Приложение № 3
к основной образовательной программе начального
общего образования МАОУ СОШ № 208 с
углубленным изучением отдельных предметов
(Приказ №122 от 28.08.2021)
Рабочая программа по литературе Урала
1. Планируемые результаты освоения учебного курса «Литература Урала» на уровне
начального общего образования
Данная программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
1.1. Личностные результаты
1) Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических
ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; ФГОС начального общего
образования
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
1.2. Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью
клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и
анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и
графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и
этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10)
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11)
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12)
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13)
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
14)
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15)
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16)
умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного курса
«Литература Урала».
1.3. Предметные результаты
- знать имена народов, населяющих Уральский регион;
- знать имена наиболее известных писателей и поэтов региона, с произведениями которых
учащиеся ознакомились на уроках чтения;
- знать временные рамки творчества изучаемых писателей;
- знать комплекс основных тем, имена и характеры главных героев, своеобразие сюжетного
развития в прочитанных произведениях;
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
- знать первичные способы выражения авторской позиции в изученных произведениях (на
примере сказок Д. Мамина-Сибиряка, Н. Вагнера, стихотворений Е. Хоринской, Л.
Татьяничевой, К. Герда и др.);
- знать виды сказок народов Урала (волшебная, бытовая, о животных), а также их основные
структурные отличия друг от друга.
- уметь определять основную тему в прочитанном произведении, находить главных героев и
определять характер их взаимоотношений в сюжете;
- вычитывать и называть основной эмоциональный тон (настроение) в стихотворении или
лирико-прозаической миниатюре;
- видеть позицию автора в изучаемых текстах и осуществлять первичный анализ авторской точки
зрения в представленном тексте;
- определять свое отношение к героям и темам прочитанных произведений, к позиции автора в
них; определять типы сказок народов Урала и доказывать свое мнение текстом;
- находить различия национальных вариантов одного и того же сказочного сюжета;
- соотносить реалии жизни, изображенной в произведениях уральских художников, со своим
современным окружением;
- составлять устное монологическое высказывание (ответ) на 5—7 минут на предложенную тему
(вопрос) о литературе Урала.
2. Содержание учебного курса «Литература Урала» на уровне начального общего
образования
1 класс
Большой Урал. Введение
Для чтения и обсуждения:
Олег Фокич Коряков. Чудесная кладовая.
География Большого Урала. Народы и национальности, населяющие регион с древних времен до
наших дней (башкиры, татары, удмурты, коми, манси, ханты, русские). Богатство природных
запасов Урала, самобытность ремесел, связанных с их освоением и обработкой. Традиция
«каменных дел мастеров» на Урале: история и современность.
Сказки народов Урала
Для чтения и изучения:
Башкирские народные сказки: Лиса и петух. Медведь и пчёлы. Два барсука. Лиса и медведь.
Хитрая лиса. Заяц и ёж.
Удмуртские народные сказки: Ласточка и комар. Синица и журавль. Синица и ворона. Глупый
котёнок. Лиса и петух.
Коми народная сказка: Пройдоха (в пересказе Ф. Архипова).
Мансийская народная сказка: Отчего у зайца длинные уши.
Сказки народов Урала о животных, их связь с общерусским и мировым фольклором.
Традиционное и особенное в сказочных персонажах (лисе, медведе, барсуке, синице и т. п.),
раскрытие их характеров по ходу сказочных сюжетов.
Всё живое
Для чтения и изучения:
Николай Григорьевич Никонов. Сказки леса.
Для чтения и обсуждения:
Валентина Телегина. Пастушонок. Дождь. Мухомор. Боровичок. Опята.
Евгения Трутнева. Силачи-богатыри. В огороде.
Елена Хоринская. Воробьи.
Олег Поскрёбышев. Городок в лесу. Про улитку.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
Отношение к живой природе в литературе Урала. Тонкость описаний лесной жизни, поэтичность
настроения в «Сказках леса» Н. Г. Никонова. Внимание ко всему, что происходит вокруг,
точность верно найденных слов для передачи движений мира в стихах поэтов.
2 класс
Сказки народов Урала
Для чтения и изучения:
Татарская народная сказка: Гульчечек.
Удмуртская народная сказка: Лапти-самоходы.
Мансийские народные сказки: Воробушек. Зайчик. Из сказок бабушки Аннэ (А. М. Коньковой):
Как окунь полосатым стал. Каждый другом силён.
Хантыйские народные сказки: Идэ. Мышка.
Виды народных сказок Урала. Сопоставление татарской сказки «Гульчечек» с русскими
народными: общность сюжета и героев. Особенности построения сказки, роль песен Гульчечек и
убыр в повествовании. Своеобразие и поэтичность сказок о животных народов ханты и манси.
Идея испытания героя и его взросления в хантыйской сказке «Идэ». Верность дружбе маленьких
героев в сказках бабушки Аннэ.
Литературные сказки
Для чтения и обсуждения:
Пётр Павлович Ершов. Конёк-горбунок.
Знакомство с жизнью и личностью П. П. Ершова. Народность его сказки: связь с русским и
мировым фольклором; особенности сюжетики и языка. Авторский характер сказки. Образы
старика и его сыновей, индивидуальность Конька-горбунка.
Для чтения и изучения:
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. Алёнушкины сказки.
Жизнь и творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка. История создания «Алёнушкиных сказок».
«Обыкновенность» героев и сюжетов сказок. Секреты их сказочности. Позиция авторарассказчика: его доброта, внимание, терпимость и любовь к окружающему миру. «Уроки»
Мамина-Сибиряка.
Для чтения и обсуждения:
Лев Иванович Давыдычев. Воробьи.
Соединение реального и фантастического в сказке. Образ автора-рассказчика.
Общее и различное в народных сказках о животных и сказках авторских. Роль авторского начала.
Всё живое
Для чтения и обсуждения:
Борис Степанович Рябинин. На все фасоны. Буся-лентяй. Дружба человека и животных,
характеры животных в рассказах Б. С. Рябинина. Отношение автора к своим героям.
Мир вокруг нас
Для чтения и обсуждения:
Сергей Георгиевич Георгиев. Рассказы о Саньке.
Художественные особенности рассказов С. Г. Георгиева: умение Георгиева войти в мир ребенка.
Характер главного героя, особенности его отношения к миру, своеобразие сюжетов.
Лев Кузьмин. Дом с колокольчиком. Звездочёты. Как до небес добраться.
Сказочный мир в стихах Л. И. Кузьмина. Таинственность и задушевность настроений стихов.
Елена Евгеньевна Хоринская. Мы с тобой. Гриша Обещалкин. Адик-математик.
Сатирические стихи Е. Е. Хоринской. Человеческие недостатки, выведенные в стихотворениях,
формы их описания.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
3 класс
Сказки народов Урала
Для чтения и изучения:
Башкирские народные сказки: Соловей. Мудрый старик и глупый царь. Как Алдар землю продал.
Татарские народные сказки: Умная девушка. Бедняк и два бая. Три дочери.
Коми народная сказка: Война из-за ржаного зёрнышка (фрагмент).
Ханты народные сказки: Лентяй. Как языкам учились. Чокнутый черт.
Волшебная и бытовая сказка в фольклоре народов Урала. Народная мудрость и веселый юмор
сказок. Сказки-притчи («Соловей», «Золотая капля», «Три дочери»). Причины возникновения и
задачи сказок.
Литературные сказки
Для чтения и обсуждения:
Николай Петрович Вагнер. Сказки Кота-Мурлыки: Фея Фантаста. Папа-пряник.
Знакомство с творчеством «русского Андерсена» Н. П. Вагнера и его книгой «Сказки КотаМурлыки». Образ Феи Фантасты. Что говорит автор о значении фантазии в жизни людей?
Характеры мальчиков в сказке «Папа-пряник». В чем состоит «настоящее доброе дело» по
мнению автора и в представлении детей, читателей сказки?
Для чтения и изучения:
Павел Петрович Бажов. «Уральские сказы» П. П. Бажова. Особость мира сказов, связь
волшебства с реальной жизнью людей. Характеры детей в изображении Бажова. Личные
качества героев, важные для автора (смелость, упорство, мужество, доброта, широта души,
щедрость). Образы волшебных сил в сказах. Язык Бажова.
Мир вокруг нас
Для чтения и изучения:
Ханиф Карим. Речушка Вар.
Кузебай Герд. После дождя. Утро. Узоры на окне.
Флор Васильев. Наши сосны.
Людмила Татъяничева. Урал.
Близость и тепло мира, окружающего человека, в произведениях поэтов и писателей Урала.
Родная природа, времена года, смена дня и ночи, растения и животные — основные темы стихов.
Чувство сопричастности человека всему живому, духовно-деятельностная ответственность за
жизнь на земле.
4 класс
Легенды и мифы народов Урала
Для чтения и изучения
Башкирские народные сказки: Млечный путь. Большая медведица. Девушка и месяц. Салават.
Почему в горах хрусталя много.
Удмуртские народные сказки: Зерпалы-великаны. Пятна на луне. Звёзды.
Коми народные сказки: Потаённое знание. Цикл «Начало времен» (Два утёнка. Две лягушки. Ён
и гагара. О комарах, мошкаре, оводах и осах. О мышах, крысах и кошке. О радуге. Месяц и
девушка).
Мансийские народные сказки: цикл «Откуда земля началась» (Как землю выловили. Как ворон
землю мерил. Опоясывание земли. Как человека сделали).
Отражение представлений народов Урала о мире и о себе в устном народном творчестве.
Жанровое своеобразие фольклора народов Урала: миф, легенда, предание, сказка; виды сказок.
Варианты космогонических мифов о сотворении земли и человека в фольклоре башкир,
удмуртов, коми, манси. Уральская топонимия и ее объяснение в фольклоре. Историзм и
поэтичность народных легенд, преданий и сказок.
Мир вокруг нас
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
Для чтения и обсуждения:
Владислав Петрович Крапивин. Рыжее знамя упрямства (или «Тень каравеллы»).
Художественные особенности «детских» романов и повестей В. Крапивина: лирикопсихологический стиль повествования. Образ военного времени в повести «Тень Каравеллы».
Характеры главных героев, своеобразие их жизни и занятий. Тема мечты и форм ее реализации в
повестях.
Для чтения и изучения:
Виктор Петрович Астафьев. Гуси в полынье.
Своеобразие изображенной в рассказе ситуации. Отношение героев к природе. Динамика чувств
автобиографического героя и способы ее передачи. Образ рассказчика. Язык В. П. Астафьева.
3. Тематическое планирование с учетом программы воспитания с указанием количества
часов, отведенных на изучение каждой темы
3.1. Воспитательный потенциал учебного предмета «Литература Урала» на уровне
начального общего образования предполагает следующее:
1) установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя
через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных
элементов, проблемного вопроса,
биография поэтов, писателей;
2) привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений через создание специальных тематических проектов, рассчитанных на различные виды
сотрудничества, организация работы с получаемой на уроке социально значимой информацией;
3) проведение событийных уроков, уроков-экскурсий, которые позволяют разнообразить
формы работы на уроке, повысить мотивацию к изучаемому предмету, позволяет воспитывать
любовь к Родине, искусству;
4) включение в урок интерактивных форм работы: групповая работа, парная работа,
игровая, что позволяет установить доброжелательную обстановку на уроке, позволяет
обучающимся в процессе общения не только получать знания, но и приобретать опыт;
5) побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение
«Правил внутреннего распорядка обучающихся», принятие правил работы в группе,
взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;
6) использование ИКТ технологий обучения, обеспечивающих современные активности
обучающихся (мультимедийные презентации, фильмы);
7) применение в рамках урока методики «смыслового чтения текста», позволяет не
только повысить
результаты предметных результатов, но и усилить воспитательный
потенциал урокачерез полное осмысление прочитанного текста и последующее его обсуждение;
8) поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках выполнения
проектов даст школьникам возможность приобрести навык публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения (участие в конкурсах,
выставках);
9) сотрудничество педагога и обучающихся на учебном занятии позволяет не только
приобретать знания, опыт и навыки, но и обеспечивать переход в социально значимые виды
групповой, парной и самостоятельной деятельности. Тесная связь обучения и воспитания
позволяет создать все условия
для
развития
высоконравственной,
творческой
всесторонне развитой личности.
3.2. Тематическое планирование
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
1 класс
№
1.
2.
3.
№
1.
2.
3.
4.
№
1.
2.
3.
№
1.
2.
3.
Модуль (тема)
Большой Урал. Введение
Сказки народов Урала
Все живое
Общее количество часов:
2 класс
Модуль (тема)
Сказки народов Урала
Литературные сказки
Все живое
Мир вокруг нас
Общее количество часов:
3 класс
Модуль (тема)
Сказки народов Урала
Литературные сказки
Мир вокруг нас
Общее количество часов:
4 класс
Модуль (тема)
Легенды и мифы народов Урала
Сказки народов Урала
Мир вокруг нас
Общее количество часов:
Количество часов
2
8
6
16
Количество часов
5
5
2
6
18
Количество часов
8
5
5
18
Количество часов
2
8
8
18
1 класс
1
География Большого Урала. Народы, населяющие регион с древних времен до наших
дней. Олег Фокич Коряков. Чудесная кладовая.
2
Олег Фокич Коряков. Чудесная кладовая. Богатство природных запасов Урала.
3
Сказки народов Урала о животных. Ценность природы. Башкирские народные
сказки: Лиса и петух. Лиса и медведь.
4
Башкирские народные сказки: Хитрая лиса. Заяц и ёж.
5
Башкирские народные сказки: Медведь и пчёлы. Два барсука.
6
Удмуртские народные сказки: Синица и журавль. Синица и ворона.
7
Удмуртские народные сказки: Глупый котёнок. Ласточка и комар.
8
Коми народная сказка: Пройдоха (в пересказе Ф. Архипова). Раскрытие характеров
героев-животных по ходу сказочных сюжетов
9
Мансийская народная сказка: Отчего у зайца длинные уши.
10 Традиционное и особенное в сказочных персонажах народов Урала. Конкурс
рисунков «Иллюстрация к народной сказке»
11 Отношение к живой природе в литературе Урала. Николай Григорьевич Никонов.
Сказки леса.
12 Поэтичность настроения в «Сказках леса» Н. Г. Никонова.
13 Описание лесной жизни в произведениях Валентины Телегиной. Мухомор. Опята.
Боровичок.
14 Описание лесной жизни в произведениях Валентины Телегиной. Пастушонок.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
Дождь.
Внимание ко всему, что происходит вокруг. Елена Хоринская. Воробьи.
Передача движений мира в стихах уральских поэтов. Олег Поскрёбышев. Городок в
лесу. Про улитку.
2 класс
1
Особенности сказок народов Урала. Татарская народная сказка: Гульчечек.
2
Особенности сказок народов Урала. Удмуртская народная сказка: Лапти-самоходы.
3
Своеобразие и поэтичность сказок о животных народов ханты и манси. Сказки:
Воробушек. Зайчик.
4
Идея испытания героя и его взросления в хантыйской сказке «Идэ»
5
Верность дружбе маленьких героев в сказках бабушки Аннэ: Как окунь полосатым
стал. Каждый другом силён.
6
Пётр Павлович Ершов. Конёк-горбунок. Народность его сказки: связь с русским и
мировым фольклором
7
Жизнь и творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка. История создания «Алёнушкиных
сказок».
8
«Обыкновенность» героев и сюжетов сказок Д.Мамина-Сибиряка на примере сказок:
Сказка про Комара Комаровича. Сказка о том, как жила-была последняя Муха.
9
Лев Иванович Давыдычев. Воробьи. Соединение реального и фантастического в
сказке. Образ автора-рассказчика.
10 Общее и различное в народных сказках о животных и сказках авторских. Роль
авторского начала.
11 Характеры животных в рассказах Б. С. Рябинина "На все фасоны", "Буся-лентяй".
12 Дружба человека и животных, характеры животных в рассказах Б. С. Рябинина.
Отношение автора к своим героям.
13 Сергей Георгиевич Георгиев. Рассказы о Саньке.
Художественные особенности рассказов С. Г. Георгиева
14 Сергей Георгиевич Георгиев. Рассказы о Саньке. Характер главного героя,
особенности его отношения к миру, своеобразие сюжетов.
15 Лев Кузьмин. Дом с колокольчиком. Звездочёты. Как до небес добраться.
16 Сказочный мир в стихах Л. И. Кузьмина. Таинственность и задушевность настроений
стихов.
17 Елена Евгеньевна Хоринская. Мы с тобой. Гриша Обещалкин. Адик-математик.
18 Сатирические стихи Е. Е. Хоринской. Человеческие недостатки, выведенные в
стихотворениях, формы их описания.
3 класс
1 Сказки народов Урала. Башкирские народные сказки: Как Алдар землю продал.
2 Волшебная и бытовая сказка народов Урала. Мудрый старик и глупый царь.
3 Народная мудрость в татарских народных сказках: Умная девушка. Бедняк и два бая.
4 Сказки-притчи Татарская народная сказка «Три дочери». Башкирская сказка
«Соловей».
5 Веселый юмор сказок. Коми народная сказка: Война из-за ржаного зёрнышка
(фрагмент).
6 Причины возникновения и задачи сказок. Ханты народные сказки: Лентяй.
7 Причины возникновения и задачи сказок. Ханты народные сказки: Как языкам
учились.
8 Причины возникновения и задачи сказок. Ханты народные сказки: Чокнутый черт.
15
16
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Знакомство с творчеством «русского Андерсена» Н. П. Вагнера и его книгой «Сказки
Кота-Мурлыки».
Николай Петрович Вагнер. Сказки Кота-Мурлыки: Фея Фантаста. Образ Феи
Фантасты.
Характеры мальчиков в сказке Н. П. Вагнера «Папа-пряник».
«Уральские сказы» П. П. Бажова. Экскурсия в Дом-музей П.П.Бажова
Особость мира сказов, связь волшебства с реальной жизнью людей в сказе
«Серебряное копытце»
Близость и тепло окружающего мира в произведениях писателей Урала. Ханиф
Карим. Речушка Вар.
Родная природа в произведениях поэтов Урала. Кузебай Герд. После дождя.
Родная природа в произведениях поэтов Урала. Кузебай Герд. Утро. Узоры на окне.
Родная природа в произведениях поэтов Урала. Флор Васильев. Наши сосны.
Родная природа в произведениях поэтов Урала. Людмила Татъяничева. Урал.
4 класс
1
Варианты космогонических мифов о сотворении земли и человека. Башкирские
народные сказки: Млечный путь. Большая Медведица. Девушка и месяц.
2
Легенды башкирского народа. Салават. Почему в горах хрусталя много. Историзм и
поэтичность народных легенд
3
Народные сказки о жизни удмуртов: Зерпалы-великаны.
4
Народные сказки о жизни удмуртов: Пятна на Луне. Звёзды
5
Отражение представлений народов Урала о мире и о себе. Коми народные сказки:
Потаённое знание. Цикл «Начало времен» (Два утёнка. Две лягушки. Ён и гагара.)
6
Отражение представлений народов Урала о мире и о себе. Коми народные сказки:
Потаённое знание. Цикл «Начало времен» (О комарах, мошкаре, оводах и осах. О
мышах, крысах и кошке.)
7
Отражение представлений народов Урала о мире и о себе. Коми народные сказки:
Потаённое знание. Цикл «Начало времен» (О радуге. Месяц и девушка)
8
Отражение представлений народов Урала о мире и о себе Мансийские народные
сказки: цикл «Откуда земля началась»
9
Отражение представлений народов Урала о мире и о себе Мансийские народные
сказки: цикл «Откуда земля началась»
10 Жанровое своеобразие фольклора народов Урала: миф, легенда, предание, сказка
11 Л Давыдычев "Дядя Коля - поп Попов - жить не может без футбола» Своеобразие
жизни и занятий главных героев.
12 Л. Давыдычев "Дядя Коля - поп Попов - жить не может без футбола» Характеры
главных героев.
13 Художественные особенности «детских» романов и повестей В. Крапивина. "Тень
Каравеллы" (главы из повести)
14 Тема мечты и форм ее реализации в повести В. Крапивина. "Тень Каравеллы".
15 Образ военного времени в повести В. Крапивина «Тень Каравеллы».
16 Д. Мамин-Сибиряк Рассказы о животных. Медведко.
17 Д. Мамин-Сибиряк Рассказы о животных. Приемыш.
18 В. Астафьев Гуси в полынье. Своеобразие изображенной в рассказе ситуации.
МАОУ СОШ № 208
С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
Подписано цифровой
подписью: МАОУ СОШ №
208 С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
Дата: 2021.09.28 08:42:15
+05'00'
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов