Приложение № 3
к основной образовательной программе начального
общего образования МАОУ СОШ № 208 с
углубленным изучением отдельных предметов
(Приказ №122 от 28.08.2021)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Начала мудрости»
для 1-4 классов
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Начала мудрости»
на уровне начального общего образования
Курс «Начала мудрости» предназначен для работы с обучающимися 1-4 классов,
желающими получить представления о нравственных и социальных нормах.
Цель курса:
Приобретение знаний о нравственных ценностях, их значении для общества в целом и для
отдельной личности.
Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества
и к социальной реальности в целом.
Развитие способности ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков –
своих и окружающих людей.
Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Расширение представлений об окружающем мире и о себе.
Безусловно, все ценности постепенно входят в духовный мир человека на
протяжении всей его жизни. Таким образом, решение этих воспитательных задач
начинается до начальной школы и продолжается после. Однако до школы жизненный
опыт ребёнка, как правило, соотносится с его представлением о мире «сказочном». Иными
словами, дошкольник может отличить добро от зла в простых житейских ситуациях, но
уверен, что все люди, как в сказках, делятся на плохих и хороших, что на любые вопросы
есть «правильные» ответы. Осознание того, что это не так и составляет «воспитательное
новообразование» начальной школы. С помощью педагогов младший школьник начинает
приводить в систему свои взгляды на мир, своё отношение к нему. Он начинает понимать,
что жизнь не похожа на сказку, что она сложнее и противоречивее, что в ней постоянно
встречаются ситуации, требующие непростого нравственного выбора между разным
пониманием добра разными людьми, между добром для одних и злом для других и т.д.,
что каждый делает этот выбор сам и не существует готовых единственно правильных
решений и т.д. Обозначить эти проблемы (моральные дилеммы) в начальной школе
можно, а вот научиться самостоятельно решать их большинство младших школьников
ещё не в состоянии. Это задача следующих ступеней развития личности.
1.
1.1. Личностные результаты
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы:
1) эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
2) эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать
другим людям, сопереживать;
3) ориентация на моральные нормы и их выполнение;
4) чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко
всему живому;
5) любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
6) понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по
отношению к своим близким;
7) любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
8) наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к
предпочтениям других людей;
9) ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих
людей;
10) этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
1.2. Метапредметными результатами изучения курса является формирование
следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД
1) самостоятельно формулировать тему и цели работы;
2) составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
3) работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
4) в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
1) вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
2) извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;
несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
3) пользоваться словарями, справочниками;
4) Сравнивать
и группировать факты и явления, устанавливать причинноследственные связи;
5) строить рассуждения;
6) делать выводы на основе обощения знаний
Коммуникативные УУД:
1) оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
2) адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
3) высказывать и обосновывать свою точку зрения;
4) слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
5) договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
6) задавать вопросы.
2.
Содержание курса внеурочной деятельности «Начала мудрости»
с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание курса отвечает требованиям к организации внеурочной деятельности:
не требует от учащихся дополнительных знаний по отдельным предметам. Тематика
занятий содержит полезную и любопытную информацию, интересные истории
нравственного содержания. На занятиях используются следующие формы организации
деятельности: коллективная беседа, игра, инсценирование, работа в парах, групповая
работа
1 класс
Раздел
Содержание
программы
Теория
Практика
Добрые чувства
Чем новее вещи отличаются от Экскурсия в школьную
мысли и поступки
(воспитание
нравственных
чувств и
этического
сознания)
хорошо сбережённых вещей? Кто в библиотеку.
семье самый бережливый и
Рисунок «С чем сравнить
почему? Надо ли беречь учебники, вежливость»
школьное имущество, имущество Сценка «Приветливые люди»
школьного кабинета ? Что
Игра «Гостеприимный теремок»
называют вежливостью
Практическая работа – наблюдение
Что буде если вежливость исчезнет «Дела мамы за неделю»
из нашей жизни
Участие в школьном социальном
Качества гостеприимного человека проекте «Стань Дедом Морозом»
Правила гостеприимства
для детей из детского дома
Можно ли обижаться на своих
родителей. Почему родители
иногда наказывают. Нуждается ли
мама в нашей заботе. Нужно ли
постоянно ждать подарка от мамы.
Надо ли утаивать от мамы правду,
чтобы не расстраивать её.
Пословицы и поговорки о
мудрости
За что ребёнок может быть
ответственным Во что можно
верить. Пословицы и поговорки о
вере Когда людям больше всего
нужно милосердии. Что такое
корысть и бескорыстие
Встречаются ли в современной
жизни бескорыстные люди
Страна граждан
Всегда ли надо благодарить
Участие в школьном социальном
Как может выглядеть благодарность проекте «Ветеран живёт рядом»
Что такое храбрость. Можно ли
Экскурсия в музей «Шурави»
научиться храбрости. Для чего надо
быть храбрым
Труд для себя и
для других
Пословицы и поговорки о
трудолюбии. Детские домашние
обязанности
Что такое милосердие
Практическое занятие «Подарок
для мамы к Дню матери»
Природа- наш
друг
Для природы каждый нужен, для
природы каждый важен.
Красота спасёт
мир
Комнатные растения – источник
радости. Растения в нашем
кабинете
Создание плаката в защиту
природы
Экскурсия в оранжерею Дворца
творчества учащихся.
Посещение живого уголка дворца
Практическое занятие по уходу за
комнатными растениями
Досуговые
мероприятия
Праздничная программа с
чаепитием для бабушек и дедушек.
Участие в школьном проекте
«Концерт к Дню матери»
2 класс
Раздел
Содержание
программы
Теория
Практика
Добрые чувства Отзывчивость. Что такое
Посещение станции переливания
мысли и поступки отзывчивость. В каких профессиях крови
(воспитание
нужна отзывчивость. Можно ли
Акция «10 добрых дел»
нравственных
научиться быть отзывчивым
Экскурсия к памятнику Петру и
чувств и
Стремление к совершенству. Что
Февронии
этического
такое совершенство. Все ли
Участие в школьном социальном
сознания)
стремятся к совершенству
проекте «Стань Дедом Морозом»
Как ученики могут
для детей из детского дома
совершенствоваться
Экскурсия в фитнес клуб
Поиск прекрасного. Что может быть
прекрасным
Прекрасный человек
Прекрасные цветы
Прекрасная работа
Нежность. Зачем нужна людям
нежность К кому вы относитесь с
нежностью.Может ли нежное слово
помочь
Что такое скромность
Скромность помогает или мешает
Чем отличается поведение
скромного человека
Пословицы и поговорки о
доброте.Чья доброта помогает детям
Трудно ли быть добрым
Праведники и мудрецы
Понятие праведность. Сергий
Радонежский
Мир и согласие добрую надежду
рождают. Согласие в семье.
Согласие в школьном коллективе
Всегда ли нужно соглашаться
Страна граждан
Современный солдат – хранитель
традиций воинства русского
Традиции русского воинства
А В Суворов
Герой России Евгений Родионов
Правила поведения у памятников
скорби
«К творчеству призвало
Отечество»
Знакомство с произведениями
искусства о Вов.Лебедев Кумач
«Священная война»
Б М Неменский «Мать» картина
Стихи о Вов
Участие в школьном социальном
проекте «Ветеран живёт рядом»
Экскурсия к памятнику «Чёрный
тюльпан»
Экскурсия в Дом обороны
Труд для себя и
для других
Природа- наш
друг
Красота спасёт
мир
Досуговые
мероприятия
День конституции.Что такое
конституция.Что является правом,
что является обязанностью.
Труд «земной»
Экскурсия на хлебозавод
Кто такие труженики. Зачем человек
трудится.Какой труд почётен
Профессии наших родителей
Знакомство с разными видами
профессий, трудности и радости
каждой профессии
Знакомство с особенностями труда
пекаря
Речки, реки и моря на земле живут Экскурсия в музей истории
не зря. Вода –основа жизни на земле Екатеринбурга «Река нашего
Необходимость бережного
города»-знакомство с историей
отношения к воде. Интересные
образования города и роли реки
факты о воде
Исеть.
Чем я могу помочь воде
Составление памятки для
параллели 2-х классов «Как
экономить воду»
Как научиться видеть красоту
Коллективный мини-проект
Что важнее красота внешняя или
Выращивание рассады цветов для
внутренняя в человеке
пришкольного участка
В чём ещё на земле живёт красота
Сделаем жизнь лучше и краше!
Участие в школьном проекте
«Концерт к Дню матери»
Праздничная программа «Мамины
руки»
Спортивная программа «Весёлые
старты»
3 класс
Раздел
Содержание
программы
Теория
Практика
Добрые чувства День знаний в нашей стране.
Исследовательская работа «Кем
мысли и поступки Важность знаний. Пословицы
гордится Екатеринбург»
(воспитание
нашего народа о важности
Экскурсия в музей Уралмашзавода
нравственных
приобретения знаний
«По тропам Николая Кузнецова»
чувств и
Школа вежливых наук. Вежливость Практическая работа : создание
этического
сохраняет дружбу. Вежливость в
открытки к Дню пожилого
сознания)
семье. Вежливость с незнакомцами. человека.
Умение вежливо отказать. Гордость Акция «Мы в ответе за тех кого
Отличие гордости от хвастовства. приручили»-сбор корма для
Чем можно гордиться, кем можно животных центра «Рифей»
гордиться. Жертвенность.
Просмотр фильма «Сказка о
Что значит жертвенность, чем
потерянном времени»
можно жертвовать. Отличие
жертвенности от щедрости
Пожилые люди. Особенность
пожилого возраста. Трудности и
радости пожилых людей
Заботливость. Забота о себе, забота
о других. Кому необходима забота
Замечаешь ли ты заботу других о
себе.
Умение прощать. Чему помогает
прощение. Легко ли прощать. Как
научиться прощать
Можно ли вернуть время. Ценность
месяца, недели, часа, минуты
Как организовать своё время
Режим дня
Страна граждан
День народного единства. История Участие в школьном социальном
возникновения праздника
проекте «Ветеран живёт рядом»
Смутное время. Герои тех времён Мини –проект «Слайд-шоу о
Параолимпийские игры. История
Москве»
параолимпийских игр
Имена чемпионов - параолимпийцев
Москва – «собор земли русской»
Что такое собор. Столица, значение
столицы для страны
Пословицы и поговорки о Москве
Труд для себя и
для других
Терпение и умение. Почему в труде
важно терпение. Как связаны
терпение и умение
Мастерство. Каким мастерством
можно владеть. Какое мастерство
самое искусное. Почему любое
мастерство заслуживает уважения
Удивительное рядом Растения
Интересные факты из жизни
растений, растения просят помощи.
Необходимость бережного
отношения к растениям
Удивительное рядом. Животные
Интересные факты из жизни
животных. Какие животные просят
помощи. Необходимость бережного
отношения к животным.
Ответственность за домашних
животных
Экскурсия в музей Уралмашзавода
Красота и гармония: различение
«красивого», «гармоничного» и
«безобразного», опрятность,
неряшливость, опрятность жилища
опрятность своего рабочего места
Мастер - класс «Прически
школьницы» - посещение училища
парикмахерского искусства.
Обучение плетению необычных
косичек
Природа- наш
друг
Красота спасёт
мир
Досуговые
Экскурсия в Ботанический сад
Исследовательская работа Мини –
проект «Как собаки служат
человеку»
Участие в школьном проекте
мероприятия
«Концерт к Дню матери»
4 класс
Раздел
Содержание
программы
Теория
Практика
Добрые чувства Сотрудничество, что это такое, что Экскурсия на Свердловскую
мысли и поступки можно делать сообща, в каких
киностудию «Как появляются
(воспитание
профессиях важно сотрудничество мультфильмы»
нравственных
Упорство. Что можно назвать
(экскурсия предполагает
чувств и
упорством. Упорство и упрямство знакомство с процессом создания
этического
Упорство в достижении цели
мультфильма благодаря
сознания)
Кротость. Что такое кротость. Какие сотрудничеству многих людей)
качества родные кротости. Когда
Конференция мам и пап
кротость помогает, а когда мешает ( предполагает совместный поиск
Умение жить без предрассудков.
ответа на вопрос Идеальные
Что такое предрассудки. Откуда
родители и дети какие они?)
берутся страхи. Как научиться
справляться со своими страхами
Подвиг матери. В чём заключается
материнский подвиг
Роль отца. Чем отцовская забота
отличается от материнской
Может ли отец быть учителем для
своих детей. Идеальный отец, какой
он. Дети и взрослые Когда человек
становится взрослым
Какие события помогают взрослеть
Какие три самых важных качества,
отличающие детей от взрослых
Вместе с братом и сестрой. Могут
ли братья и сёстры быть друзьями
Почему братья и сёстры часто
ссорятся. Как избегать ссор между
братьями и сёстрами
Страна граждан Что такое доблесть. Какие качества Экскурсия в суворовское училище
родственны доблести. Доблестные Подготовка и защита минивоины. Пословицы и поговорки
проектов «Награды Вов»
нашего народа о доблести
Знаки доблести и праведной службы
Отечеству
Воинские награды, за что их дают
Воинские атрибуты: мундир, погоны
Почему отличительные атрибуты
так важны для воинства
Дети- герои Вов. Кто такие
пионеры- герои. За что им дали
звание героя
Труд для себя и Профессии наших родителей
Домашнее интервью родителей о
для других
Что мы знаем о профессии
их профессии
родителей, с какими трудностями Выступление с сообщением о
они сталкиваются на работе, за что профессии своих родителей.
Природа- наш
друг
Красота спасёт
мир
Досуговые
мероприятия
уважают эту профессию.
Природа – наш дом. Почему
природу называют домом, Можно
ли дом содержать в беспорядке
Кто хозяин в этом доме
«По одёжке встречают…»
Суть пословицы. Почему важно
быть и умным и красивым
Экскурсия на страусиную ферму
Мини проекты: «Детали одежды
русского костюма»,
«Информационная составляющая
деталей одежды и украшений»
Участие в школьном проекте
«Концерт к Дню матери»
Поход выходного дня
(Воскресный поход в парк, в лес
совместно с родителями и
братьями, сёстрами)
Конкурс «А ну-ка, девочки!»
(Занятие предполагает
демонстрацию умений говорить ,
проявлять находчивость)
3. Тематическое планирование курса с учетом программы воспитания
3.1. Воспитательный потенциал курса внеурочной деятельности «Начала
мудрости» на уровне начального общего образования предполагает следующее:
1) установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб
учителя через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на
занятиях информации, активизацию их познавательной
деятельности
через
использование занимательных элементов, проблемного вопроса, подготовку мини
проектов;
2) привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых явлений через
создание специальных тематических проектов, рассчитанных на различные виды
сотрудничества, организация работы с получаемой социально значимой информацией.
Выполнение лабораторных и практических работ позволяет обратить внимание
школьников на важность процессов в жизни человека, выполнение проектов по
различным темам позволяет акцентировать внимание учащихся на установлении
причинно-следственных связей между объектами;
3) проведение праздников, экскурсий, которые позволяют разнообразить формы работы,
повысить мотивацию к изучению родного языка, позволяет воспитывать любовь к
Родине;
4) включение интерактивных форм работы: групповая работа, парная работа,
игровая, что позволяет установить доброжелательную обстановку, позволяет
обучающимся в процессе общения не только получать знания, но и приобретать опыт;
5) побуждение обучающихся соблюдать общепринятые нормы поведения, правила
общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение
«Правил внутреннего распорядка обучающихся», принятие правил работы в
группе, взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;
6) использование ИКТ технологий обучения, обеспечивающих современные активности
обучающихся (мультимедийные презентации, научно-популярные фильмы, обучающие
сайты);
7) поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках выполнения
проектов даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного
решения теоретической проблемы, навык уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления
перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
8) сотрудничество педагога и обучающихся на учебном занятии позволяет не только
приобретать знания, опыт и навыки, но и обеспечивать переход в социально значимые
виды групповой, парной и самостоятельной деятельности.
Тесная связь обучения и воспитания позволяет создать все условия для развития
высоконравственной, творческой всесторонне развитой личности.
3.2. Тематическое планирование
1 класс
№
1
2
3
4
5
6
Раздел
Добрые чувства мысли и поступки
(воспитание нравственных чувств и
этического сознания)
Страна граждан (воспитание
гражданственности, патриотизма, уважения к
правам и обязанностям)
Труд для себя и для других (воспитание
трудолюбия, уважительного отношения к
труду, результату труда, человеку труда)
Природа –наш дом (воспитание бережного
отношения к природе и жизни)
Красота спасёт мир! (воспитание чувства
прекрасного)
Итоговый мониторинг – контроль уровня
сформированности достигнутых результатов
освоения программы
Итого
2 класс
№
1
2
3
4
Количество часов
теория
практика
7
7
3
3
2
2
2
2
1
2
1
16
Раздел
Добрые чувства мысли и поступки
(воспитание нравственных чувств и
этического сознания)
Страна граждан (воспитание
гражданственности, патриотизма, уважения к
правам и обязанностям)
Труд для себя и для других (воспитание
трудолюбия, уважительного отношения к
труду, результату труда, человеку труда)
Природа –наш дом (воспитание бережного
отношения к природе и жизни)
16
Количество часов
теория
практика
8
8
3
3
2
2
2
2
5
6
Красота спасёт мир! (воспитание чувства
прекрасного)
Итоговый мониторинг – контроль уровня
сформированности достигнутых результатов
освоения программы
1
Итого
17
3 класс
№
1
2
3
4
5
6
Раздел
Добрые чувства мысли и поступки
(воспитание нравственных чувств и
этического сознания)
Страна граждан (воспитание
гражданственности, патриотизма, уважения к
правам и обязанностям)
Труд для себя и для других (воспитание
трудолюбия, уважительного отношения к
труду, результату труда, человеку труда)
Природа –наш дом (воспитание бережного
отношения к природе и жизни)
Красота спасёт мир! (воспитание чувства
прекрасного)
Итоговый мониторинг – контроль уровня
сформированности достигнутых результатов
освоения программы
Итого
4 класс
№
1
2
3
4
5
1
Добрые чувства мысли и поступки
(воспитание нравственных чувств и
этического сознания)
Страна граждан (воспитание
гражданственности, патриотизма, уважения к
правам и обязанностям)
Труд для себя и для других (воспитание
трудолюбия, уважительного отношения к
труду, результату труда, человеку труда)
Природа –наш дом (воспитание бережного
отношения к природе и жизни)
Красота спасёт мир! (воспитание чувства
17
Количество часов
теория
практика
8
8
3
3
2
2
2
2
1
2
1
17
Раздел
2
17
Количество часов
теория
практика
8
8
3
3
2
2
2
2
1
2
6
прекрасного)
Итоговый мониторинг – контроль уровня
сформированности достигнутых результатов
освоения программы
Итого
1
17
17
МАОУ СОШ № 208
С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
Подписано цифровой
подписью: МАОУ СОШ №
208 С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Дата: 2021.09.27 21:29:30
+05'00'