Приложение № 3
К основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ № 208 с углублённым
изучением отдельных предметов
(Приказ № 122/1 от 28.08.2021)
1.
Результаты освоения учебного курса
В результате освоения обучающимися учебного курса «Искусство. Основы
инфографики» должны быть достигнуты следующие личностные, метапредметные и
предметные результаты.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за Родину, прошлое и настоящее, знание истории, культуры
своего народа;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессиональных предпочтений с учётом
устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах;
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской,
творческой деятельности;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
развитие специфических способностей мышления, необходимых для
репрезентативной деятельности:
– развитие знаково-символического мышления,
– развитие способностей к схематизации явлений, абстрагированию и редукции,
– развитие способностей к созданию визуальных метафор,
– развитие творческой воли,
– развитие фантазии,
– оценивать свою точку зрения объективно,
– учитывать разные точки зрения и находить компромиссное решение.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы
и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия
решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач, самостоятельно выбирать основания
и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметные результаты:
формирование представлений об основах художественного творчества как
одной из основных форм познания мира; формирование основ художественной культуры
обучающихся; развитие эстетического видения окружающего мира, наблюдательности,
зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса;
получение непосредственного опыта художественного самовыражения;
знакомство с языком визуальной культуры;
освоение графических средств выражения, форм графической организации
информации, коммуникативных возможностей цветовой символики;
получение навыков проектного мышления, включающего в себя навыки
пространственного воображения;
получение навыков образного мышления, навыков систематизации
информации, перевода её в знаковую форму;
приобретение навыков поэтапного проектного моделирования (изучение и
анализ проектной ситуации); творческий поиск, выраженный в эскизной работе;
разработка деталей и фрагментов; увязывание всех элементов в единую художественноцелостную композицию;
приобретение опыта работы с различными графическими материалами и в
разных техниках, в специфических формах художественной деятельности, в том числе
базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика,
мультипликация и анимация).
2.
Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных
занятий и основных видов учебной деятельности
Учебный курс «Искусство. Основы инфографики» для 5–8 классов включает
следующие содержательные линии:
I.
Знаки и знаковые системы в инфографике (34 часа)
Инфографика как вид деятельности, вид искусства; эпоха информации и особая
актуальность инфографики сегодня; знак как средство человеческой коммуникации,
передачи информации; смысл знака; пиктограммы – изобразительные (графические)
знаки; виды изобразительных (графических) знаков: иконические, индексальные,
конвенциональные; системы знаков; использование знаков в разных видах искусства;
семафорная система знаков (семафорная азбука); кодирование как форма переработки
информации с определённой целью; логотип и его виды; изменение смысла знака в
зависимости от контекста (фона); система знаков: единая схема (графическая основа) для
разработки знаков, входящих в единую систему; передача времени с помощью
инфографических знаков. Гербы различных стран и городов; рельефы Древнего Египта,
европейского искусства XVIII-XIX вв.; русская живопись начала XX в. (авангард); русская
сюжетная живопись XIX–XX вв.; логотипы: старинные и современные (логотипы
издательств, студий, клубов и др.); примеры написания старинных и современных
шрифтов, цифр; изображения циферблатов часов разных времён; рекламные плакаты В.
В. Маяковского и А. М. Родченко.
II.
Применение средств инфографики: работа с текстом (34 часа)
Постоянное увеличение объёмов информации в современном мире; использование
средств инфографики для передачи информации и целей обучения; скетчноутинг:
определение термина, возможности и графические средства создания инфографического
конспекта (стрелки, скобки и рамки, эмотиконы, цветовые акценты); инфографическая
запись средствами скетчноутинга; фотоколлаж: рождение нового из готового, культура
монтажа в процессе создания коллажа; фотоколлаж в графике; типографика: определение
термина; шрифт: виды шрифтов, шрифты разных времён, графический образ букв и его
связь с содержанием, стилем текста; шрифты, созданные художниками; конструирование:
создание графических конструкций из букв и плоскостных форм разного цвета;
графический конструктор: конструирование из простых графических фигур; самодельный
журнал (зин) как графический конструктор; сеттинг: проект и сборка. Произведения
художников-графиков, в которых средствами инфографики наглядно представлены
устройства различных моделей, маршруты передвижения и др.; произведения А. М.
Родченко: иллюстрации-фотоколлажи к книгам, плакаты к фильмам; фотоколлажи Л.
Мохой-Надя; изображения шрифтов разных времён; шрифты, созданные художниками
начала XX в. и современными художниками; типографика художниковконструктивистов; самодельные журналы (зины), созданные современными
художниками.
III. Инфографика в разных сферах жизни (34 часа)
Особенности восприятия информации в ХХI веке. Средства передачи информации.
Свет, цвет, звук, их влияние на человека. Форматы подачи информации. Использование
средств передачи информации в разных типах произведений (книга, радиопередача,
телефильм, видеоинфографика, веб-сайт и др.). Использование инфографики в
объяснении большого массива данных. Инфографика информационная. Инфографика
презентационная. Стили инфографики. Виды инфографики в зависимости от цели
создания (инструктивная, анонсирующая, деловая, рекламная, благотворительная,
учебная, исследовательская, новостная). Виды инфографики в зависимости от формата
представления
(обычная,
масштабируемая,
интерактивная,
анимированная,
видеоинфографика). Виды инфографики в зависимости от задач представления
(алгоритмическая,
составная,
иерархичная,
сопоставительная,
навигационная,
статистическая, хронологическая, географическая, концептуальная, аутентичная). Виды
инфографики в зависимости от способов визуализации (пиктограмма, график,
картограмма, блок-схема, матрица, техническая иллюстрация, фотоинфографика).
Профессиональные компетенции создателя инфографики: понимать непонятное;
пополнять словарный запас; формулировать смыслы в виде увлекательного текста;
визуализировать текст с помощью инфографики; конспектировать новую информацию;
оценивать свою точку зрения объективно; создавать новые смыслы в команде с учётом
разных точек зрения; выступать публично с презентацией; организовывать процесс
обучения. Алгоритмы (методы) превращения (визуализации) текста в инфографику.
IV. Применение инфографики для обучения (34 часа)
Использование инфографики для объяснения понятий. Создание словаря с
элементами визуализации. Использование инфографики в учебной деятельности.
Использование инфографики в презентации. Программы для создания презентации. Этапы
трансформации текста доклада, выступления в презентацию. Создание сценария. Бриф.
Структура и тезисы выступления. Матрица. Эскиз-раскадровка. Создание слайдов
презентации. Подбор иллюстраций к тезисам. Шрифт, его значение и особенности
использования в презентации. Цветовая палитра, её значение и особенности
использования в презентации. Программы для подбора сочетания цветов. Визуальные
акценты. Словарь с использованием инфографики. Конспект с использованием
инфографики. Доклад с использованием инфографики.
№
3.
Тематическое планирование
5 класс
Тема
Количество
часов
Знаки и знаковые системы в инфографике
1.
Инфографика как вид деятельности, вид искусства.
1
2.
2
6.
Эпоха информации и особая актуальность инфографики сегодня; знак как
средство человеческой коммуникации, передачи информации.
Смысл знака.
Пиктограммы – изобразительные (графические) знаки.
Виды изобразительных (графических) знаков: иконические, индексальные,
конвенциональные.
Системы знаков.
7.
Использование знаков в разных видах искусства.
2
8.
Семафорная система знаков (семафорная азбука).
2
9.
Кодирование как форма переработки информации с определённой целью.
2
10.
Логотип и его виды.
2
11.
Изменение смысла знака в зависимости от контекста (фона).
2
12.
1
13.
Система знаков: единая схема (графическая основа) для разработки знаков,
входящих в единую систему.
Передача времени с помощью инфографических знаков.
14.
Гербы различных стран и городов.
2
15.
Рельефы Древнего Египта, европейского искусства XVIII-XIX вв.
2
16.
Русская живопись начала XX в. (авангард)
1
17.
18.
Русская сюжетная живопись XIX–XX вв.
Логотипы: старинные и современные.
2
1
19.
Примеры написания старинных и современных шрифтов, цифр
1
20.
21.
Изображения циферблатов часов разных времён
Рекламные плакаты В. В. Маяковского и А. М. Родченко.
2
1
Итог
34
3.
4.
5.
№
6 класс
Тема
1
2
2
2
2
Количество
часов
Применение средств инфографики: работа с текстом
1.
Постоянное увеличение объёмов информации в современном мире.
2
2.
Использование средств инфографики для передачи информации и целей
обучения.
Скетчноутинг: определение термина, возможности и графические средства
создания инфографического конспекта (стрелки, скобки и рамки, эмотиконы,
цветовые акценты).
2
3.
2
4.
Инфографическая запись средствами скетчноутинга.
2
5.
2
6.
Фотоколлаж: рождение нового из готового, культура монтажа в процессе
создания коллажа.
Фотоколлаж в графике.
7.
Типографика: определение термина.
2
8.
Шрифт: виды шрифтов, шрифты разных времён, графический образ букв и
его связь с содержанием, стилем текста; шрифты, созданные художниками.
Конструирование: создание графических конструкций из букв и плоскостных
форм разного цвета.
Графический конструктор: конструирование из простых графических фигур;
самодельный журнал (зин) как графический конструктор.
Сеттинг: проект и сборка.
2
Произведения художников-графиков, в которых средствами инфографики
наглядно представлены устройства различных моделей, маршруты
передвижения.
Произведения А. М. Родченко: иллюстрации-фотоколлажи к книгам, плакаты
к фильмам.
Фотоколлажи Л. Мохой-Надя; изображения шрифтов разных времён.
Шрифты, созданные художниками начала XX в. и современными
художниками.
Типографика художников-конструктивистов.;
Самодельные журналы (зины), созданные современными художниками.
Итог
2
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
№
7 класс
Тема
2
2
2
2
2
2
2
2
2
34
Количество
часов
Инфографика в разных сферах жизни
1.
2.
Особенности восприятия информации в ХХI веке.
Средства передачи информации.
2
2
3.
Свет, цвет, звук, их влияние на человека.
2
4.
Форматы подачи информации.
2
5.
2
6.
Использование средств передачи информации в разных типах произведений
(книга, радиопередача, телефильм, видеоинфографика, веб-сайт).
Использование инфографики в объяснении большого массива данных.
7.
Инфографика информационная.
2
8.
Инфографика презентационная.
2
9.
10.
Стили инфографики.
Виды инфографики в зависимости от цели создания (инструктивная,
анонсирующая,
деловая,
рекламная,
благотворительная,
учебная,
исследовательская, новостная).
Виды инфографики в зависимости от формата представления (обычная,
масштабируемая, интерактивная, анимированная, видеоинфографика).
2
3
11.
2
3
12.
13.
14.
15.
№
Виды инфографики в зависимости от задач представления (алгоритмическая,
составная, иерархичная, сопоставительная, навигационная, статистическая,
хронологическая, географическая, концептуальная, аутентичная).
Виды инфографики в зависимости от способов визуализации (пиктограмма,
график, картограмма, блок-схема, матрица, техническая иллюстрация,
фотоинфографика).
Профессиональные компетенции создателя инфографики.
Алгоритмы (методы) превращения (визуализации) текста в инфографику.
Итог
8 класс
Тема
3
3
3
1
34
Количество
часов
Инфографика в разных сферах жизни
1.
2.
Применение инфографики для обучения
Использование инфографики для объяснения понятий.
1
1
3.
Создание словаря с элементами визуализации.
2
4.
Использование инфографики в учебной деятельности.
2
5.
Использование инфографики в презентации.
2
6.
Программы для создания презентации.
1
7.
Этапы трансформации текста доклада, выступления в презентацию.
1
8.
Создание сценария.
2
9.
10.
11.
Бриф.
Структура и тезисы выступления.
Матрица.
2
2
2
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
Эскиз-раскадровка.
Создание слайдов презентации.
Подбор иллюстраций к тезисам.
Шрифт, его значение и особенности использования в презентации.
Цветовая палитра, её значение и особенности использования в презентации.
Программы для подбора сочетания цветов.
Визуальные акценты.
Словарь с использованием инфографики.
Конспект с использованием инфографики.
Доклад с использованием инфографики.
Итог
2
2
1
1
1
2
1
2
2
2
34
МАОУ СОШ № 208 Подписано цифровой
подписью: МАОУ СОШ №
С УГЛУБЛЕННЫМ 208 С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
ОТДЕЛЬНЫХ
Дата: 2021.09.28 21:50:16
ПРЕДМЕТОВ
+05'00'