Приложение № 3
к основной образовательной программе
среднего общего образования
МАОУ СОШ № 208 с углубленным
изучением отдельных предметов,
утвержденное приказом № 122/2
от 28.08.2021 г.
1. Планируемые результаты освоения учебного курса «Текст. Теория и
практика» на уровне среднего общего образования
1.1. Личностные результаты освоения программы курса «Текст. Теория и
практика»:
Личностные результаты освоения образовательной программы курса «Текст. Теория и
практика» отражают:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность
к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
1.2. Метапредметные результаты освоения программы курса «Текст. Теория
и практика»:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать
все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
1.3. Предметные результаты освоения программы курса «Текст. Теория и
практика»
Предметные результаты изучения русского языка отражают:
1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о
них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов,
сочинений различных жанров;
5) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского
языка;
6) способность составлять развернутое аргументированное устное и письменное высказывание;
7) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
2. Содержание учебного курса «Текст. Теория и практика» на уровне
среднего общего образования
2.1.Содержание курса «Текст. Теория и практика»
1. Текст как речевое произведение. Теоретические сведения и языковой анализ.
Ключевые понятия текста. Признаки текста. Средства и способы связи предложений в тексте.
Лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте.
Семантические и ассоциативные связи частей. Цепная (последовательная) и параллельная
связи. Типы речи: описание, повествование и рассуждение. Стили речи. Характеристика
функциональных стилей: сфера применения, основные функции, ведущие стилевые черты,
языковые особенности, специфические формы (жанры). Средства выразительности в тексте.
Выразительные средства фонетики. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы.
Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления. Выразительные
средства морфологии и словообразования. Выразительные средства синтаксиса.
2. Речевые и грамматические ошибки. Основные типы речевых и грамматических
ошибок. Практикум.
3. Синтаксис текста. Сравнение, сопоставление, наблюдение.
4. Способы связи предложений в тексте. Средства связи смысловых частей текста.
Лексические средства связи. Стилистическая роль синонимов и антонимов.Местоимения и
союзы в связующей функции.
5. Парцеллированные конструкции. Лексико-фразеологический анализ.
6. Типы речи:повествование, описание, рассуждение. Языковые средства
повествования, описания, рассуждения. Анализ и составление текстов.
7. Тексты разных стилей. Языковые особенности публицистического, научного,
официально-делового, разговорного, художественного стилей.
8. Выразительные средства языка. Стилистические фигуры, тропы. Практикум.
9. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (ЕГЭ, часть С) (теория).
Основные требования к выполнению задания части С. Анализ и информационная переработка
исходного текста. Рецензия и эссе как вид творческой работы.
10. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (практика). Композиция (план)
сочинения (по тексту Д.Гранина). Выявление проблемы текста. Типы комментирования
проблемы (по текстам А.Ф. Лосева, В. Иванова). Комментирование проблемы и выявление
авторской позиции. Концепционный и текстуальный комментарий (по текстам В. Харченко, С.
Соловейчик. Аргументация собственной позиции. Построение рассуждения. Тезис. Аргументы.
Вывод. Виды аргументов. Поддерживающая и опровергающая аргументация. Анализ образцов
рецензий и эссе. Написание сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля.
2.2. Воспитательный потенциал курса «Текст. Теория и практика» на уровне
среднего общего образования предполагает следующее:
Установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя
через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных
элементов, проблемного вопроса, биографии поэтов, писателей, подготовку сообщений
из рубрики «Это интересно», «Мир вокруг нас».
Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений через создание специальных тематических проектов, рассчитанных на различные виды
сотрудничества, организация работы с получаемой на уроке социально значимой информацией.
Проведение событийных уроков, уроков-экскурсий, которые позволяют разнообразить
формы работы на уроке, повысить мотивацию к изучаемому предмету, позволяет воспитывать
любовь к Родине, науке и искусству.
Включение в урок интерактивных форм работы: групповая работа, парная
работа, игровую, что позволяет установить доброжелательную обстановку на уроке,
позволяет обучающимся в процессе общения не только получать знания, но и приобретать
опыт.
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение
«Правил внутреннего распорядка обучающихся», принятие правил работы в группе,
взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;
Использование ИКТ технологий обучения, обеспечивающих современные активности
обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных приложениях,
мультимедийные презентации, онлайн - диктанты, научно-популярные передачи, фильмы,
обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.)
Использование технологии «Портфолио», с целью развития самостоятельности,
рефлексии и самооценки, планирования деятельности, видения правильного вектора для
дальнейшего развития способностей.
Применение в рамках урока методики «смыслового чтения текста», позволяет не
только повысить результаты предметных результатов, но и усилить воспитательный потенциал
урокачерез полное осмысление прочитанного текста и последующее его обсуждение.
Поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках выполнения
проектов даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным
в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения (участие в конкурсах, выставках,
соревнованиях, научно-практических конференциях).
Использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная
агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые
видеоролики по темам урока).
Сотрудничество педагога и обучающихся на учебном занятии позволяет не только
приобретать знания, опыт и навыки, но и обеспечивать переход в социально значимые
виды групповой, парной и самостоятельной деятельности. Тесная связь обучения и
воспитания позволяет создать все условия для развития высоконравственной, творческой
всесторонне развитой личности.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
10 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Содержание
Вводный урок. Цели и содержание курса. Диагностирующий тест
Ключевые понятия текста. Признаки текста
Способы выражения темы
Синтаксис текста
Средства и способы связи предложений в тексте
Цепная (последовательная) и параллельная связи
Лексические средства связи
Стилистическая роль синонимов и антонимов
Парцеллированные конструкции
Типы речи: описание, повествование, рассуждение
Стили речи
Характеристика функциональных стилей
Практическая работа по темам "Средства и способы связи предложений
в тексте. Типы и стили речи"
Средства выразительности в тексте. Выразительные средства фонетики
Выразительные средства лексики и фразеологии
Выразительные средства морфологии и словообразования
Выразительные средства синтаксиса
Практическая работа по теме "Средства выразительности в тексте"
Итоговое занятие
Итого
Количество
часов
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
34
11 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Содержание
Вводный. Общая характеристика заданий и критериев оценки
сочинения- рассуждения (задание С) на ЕГЭ
Рецензия как вид творческой работы
Эссе как вид творческой работы
Композиция (план) сочинения по тексту Д.Гранина. Работа над
сочинением
Выявление проблемы текста. Виды комментирования проблемы
Комментирование проблемы и выявление авторской позиции
Концепционный и текстуальный комментарий
Аргументация собственной позиции
Построение рассуждения. Тезис. Аргументы. Вывод
Виды аргументов
Анализ образцов рецензий и эссе
Доказательства естественные и искусственные
Написание сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля
Написание сочинения-рассуждения по тексту художественного стиля
Анализ сочинений
Количество
часов
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
16.
17.
18.
Речевые и грамматические ошибки
Комплексный анализ текста
Итоговое занятие
Итого
2
2
1
34
МАОУ СОШ № 208 Подписано цифровой
МАОУ СОШ №
С УГЛУБЛЕННЫМ подписью:
208 С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ
ИЗУЧЕНИЕМ
ПРЕДМЕТОВ
ОТДЕЛЬНЫХ
Дата: 2021.09.25 19:34:01
+05'00'
ПРЕДМЕТОВ