Приложение № 3
к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ № 208 с углубленным
изучением отдельных предметов,
утвержденное приказом № 122/1
от 28.08.2021 г.
Рабочая программа элективного курса Русская словесность для 7 класса
1. Планируемые результаты освоения курса Русская словесность на
уровне основного общего образования
1.1.
Личностные результаты освоения программы курса русская
словесность:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни
в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
1.2. Метапредметные результаты освоения курса «Русская словесность»
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие
мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими
поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
1.3. Предметные результаты освоения элективного курса «Русская
словесность»
Выпускник научится:
позитивно относиться к правильной устной и письменной речи как показателям общей
культуры и гражданской позиции человека;
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при
составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;
использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных
задач;
освоит первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка:
фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и
синтаксисе;
об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
Выпускник получит возможность научиться
сформировать представления о единстве и многообразии языкового и культурного
пространства России, о языке как основе национального самосознания;
овладеть первоначальными представлениями о нормах русского языка
(орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и
правилах речевого этикета;
понимать, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное
средство человеческого общения;
осознание значения русского языка как государственного языка Российской
Федерации, языка межнационального общения;
использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов
произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учиться
творческому употреблению родного языка.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
2. Содержание элективного курса «Русская словесность» на уровне
основного общего образования
2.1. Содержание элективного курса
1. Слово и словесность. Цели и задачи курса
Язык и слово. Цели и задачи курса.
Русская словесность, её происхождение и развитие.
2. Разновидности употребления языка.
Разговорный язык, его особенности. Литературный язык.
Язык художественной литературы как особая разновидность употребления языка.
3. Формы словесного выражения
Устная и письменная форма словесного выражения.
Диалог и монолог в нехудожественных видах письменности.
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения.
4. Стилистическая окраска слова. Стиль
Стилистические возможности лексики и фразеологии.
Стиль как разновидность употребления языка.
5. Произведение словесности. Роды, виды и жанры произведений словесности
Понятия рода, вида и жанра.
6. Устная народная словесность, её виды и жанры
Эпические виды народной словесности.
Лирические виды народной словесности.
Драматические виды народной словесности.
7. Духовная литература, её жанры
Библия: уникальность жанра этой Книги.
Жанры библейских книг.
Своеобразие стиля Библии.
8. Эпические произведения, их виды
Виды эпических произведений.
Литературный герой в рассказе и повести.
Языковые средства изображения характера.
Сюжет рассказа и повести. Этапы сюжета.
Композиция рассказа и повести. Автор и рассказчик в эпическом произведении.
9. Лирические произведения, их виды
Виды лирики.
Своеобразие языка лирического произведения.
Лирический герой.
Композиция лирического стихотворения.
10. Драматические произведения, их виды
Виды драматического рода словесности.
Герои драматического произведения и языковые способы их изображения.
Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции.
11. Лиро-эпические произведения, их виды
Лиро-эпические виды и жанры.
Черты эпического рода словесности в балладе и поэме.
Повести в стихах и стихотворения в прозе.
Значение стихотворной или прозаической формы словесного выражения содержания
произведения.
12.Взаимовлияние произведений словесности
Цитата, эпиграф, реминисценция.
Использование пословицы и загадки, героев и сюжетов народной словесности в
произведениях русских писателей.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
2.2. Воспитательный потенциал элективного курса Русская словесность
на уровне основного общего образования предполагает следующее:
1. установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через
живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных
элементов, проблемного вопроса, подготовку сообщений из рубрики «Это интересно»,
«Мир вокруг нас»;
2. привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений через создание специальных тематических проектов, рассчитанных на различные
виды сотрудничества, организация работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией, выполнение лабораторных и практических работ, позволяющих обратить
внимание школьников на важность процессов в жизни человека, выполнение проектов по
различным темам позволяет акцентировать внимание учащихся на установлении
причинно-следственных связей между объектами;
3. проведение событийных уроков, уроков-экскурсий, которые позволяют
разнообразить формы работы на уроке, повысить мотивацию к изучению предмета родной
язык, позволяет воспитывать любовь к Родине, к науке, к окружающему миру,
способствуют формированию практических умений, формируют качество личности,
самостоятельность, любознательность, имеют воспитательное значение: эстетическое,
нравственное, патриотическое;
4. включение в урок интерактивных форм работы: групповая работа, парная
работа, игровую, что позволяет установить доброжелательную обстановку на уроке,
позволяет обучающимся в процессе общения не только получать знания, но и приобретать
опыт;
5. побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение «Правил
внутреннего распорядка обучающихся», принятие правил работы в группе,
взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся, воспитание аккуратности, осторожности
при работе с лабораторным оборудованием и объектами изучения;
6. использование ИКТ технологий обучения, обеспечивающих современные
активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных
приложениях, мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы,
обучающие сайты, уроки онлайн, видео лекции, онлайн-конференции и др.);
7. использование технологии «Портфолио», с целью развития самостоятельности,
рефлексии и самооценки, планирования деятельности, видения правильного вектора для
дальнейшего развития способностей;
8. поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках выполнения
проектов даёт школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным
в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
9. использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная
агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые
видеоролики по темам урока);
10. сотрудничество педагога и обучающихся на учебном занятии позволяет не
только приобретать знания, опыт и навыки, но и обеспечивать переход в социально
значимые виды групповой, парной и самостоятельной деятельности. Тесная связь
обучения и воспитания позволяет создать все условия для развития высоконравственной,
творческой всесторонне развитой личности.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
3. Тематическое планирование
отводимых на изучение каждой темы
№
с
указанием
количества
Наименование тем
часов,
Кол-во
часов
1
Язык и слово. Русская словесность.
1
2
Разговорный язык.
1
3
Литературный язык. Язык художественной литературы.
1
4
Устная и письменная форма словесного выражения.
1
5
Диалог и монолог.
1
6
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения.
1
7
Стилистические возможности лексики и фразеологии.
1
8
Стиль как разновидность употребления языка.
1
9
Понятия рода, вида и жанра.
1
10
Эпические виды народной словесности.
1
11
Лирические виды народной словесности.
1
12
Драматические виды народной словесности.
1
13
Библия: уникальность жанра этой Книги. Своеобразие стиля Библии.
1
14
Эпические произведения.
1
15
Литературный герой.
1
16
Языковые средства изображения характера.
1
17
Сюжет рассказа и повести. Этапы сюжета.
1
18
Композиция рассказа и повести.
1
19
Автор и рассказчик в эпическом произведении.
1
20
Виды лирики.
1
21
Виды лирики. Лирические произведения
1
22
Своеобразие языка лирического произведения
1
23
Лирический герой.
1
24
Композиция лирического стихотворения
1
25
Виды драматического рода словесности.
1
26
Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции.
1
27
Особенности драматического конфликта, сюжета, композиции
1
28
Лиро-эпические виды и жанры.
1
29
Повести в стихах и стихотворения в прозе.
1
30
Р/Р. Повести в стихах и стихотворения в прозе.
1
31
Значение стихотворной и прозаической формы словесного выражения
содержания произведения.
1
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
32
33
34
Цитата, эпиграф, реминисценция.
1
Пословицы и загадки, герои и сюжет народной словесности в
произведениях русских писателей.
Итоговое занятие. Викторина
1
1
МАОУ СОШ №
208 С
УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
Подписано цифровой
подписью: МАОУ СОШ №
208 С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
Дата: 2021.09.27 07:34:32
+05'00'
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов