Рабочая программа по предмету Занимательная информатика (5 класс)

Приложение № 3
к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ № 208 с углубленным
изучением отдельных предметов,
утвержденное приказом № 122/1
от 28.08.2021 г.

Рабочая программа по курсу «Занимательная информатика» 5 класс
1. Планируемые результаты освоения учебного курса «Занимательная
информатика» на уровне основного общего образования
1.1. Личностные результаты освоения программы «Занимательная информатика»:

 широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их
образного, алгоритмического и логического мышления;
 готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с
использованием средств и методов информатики и ИКТ;
 интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
 основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;
 способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях
развития информационного общества;
 готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за
их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
 способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений
ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
 развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной
среды;
 способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики;
 развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

1.2. Метапредметные результаты освоения программы «Занимательная
информатика»:

 владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное
достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения,
классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
 владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими:
целеполагание, как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при
помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата;
контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными
с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция –
внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения
ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебнопознавательная задача;
 владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
 владение информационным моделированием как основным методом приобретения
знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственнографическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы,
схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,
проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
 широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров), навыки создания личного информационного пространства;
 владение базовыми навыками проектной деятельности, владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
 владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками
и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни;
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
2

 формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

1.3. Предметные результаты освоения программы «Занимательная информатика»:

 представлять информацию в табличной форме, в виде схем; создавать свои источники информации – информационные проекты (сообщения, небольшие сочинения, графические
работы);
 создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста, таблиц, рисунков;
 владеть основами компьютерной грамотности;
 использовать на практике полученные знания в виде докладов, программ, решать поставленные задачи; готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме;
 придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией,
применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.

3

2. Содержание учебного курса «Занимательная информатика» на уровне
основного общего образования
2.1. Содержание учебного курса
Основы компьютерной грамотности
Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. Знакомство с устройством компьютера.
Правила жизни людей в мире информации. Оргтехника.
Различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок)
Текстовый редактор MS Word
Создание текстового документа. Способы редактирования текста
Редактирование текста: выделение текста, копирование и перемещение текста
Оформление текста: применение шрифтов и их атрибутов. Оформление текста: выделение
текста цветом
Проверка орфографии и грамматики
Использование элементов рисования (автофигуры, рисунки, клипы)
Использование элементов рисования (надписи WordArt)
Работа с таблицами: создание таблиц, ввод текста, форматирование текста, изменение направления текста
Форматирование таблиц: добавление границ и заливки
Графический редактор MS Paint
Работа с графическим редактором Paint
Создание мини-проектов. Конструирование объектов
Редактирование объектов. Обращение цвета
Табличный редактор Excel
Особенности представления в информации в табличном редакторе MS Excel.
Создание линейных и столбчатых диаграмм.
Создание круговых диаграмм. Форматирование диаграмм
Использование автоввода данных. Форматирование ячеек
Программа MS PowerPoint
Особенности представления в информации в программе MS PowerPoint
Создание слайдов. Макет. Форматирование объектов
Настройка анимации. Дизайн
Создание творческих мини-проектов в среде MS PowerPoint

2.2. Воспитательный потенциал учебного предмета «Занимательная информатика»
 Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных элементов,
проблемного
вопроса, Кейс-технологий, метода дизайнмышления.
 Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений через создание специальных тематических проектов, рассчитанных на различные
виды сотрудничества, организация работы с получаемой на уроке социально значимой информацией. Выполнение проектов по различным темам позволяет акцентировать внимание учащихся на установлении причинно-следственных связей между объектами.
 Проведение событийных уроков, уроков-экскурсий, которые позволяют разнообразить формы работы на уроке, повысить мотивацию к изучаемому предмету, позволяет воспитывать любовь к Родине, науке, промышленным и сельскохозяйственным технологиям
страны.
4

 Включение в урок интерактивных форм работы: групповая работа, парная
работа, игровая, что позволяет установить доброжелательную обстановку на уроке, позволяет обучающимся в процессе общения не только получать знания, но и приобретать опыт.
 Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение
«Правил внутреннего распорядка обучающихся», принятие правил работы в
группе, взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;
 Использование ИКТ технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных приложениях,
мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы, обучающие сайты,
уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.)
 Использование технологии «Портфолио», с целью развития самостоятельности,
рефлексии и самооценки, планирования деятельности, видения правильного вектора для
дальнейшего развития способностей.
 Использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная
агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые видеоролики по темам урока).
 Сотрудничество педагога и обучающихся на учебном занятии позволяет не
только приобретать знания, опыт и навыки, но и обеспечивать переход в социально значимые виды групповой, парной и самостоятельной деятельности. Тесная связь обучения и воспитания позволяет создать все условия для развития высоконравственной,
творческой всесторонне развитой личности.

5

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отведенных
на изучение каждой темы
№
урока
1.
2.
3.
4.
5.

Название темы
Основы компьютерной грамотности
Работа в текстовом редакторе MS Word
Работа с графическим редактором MS Paint
Работа с табличным редактором Excel
Работа в программе MS PowerPoint

Количество
часов
3
10
6
8
7
Всего
34

№
Тема урока
Количество
урока
часов
1
1. Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. Знакомство с устройством компьютера.
1
2. Правила жизни людей в мире информации. Оргтехника.
1
3. Различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок)
1
4. Создание текстового документа. Способы редактирования текста
5. Редактирование текста: выделение текста, копирование и перемещение
1
текста
6. Оформление текста: применение шрифтов и их атрибутов. Оформление
1
текста: выделение текста цветом
7. Проверка орфографии и грамматики
1
8. Использование элементов рисования (автофигуры, рисунки, клипы)
1
9. Использование элементов рисования (надписи WordArt)
1
10. Создание мини-проекта «Поздравительная открытка «С днем рожде1
ния»
11. Работа с таблицами: создание таблиц, ввод текста, форматирование
1
текста, изменение направления текста
1
12. Форматирование таблиц: добавление границ и заливки
1
13. Создание проекта «Расписание уроков»
1
14. Работа с графическим редактором Paint
1
15. Создание мини-проекта «Поздравительная открытка «С Новым годом»
1
16. Редактирование объектов. Обращение цвета
1
17. Конструирование
18. Создание мини-проекта «Волшебница-зима»
1
19. Создание мини-проекта «Волшебница-зима»
1
20. Создание мини-проекта «Поздравительная открытка «День защитника
1
Отечества»
21. Создание мини-проекта «Поздравительная открытка «День защитника
1
Отечества»
1
22. Создание мини-проекта «Поздравительная открытка «8 Марта»
1
23. Особенности представления в информации в табличном редакторе MS
Excel.
1
24. Создание линейных и столбчатых диаграмм. Форматирование
1
25. Создание круговых диаграмм. Форматирование
6

26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Использование автоввода данных. Форматирование ячеек
Создание мини-проекта «Наблюдения за погодой»
Особенности представления в информации в программе MS PowerPoint
Создание слайдов. Макет. Форматирование объектов
Настройка анимации. Дизайн
Создание творческих мини-проектов в среде MS PowerPoint
Создание творческих мини-проектов в среде MS PowerPoint
Защита мини-проектов
Защита мини-проектов. Заключительное занятие

МАОУ СОШ № 208
С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Подписано цифровой
подписью: МАОУ СОШ
№ 208 С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
Дата: 2021.09.25
18:43:55 +05'00'

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».