. Квалификация и оплата труда. Типы трудовой деятельности.
Заработная плата. Виды затрат. Виды и формы бизнеса. Виды и формы бизнеса. Формы
предпринимательской деятельности. Обмен, торговля, реклама. Внутренняя и внешняя торговля.
Деньги, их функции. Причины использования металлов в качестве денежного эквивалента.
Экономика семьи. Финансовые ресурсы и расходы семьи. Понятие экономики. Роль
экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность
ресурсов. Производство - основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы
производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность.
Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы
экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность.
Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен
быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный
бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта,
электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского
обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги:
страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и
финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от
финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних
хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы.
Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.

2.2. Воспитательный потенциал предмета обществознание на уровне
основного общего образования предполагает следующее:
1. Установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя
через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных
элементов, проблемного вопроса,
биографий ученых, писателей, спортсменов и
других известных личностей, подготовку сообщений из рубрики «Это интересно», «Мир
вокруг нас».
2. Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений через создание специальных тематических проектов, рассчитанных на различные
виды сотрудничества, организация работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией.
3. Проведение событийных уроков, уроков-экскурсий, которые позволяют
разнообразить формы работы на уроке, повысить мотивацию к изучаемому предмету,
позволяет воспитывать любовь к Родине, науке и искусству.
4. Включение в урок интерактивных форм работы: групповая работа, парная
работа, игровую, что позволяет установить доброжелательную обстановку на уроке,
позволяет обучающимся в процессе общения не только получать знания, но и приобретать
опыт.
5. Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение
«Правил внутреннего распорядка
обучающихся»,
принятие
правил
работы
в
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

группе, взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;
6. Использование ИКТ технологий обучения, обеспечивающих современные
активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных
приложениях, мультимедийные презентации, онлайн - диктанты, научно-популярные
передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.)
7. Использование технологии «Портфолио», с целью развития самостоятельности,
рефлексии и самооценки, планирования деятельности, видения правильного вектора для
дальнейшего развития способностей.
8. Применение в рамках урока методики «смыслового чтения текста», позволяет не
только повысить результаты предметных результатов, но и усилить воспитательный потенциал
урокачерез полное осмысление прочитанного текста и последующее его обсуждение.
9. Поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках выполнения
проектов
даст
школьникам
возможность
приобрести навык самостоятельного
решения теоретической проблемы, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения (участие в конкурсах,
выставках, соревнованиях, научно-практических конференциях).
10.
Использование
визуальных
образов
(предметно-эстетической
среды,
наглядная агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно
производимые видеоролики по темам урока).
11.
Сотрудничество педагога и обучающихся на учебном занятии позволяет не
только приобретать знания, опыт и навыки, но и обеспечивать переход в социально
значимые виды групповой, парной и самостоятельной деятельности. Тесная связь
обучения и воспитания позволяет создать все условия для развития высоконравственной,
творческой всесторонне развитой личности.

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отведенных
на изучение каждой темы
Тематическое планирование (6 класс)
№
Тема урока
1.
Введение. Обществознание как учебный предмет. Биологическое и социальное в
человеке. Черты сходства и различий человека и животного.
2.
Человек - личность.
3.
Как стать интересной личностью.
4.
Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями.
Отрочество - особая пора.
5.
Особенности подросткового возраста.
6.
Потребности и способности человека.
7.
Когда возможности ограничены.
8.
Особенности взаимодействия с людьми с разными возможностями.
9.
Распределение времени - залог успеха.
10.
Контрольная работа по теме: «Человек и его потребности».
11.
Понятие деятельности.
12.
Грамотная организация деятельности.
13.
Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение.
14.
Труд – основа жизни.
15.
Учение - деятельность школьника.
16.
Секреты успеха в учебе.
17.
Познание человеком мира и себя.
18.
Почему самооценка должна быть правильной?
19.
Контрольная работа по теме: «Человек и его деятельность».
20.
Отношения с окружающими.
21.
Что значит "правильно взаимодействовать с окружающими"?
22.
Общение.
23.
Роль деятельности в жизни человека и общества.
24.
Человек в группе. Межличностные отношения.
25.
Личные и деловые отношения. Полезные дела в школьном коллективе.
26.
Отношения со сверстниками. Лидерство.
27.
Как научиться дружно жить в классе.
28.
Конфликты в межличностных отношениях.
29.
Правила поведения в ситуации конфликта.
30.
Практикум по теме: «Человек среди людей».
31.
Семья и семейные отношения.
32.
Как строить отношения с родителями.
33.
Контрольная работа за курс 6 класса.
34.
Подведение итогов года. Повторение.

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

Тематическое планирование (7 класс)
№
Тема урока
1.
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные
нравы, традиции и обычаи.
2.
Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности.
3.
Гражданственность и патриотизм.
4.
Права и обязанности граждан.
5.
Почему важно соблюдать законы.
6.
Конституция – основной закон государства.
7.
Защита Отечества.
8.
Военная служба как долг перед Отечеством.
9.
Для чего нужна дисциплина.
10.
Общественная дисциплина. Типы дисциплин.
11.
Виновен – отвечай.
12.
Правоохранительные органы РФ. Суд, адвокатура, нотариат, ФСБ, ФСО, таможня и
др.
13.
Кто стоит на страже закона Правоохранительные органы РФ. Суд и прокуратура, МВД
и др.
14.
Контрольная работа по теме: «Человек и закон».
15.
Экономика и ее основные участники.
16.
Взаимосвязь потребностей человека и экономического благополучия.
17.
Квалификация и оплата труда.
18.
Типы трудовой деятельности. Заработная плата.
19.
Производство: затраты, выручка, прибыль.
20.
Виды затрат.
21.
Виды и формы бизнеса
22.
Формы предпринимательской деятельности.
23.
Обмен, торговля, реклама.
24.
Внутренняя и внешняя торговля.
25.
Деньги, их функции.
26.
Причины использования металлов в качестве денежного эквивалента.
27.
Экономика семьи. Финансовые ресурсы и расходы семьи.
28.
Контрольная работа по теме: «Человек и экономика»
29.
Воздействие человека на природу.
30.
Экологический кризис.
31.
Охранять природу, значит охранять жизнь.
32.
Закон на страже природы. Закон об охране окружающей среды.
33.
Контрольная работа за курс 7 класса
34.
Итоговое повторение.

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

Тематическое планирование (8 класс)
№
Тема урока
1.
Биологическое и социальное в человеке. Быть личностью.
2.
Выбор профессии.
3.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы.
4.
Развитие общества. Общественный прогресс.
5.
Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ.
6.
Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности.
Опасность международного терроризма.
7.
Экологический кризис и пути его разрешения. Российское общество, особенности его
развития.
8.
Культура, ее многообразие и основные формы.
9.
Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный
выбор.
10.
Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло.
11.
Долг. Совесть. Моральная ответственность.
12.
Система образования Российской Федерации. Уровни общего образования.
Государственная итоговая аттестация. Самообразование
13.
Значение науки
14.
Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества.
Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие
личности.
15.
Контрольная работа по теме: «Личность и общество. Сфера духовной культуры»
16.
Экономика, её роль в жизни общества. Главные вопросы экономики.
17.
Экономическая система.
18.
Производство - основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы
производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация.
19.
Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм.
20.
Собственность. Торговля и ее формы. Реклама.
21.
Спрос и предложение.
22.
Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль.
23.
Контрольная работа по теме: «Человек в экономических отношениях». Часть 1.
24.
Государство и экономика. Роль государства в экономике. Экономические цели и
функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции,
налоговые системы разных эпох. Распределение доходов.
25.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта,
электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного
банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг.
Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности.
Инвестиции в реальные и финансовые активы.
26.
Потребление. Мировая торговля.
27.
Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Потребление домашних хозяйств.
Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный
финансовый план. Сбережения. Инфляция.
28.
Безработица. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор
профессии. Заработная плата и стимулирование труда.
29.
Контрольная работа по теме: «Человек в экономических отношениях». Часть 2.
30.
Социальная структура общества. Социальные роли и статусы. Социализация
личности. Особенности социализации в подростковом возрасте.
31.
Нации и межнациональные отношения
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

32.
33.
34.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и
общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
Контрольная работа за курс 8 класса
Итоговое повторение.

Тематическое планирование (9 класс)
№
Тема урока
1.
Что такое политика. Политика и власть. Теория происхождения государства.. Роль
политики в жизни общества.
2.
Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и
внешняя политика государства.
3.
Формы правления. Формы государственно-территориального устройства.
4.
Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и
референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни.
5.
Политический режим (недемократический). Опасность политического экстремизма.
6.
Разделение властей. Законодательная власть и исполнительная власть. Суд.
7.
Контрольная работа по теме: «Человек и государство»
8.
Правовое государство. Местное самоуправление.
9.
Политическая жизнь.
10.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.
11.
Политическая культура и ее типы.
12.
Закон. Нормативный правовой акт.
13.
Контрольная работа по теме «Человек. Государство. Право».
14.
Правоотношения.
15.
Признаки и виды правонарушений.
16.
Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности.
17.
Правоохранительные органы.
18.
Наше государство – Российская Федерация Конституция. Закон высшей юридической
силы.
19.
Конституционный строй. Государственные символы России. Россия – федеративное
государство. Субъекты федерации.
20.
Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения
органов государственной власти и граждан. Особенности правового статуса
несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита.
21.
Международные
правовые
документы.
Межгосударственные
отношения.
Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
22.
Форма государственного правления.
23.
Контрольная работа «Права человека и гражданина».
24.
Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров.
Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы
защиты гражданских прав.
25.
Виды договоров и гражданская дееспособность. Дееспособность малолетних.
Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
26.
Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в
регулировании трудовой деятельности человека.
27.
Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита
интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей.
28.
Особенности
административно-правовых
отношений.
Административные
правонарушения. Виды административного наказания.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

29.
30.
31.
32.
33.

Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений.
Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний.
Контрольная работа по теме: «Социальные права».
Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв
вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование в сфере образования
Итоговое повторение.

МАОУ СОШ №
208 С
УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ

Подписано цифровой
подписью: МАОУ СОШ
№ 208 С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
Дата: 2021.09.25
18:48:08 +05'00'

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».