Приложение № 3
к основной образовательной программе
среднего общего образования
МАОУ СОШ № 208 с углубленным
изучением отдельных предметов,
утвержденное приказом № 122/2
от 28.08.2021 г.
Рабочая программа по информатике (базовый уровень)
1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета Информатика
(базовый уровень) на уровне среднего общего образования
1.1. Личностные результаты освоения программы по информатике:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
2
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
1.2. Метапредметные результаты освоения программы по информатике:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать
все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания:
сформированность представлений о компьютерных моделях и необходимости анализа
соответствия модели моделируемому объекту;
владение умением понимать простые программы, написанные на выбранном для изучения
универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знание основных конструкций
языков программирования;
владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке из следующего
перечня: Школьный Алгоритмический Язык, Паскаль, Python, С, С++, С#, Java программ
для решения стандартных задач с использованием основных управляющих конструкций и
отладки таких программ; умение использовать готовые прикладные компьютерные
программы по выбранному профилю обучения.
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников:
сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в
окружающем мире;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности:
сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о
компьютерных сетях и их роли в современном мире, о тенденциях развития компьютерных
технологий;
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники
безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в
Интернете.
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей:
владение навыками алгоритмического мышления;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
3
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
1.3. Предметные результаты освоения программы по информатике
(базовый уровень)
1) сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в
окружающем мире;
2) владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального
описания алгоритмов;
3) владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения
универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций
программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
4) владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для
решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и
отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по
выбранной специализации;
5) сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и
необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах
хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним,
умений работать с ними;
6) владение компьютерными средствами представления и анализа данных;
7) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники
безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в
Интернете.
2. Содержание учебного предмета Информатика (базовый уровень) на
уровне среднего общего образования
2.1. Содержание учебного предмета
Информация и информационные процессы
Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные
взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между
элементами, сигналы. Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и
свойства информации.
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный
подход к определению количества информации.
Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки
кодирования.
Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления
информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы
поиска. Критерии отбора.
Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации.
Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных,
биологических и технических системах.
Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы
представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил.
Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и
недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита
информации. Методы защиты.
4
Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Управление
системой как информационный процесс. Использование основных методов информатики и
средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.
Организация личной информационной среды.
Практические работы
Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении
при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах.
Информационные процессы. Решение задач, связанных с выделением основных
информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе,
природе и технике).
Кодирование информации. Кодирование и декодирование сообщений по
предложенным правилам.
Поиск информации Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска
информации на заданную тему в основных хранилищах информации.
Защита информации Использование паролирования и архивирования для обеспечения
защиты информации.
Информационные модели
Информационное
моделирование
как
метод
познания.
Информационные
(нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект,
цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования.
Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема.
Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.
Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.
Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как
модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем. Примеры
моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов. Модель
процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как
подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в
управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их
особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем.
Самоорганизующиеся системы. Использование информационных моделей в учебной и
познавательной деятельности.
Практические работы
Моделирование и формализация.
Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой
информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме
графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности
действий в форме блок-схемы.
Исследование моделей
Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям
моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование
физических моделей. Исследование математических моделей. Исследование биологических
моделей. Исследование геоинформационных моделей. Определение результата выполнения
алгоритма по его блок-схеме.
Информационные основы управления
Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов
прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков. Управление работой
формального исполнителя с помощью алгоритма.
Информационные процессы в системах
Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические,
сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных
5
(таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в
многотабличных базах данных
Практические работы
Информационные системы. СУБД. Знакомство с системой управления базами данных
Access. Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования
данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Формирование
запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создание, ведение и
использование баз данных при решении учебных и практических задач.
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных
компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания
информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты
информации.
Практические работы
Компьютер и программное обеспечение. Выбор конфигурации компьютера в
зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка
операционной системы. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и
служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными
программами.
Компьютерные технологии представления информации
Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное
представление информации в компьютере. Двоичная система счисления. Двоичная
арифметика. Компьютерное представление целых и вещественных чисел. Представление
текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы. Два подхода к представлению
графической информации. Растровая и векторная графика. Модели цветообразования.
Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики.
Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжатия
данных. Форматы файлов.
Практические работы
Представление информации в компьютере. Решение задач и выполнение заданий на
кодирование и упаковку тестовой, графической и звуковой информации. Запись чисел в
различных системах счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую,
вычисления в позиционных системах счисления. Представление целых и вещественных чисел
в форматах с фиксированной и плавающей запятой.
Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов
Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии
организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое
представление информации.
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и
технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц.
Основные способы представления математических зависимостей между данными.
Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из
различных предметных областей
Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой.
Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических
редакторов, систем презентационной и анимационной графики.
Практические работы
Создание и преобразование информационных объектов. Создание, редактирование и
форматирование текстовых документов различного вида. Решение расчетных и
оптимизационных задач с помощью электронных таблиц. Использование средств деловой
графики для наглядного представления данных. Создание, редактирование и форматирование
растровых и векторных графических изображений. Создание мультимедийной презентации.
6
Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые
технологии)
Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой
информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи.
Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок. Возможности и преимущества
сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть.
Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и
программные средства организации компьютерных сетей. Информационные сервисы сети
Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д.
Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта
для его последующего поиска. Инструментальные средства создания Web-сайтов.
Практические работы
Компьютерные сети. Подключение к Интернету. Настройка модема. Настройка
почтовой программы Outlook Expeess. Работа с электронной почтой. Путешествие по
Всемирной паутине. Настройка браузера. Работа с файловыми архивами. Формирование
запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче.
Разработка Web-сайта на заданную тему. Знакомство с инструментальными средствами
создания Web-сайтов. Форматирование текста и размещение графики. Гиперссылки на Webстраницах. Тестирование и публикация Web-сайта
Основы социальной информатики
Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная
культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека.
Информационная безопасность.
2.2. Воспитательный потенциал урока предполагает следующее:
• Установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через
живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизацию
их познавательной деятельности через использование занимательных элементов, проблемного
вопроса, биография великих математиков, подготовку сообщений из рубрики «Это
интересно», «Информатика вокруг нас» и др..
• Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений через создание специальных тематических проектов, рассчитанных на различные
виды сотрудничества, организация работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией. Выполнение практических работ позволяет обратить внимание школьников на
важность процессов в жизни человека, выполнение проектов по различным темам позволяет
акцентировать внимание учащихся на установлении причинно-следственных связей между
объектами.
• Проведение
событийных
уроков,
уроков-экскурсий,
которые
позволяют
разнообразить формы работы на уроке, повысить мотивацию к изучаемому предмету,
позволяет воспитывать любовь к Родине, науке и искусству.
• Включение в урок интерактивных форм работы: групповая работа, парная работа,
игровую, что позволяет установить доброжелательную обстановку на уроке, позволяет
обучающимся в процессе общения не только получать знания, но и приобретать опыт.
• Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение «Правил
внутреннего распорядка обучающихся», принятие правил работы в группе, взаимоконтроль и
самоконтроль обучающихся;
• Использование ИКТ технологий обучения, обеспечивающих современные активности
обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных приложениях,
7
мультимедийные презентации, онлайн-диктанты, научно-популярные передачи, фильмы,
обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.)
• Использование технологии «Портфолио», с целью развития самостоятельности,
рефлексии и самооценки, планирования деятельности, видения правильного вектора для
дальнейшего развития способностей.
• Поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках выполнения
проектов даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в
работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения (участие в конкурсах, выставках,
соревнованиях, научно-практических конференциях).
• Сотрудничество педагога и обучающихся на учебном занятии позволяет не только
приобретать знания, опыт и навыки, но и обеспечивать переход в социально значимые виды
групповой, парной и самостоятельной деятельности.
8
3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности и указанием количества часов
№
Тема
1.
2.
3.
4.
Информация и информационные процессы
Информационные модели
Информационные процессы в системах
Компьютер как средство автоматизации
информационных процессов
Компьютерные технологии представления
информации
Средства и технологии создания и преобразования
информационных объектов
Средства и технологии обмена информацией с
помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)
Основы социальной информатики
Повторение
ИТОГО:
5.
6.
7.
8.
9.
Количество часов
10 класс
11 класс
9
13
5
5
7
12
10
2
34
2
2
33
10 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
Тема
Информация. Информационная грамотность и информационная
культура.
Подходы к измерению информации.
Информационные связи в системах различной природы
Обработка информации
Передача и хранение информации
Обобщение и систематизация изученного материала по теме
«Информация и информационные процессы». Проверочная работа.
История развития вычислительной техники
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
8
9
Основополагающие принципы устройства ЭВМ
Программное обеспечение компьютера
1
1
10
Файловая система компьютера
1
Обобщение и систематизация изученного материала по теме
«Компьютер и его программное обеспечение». Проверочная работа.
12 Представление чисел в позиционных системах счисления
1
13
14
Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую
«Быстрый» перевод чисел в компьютерных системах счисления
1
1
15
Арифметические операции в позиционных системах счисления
1
16
Представление чисел в компьютере
1
17
Кодирование текстовой информации
1
18
Кодирование графической информации
1
19
Кодирование звуковой информации
1
11
9
Обобщение и систематизация изученного материала по теме
«Представление информации в компьютере». Проверочная работа.
21 Некоторые сведения из теории множеств
20
1
1
22
Алгебра логики
1
23
Таблицы истинности
1
24
Основные законы алгебры логики
1
25
Преобразование логических выражений
1
26
Элементы схем техники. Логические схемы
1
27
Логические задачи и способы их решения
1
Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Элементы
теории множеств и алгебры логики». Проверочная работа.
29 Текстовые документы
28
1
1
30
Объекты компьютерной графики
1
31
Компьютерные презентации
1
Выполнение мини-проекта по теме «Создание и обработка
информационных объектов»
33 Итоговое тестирование
32
34
1
Основные идеи и понятия курса
Итого
34 ч.
11 класс
№ тема
Количество
часов
1
1
1
1
2
3
Табличный процессор. Основные сведения
Редактирование и форматирование в табличном процессоре
Встроенные функции и их использование
4
Логические функции
1
5
6
1
1
7
Инструменты анализа данных
Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Обработка
информации в электронных таблицах» (урок-семинар или проверочная
работа)
Основные сведения об алгоритмах
8
Алгоритмические структуры
1
9
Запись алгоритмов на языке программирования Паскаль
1
1
10 Анализ программ с помощью трассировочных таблиц
1
11 Функциональный подход к анализу программ
1
12 Структурированные типы данных. Массивы
13 Структурное программирование
14 Рекурсивные алгоритмы
1
1
15 Обобщение и систематизация изученного материала по теме
«Алгоритмы и элементы программирования» (урок-семинар или
проверочная работа)
1
10
16 Модели и моделирование
1
17 Моделирование на графах
1
18 Знакомство с теорией игр
1
19 База данных как модель предметной области
1
20 Реляционные базы данных
1
21 Системы управления базами данных
1
22 Проектирование и разработка базы данных
1
23 Обобщение и систематизация изученного материала по теме
«Информационное моделирование» (урок-семинар или проверочная
работа)
24 Основы построения компьютерных сетей
1
25 Как устроен Интернет
1
26 Службы Интернета
1
27 Интернет как глобальная информационная система
1
28 Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Сетевые
информационные
технологии» (урок-семинар или проверочная работа)
29 Информационное общество
1
30 Информационное право
1
31 Информационная безопасность
1
32 Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Основы
социальной информатики» (урок-семинар)
33 Итоговое тестирование
1
1
1
1
Итого
33
МАОУ СОШ № 208
С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
Подписано цифровой
подписью: МАОУ СОШ №
208 С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
Дата: 2021.09.25 19:23:57
+05'00'
11