Рабочая программа по учебному предмету Говорим и пишем правильно (10-11 класс)

Приложение № 3
к основной образовательной программе
среднего общего образования
МАОУ СОШ № 208 с углубленным
изучением отдельных предметов,
утвержденное приказом № 122/2
от 28.08.2021 г.

1. Планируемые результаты освоения учебного курса «Говорим и пишем
правильно» на уровне среднего общего образования
1.1. Личностные результаты освоения программы курса «Говорим и
пишем правильно»:
Личностные результаты освоения образовательной программы курса «Говорим и пишем
правильно» отражают:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность
к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.

1.2. Метапредметные результаты освоения программы курса «Говорим и
пишем правильно»:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать
все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.

1.3. Предметные результаты освоения программы курса «Говорим и пишем
правильно»
Предметные результаты изучения русского языка отражают:
1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о
них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов,
сочинений различных жанров;
5) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского
языка;
6) способность составлять развернутое аргументированное устное и письменное высказывание;
7) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

2. Содержание учебного курса «Говорим и пишем правильно» на уровне
среднего общего образования
2.1.Содержание курса «Говорим и пишем правильно»
Тема 1. Фонетика. Орфоэпия
Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности
словесного ударения в русском языке. Гласные звуки и их произношение. Гласные ударные и
безударные. Согласные звуки и их произношение. Смягчение и несмягчение согласных перед
следующим согласным звуком. Произношение двойных согласных. Произношение сочетаний
согласных. Произношение сочетаний с непроизносимыми согласными. Трудности
фонетического анализа слов. Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпические и другие
словари, имеющие орфоэпические пометы. Варианты произношения.
Тема 2. Лексика
Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и
фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном
тексте (тропов). Лексическое значение слов: прямое, переносное. Книжная и разговорная
лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно русская и заимствованная
лексика. Трудности лексического анализа слов.
Тема 3. Словообразование
Морфемный
анализ слов. Способы словообразования в русском языке: приставочный,
суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход из одной части речи в
другую. Лексическое значение морфем. Слова с суффиксами оценки в художественной речи.
Словообразование наречий. Морфемные модели наречий.
Тема 4. Морфология
Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические
признаки, синтаксическая роль. Способы определения частей речи по морфологическим
признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. Служебные
части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи. Роль
служебных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений.
Тема 5. Орфография
Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого
общения. Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ы/И после приставок на
согласную. Виды орфограмм в корне слова. Правописание О/Ё после шипящих во все частях
речи. Трудные случаи правописания окончаний. Правописание падежных и родовых
окончаний. Правописание суффиксов -ЧИК-/-ЩИК; -ЕК-/-ИК; -К-/-СК; -Н-/-НН- в словах
различных частей речи. Правописание Ъ и Ь после шипящих. Правописание служебных частей
речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание
слов.
Тема 6. Синтаксис и пунктуация
Словосочетание и предложением. Простое предложение
Особенности
связи
слов
в
словосочетаниях.
Правильное
употребление
словосочетаний. Типы словосочетаний и виды связи в них. Предложение как речевое
высказывание. Односоставное и двусоставное предложения. Инверсия в текстах разных стилей.
Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки
препинания при однородных членах предложения. Обособленные члены предложения.
Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. Уточняющие члены
предложений.
Тема 7. Прямая речь. Диалог. Цитата
Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь. Способы
оформления прямой речи на письме. Способы оформления диалога. Различные способы
цитирования.
Тема 8. Сложное предложение
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных
сложных предложений в художественном тексте. Сложносочиненные предложения.

Использование сложносочиненных предложений в художественном тексте. Знаки препинания в
сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в
художественном тексте. Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.
Тема 9. Текст и его особенности
Текст и его признаки. Развитие мысли в тексте. Виды связи предложений. Стили и типы
речи. Стилевые особенности текстов. Текст и его анализ. Чтение и изложение (подробное и
сжатое). Создание текста и его редактирование.

2.2. Воспитательный потенциал курса «Говорим и пишем правильно» на
уровне среднего общего образования предполагает следующее:

 Установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя
через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных
элементов, проблемного вопроса, биографии поэтов, писателей, подготовку сообщений
из рубрики «Это интересно», «Мир вокруг нас».
 Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений через создание специальных тематических проектов, рассчитанных на различные виды
сотрудничества, организация работы с получаемой на уроке социально значимой информацией.
 Проведение событийных уроков, уроков-экскурсий, которые позволяют разнообразить
формы работы на уроке, повысить мотивацию к изучаемому предмету, позволяет воспитывать
любовь к Родине, науке и искусству.
 Включение в урок интерактивных форм работы: групповая работа, парная
работа, игровую, что позволяет установить доброжелательную обстановку на уроке,
позволяет обучающимся в процессе общения не только получать знания, но и приобретать
опыт.
 Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение
«Правил внутреннего распорядка обучающихся», принятие правил работы в группе,
взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;
 Использование ИКТ технологий обучения, обеспечивающих современные активности
обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных приложениях,
мультимедийные презентации, онлайн - диктанты, научно-популярные передачи, фильмы,
обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.)
 Использование технологии «Портфолио», с целью развития самостоятельности,
рефлексии и самооценки, планирования деятельности, видения правильного вектора для
дальнейшего развития способностей.
 Применение в рамках урока методики «смыслового чтения текста», позволяет не
только повысить результаты предметных результатов, но и усилить воспитательный потенциал
урокачерез полное осмысление прочитанного текста и последующее его обсуждение.
 Поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках выполнения
проектов даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным
в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения (участие в конкурсах, выставках,
соревнованиях, научно-практических конференциях).
 Использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная
агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые
видеоролики по темам урока).

Сотрудничество педагога и обучающихся на учебном занятии позволяет не только
приобретать знания, опыт и навыки, но и обеспечивать переход в социально значимые
виды групповой, парной и самостоятельной деятельности. Тесная связь обучения и

воспитания позволяет создать все условия для развития высоконравственной, творческой
всесторонне развитой личности.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
10 класс
№

Содержание

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Фонетика. Речь письменная и устная
Трудности фонетического анализа слов
Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка
Лексика и фразеология
Особенности лексического значения слова
Основные выразительные средства лексики и фразеологии
Употребление тропов
Лексический анализ текста
Словообразование. Морфемный анализ слова. Способы
словообразования. Слова с суффиксами оценки в художественной речи
Морфология. Система самостоятельных частей речи. Грамматическое
значение, морфологические признаки, синтаксическая роль
Различение самостоятельных и служебных частей речи
Определение роли частей речи в тексте
Употребление самостоятельных и служебных частей речи в разговорной
и художественной речи
Орфография. Система правил правописания
Виды орфограмм в корне слова
Виды орфограмм в корне слова
Правописание падежных и родовых окончаний. Трудные случаи
правописания окончаний
Трудные случаи правописания суффиксов.
Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ
и НИ
Трудности при слитном, дефисном и раздельном написании слов
Итого

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Количество
часов
1
2
3
1
1
1
2
2
1
2
1
1
2
1
2
2
2
2
2
2
34

11 класс
№

Содержание

21.

24.
25.
26.
27.

Синтаксис и пунктуация
Словосочетание. Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное
употребление словосочетаний
Простое предложение. Предложение как речевое высказывание.
Односоставное и двусоставное предложения. Инверсия в текстах разных
стилей.
Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные
определения. Знаки препинания при однородных членах предложения
Тире в простом предложении
Вводные слова и предложения
Обособленные члены предложения.
Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи

28.

Уточняющие члены предложений

22.

23.

Количество
часов
1

1

1
1
2
1
1
1

29.
30.

31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.

Прямая речь. Диалог. Цитата
Сложное предложение.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование
бессоюзных сложных предложений в художественном тексте
Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Использование
сложносочиненных предложений в художественном тексте.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование
сложноподчиненных предложений в художественном тексте.
Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.
Текстоведение. Способы связи предложений в тексте
Стили речи и их особенности. Типы речи и отличительные особенности
Текст и его анализ. Выразительные средства языка.
Сочинение. Этапы создания текста. План. Подготовка рабочих
материалов. Создание текста
Редактирование текста
Итого

2
2

2
2
3
3
3
3
3
2
34

МАОУ СОШ № 208 Подписано цифровой
подписью: МАОУ СОШ №
С УГЛУБЛЕННЫМ 208 С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ
ИЗУЧЕНИЕМ
ПРЕДМЕТОВ
ОТДЕЛЬНЫХ
Дата: 2021.09.25 19:23:25
ПРЕДМЕТОВ
+05'00'


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».