Приложение № 3
к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ № 208 с углубленным
изучением отдельных предметов,
утвержденное приказом № 122/1
от 28.08.2021 г.
Рабочая программа элективного курса Тайны текста для 5 класса
1. Планируемые результаты освоения курса Тайны текста на уровне
основного общего образования
1.1.
Личностные результаты освоения программы курса Тайны
текста:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
1.2. Метапредметные результаты освоения курса «Тайны текста»
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие
мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими
поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
1.3. Предметные результаты освоения элективного курса «Тайны текста»
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации
и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного
языка в жизни человека и общества;
1)
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней
и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык
и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация
речевого общения;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грам-матическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных
высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного,
словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его
основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным
разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования
выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике.
2)
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
Содержание элективного курса «Тайны текста» на уровне основного
общего образования
2.1. Содержание элективного курса
Вводное занятие. Цели и задачи курса.
Лингвистика как наука о языке, загадки лингвистики. Анализ текста, содержащего
языковые загадки. Тема, основная мысль, лирический герой, изобразительно –
выразительные средства как ступеньки к открытию «тайн» текста.
Лингвистический анализ поэтического текста.
Особенности изображения природы. Образ берёзы и средства его создания. Олицетворение
как основной художественный приём. Тема красоты природы. Символическое значение
природных образов. Лирический герой и мир природы. Своеобразие метафор и сравнений.
Любовь к родному краю. Основные поэтические образы, символизирующие родину в
стихотворениях. Особенности художественной образности. Чтение и анализ
стихотворений.
Загадки.
Загадка как метафора, вид словесной игры. Типы загадок: прямые, загадки – обманки,
загадки на образное мышление, математические, логические, юмористические.
Отгадывание загадок. Составление собственных загадок по аналогии.
Пословицы, поговорки, скороговорки.
Пословицы и поговорки как воплощение житейской мудрости. Темы пословиц.
Афористичность и поучительный характер пословиц. Поговорка как образное выражение.
Литературная игра по пословицам и поговоркам.
Небылицы.
Художественный вымысел и принцип обратного отражения мира в небылицах. Небылицы
– перевёртыши. Анализ небылиц. Чтение в разном темпе. Сочинение небылиц.
Решение коммуникативных задач на основе речевых ситуаций.
Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Коммуникативное намерение и способы его
выражения в речевых сигналах: интонационном оформлении фразы, жестомимическом
сопровождении
стихотворения,
контекстном
окружении
фразы.
Понимание
коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных речевых ситуациях. Практическое
решение коммуникативных задач.
Стилизация текста.
Стилизация текста как вид подражания. Манера повествования автора. Анализ фрагмента
из сказа П. Бажова «Медной горы Хозяйка». Создание текста-подражания на определённую
речевую ситуацию.
Псевдотексты.
Функционально – смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Псевдотексты и тексты – оригиналы. Текстообразующие языковые элементы – слова,
предложения. Лексическое значение. Грамматическая форма. Способы восстановления
текстов – оригиналов
Словесное рисование.
Ассоциативное мышление как процесс формирования представлений. Словесное рисование
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
как средство творческого воображения. Создание по данной фразе определенной картины.
Инсценирование.
Структура текста.
Текст как речевое произведение. Тема, основная мысль, микротема. Абзац как средство
членения текста. План текста. Анализ текстов по определению количества микротем. Их
соотношению с главной темой текста. Создание иллюстраций к микротемам.
Воспроизведение текста по рисункам. Способы сокращения текста. Запись краткого
пересказа.
Составление текста на основе литературных реминисценций.
Реминисценция как отзвук иного произведения в живописи, музыке, поэзии. Осмысление
понятия «реминисценция». Создание творческих работ по фразам из знакомых
произведений художественной литературы.
Угадай-ка!
Ребусы, головоломки, кроссворды. Тайны превращений слов. Решение занимательных
задач по русскому языку. Разгадывание ребусов и кроссвордов. Составление собственных
занимательных задач.
Круглый стол «Тайны текста».
Выбор темы. Работа с текстами. Индивидуальные консультации. Создание сообщений.
Подготовка выступлений перед аудиторией.
Итоговое занятие.
Оценка результатов работы. Прослушивание наиболее интересных работ учащихся.
Рефлексия.
2.2. Воспитательный потенциал элективного курса «Тайны текста» на
уровне основного общего образования предполагает следующее:
1. установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через
живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных
элементов, проблемного вопроса, подготовку сообщений из рубрики «Это интересно»,
«Мир вокруг нас»;
2. привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений через создание специальных тематических проектов, рассчитанных на различные
виды сотрудничества, организация работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией, выполнение лабораторных и практических работ, позволяющих обратить
внимание школьников на важность процессов в жизни человека, выполнение проектов по
различным темам позволяет акцентировать внимание учащихся на установлении причинноследственных связей между объектами;
3. проведение событийных уроков, уроков-экскурсий, которые позволяют
разнообразить формы работы на уроке, повысить мотивацию к изучению предмета родной
язык, позволяет воспитывать любовь к Родине, к науке, к окружающему миру,
способствуют формированию практических умений, формируют качество личности,
самостоятельность, любознательность, имеют воспитательное значение: эстетическое,
нравственное, патриотическое;
4. включение в урок интерактивных форм работы: групповая работа, парная работа,
игровую, что позволяет установить доброжелательную обстановку на уроке, позволяет
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
обучающимся в процессе общения не только получать знания, но и приобретать опыт;
5. побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение «Правил
внутреннего распорядка обучающихся», принятие правил работы в группе, взаимоконтроль
и самоконтроль обучающихся, воспитание аккуратности, осторожности при работе с
лабораторным оборудованием и объектами изучения;
6. использование ИКТ технологий обучения, обеспечивающих современные
активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных
приложениях, мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы,
обучающие сайты, уроки онлайн, видео лекции, онлайн-конференции и др.);
7. использование технологии «Портфолио», с целью развития самостоятельности,
рефлексии и самооценки, планирования деятельности, видения правильного вектора для
дальнейшего развития способностей;
8. поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках выполнения
проектов даёт школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным
в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
9. использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная
агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые
видеоролики по темам урока);
10. сотрудничество педагога и обучающихся на учебном занятии позволяет не
только приобретать знания, опыт и навыки, но и обеспечивать переход в социально
значимые виды групповой, парной и самостоятельной деятельности. Тесная связь обучения
и воспитания позволяет создать все условия для развития высоконравственной, творческой
всесторонне развитой личности.
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на изучение каждой темы
Тема
Кол-во часов
1. Вводное занятие
1
2. Лингвистический анализ поэтического текста
4
3. Загадки
2
4. Пословицы, поговорки, скороговорки
3
5. Небылицы
1
6. Решение коммуникативных задач на основе разных
речевых ситуаций
2
7. Стилизация текста
4
8. Псевдотексты
2
9. Словесное рисование
2
10. Структура текста
5
11. Составление текстов на основе литературных
реминисценций
3
12. «Угадай-ка!» (занимательные задачи)
2
13. Круглый стол «Тайны текста»
2
14. Итоговое занятие
1
Итого
34
Подписано цифровой
МАОУ СОШ № 208 подписью: МАОУ СОШ
С УГЛУБЛЕННЫМ № 208 С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ
ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
Дата: 2021.09.28
ПРЕДМЕТОВ
18:48:00 +05'00'
_____________________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов