Рабочая программа по учебному предмету Русская словесность (7 класс)

Приложение № 3
к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ № 208 с углубленным
изучением отдельных предметов,
утвержденное приказом № 122/1
от 28.08.2021 г.

Рабочая программа элективного курса Русская словесность для 7 класса
1. Планируемые результаты освоения курса Русская словесность на
уровне основного общего образования
1.1.
Личностные результаты освоения программы курса русская
словесность:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни
в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

1.2. Метапредметные результаты освоения курса «Русская словесность»
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие
мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими
поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.

1.3. Предметные результаты освоения элективного курса «Русская
словесность»
Выпускник научится:
 позитивно относиться к правильной устной и письменной речи как показателям общей
культуры и гражданской позиции человека;
 ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов





адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при
составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;
использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных
задач;
освоит первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка:
фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и
синтаксисе;
об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.

Выпускник получит возможность научиться
 сформировать представления о единстве и многообразии языкового и культурного
пространства России, о языке как основе национального самосознания;
 овладеть первоначальными представлениями о нормах русского языка
(орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и
правилах речевого этикета;
 понимать, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное
средство человеческого общения;
 осознание значения русского языка как государственного языка Российской
Федерации, языка межнационального общения;
 использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов
произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учиться
творческому употреблению родного языка.

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

2. Содержание элективного курса «Русская словесность» на уровне
основного общего образования
2.1. Содержание элективного курса
1. Слово и словесность. Цели и задачи курса
Язык и слово. Цели и задачи курса.
Русская словесность, её происхождение и развитие.
2. Разновидности употребления языка.
Разговорный язык, его особенности. Литературный язык.
Язык художественной литературы как особая разновидность употребления языка.
3. Формы словесного выражения
Устная и письменная форма словесного выражения.
Диалог и монолог в нехудожественных видах письменности.
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения.
4. Стилистическая окраска слова. Стиль
Стилистические возможности лексики и фразеологии.
Стиль как разновидность употребления языка.
5. Произведение словесности. Роды, виды и жанры произведений словесности
Понятия рода, вида и жанра.
6. Устная народная словесность, её виды и жанры
Эпические виды народной словесности.
Лирические виды народной словесности.
Драматические виды народной словесности.
7. Духовная литература, её жанры
Библия: уникальность жанра этой Книги.
Жанры библейских книг.
Своеобразие стиля Библии.
8. Эпические произведения, их виды
Виды эпических произведений.
Литературный герой в рассказе и повести.
Языковые средства изображения характера.
Сюжет рассказа и повести. Этапы сюжета.
Композиция рассказа и повести. Автор и рассказчик в эпическом произведении.
9. Лирические произведения, их виды
Виды лирики.
Своеобразие языка лирического произведения.
Лирический герой.
Композиция лирического стихотворения.
10. Драматические произведения, их виды
Виды драматического рода словесности.
Герои драматического произведения и языковые способы их изображения.
Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции.
11. Лиро-эпические произведения, их виды
Лиро-эпические виды и жанры.
Черты эпического рода словесности в балладе и поэме.
Повести в стихах и стихотворения в прозе.
Значение стихотворной или прозаической формы словесного выражения содержания
произведения.
12.Взаимовлияние произведений словесности
Цитата, эпиграф, реминисценция.
Использование пословицы и загадки, героев и сюжетов народной словесности в
произведениях русских писателей.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

2.2. Воспитательный потенциал элективного курса Русская словесность
на уровне основного общего образования предполагает следующее:
1. установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через
живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных
элементов, проблемного вопроса, подготовку сообщений из рубрики «Это интересно»,
«Мир вокруг нас»;
2. привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений через создание специальных тематических проектов, рассчитанных на различные
виды сотрудничества, организация работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией, выполнение лабораторных и практических работ, позволяющих обратить
внимание школьников на важность процессов в жизни человека, выполнение проектов по
различным темам позволяет акцентировать внимание учащихся на установлении
причинно-следственных связей между объектами;
3. проведение событийных уроков, уроков-экскурсий, которые позволяют
разнообразить формы работы на уроке, повысить мотивацию к изучению предмета родной
язык, позволяет воспитывать любовь к Родине, к науке, к окружающему миру,
способствуют формированию практических умений, формируют качество личности,
самостоятельность, любознательность, имеют воспитательное значение: эстетическое,
нравственное, патриотическое;
4. включение в урок интерактивных форм работы: групповая работа, парная
работа, игровую, что позволяет установить доброжелательную обстановку на уроке,
позволяет обучающимся в процессе общения не только получать знания, но и приобретать
опыт;
5. побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение «Правил
внутреннего распорядка обучающихся», принятие правил работы в группе,
взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся, воспитание аккуратности, осторожности
при работе с лабораторным оборудованием и объектами изучения;
6. использование ИКТ технологий обучения, обеспечивающих современные
активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных
приложениях, мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы,
обучающие сайты, уроки онлайн, видео лекции, онлайн-конференции и др.);
7. использование технологии «Портфолио», с целью развития самостоятельности,
рефлексии и самооценки, планирования деятельности, видения правильного вектора для
дальнейшего развития способностей;
8. поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках выполнения
проектов даёт школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным
в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
9. использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная
агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые
видеоролики по темам урока);
10. сотрудничество педагога и обучающихся на учебном занятии позволяет не
только приобретать знания, опыт и навыки, но и обеспечивать переход в социально
значимые виды групповой, парной и самостоятельной деятельности. Тесная связь
обучения и воспитания позволяет создать все условия для развития высоконравственной,
творческой всесторонне развитой личности.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

3. Тематическое планирование
отводимых на изучение каждой темы
№

с

указанием

количества

Наименование тем

часов,

Кол-во
часов

1

Язык и слово. Русская словесность.

1

2

Разговорный язык.

1

3

Литературный язык. Язык художественной литературы.

1

4

Устная и письменная форма словесного выражения.

1

5

Диалог и монолог.

1

6

Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения.

1

7

Стилистические возможности лексики и фразеологии.

1

8

Стиль как разновидность употребления языка.

1

9

Понятия рода, вида и жанра.

1

10

Эпические виды народной словесности.

1

11

Лирические виды народной словесности.

1

12

Драматические виды народной словесности.

1

13

Библия: уникальность жанра этой Книги. Своеобразие стиля Библии.

1

14

Эпические произведения.

1

15

Литературный герой.

1

16

Языковые средства изображения характера.

1

17

Сюжет рассказа и повести. Этапы сюжета.

1

18

Композиция рассказа и повести.

1

19

Автор и рассказчик в эпическом произведении.

1

20

Виды лирики.

1

21

Виды лирики. Лирические произведения

1

22

Своеобразие языка лирического произведения

1

23

Лирический герой.

1

24

Композиция лирического стихотворения

1

25

Виды драматического рода словесности.

1

26

Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции.

1

27

Особенности драматического конфликта, сюжета, композиции

1

28

Лиро-эпические виды и жанры.

1

29

Повести в стихах и стихотворения в прозе.

1

30

Р/Р. Повести в стихах и стихотворения в прозе.

1

31

Значение стихотворной и прозаической формы словесного выражения
содержания произведения.

1

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов

32
33
34

Цитата, эпиграф, реминисценция.

1

Пословицы и загадки, герои и сюжет народной словесности в
произведениях русских писателей.
Итоговое занятие. Викторина

1
1

МАОУ СОШ №
208 С
УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ

Подписано цифровой
подписью: МАОУ СОШ №
208 С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
Дата: 2021.09.27 07:34:32
+05'00'

_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».