Рабочая программа Курса внеурочной деятельности "Основы инфографики" (ООО)

Приложение № 3
К основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ № 208 с углублённым
изучением отдельных предметов
(Приказ № 122/1 от 28.08.2021)

1.
Результаты освоения учебного курса
В результате освоения обучающимися учебного курса «Искусство. Основы
инфографики» должны быть достигнуты следующие личностные, метапредметные и
предметные результаты.
Личностные результаты:

воспитание российской гражданской идентичности: любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за Родину, прошлое и настоящее, знание истории, культуры
своего народа;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессиональных предпочтений с учётом
устойчивых познавательных интересов;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах;

формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской,
творческой деятельности;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

развитие специфических способностей мышления, необходимых для
репрезентативной деятельности:
– развитие знаково-символического мышления,
– развитие способностей к схематизации явлений, абстрагированию и редукции,
– развитие способностей к созданию визуальных метафор,
– развитие творческой воли,
– развитие фантазии,
– оценивать свою точку зрения объективно,
– учитывать разные точки зрения и находить компромиссное решение.
Метапредметные результаты:


умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы
и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия
решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач, самостоятельно выбирать основания
и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы;

смысловое чтение;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации;

формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметные результаты:

формирование представлений об основах художественного творчества как
одной из основных форм познания мира; формирование основ художественной культуры
обучающихся; развитие эстетического видения окружающего мира, наблюдательности,
зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса;

получение непосредственного опыта художественного самовыражения;

знакомство с языком визуальной культуры;

освоение графических средств выражения, форм графической организации
информации, коммуникативных возможностей цветовой символики;

получение навыков проектного мышления, включающего в себя навыки
пространственного воображения;

получение навыков образного мышления, навыков систематизации
информации, перевода её в знаковую форму;

приобретение навыков поэтапного проектного моделирования (изучение и
анализ проектной ситуации); творческий поиск, выраженный в эскизной работе;
разработка деталей и фрагментов; увязывание всех элементов в единую художественноцелостную композицию;


приобретение опыта работы с различными графическими материалами и в
разных техниках, в специфических формах художественной деятельности, в том числе
базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика,
мультипликация и анимация).

2.

Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных
занятий и основных видов учебной деятельности
Учебный курс «Искусство. Основы инфографики» для 5–8 классов включает
следующие содержательные линии:
I.
Знаки и знаковые системы в инфографике (34 часа)
Инфографика как вид деятельности, вид искусства; эпоха информации и особая
актуальность инфографики сегодня; знак как средство человеческой коммуникации,
передачи информации; смысл знака; пиктограммы – изобразительные (графические)
знаки; виды изобразительных (графических) знаков: иконические, индексальные,
конвенциональные; системы знаков; использование знаков в разных видах искусства;
семафорная система знаков (семафорная азбука); кодирование как форма переработки
информации с определённой целью; логотип и его виды; изменение смысла знака в
зависимости от контекста (фона); система знаков: единая схема (графическая основа) для
разработки знаков, входящих в единую систему; передача времени с помощью
инфографических знаков. Гербы различных стран и городов; рельефы Древнего Египта,
европейского искусства XVIII-XIX вв.; русская живопись начала XX в. (авангард); русская
сюжетная живопись XIX–XX вв.; логотипы: старинные и современные (логотипы
издательств, студий, клубов и др.); примеры написания старинных и современных
шрифтов, цифр; изображения циферблатов часов разных времён; рекламные плакаты В.
В. Маяковского и А. М. Родченко.
II.
Применение средств инфографики: работа с текстом (34 часа)
Постоянное увеличение объёмов информации в современном мире; использование
средств инфографики для передачи информации и целей обучения; скетчноутинг:
определение термина, возможности и графические средства создания инфографического
конспекта (стрелки, скобки и рамки, эмотиконы, цветовые акценты); инфографическая
запись средствами скетчноутинга; фотоколлаж: рождение нового из готового, культура
монтажа в процессе создания коллажа; фотоколлаж в графике; типографика: определение
термина; шрифт: виды шрифтов, шрифты разных времён, графический образ букв и его
связь с содержанием, стилем текста; шрифты, созданные художниками; конструирование:
создание графических конструкций из букв и плоскостных форм разного цвета;
графический конструктор: конструирование из простых графических фигур; самодельный
журнал (зин) как графический конструктор; сеттинг: проект и сборка. Произведения
художников-графиков, в которых средствами инфографики наглядно представлены
устройства различных моделей, маршруты передвижения и др.; произведения А. М.
Родченко: иллюстрации-фотоколлажи к книгам, плакаты к фильмам; фотоколлажи Л.
Мохой-Надя; изображения шрифтов разных времён; шрифты, созданные художниками
начала XX в. и современными художниками; типографика художниковконструктивистов; самодельные журналы (зины), созданные современными
художниками.
III. Инфографика в разных сферах жизни (34 часа)
Особенности восприятия информации в ХХI веке. Средства передачи информации.
Свет, цвет, звук, их влияние на человека. Форматы подачи информации. Использование
средств передачи информации в разных типах произведений (книга, радиопередача,
телефильм, видеоинфографика, веб-сайт и др.). Использование инфографики в
объяснении большого массива данных. Инфографика информационная. Инфографика
презентационная. Стили инфографики. Виды инфографики в зависимости от цели

создания (инструктивная, анонсирующая, деловая, рекламная, благотворительная,
учебная, исследовательская, новостная). Виды инфографики в зависимости от формата
представления
(обычная,
масштабируемая,
интерактивная,
анимированная,
видеоинфографика). Виды инфографики в зависимости от задач представления
(алгоритмическая,
составная,
иерархичная,
сопоставительная,
навигационная,
статистическая, хронологическая, географическая, концептуальная, аутентичная). Виды
инфографики в зависимости от способов визуализации (пиктограмма, график,
картограмма, блок-схема, матрица, техническая иллюстрация, фотоинфографика).
Профессиональные компетенции создателя инфографики: понимать непонятное;
пополнять словарный запас; формулировать смыслы в виде увлекательного текста;
визуализировать текст с помощью инфографики; конспектировать новую информацию;
оценивать свою точку зрения объективно; создавать новые смыслы в команде с учётом
разных точек зрения; выступать публично с презентацией; организовывать процесс
обучения. Алгоритмы (методы) превращения (визуализации) текста в инфографику.
IV. Применение инфографики для обучения (34 часа)
Использование инфографики для объяснения понятий. Создание словаря с
элементами визуализации. Использование инфографики в учебной деятельности.
Использование инфографики в презентации. Программы для создания презентации. Этапы
трансформации текста доклада, выступления в презентацию. Создание сценария. Бриф.
Структура и тезисы выступления. Матрица. Эскиз-раскадровка. Создание слайдов
презентации. Подбор иллюстраций к тезисам. Шрифт, его значение и особенности
использования в презентации. Цветовая палитра, её значение и особенности
использования в презентации. Программы для подбора сочетания цветов. Визуальные
акценты. Словарь с использованием инфографики. Конспект с использованием
инфографики. Доклад с использованием инфографики.

№

3.
Тематическое планирование
5 класс
Тема

Количество
часов

Знаки и знаковые системы в инфографике
1.

Инфографика как вид деятельности, вид искусства.

1

2.

2

6.

Эпоха информации и особая актуальность инфографики сегодня; знак как
средство человеческой коммуникации, передачи информации.
Смысл знака.
Пиктограммы – изобразительные (графические) знаки.
Виды изобразительных (графических) знаков: иконические, индексальные,
конвенциональные.
Системы знаков.

7.

Использование знаков в разных видах искусства.

2

8.

Семафорная система знаков (семафорная азбука).

2

9.

Кодирование как форма переработки информации с определённой целью.

2

10.

Логотип и его виды.

2

11.

Изменение смысла знака в зависимости от контекста (фона).

2

12.

1

13.

Система знаков: единая схема (графическая основа) для разработки знаков,
входящих в единую систему.
Передача времени с помощью инфографических знаков.

14.

Гербы различных стран и городов.

2

15.

Рельефы Древнего Египта, европейского искусства XVIII-XIX вв.

2

16.

Русская живопись начала XX в. (авангард)

1

17.
18.

Русская сюжетная живопись XIX–XX вв.
Логотипы: старинные и современные.

2
1

19.

Примеры написания старинных и современных шрифтов, цифр

1

20.
21.

Изображения циферблатов часов разных времён
Рекламные плакаты В. В. Маяковского и А. М. Родченко.

2
1

Итог

34

3.
4.
5.

№

6 класс
Тема

1
2
2
2

2

Количество
часов
Применение средств инфографики: работа с текстом

1.

Постоянное увеличение объёмов информации в современном мире.

2

2.

Использование средств инфографики для передачи информации и целей
обучения.
Скетчноутинг: определение термина, возможности и графические средства
создания инфографического конспекта (стрелки, скобки и рамки, эмотиконы,
цветовые акценты).

2

3.

2

4.

Инфографическая запись средствами скетчноутинга.

2

5.

2

6.

Фотоколлаж: рождение нового из готового, культура монтажа в процессе
создания коллажа.
Фотоколлаж в графике.

7.

Типографика: определение термина.

2

8.

Шрифт: виды шрифтов, шрифты разных времён, графический образ букв и
его связь с содержанием, стилем текста; шрифты, созданные художниками.
Конструирование: создание графических конструкций из букв и плоскостных
форм разного цвета.
Графический конструктор: конструирование из простых графических фигур;
самодельный журнал (зин) как графический конструктор.
Сеттинг: проект и сборка.

2

Произведения художников-графиков, в которых средствами инфографики
наглядно представлены устройства различных моделей, маршруты
передвижения.
Произведения А. М. Родченко: иллюстрации-фотоколлажи к книгам, плакаты
к фильмам.
Фотоколлажи Л. Мохой-Надя; изображения шрифтов разных времён.
Шрифты, созданные художниками начала XX в. и современными
художниками.
Типографика художников-конструктивистов.;
Самодельные журналы (зины), созданные современными художниками.
Итог

2

9.
10.
11.
12.

13.
14.
15.
16.
17.

№

7 класс
Тема

2

2
2
2

2
2
2
2
2
34

Количество
часов
Инфографика в разных сферах жизни

1.
2.

Особенности восприятия информации в ХХI веке.
Средства передачи информации.

2
2

3.

Свет, цвет, звук, их влияние на человека.

2

4.

Форматы подачи информации.

2

5.

2

6.

Использование средств передачи информации в разных типах произведений
(книга, радиопередача, телефильм, видеоинфографика, веб-сайт).
Использование инфографики в объяснении большого массива данных.

7.

Инфографика информационная.

2

8.

Инфографика презентационная.

2

9.
10.

Стили инфографики.
Виды инфографики в зависимости от цели создания (инструктивная,
анонсирующая,
деловая,
рекламная,
благотворительная,
учебная,
исследовательская, новостная).
Виды инфографики в зависимости от формата представления (обычная,
масштабируемая, интерактивная, анимированная, видеоинфографика).

2
3

11.

2

3

12.

13.

14.
15.

№

Виды инфографики в зависимости от задач представления (алгоритмическая,
составная, иерархичная, сопоставительная, навигационная, статистическая,
хронологическая, географическая, концептуальная, аутентичная).
Виды инфографики в зависимости от способов визуализации (пиктограмма,
график, картограмма, блок-схема, матрица, техническая иллюстрация,
фотоинфографика).
Профессиональные компетенции создателя инфографики.
Алгоритмы (методы) превращения (визуализации) текста в инфографику.
Итог
8 класс
Тема

3

3

3
1
34

Количество
часов
Инфографика в разных сферах жизни

1.
2.

Применение инфографики для обучения
Использование инфографики для объяснения понятий.

1
1

3.

Создание словаря с элементами визуализации.

2

4.

Использование инфографики в учебной деятельности.

2

5.

Использование инфографики в презентации.

2

6.

Программы для создания презентации.

1

7.

Этапы трансформации текста доклада, выступления в презентацию.

1

8.

Создание сценария.

2

9.
10.
11.

Бриф.
Структура и тезисы выступления.
Матрица.

2
2
2

12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

Эскиз-раскадровка.
Создание слайдов презентации.
Подбор иллюстраций к тезисам.
Шрифт, его значение и особенности использования в презентации.
Цветовая палитра, её значение и особенности использования в презентации.
Программы для подбора сочетания цветов.
Визуальные акценты.
Словарь с использованием инфографики.
Конспект с использованием инфографики.
Доклад с использованием инфографики.
Итог

2
2
1
1
1
2
1
2
2
2
34

МАОУ СОШ № 208 Подписано цифровой
подписью: МАОУ СОШ №
С УГЛУБЛЕННЫМ 208 С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
ОТДЕЛЬНЫХ
Дата: 2021.09.28 21:50:16
ПРЕДМЕТОВ
+05'00'


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».