Приложение № 3
к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ № 208 с углубленным
изучением отдельных предметов,
утвержденное приказом № 122/1
от 28.08.2021 г.
Рабочая программа по изобразительному искусству
1.
Планируемые
результаты
освоения
учебного
предмета
Изобразительное искусство на уровне основного общего образования
1.1. Личностные результаты освоения программы по изобразительному
искусству отражают:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
1.2. Метапредметные
изобразительному искусству
результаты
освоения
программы
по
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий
в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
1.3. Предметные результаты освоения программы по изобразительному
искусству
Предметные результаты изучения изобразительного искусства отражают:
1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие
наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного
мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры;
3) освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей
как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах
(фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения
отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека;
5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах
визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура),
декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над
визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных
техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах
художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография,
видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений
искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
2. Содержание учебного предмета Изобразительное искусство на уровне основного
общего образования
2.1. Содержание учебного предмета Изобразительное искусство
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие
компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных
сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся целостных
представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры.
В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность,
аналитическое восприятие произведений искусства. Программа включает в себя основы разных
видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна,
архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, театра, фото- и киноискусства.
Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет
«Изобразительное искусство», суть которого заключается в том, что искусство в нем
рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный
эстетический, художественный и нравственный мировой опыт. Как целостность, состоящая из
народного искусства и профессионально-художественного, проявляющихся и живущих по
своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии.
В программу включены следующие основные виды художественно-творческой
деятельности:
ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность;
изобразительная деятельность (основы художественного изображения);
декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного
искусства);
художественно-конструкторская деятельность (элементы дизайна и архитектуры);
художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.
Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами
является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый
обучающимися в различных видах художественной деятельности.
Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных
методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоении практического применения знаний
и основано на межпредметных связях с предметами: «История России», «Обществознание»,
«География», «Математика», «Технология».
Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами
является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый
обучающимися в различных видах художественной деятельности.
Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных
методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоении практического
применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История России»,
«Обществознание», «География», «Математика», «Технология».
Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной
красоты
Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер).
Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора.
Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный
художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов
России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка).
Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство
Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и
дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в народном искусстве.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном
искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок –
основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно.
Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические
тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение
объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте.
Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения.
Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей).
Пейзаж в графике. Работа на пленэре.
Понимание смысла деятельности художника
Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы
человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные
возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого
(В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве
XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).
Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в
истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и
строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры.
Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества
(В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).
Вечные темы и великие исторические события в искусстве
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские
сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело
Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли,
Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н.
Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов).
Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере,
Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и
повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема Великой Отечественной
войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. Место и роль
картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская).
Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский).
Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных
предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн
Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации
предметно – пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к
объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие
архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство
художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне.
Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы
развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица).
Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового искусства.
Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство флористики. Проектирование
пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно конструктивные принципы дизайна одежды.
Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв.
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к
внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобразие
архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный мир
древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского
Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм
Покрова на Рву). Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское
барокко.
Искусство полиграфии
Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги,
журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии (графическое,
живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта. Композиционные основы
макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки,
визитной карточки и др.
Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и
архитектуре XVIII - XIX вв.
Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов,
Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Архитектурные шедевры стиля барокко в СанктПетербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов,
М.Ф. Казаков). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский).
Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А. Федотов).
«Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи). Тема русского
раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д.
Поленов). Исторический жанр (В.И. Суриков). «Русский стиль» в архитектуре модерна
(Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт Петербурге). Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М.
Опекушин, М.М. Антокольский).
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества
Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард,
сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной
архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо,
Лувр, Дрезденская галерея). Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж,
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина).
Художественно-творческие проекты.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная
фотография
Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник.
Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска. Театральные
художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт
художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве
фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства фотографии
(композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в живописи.
Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж.
Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет,
музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс
творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера российского
кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков).
Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.).
Художественно-творческие проекты.
2.2. Воспитательный потенциал предмета Изобразительное искусство на
уровне основного общего образования предполагает следующее:
1. установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя
через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных
элементов, проблемного вопроса, биографий художников, композиторов, режиссеров,
подготовку сообщений из рубрики «Это интересно», «Мир вокруг нас»;
2. привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений через создание специальных тематических проектов, рассчитанных на различные виды
сотрудничества, организация работы с получаемой на уроке социально значимой информацией,
развитие умения зрительного восприятия, пространственного мышления, фантазии, умения
выражать в отчетливых образах решение творческих задач;
3. проведение событийных уроков,
уроков-экскурсий, которые позволяют
разнообразить формы работы на уроке, повысить мотивацию к изучению предмета
Изобразительное искусство, позволяет воспитывать любовь к Родине, к искусству,
эстетического отношения к окружающему миру и к искусству, развитие умения видеть
прекрасное всюду и воспитание потребности в этом;
4. включение в урок интерактивных форм работы: групповая работа, парная
работа, игровую, что позволяет установить доброжелательную обстановку на уроке,
позволяет обучающимся в процессе общения не только получать знания, но и приобретать
опыт;
5. побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение
«Правил внутреннего распорядка
обучающихся»,
принятие
правил
работы
в
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
группе, взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся, воспитание аккуратности,
настойчивости в работе;
6. использование ИКТ технологий обучения, обеспечивающих современные
активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты
в
электронных
приложениях, мультимедийные
презентации, научно-популярные передачи, фильмы,
обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.);
7. использование технологии «Портфолио», с целью развития самостоятельности,
рефлексии и самооценки, планирования деятельности, видения правильного вектора для
дальнейшего развития способностей;
8. поддержку исследовательской деятельности школьников в рамках выполнения
проектов даёт школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным
в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения (участие в конкурсах, выставках,
научно-практических конференциях), развитие понимания явлений художественной культуры и
их роли в жизни общества;
9. использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная
агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые
видеоролики по темам урока);
10. сотрудничество педагога и обучающихся на учебном занятии, позволяющее не
только приобретать знания, опыт и навыки, но и обеспечивать переход в социально значимые
виды групповой, парной и самостоятельной деятельности. Тесная связь обучения и
воспитания позволяет создать все условия для развития в ысоконравственной, творческой
всесторонне развитой личности.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
3. Тематическое планирование
3.1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отведенных
на изучение каждой темы
5 класс
№
1.
2.
3.
4.
Модуль (тема)
Народное художественное творчество – неиссякаемый
источник
Связь времен в народном искусстве
Декор ─ человек, общество, время
Декоративное искусство в современном мире
Общее количество часов:
Количество часов
8
8
10
8
34
6 класс
№
1.
2.
3.
4.
Модуль (тема)
Виды изобразительного искусства и основы
образного языка
Мир наших вещей. Натюрморт
Вглядываясь в человека. Портрет
Человек и пространство в изобразительном
искусстве
Общее количество часов:
Количество часов
8
8
10
8
34
7 класс
№
1.
2.
3.
4.
Модуль (тема)
Изображение фигуры человека и образ человека
Поэзия повседневности
Великие темы жизни
Реальность жизни и художественный образ
Общее количество часов:
Количество часов
8
8
10
8
34
8 класс
№
1.
2.
3.
4.
Модуль (тема)
Художник-дизайн-архитектура
В мире вещей и зданий.
Художественный язык конструктивных искусств
Город и человек. Социальное значение дизайна и
архитектуры как среды жизни человека
Изображение в синтетических и экранных видах
искусства и художественная фотография
Общее количество часов:
Количество часов
4
4
5
4
17
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
3.2. Поурочное планирование
Поурочное планирование (5 класс)
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Тема урока
Древние образы в народном творчестве. Солярные знаки
Русская изба: единство конструкции и декора
Крестьянский дом, как памятник архитектуры
Внутренний мир русской избы
Конструкция и декор предметов народного быта
Орнамент, как основа декоративного украшения
Народный праздничный костюм
Народные праздничные обряды
Орнаменты народов России.
Дымковская игрушка. Филимоновская игрушка. Древние образы в народных игрушках
Искусство Гжели
Городецкая роспись. Роспись по лубу и дереву
Искусство Хохломы
Искусство Мезенской росписи. Щепа, тиснение и резьба по бересте
Жостово. Роспись по металлу
Роль народных художественных промыслов в современной жизни
Зачем людям украшения
Декор и положение человека в обществе
Одежда говорит о человеке
Одежда говорит о человеке
Одежда говорит о человеке
Театральное искусство и художник
Костюм, грим и маска
Сценография – особый вид художественного творчества
О чём рассказывают гербы и эмблемы
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества
Современное выставочное искусство. Керамика
Современное выставочное искусство. Стекло
Современное выставочное искусство. Металл
Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Мозаика
Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства
Создание декоративной работы. Джутовая филигрань
Создание декоративной работы
Создание декоративной работы
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
Поурочное планирование (6 класс)
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Тема урока
Изобразительное искусство в семье пространственных искусств
Рисунок — основа изобразительного творчества. Художественный образ
Линия и ее выразительные возможности. Художественные материалы
Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Стилевое единство
Цвет. Основы цветоведения
Цвет в произведениях живописи
Объемные изображения в скульптуре
Основы языка изображения. Жанры в изобразительном искусстве
Реальность и фантазия в творчестве художника. Композиция
Изображение предметного мира — натюрморт
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива
Освещение. Свет и тень
Натюрморт в графике
Цвет в натюрморте
Выразительные возможности натюрморта
Образ человека — главная тема искусства. Портрет. Парсуна
Великие портретисты: В.А.Тропинин, И.Е. Репин, И.Н.Крамской, В.А. Серов
Конструкция головы человека и ее пропорции
Изображение головы человека в пространстве
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека
Портрет в скульптуре. Русская классическая скульптура XVIII века: Ф.И.Шубин,
М.И.Козловский
Образные возможности освещения в портрете
Классицизм в портретной живописи XVIII века: П.И.Аргунов, Ф.С.Рокотов,
Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский
Портрет в изобразительном искусстве XX века: К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин
Роль цвета в портрете. Сатирические образы человека
Пейзаж — большой мир. Организация изображаемого пространства
Правила построения линейной перспективы
Правила воздушной перспективы
Пейзаж-настроение. Природа и художник. Пейзаж в живописи художниковимпрессионистов: К. Моне, А. Сислей
Пейзаж в русской живописи. Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века
(А.К.Саврасов, И.И. Шишкин, И.И.Левитан, В.Д. Поленов)
Пейзаж в графике
Городской пейзаж. Пленэр
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
Поурочное планирование (7 класс)
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Тема урока
Изображение фигуры человека в истории искусства: Леонардо да Винчи,
Микеланджело, Роден
Пропорции и строение фигуры человека
Пропорции и строение фигуры человека
Набросок фигуры человека с натуры
Набросок фигуры человека с натуры
Лепка фигуры человека. Монументальная скульптура XIX века
Лепка фигуры человека
Понимание нравственной красоты человека в русском искусстве: В.М. Васнецов,
М.В.Нестеров
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов
Тематическая картина. Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над
тематической картиной.
Тематическая картина в русском искусстве XIX века: К.П. Брюллов
Русская жанровая живопись XIXвека. Бытовой и исторический жанры.
П.А.Федотов. В.И.Суриков
Историческая живопись художников объединения «Мир искусства»: А.Н.Бенуа,
Е.Е.Лансере
Живопись Н.К. Рериха
Праздник и повседневность в изобразительном искусстве
Исторические картины из жизни моего города
Стили, направление, виды и жанры в русском изобразительном искусстве,
скульптуре и архитектуре XVIII –XIX веков
Мифологические темы в зарубежном искусстве: Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль
Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве: Леонардо да Винчи,
Рембрандт
Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве: Микеланджело, Рафаэль
Русская религиозная живопись XIX века: А.А.Иванов
Русская религиозная живопись XIX века: И.Н. Крамской, В.Д. Поленов
Товарищество передвижников: И.Н. Крамской, В.Г.Перов, А.И.Куинжи
Театральные художники XX века: А.Я. Головин, А.Н.Бенуа, М.В.Добужинский
Тема Великой Отечественной войны в живописи
Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве. Мемориальные
ансамбли
Искусство иллюстрации: И.Я.Билибин, В.А.Милашевский, В.А.Фаворский
Анималистический жанр: В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин
Образы животных в современных предметах ДПИ
Стилизация изображения животных
Место и роль картины в искусстве XX века: Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н.
Бакшеев, Т.Н. Яблонская
Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре (Прадо, Лувр,
Дрезденская галерея)
Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея)
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
Поурочное планирование (8 класс)
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Тема урока
Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных
искусств. Основы композиции в конструктивных искусствах.
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции. Прямые линии и
организация пространства. Цвет-элемент композиционного творчества в архитектуре
и дизайне. Свободные формы – линии и тоновые пятна.
Буква – строка – текст. Искусство шрифта. Специфика изображения в полиграфии.
Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне.
Проектирование обложки книги.
Объект и пространство. Соразмерность и пропорциональность. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания. Важнейшие архитектурные элементы
здания. Архитектурный образ, как понятие эпохи. Ш.Э. ле Корбюзье.
Красота и целесообразность. Вещь, как сочетание объёмов и как образ времени.
Имидж-дизайн.
Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн.
Художественная культура Древней Руси. Символичность. Архитектура Киевской
Руси.
Архитектура Владимиро-Суздальской Руси и Великого Новгорода. Древнерусская
живопись.
Соборы Московского кремля. Шатровая архитектура. Московское барокко.
Архитектура барокко Санкт – Петербурга. В.В. Растрелли.
Классицизм в русской архитектуре. В.И. Баженов, М.Ф. Казаков.
Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIIIXIX веков. Искусство флористики. Дизайн моего сада.
Архитектура модерна. «Русский стиль». Стиль модерн в зарубежной архитектуре. А.
Гауди.
Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство
города.
Роль изображения в синтетических искусствах. Художественный образ и
выразительные средства в искусстве фотографии.
Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр,
монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме
(ритм, свет, цвет, музыка, звук).
Документальный, игровой и анимационные фильмы. Коллективный процесс
творчества в кино. Мастера российского кинематографа: С. М Эйзенштейн, С.Ф.
Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков.
Подписано цифровой
подписью: МАОУ
СОШ № 208 С
МАОУ СОШ № 208 С
УГЛУБЛЕННЫМ
УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ
ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
ПРЕДМЕТОВ
Дата: 2021.09.25
18:30:15 +05'00'
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов