Приложение № 3
к основной образовательной программе
среднего общего образования
МАОУ СОШ № 208 с углубленным
изучением отдельных предметов,
утвержденное приказом № 122/2
от 28.08.2021 г.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Русский язык
(углубленный уровень) на уровне среднего общего образования
1.1.
Личностные результаты освоения программы по русскому языку:
Личностные результаты освоения образовательной программы по русскому языку
отражают:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
1.2. Метапредметные результаты освоения программы по русскому языку:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать
все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать
и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
1.3. Предметные результаты освоения программы по русскому языку
(углубленный уровень)
Предметные результаты изучения русского языка отражают:
1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний
о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной
речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов,
сочинений различных жанров;
5) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях
русского языка;
6 способность составлять развернутое аргументированное устное и письменное
высказывание;
7) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
2. Содержание учебного предмета «Русский язык» (углубленный уровень)
на уровне среднего общего образования
2.1.Содержание учебного предмета
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как многофункциональная развивающаяся знаковая система и общественное
явление. Языки естественные и искусственные. Языки государственные, мировые,
межнационального общения.
Основные функции языка. Социальные функции русского языка.
Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских
языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского
языка. Роль старославянского языка в развитии русского языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в
Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в
межнациональном общении. Формы существования русского национального языка
(литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности,
жаргон, арго). Роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка.
Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как
результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.
Лингвистика в системе гуманитарного знания. Русский язык как объект научного
изучения. Русистика и ее разделы. Лингвистический эксперимент. Виднейшие ученыелингвисты и их работы. Основные направления развития русистики в наши дни.
Речь. Речевое общение
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательнотрудовой деятельности.
Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными
разновидностями языка. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: продуктивные
(говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение), их особенности.
Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и создания
собственного высказывания в устной и письменной форме.
Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность
общения в различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики и языковых средств,
адекватных характеру речевой ситуации.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и
ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от
коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из
различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе
представленных в электронном виде на различных информационных носителях,
официально-деловых текстов, справочной литературы. Владение умениями информационной
переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов,
конспектов, аннотаций, рефератов. Комплексный лингвистический анализ текста.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и
диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических
высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой
сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных
ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Выступление перед аудиторией с
докладом; представление реферата, проекта на лингвистическую тему.
Функциональная стилистика как учение о функциональностилистической
дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой,
публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности
современного русского языка. Стилистические ресурсы языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые
средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официальноделового стилей.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели,
поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура публичного выступления с текстами различной жанровой принадлежности.
Речевой самоконтроль, самооценка, самокоррекция.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия,
выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.),
официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей,
разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Виды сочинений. Совершенствование умений и
навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка
художественной литературы от других разновидностей современного русского языка.
Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от
коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных
разновидностей языка.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи:
нормативный, коммуникативный и этический.
Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления
традиционного русского быта; историзмы и архаизмы; фольклорная лексика и фразеология;
русские имена. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных
культур.
Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность
речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Причины коммуникативных
неудач, их предупреждение и преодоление.
Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели,
поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности
речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
Культура разговорной речи.
Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические
(произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и
синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические
нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных
умений и навыков. Совершенствование собственных коммуникативных способностей и
культуры речи. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность
использования языковых средств в речевом высказывании. Варианты языковых норм.
Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и
ситуациями речевого общения.
Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения
ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач. Разные способы
редактирования текстов.
Анализ коммуникативных качеств и эффективности речи. Редактирование текстов
различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их
использование. Использование этимологических словарей и справочников для подготовки
сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих
исторические и культурные традиции страны.
2.2. Воспитательный потенциал предмета Русский язык на уровне среднего
общего образования предполагает следующее:
Установление
доверительных
отношений
между
учителем
и
его
учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и
просьб учителя через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на
уроке
информации,
активизацию
их познавательной
деятельности
через
использование занимательных элементов, проблемного вопроса, биографии поэтов,
писателей, подготовку сообщений из рубрики «Это интересно», «Мир вокруг нас».
Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений через создание специальных тематических проектов, рассчитанных на различные
виды сотрудничества, организация работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией.
Проведение событийных уроков, уроков-экскурсий, которые позволяют
разнообразить формы работы на уроке, повысить мотивацию к изучаемому предмету,
позволяет воспитывать любовь к Родине, науке и искусству.
Включение в урок интерактивных форм работы: групповая работа, парная
работа, игровую, что позволяет установить доброжелательную обстановку на уроке,
позволяет обучающимся в процессе общения не только получать знания, но и приобретать
опыт.
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение
«Правил внутреннего распорядка обучающихся», принятие правил работы в
группе, взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;
Использование ИКТ технологий обучения, обеспечивающих современные
активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных
приложениях, мультимедийные презентации, онлайн - диктанты, научно-популярные
передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и
др.)
Использование технологии «Портфолио», с целью развития самостоятельности,
рефлексии и самооценки, планирования деятельности, видения правильного вектора для
дальнейшего развития способностей.
Применение в рамках урока методики «смыслового чтения текста», позволяет не
только повысить результаты предметных результатов, но и усилить воспитательный
потенциал урока через полное осмысление прочитанного текста и последующее его
обсуждение.
Поддержка
исследовательской
деятельности
школьников
в
рамках
выполнения
проектов
даст
школьникам
возможность
приобрести навык
самостоятельного решения теоретической проблемы, навык уважительного отношения
к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного
выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения
(участие в конкурсах, выставках, соревнованиях, научно-практических конференциях).
Использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная
агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые
видеоролики по темам урока).
Сотрудничество педагога и обучающихся на учебном занятии позволяет не
только приобретать знания, опыт и навыки, но и обеспечивать переход в социально
значимые виды групповой, парной и самостоятельной деятельности. Тесная связь
обучения
и
воспитания
позволяет
создать
все условия
для
развития
высоконравственной, творческой всесторонне развитой личности.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отведенных
на изучение каждой темы
10 класс (углублённый уровень)
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
Тема урока
Общие сведения о языке
Языки государственные, мировые, межнационального общения. Основные
социальные функции русского языка.
Язык как знаковая система. План выражения. План содержания.
Естественные и искусственные языки. Разновидности искусственных языков.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации. Федеральный закон
«О государственном языке Российской Федерации», закон «О языках народов
России».
Русский язык в современном мире.
Языки государственные, мировые, межнационального общения.
Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык как средство
межнационального общения.
Русский язык в кругу других славянских языко
Роль старославянского языка в развитии русского языка
Литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные
разновидности, жаргон, арго.
Некоторые гипотезы о происхождении языка. Этапы развития русского
литературного языка.
Основные функции языка.
Язык и речь. Культура речи. Язык
Система языка, ее устройство, функционирование; единицы и уровни языка, их
связи и отношения. Синонимия в системе языка.
Взаимосвязь языка и мышления.
Разница между языком и речью. Языковая система.
Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
Качества хорошей речи: коммуникативная целесообразность, уместность, точность,
ясность, выразительность речи. Речевой этикет.
Правильность русской речи.
Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические
(произносительные и акцентологические), лексические, грамматические
(морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского
литературного языка.
Варианты норм. Типичные ошибки, вызванные отклонениями от литературной
нормы.
Преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы.
Фонетический уровень языка. Основные единицы фонетики. Изобразительновыразительные средства фонетики. Звук и смысл. Смысловая функция звукописи.
Звуковые повторы (ассонанс, аллитерация).
Понятие фонемы.
Артикуляционная классификация согласных и гласных звуков.
Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы современного
русского литературного языка. Основные правила произношения.
Формирование орфоэпических норм.
Типичные ошибки в произношении слов.
Морфемный уровень языка. Основные единицы морфемики.
Изменения в морфемном составе слова.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
Нулевые морфемы.
Словообразовательный уровень языка. Основные единицы словообразования.
Словообразовательные и формообразующие морфемы.
Образование слов русского языка и речевая культура. Активные способы
образования слов в русском языке (аббревиация, сложение и др.). Типичные ошибки
в образовании слов.
Изобразительно-выразительные средства морфемики и словообразования.
Морфемный повтор. Создание оценочных значений средствами словообразования.
Лексический уровень языка. Основные единицы лексикологии. Лексическое
значение слова.
Сочетаемость слов. Паронимы
Неологизмы (языковые, индивидуально-авторские).
Изобразительно-выразительные средства лексики. Синонимы (семантические,
стилистические, семантико-стилистические). Антонимы. Омонимы. Тропы (эпитет,
метафора, олицетворение, гипербола, литота, метонимия, синекдоха, сравнение,
оксюморон, ирония).
Эмоционально-экспрессивная лексика.
Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления.
Диалекты как часть общенародного языка.
Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса.
Лексические нормы. Типичные речевые ошибки. Ошибки в употреблении слова.
Нарушение лексической сочетаемости слов. Тавтология. Плеоназм.
Речевые ошибки при употреблении иноязычных слов в речи.
Русская фразеология. Крылатые слова в речи. Перифраза. Типичные речевые
ошибки при употреблении фразеологизмов в речи.
Особенности фразеологизмов и их стилистическая характеристика.
Типы фразеологизмов и их происхождение.
Морфологический уровень языка. Основные единицы морфологии.
Изобразительно-выразительные средства морфологии. Экспрессивное употребление
частей речи в тексте.
Нормы формообразования самостоятельных частей речи Типичные грамматические
ошибки при употреблении самостоятельных и служебных частей речи.
Морфологические нормы употребления местоимений
Морфологические нормы употребления имён существительных
Морфологические нормы употребления имён прилагательных
Морфологические нормы употребления глаголов и глагольных форм
Разделы современной русской орфографии и основные принципы написания.
Правописание гласных и согласных в корне.
Правописание суффиксов.
Правописание приставок.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Употребление прописных и строчных букв; правила переноса слов; правила
графического сокращения слов
Правописание н-нн в суффиксах разных частей речи.
Контрольная работа № 1
Синтаксический уровень языка. Основные единицы синтаксиса. Синтаксическая
синонимия.
Словосочетание. Виды синтаксической связи.
Общая характеристика типов предложений.
Основы русской пунктуации и функции знаков препинания.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
Изобразительные средства синтаксиса. Языковые средства (экспрессивные
синтаксические конструкции в тексте).
Приёмы (синтаксический параллелизм; парцелляция, вопросно-ответная форма
изложения, градация, инверсия, лексический повтор, анафора, эпифора, антитеза,
противопоставление).
Фигуры речи (риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое
обращение; многосоюзие, бессоюзие)
Нормы управления и согласования. Нормы согласования подлежащего и
сказуемого, сказуемого и однородных подлежащих.
Нормы предложного и беспредложного управления.
Согласование по смыслу. Нормы, регулирующие полное и неполное согласование.
Нормы управления при однородных членах.
Нормы построения предложений с однородными членами, связанными парными
союзами.
Нормы построения предложений с обособленным обстоятельством, выраженным
деепричастным оборотом; с обособленным определением, выраженным
причастным оборотом.
Нормы построения предложения с несколькими придаточными.
Типичные грамматические ошибки при построении словосочетания, простого и
сложного предложений.
Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: знаки
препинания в конце предложений.
Знаки препинания внутри простого предложения.
Знаки препинания между частями сложного предложения.
Знаки препинания при передаче чужой речи. знаки препинания в связном тексте.
Знаки препинания в связном тексте.
Контрольная работа № 2
Речь. Речевое общение. Текст
Речевая деятельность. Виды речевой деятельности, их особенности.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
Формы речи и речевое общении. Виды, сферы и ситуации речевого общения
Монологическая и диалогическая речь.
Разновидности монологических высказываний. Особенности монологической
речи в различных сферах общения.
Особенности диалогической речи. Диалог в различных сферах общения и его
разновидности..
Общение как одна из главных потребностей человека. Роль общения в жизни
человека
Виды речевого общения: устное и письменное, официальное и неофициальное,
публичное и непубличное.
Дискуссионная речь.
Элементы речевого общения: адресант, адресат, речевое событие (речевой акт),
средства речевого взаимодействия, предмет речи.
Основные сферы речевого общения. Речевая ситуация и ее компоненты.
Текст, виды его преобразования. Информативность текста.
Фактуальная, концептуальная, подтекстовая информация.
Информационно-смысловая переработка текстов.
Преобразование текста в зависимости от коммуникативной задачи.
План. Тезисы. Конспект. Реферат. Аннотация. Оценка текста. Рецензия.
Приемы совершенствования и редактирования текстов. Типы ошибок и способы
101.
102.
их устранения.
Контрольная работа № 3
Итоговый урок
МАОУ СОШ №
208 С
УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
Подписано цифровой
подписью: МАОУ
СОШ № 208 С
УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
Дата: 2021.09.25
19:33:38 +05'00'